Дата размещения статьи: 19.11.2021
Введение
Процессы цифровизации экономики оказали серьезное воздействие на многие ее сектора, в том числе финансовый, где быстрыми темпами стал развиваться краудфандинг как деятельность по финансированию коммерческих и некоммерческих проектов посредством привлечения средств частных лиц с использованием цифровых технологий или платформ. В качестве посредника между инвестором (донором) и лицом, привлекающим инвестиции (реципиентом), выступает оператор платформ.
В России в настоящий период функционирует значительное количество краудфандинговых операторов, многие из которых объединены в Ассоциацию операторов инвестиционных платформ. Деятельность операторов инвестиционных платформ (далее - ИП) регулируется Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 259-ФЗ) <1>, который вступил в силу с 01.01.2020.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2019. N 31. Ст. 4418.
Основная часть
Федеральный закон N 259-ФЗ был разработан в рамках реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года в целях развития альтернативного источника финансирования малого и среднего бизнеса - коллективного финансирования (краудфандинга и краудин-вестинга).
Законодательное регулирование, с одной стороны, должно стимулировать граждан и юридических лиц инвестировать в малый и средний бизнес, а с другой - свести к минимуму риски, возникающие в ходе инвестиционной деятельности для инвесторов, например такие, как банкротство лиц, привлекающих инвестиции, проблемы защиты прав инвесторов, отмывания доходов, полученных преступным путем, и др. <2>. Таким образом, оно одновременно должно отвечать как частным, так и публичным интересам, а следовательно, носить публично-частный характер.
--------------------------------
<2> Спиридонова А.В. Организационно-правовые формы привлечения инвестиций на примере краудфандинга и фандрайзинга // Правовое регулирование интеллектуальной собственности и инновационной деятельности: сборник статей участников научно-методологического семинара (г. Москва, 19 - 20 апреля 2018 г.) / под общ. ред. О.В. Сушковой. М.: РГ Пресс, 2018. С. 227.
Согласно ст. 2 Закона N 259-ФЗ оператор ИП - хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций и включенное Банком России в реестр операторов ИП. Под деятельностью по организации привлечения инвестиций понимается оказание услуг по содействию в инвестировании и услуг по привлечению инвестиций с использованием ИП <3>.
--------------------------------
<3> Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 259-ФЗ ИП представляет собой информационную систему в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, используемую для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором ИП.
Оператор ИП, являясь коммерческой организацией, оказывает возмездные услуги инвесторам и лицам, привлекающим инвестиции, организуя между ними взаимодействие на базе ИП. Анализ Закона N 259-ФЗ показывает, что деятельность оператора ИП носит многоаспектный характер: на него возлагается целый ряд функций основного и вспомогательного характера. Так, его основной функцией является организационно-посредническая, заключающаяся в организации привлечения инвестиций для реципиента.
В Законе N 259-ФЗ четко определены способы инвестирования:
- предоставление займов;
- приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием ИП, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций, и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;
- приобретение утилитарных цифровых прав.
Фактически в рамках Закона N 259-ФЗ деятельность операторов ИП ограничена такими разновидностями краудфандинга, как краудлендинг - предоставление займов и краудинвестинг - финансирование путем приобретения эмиссионных ценных бумаг, а также утилитарных цифровых прав.
