Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.10.2020

Активизация инвестиционного сотрудничества в энергетическом секторе является залогом поступательного и взаимовыгодного развития данного сегмента международных рынков. Современные производственные, транспортные и распределительные энергосистемы, создающие новые объединения государств, требуют постоянных капиталовложений, а это обусловливает необходимость применения международно-правовых средств, повышающих инвестиционную привлекательность данного сектора.

Договор к энергетической хартии 1994 г. (далее - ДЭХ), несмотря на неоднозначное отношение к нему ведущих государств, сыграл позитивную роль в формировании секторального инвестиционного режима. Соответствующий раздел ДЭХ оценивается как замена совокупности двусторонних инвестиционных договоров на многосторонний и к тому же в значительной степени отражает практику международных отношений <1>. В современных международных энергетических отношениях возрастает значение общеизвестных правовых инвестиционных стандартов, уравновешивающих процессы фрагментации, чья необходимость подчеркивается исследователями <2>. Следовательно, ДЭХ необходимо учитывать при привлечении иностранных инвестиций в энергетический сектор, так как принимающие стороны, предоставляя дополнительные привилегии лицам и капиталам одних сторон, не вправе нарушать обязательства перед другими сторонами.
--------------------------------
<1> Zemskova K. The Common Energy Market of the Eurasian Economic Union: Implications for the European Union and the role of the Energy Charter Treaty. Brussels: Energy Charter Secretariat, 2018. P. 5.
<2> Голованов Г.Р., Езерский М.Ю. Россия как гарант баланса интересов в энергетическом секторе: соотношение правовых систем Евразийского экономического союза и Европейского союза // Правовой энергетический форум. 2015. N 3. С. 7.

Общая норма требует, чтобы всем иностранным инвесторам и капиталовложениям следует создавать стабильные, равноправные, благоприятные и открытые условия, избегая избирательных мер, препятствующих управлению, сохранению, пользованию, владению и распоряжению ими. Не должен предоставляться режим, менее благоприятный, чем предусмотренный международно-правовыми обязательствами или чем установленный для отечественных капиталовложений и лиц или инвесторов другой или третьей стороны, исходя из того, какой из них является наиболее благоприятным.

Реализация государственных программ по предоставлению финансовой помощи или заключению контрактов на исследования в области энергетических технологий также не должна нарушать инвестиционный режим. Применение неоправданной или дискриминационной инвестиционной меры, связанной с торговлей, если капиталовложения сделаны до их введения, также рассматривается как нарушение международных обязательств (ст. 10 ДЭХ).

На практике иностранные инвесторы в энергетическом секторе сталкиваются с неравноправными условиями деятельности. Так, участникам соглашений об экономической интеграции и региональных энергетических рынках предоставляется большая свобода капиталовложений, которой лишены третьи стороны, из-за хорошо известного исключения из оговорки о наиболее благоприятствуемой нации <3>. Но, как установлено, могут и вводиться и односторонние ограничительные меры из-за противоправных и недружественных действий <4>, означающие специальный инвестиционный режим. К тому же в двусторонних договорах все чаще обнаруживается норма об отказе в предоставлении привилегий любой из сторон, в случае если она принимает или сохраняет в силе меры в отношении третьей стороны или ее лиц.
--------------------------------
<3> Рогозина А.А. Действие и применение оговорки о наибольшем благоприятствовании в международном инвестиционном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2017. С. 9 - 11.
<4> Данельян А.А. Международно-правовой режим иностранных инвестиций: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 15 - 16.

Для оценки режима, который должен предоставляться иностранным инвесторам и их капиталовложениям, ситуацию необходимо рассматривать с учетом конкретных обстоятельств. Уравнивание режимов, предоставляемых инвесторам или капиталовложениям, принимающей стороны и стороны происхождения правомерно, если это имеет место в обычных условиях. При определении совместимости дифференцированного режима с принципом недискриминации могут приниматься во внимание два фактора. Ограничения могут вводиться для поддержания платежного баланса или в других суверенных целях, если от их применения по отношению к отечественным лицам или инвестициям не будет желаемого эффекта.

Единственным обоснованием изъятий не может быть указание на иностранную принадлежность инвестиций и лиц без достаточной компенсации <5>.
--------------------------------
<5> Energy Charter Secretariat. Handbook on General Provisions Applicable to Investment Agreements in the Energy Sector. Brussels, 2017. P. 10.

Одним из важнейших стимулов для иностранных инвестиций в энергетический сектор являются беспрепятственность денежных переводов, свобода которых распространяется на первоначальный капитал и любой дополнительный капитал с целью поддержания и расширения инвестиций, на доходы, получаемые от инвестиции или связанные с ней, независимо от формы, в которой они выплачиваются, включая прибыль, дивиденды, проценты, доходы от прироста капитальной стоимости, выплату роялти, вознаграждения за управление, техническое содействие или другие вознаграждения либо выплаты в натуральной форме, на платежи в соответствии с контрактами, включая сумму погашения основного долга и начисленных процентов в соответствии с кредитным соглашением, на неизрасходованный заработок и другое вознаграждение персонала, нанятого за границей в связи с этой инвестицией, на выручку от продажи или ликвидации всей или любой части инвестиции; выплат, причитающихся в результате разрешения спора и в порядке компенсации по некоммерческим рискам и экспроприации.

Переводы следует производить без задержки и, исключая доход в натуральной форме, в свободно конвертируемой валюте, т.е. широко обмениваемой на международных валютных рынках и используемой в трансграничных сделках без ограничений. Операции производятся по рыночному обменному курсу, существующему на дату перевода для сделок "спот" в подлежащей переводу валюте. При отсутствии рынка иностранной валюты берется последний курс, применявшийся в отношении иностранных инвестиций, либо последний курс для перевода валют в специальные права заимствования, в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным для инвестора. Стороны могут предусматривать в заключаемых между ними соглашениях перевод платежей в своей валюте при условии, что тем самым в отношении иностранных инвестиций не вводится режим, менее благоприятный, чем предоставляемый капиталовложениям инвесторов сторон, вошедших в такие соглашения, или третьего государства. Допускается защищать законные права и интересы кредиторов или обеспечивать соблюдение законов об эмиссии, торговле и операциях с ценными бумагами и исполнение судебных или арбитражных решений путем справедливых и недискриминационных мер.

Может ограничиваться перевод доходов в натуральной форме, если международные обязательства разрешают такие меры в отношении продажи на экспорт энергоресурсов и если не нарушаются условия о распоряжении доходами в натуральной форме, предусмотренные в соглашении между принимающей стороной и иностранным инвестором либо страной происхождения капиталов (ст. 14 ДЭХ).

Международные стандарты исходят из того, что разрешения на перевод капиталов в другую юрисдикцию должны выдаваться без дискриминации, если их назначением является прямое капиталовложение, ликвидация прямых инвестиций, операции с недвижимостью, фондовыми ценными бумагами, иностранной валютой, депозитными счетами, денежные кредиты и ссуды, поручительства, гарантии и средства финансовой поддержки, кредиты, связанные с коммерческими сделками или оказанием услуг международного характера, операции с ценными бумагами для коллективного инвестирования, операции на денежных рынках и прочие операции с финансовыми инструментами и требованиями, не имеющими формы ценной бумаги, физическое перемещение основного капитала. От инвесторов может требоваться соблюдение денежных лимитов переводов, сроков осуществления операций, оформления платежных документов, предоставление отчетов контролирующим органам. Запретить перевод возможно, к примеру, для поддержания общественного порядка, охраны национальной безопасности или обеспечения международного мира и безопасности <6>.
--------------------------------
<6> Organization for Economic Co-operation and Development. Code of Liberalization of Capital Movements. Paris, 2016. P. 10 - 12.

Другой пример находится в сфере налоговой политики, поскольку инвестиционный режим не ограничивает права сторон налагать или взимать налог путем удержания или с помощью других средств на основании законодательства или любого международного соглашения, которыми они связаны.

Стороны не обязаны устанавливать режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении льгот, предоставляемых согласно налоговым положениям любой конвенции, соглашения или договоренности или вытекающих из участия в интеграционном объединении, или в отношении любой меры, направленной на обеспечение эффективного взимания налогов, кроме случаев, когда данная мера сопряжена с произвольной дискриминацией иностранных инвестора или капиталовложений или произвольно ограничивает льготы, предоставляемые согласно инвестиционному режиму. С такими же условиями иностранный инвестор как оператор сооружений по транспортировке энергоресурсов может пользоваться недискриминационным налоговым режимом, поскольку это торговые меры инвестиционного характера (ст. 21 ДЭХ).