Выполнение оператором ИП базовой функции требует от него и осуществления ряда вспомогательных функций. Исходя из Закона N 259-ФЗ можно выделить следующие функции:
- контрольную, заключающуюся в установлении лица, с которым заключается договор об оказании услуг по привлечению инвестиций или договор об оказании услуг по содействию в инвестировании (п. 6 ст. 3) <4>; осуществлении контроля за соблюдением ограничений в отношении размера привлеченных инвестиций реципиентом на базе ИП (п. 4 ст. 6) и размера передаваемых на базе ИП инвестиций донором - физическим лицом реципиенту (п. 4 ст. 7). Как отмечается в литературе, цель ограничений, предусмотренных в указанных нормах, - предотвращение создания различного рода финансовых пирамид под маской ИП <5>;
- удостоверяющую, состоящую в признании оператором ИП физического лица квалифицированным инвестором (п. 3 ст. 7);
- техническую, выражающуюся в обеспечении участникам отношений по привлечению инвестиций на базе ИП технической возможности приобретать утилитарные цифровые права при их обращении, знакомиться с их содержанием, осуществлять утилитарные цифровые права, а также распоряжаться ими (п. 8 ст. 8);
- информационную, заключающуюся в раскрытии на сайте оператора ИП информации о нем и о его деятельности, правил ИП, сведений о лицах, привлекающих инвестиции с использованием ИП, об их инвестиционных предложениях и т.д. (ст. 15);
- учетную, предусматривающую ведение реестра заключенных с использованием ИП договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций, договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании и договоров инвестирования; обеспечение сохранности сведений о договорах, заключаемых на базе ИП; ведение учета денежных средств каждого инвестора (п. 9 ст. 13); осуществление безналичных расчетов между инвестором и лицом, привлекающим инвестиции (п. 8, 16 ст. 13).
--------------------------------
<4> В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
<5> Габов А.В., Хаванова И.А. Краудфандинг: законодательное оформление web-модели финансирования в контексте правовой доктрины и зарубежного опыта // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Вып. 1. Январь - март. С. 28 - 44.
Как видно, вспомогательные функции, носящие в большей мере публично-правовой характер, обусловлены базовой функцией оператора ИП, имеющей частноправовой характер.
В соответствии со ст. 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <6> операторы ИП отнесены к некредитным финансовым организациям. Для обеспечения устойчивого развития финансового рынка РФ, эффективного управления рисками, возникающими на нем, защиты прав и законных интересов инвесторов Закон N 259-ФЗ предъявляет ряд обязательных требований к операторам ИП как к юридическим лицам и к их деятельности.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1342.
Так, оператор ИП как юридическое лицо должен соответствовать следующим требованиям:
1) быть созданным в соответствии с законодательством РФ в форме хозяйственного общества;
2) размер его собственных средств (капитала) должен составлять не менее 5 млн рублей;
3) лицом, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц), самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, поручения, акционерным соглашением, иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) оператора ИП, распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал оператора ИП, не может являться:
- юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается Министерством финансов РФ; у которого за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление деятельности кредитной организации или некредитной финансовой организации;
- физическое лицо, в отношении которого не истек срок, в течение которого оно считается подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации; имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
4) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) или совета директоров (наблюдательного совета) оператора ИП не может являться физическое лицо, сведения о котором включены в реестр дисквалифицированных лиц либо в отношении которого не истек срок, в течение которого оно считается подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации; имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; не имеющее высшего образования;
5) полномочия единоличного исполнительного органа оператора ИП не могут быть переданы юридическому лицу (управляющей компании);
6) операторами ИП, лицами, имеющими право на распоряжение 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал оператора ИП, не могут являться организации и физические лица, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и (или) в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
7) оператор ИП обязан утвердить внутренний документ (документы) по управлению конфликтами интересов, а также раскрывать информацию о выявленных конфликтах интересов и принятых мерах по их управлению, в соответствии с Указанием Банка России "О требованиях к внутреннему документу (документам) по управлению конфликтами интересов оператора инвестиционной платформы" от 02.12.2019 N 5337-У.
Обращает на себя внимание, что законодательством не установлены специальные требования к направлению подготовки в сфере высшего образования руководителя оператора ИП, а также не установлены требования к уровню образования главного бухгалтера оператора ИП.
Полагаем, что отнесение оператора ИП к категории финансовой организации предполагает, что руководитель оператора ИП и главный бухгалтер должны обладать как минимум познаниями в области ведения бухгалтерского учета, а следовательно, к ним должны предъявляться требования о наличии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита, а также требования об определенном опыте работы.