Инвестиционным режимом не охватываются налоговые меры в отношении дохода или капитала, которыми облагаются совокупный доход, совокупный капитал или составные части таковых, включая налоги на доходы от отчуждения собственности, налоги на имущество, наследство и дарение или аналогичные по существу налоги, налоги на общие суммы заработной платы или жалованья, выплачиваемых предприятиями, а также налоги на прирост стоимости основного капитала. Вместо этого, как подчеркивается в специальных исследованиях, действуют соглашения об устранении двойного налогообложения, в которых, помимо прочего, определяются дивиденды как доходы от акций, от реализации прав, акций учредителей, могущих участвовать в прибыли, а также иные доходы от участия в прибылях и от корпоративных прав, включая долговые обязательства. Поэтому дивиденды, выплачиваемые компанией, осуществляющей деятельность в энергетическом секторе в юрисдикции одной стороны, лицу, имеющему национальность другой стороны, облагаются налогами по месту возникновения дохода либо входят в налогооблагаемую базу в стороне, в которой постоянно пребывает их получатель <7>.
--------------------------------
<7> Taxation of Foreign Investments under International Law: Article 21 of the Energy Charter Treaty in Context. Brussels: Energy Charter Secretariat, 2015. P. 8 - 15.

Специальный налоговый режим может вводиться в рамках энергетических проектов, примером чему является "Турецкий поток". В целях содействия и расширения инвестиций освобождаются от налогообложения уполномоченные компании, их участники и имущество, используемое ими в исключительных экономических зонах и на участках континентального шельфа сторон. Компании по морскому участку и второму сухопутному участку освобождаются сторонами от налога на имущество, созданное или приобретенное для реализации проекта. Проценты по долговым обязательствам и связанные с ними доходы, возникшие в ходе осуществления проекта, освобождаются от налогов, если их получатель имеет постоянное местопребывание в юрисдикции сторон. В случае выхода российского участника из капитала компании по второму сухопутному участку стороны освобождают его от любых налогов, которые подлежат уплате в связи с этим. Помимо этого, турецкая сторона освобождает от налогов доходы компании по морскому участку и предоставляет право на перенос убытков на будущее в течение 10 лет, не взимает налог на прибыль, распределяемую участникам компаний по морскому участку и второму сухопутному участку компаниями, а также прибыль, переводимую головным офисам компаний их филиалами, а также гарантирует ряд других льгот <8>.
--------------------------------
<8> Соглашение между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток" (г. Стамбул, 10.10.2016). URL: https://docs.cntd.ru/document/-420381060 (дата обращения: 24.01.2018).

Еще одна возможность введения льгот может возникнуть при реализации суверенитета в отношении энергоресурсов, отнесенного исследователями к числу межотраслевых принципов <9>, который должен осуществляться в соответствии с нормами международного права. Без ущерба для целей содействия доступу к энергоресурсам, а также их разведке и разработке на коммерческой основе действует законодательство о правах на энергоресурсы. Сохраняется право решать, какие районы будут выделены для разведки и разработки энергоресурсов, как должна совершенствоваться их добыча, разрешать иные способы эксплуатации, устанавливать и распоряжаться выплатами от разведки и эксплуатации, вводить стандарты экологической и технологической безопасности, определять допустимые организационные формы осуществления данной деятельности. Необходимо содействовать доступу к энергоресурсам, включая недискриминационное и открытое распределение разрешений, лицензий, концессий и контрактов на поиск и разведку энергоресурсов или на их эксплуатацию или добычу (ст. 18 ДЭХ).
--------------------------------
<9> Василенко Е.В. Формирование международного природоресурсного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2016. С. 9.