Если сравнивать требования, предъявляемые к финансовым организациям, в том числе к некредитным финансовым организациям, и требования, предъявляемые к оператору ИП, то сразу же виден либеральный подход законодателя к данным участникам финансового рынка.
Дело в том, что к отдельным субъектам финансовой деятельности законодатель предъявляет повышенные требования, например в виде лицензирования, предусматривающего требования к наличию у них зданий, помещений и т.д. на законном основании, уставного капитала в определенном размере, руководящего состава, обладающего соответствующим образованием и опытом работы и др. Подобных требований Закон N 259-ФЗ к оператору ИП не предъявляет.
К деятельности оператора ИП по организации привлечения инвестиций Закон N 259-ФЗ, в свою очередь, устанавливает следующие требования:
1) оператор ИП вправе осуществлять данную деятельность только при условии раскрытия на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- информации о себе и о своей деятельности;
- правил ИП со всеми внесенными в них изменениями;
- порядка действий, необходимых для присоединения к договору об оказании услуг по привлечению инвестиций, к договору об оказании услуг по содействию в инвестировании и порядка действий, необходимых для инвестирования с использованием ИП;
- своего годового отчета о результатах деятельности по организации привлечения инвестиций;
- информации о сроке восстановления функционирования ИП в случае нарушения ее функционирования, а также иной информации, требуемой Законом N 259-ФЗ;
2) при осуществлении данной деятельности оператор ИП не вправе осуществлять иную финансовую деятельность, за исключением клиринговой, брокерской, дилерской, депозитарной деятельности, деятельности организатора торговли, по управлению ценными бумагами, по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
В то же время в Законе остается открытым вопрос о возможности занятия оператором ИП иной деятельностью, не относящейся к финансовой. Представляется, что, поскольку речь идет о финансовой деятельности, носящей рисковый характер, более справедливым было бы признать за оператором ИП исключительный характер правоспособности, как это установлено в отношении банковских и страховых организаций, и установить, что иными видами деятельности они не вправе заниматься;
3) оператор ИП обязан представлять в Центральный банк РФ отчеты об осуществлении деятельности по организации привлечения инвестиций в порядке, форме и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России (п. 8 ст. 3 Закона), в частности Указанием Банка России от 29.01.2020 N 5395-У "О порядке и сроках составления и представления в Банк России отчетов операторами инвестиционных платформ, форме отчетов операторов инвестиционных платформ и составе включаемых в них сведений".
Отдельные требования Закона N 259-ФЗ установлены и в отношении ИП, которая выступает в качестве инструмента осуществления деятельности оператором:
1) ИП должна содержать реестр заключенных на ее базе договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций, об оказании услуг по содействию в инвестировании и инвестирования; сохранность, достоверность сведений и возможность для сторон договора получения их текста должна обеспечиваться оператором ИП;
2) если инвестирование с использованием ИП осуществляется путем приобретения утилитарных цифровых прав, в такой платформе должны обеспечиваться:
- невозможность внесения в базу данных, содержащую информацию о возникновении, переходе и прекращении утилитарных цифровых прав, информации о переходе утилитарного цифрового права, которое было прекращено;
- соблюдение условий обращения и прекращения утилитарных цифровых прав, определенных в инвестиционном предложении;
- невозможность увеличения или уменьшения количества утилитарных цифровых прав в обращении в ИП иначе как путем их возникновения у инвестора, принявшего инвестиционное предложение, и прекращения по основаниям, предусмотренным Законом N 259-ФЗ;
- наличие уникальных условных обозначений утилитарного цифрового права или одинаковых утилитарных цифровых прав, позволяющих идентифицировать их как в ИП, так и вне ее, а также отличать утилитарные цифровые права друг от друга без обращения к информации об их содержании;
3) если инвестирование с использованием ИП осуществляется путем приобретения утилитарных цифровых прав, платформа должна соответствовать следующим признакам:
- технические средства ИП, на которых хранится база данных платформы, физически отделены друг от друга и подключены к информационно-телекоммуникационной сети;
- база данных ИП находится под управлением программ, установленных на узлах ИП;
- информационные технологии ИП осуществляют в автоматическом режиме (без участия человека) поддержание тождественности информации, содержащейся в базах данных ИП, на всех узлах ИП.