В целях привлечения иностранных инвестиций рекомендуется наделять компетенцией по вопросам выдачи лицензий функционально независимые органы, не подверженные политическому вмешательству и воздействию со стороны операторов энергетического рынка, также следует подробно излагать и опубликовывать причину вынесения положительных и отрицательных решений. Оценка поданных заявок должна основываться на технической обоснованности, соблюдении экологических стандартов, качестве производимой продукции и мерах, обеспечивающих непрерывность производства, объем затрат на проектно-конструкторские и строительные работы, ежегодные производственные, капитальные затраты и затраты на обслуживание, надежность финансовых гарантий, наличие материально-технических и кадровых ресурсов и других справедливых, разумных и недискриминационных критериев <10>.
--------------------------------
<10> Комиссия ООН по праву международной торговли. Типовые законодательные положения по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников. Нью-Йорк, 2004. С. 14 - 24.

Отметим, что российское законодательство в области добычи энергоресурсов предусматривает, что, если в процессе изучения недр юридическим лицом с иностранным участием или иностранным инвестором открыто месторождение энергоресурсов, ему может быть отказано в праве пользования и для организаций с иностранным участием могут быть установлены также ограничения на участие в аукционах на право пользования <11>. Для иностранных инвесторов действует запрет на прямое и косвенное участие в уставных капиталах хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на участках недр федерального значения, и приобретение их основных активов в размере 25% и более от балансовой стоимости без предварительного согласования уполномоченного органа <12>. Как показывают исследования, аналогичные ограничения в области добычи энергоресурсов действуют во многих иностранных правопорядках <13>, что не исключает предоставления льгот.
--------------------------------
<11> Закон Российской Федерации "О недрах" N 2395-1 от 21 февраля 1992 г. (с послед. изм. и доп.). URL: https://ivo.garant.ru/#/document/10104313/paragraph/675957:1 (дата обращения: 16.07.2018).
<12> Федеральный закон Российской Федерации от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (с послед. изм. и доп.). URL: https://ivo.garant.ru/#/document/-12160212/paragraph/3780:3 (дата обращения: 16.07.2018).
<13> Гаврилина Е.А. Лицензирование права пользования недрами в целях освоения месторождений нефти и газа континентального шельфа Норвегии: опыт правового регулирования // Правовой энергетический форум. 2018. N 1. С. 23.

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о наличии необходимых международно-правовых основ для предоставления принимающими сторонами льгот для привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор. Чтобы предупредить требования о распространении преимуществ на третьи стороны, введение соответствующих мер должно быть юридически обосновано заключением соглашений о развитии инвестиционного сотрудничества на постоянной основе или для реализации конкретных проектов.

Литература

1. Василенко Е.В. Формирование международного природоресурсного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.В. Василенко. Ростов н/Д, 2016. 29 с.
2. Гаврилина Е.А. Лицензирование права пользования недрами в целях освоения месторождений нефти и газа континентального шельфа Норвегии: опыт правового регулирования / Е.А. Гаврилина // Правовой энергетический форум. 2018. N 1. С. 23 - 29.
3. Голованов Г.Р. Россия как гарант баланса интересов в энергетическом секторе: соотношение правовых систем Евразийского экономического союза и Европейского союза / Г.Р. Голованов, М.Ю. Езерский // Правовой энергетический форум. 2015. N 3. С. 7 - 11.
4. Данельян А.А. Международно-правовой режим иностранных инвестиций: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.А. Данельян. М., 2016. 49 с.
5. Рогозина А.А. Действие и применение оговорки о наибольшем благоприятствовании в международном инвестиционном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Рогозина. Казань, 2017. 27 с.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Тенденции развития современного российского законодательства в сфере иностранных инвестиций (Овсянникова М.В.)

Дата размещения статьи: 24.12.2021

подробнее>>

Публично-правовое и частноправовое регулирование деятельности оператора инвестиционной платформы (Кванина В.В., Спиридонова А.В.)

Дата размещения статьи: 19.11.2021

подробнее>>

Инвестиционный контракт: понятие и место в системе договорного права (Лебедев К.К.)

Дата размещения статьи: 13.10.2021

подробнее>>

Инвестиционный законопроект. Новые инструменты стимулирования капиталовложений (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 20.08.2021

подробнее>>

Проблемы кодификации инвестиционного законодательства: финансово-правовой аспект (Акопян О.А.)

Дата размещения статьи: 05.08.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.