Обращает на себя внимание, что в Законе N 259-ФЗ не указано, например, правовое основание, на котором оператор может владеть ИП. Однако от решения данного вопроса напрямую зависит вопрос о гарантии несанкционированного доступа к оборудованию ИП.
При условии соответствия оператора ИП предъявляемым требованиям он должен быть включен Банком России в реестр операторов ИП в соответствии с Указанием Банка России от 04.12.2019 N 5342-У "О порядке ведения реестра операторов инвестиционных платформ".
Решение о внесении сведений о заявителе в реестр вносится на основании заявления и прилагаемых к нему документов. При определенных обстоятельствах Банк России может отказать во внесении сведений в реестр операторов ИП, а также исключить сведения из реестра.
В случае принятия Банком России решения об исключении сведений об операторе ИП из реестра он обязан прекратить оказывать услуги по привлечению инвестиций и по содействию в инвестировании, а также прекратить обязательства, связанные с оказанием таких услуг. В случае неисполнения оператором ИП данных обязанностей Банк России вправе предъявить в суд требование о его ликвидации.
Из вышеуказанного следует, что факт внесения оператора ИП в реестр операторов ИП, по сути, носит правоустанавливающий характер, поскольку только с момента внесения оператора в данный реестр у него возникает право на осуществление деятельности по организации привлечения инвестиций с использованием ИП; в случае исключения оператора ИП из реестра у него прекращается право на осуществление деятельности по организации привлечения инвестиций.
В этом случае возникает вопрос о гарантиях прав и законных интересов лиц, вступивших в отношения с оператором ИП. К сожалению, этот аспект деятельности операторов ИП, носящий публично-правовой характер, не регламентируется ни Законом N 259-ФЗ, ни соответствующими указаниями Банка России.
Безусловно, одной из важнейших целей принятия Закона N 259-ФЗ выступает защита прав участников отношений, возникающих в связи с осуществлением инвестирования с использованием ИП. Как уже отмечалось, обязательные требования к оператору ИП и к осуществляемой им деятельности носят довольно либеральный характер, однако в большей степени возникают вопросы по поводу регламентации договорных отношений участников инвестирования.
Наиболее уязвимым участником таких отношений является инвестор, в качестве которого могут выступать как физические, так и юридические лица. О высокорискованном характере заключения договоров с помощью ИП говорится в п. 3 ст. 3 Закона N 259-ФЗ, п. 5.2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 "О рекламе", где подчеркивается, что заключение с использованием ИП договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным и может привести к потере инвестированных денежных средств в полном объеме.
Прежде всего риск инвестора проявляется в том, что его денежные средства, предназначенные для лица, привлекающего инвестиции, зачисляются на номинальный счет, открытый оператору ИП. От момента зачисления денег на данный счет и до перечисления их лицу, привлекающему инвестиции, у инвестора должны быть гарантии, что эти средства находятся в целости и сохранности.
Однако Закон N 259-ФЗ не предусматривает механизмов защиты прав инвесторов (например, в виде страхования ответственности оператора ИП, средств компенсационного фонда саморегулируемой организации операторов ИП), что сразу же может насторожить потенциальных инвесторов. В России еще не забыта деятельность финансовых пирамид типа "МММ", подорвавших доверие частных инвесторов.
В Законе N 259-ФЗ также отсутствуют какие-либо положения относительно ответственности операторов ИП за умышленные действия лиц, привлекающих инвестиции, за убытки, возникшие вследствие технических причин (например, сбой программы).
В качестве определенных гарантий прав инвесторов можно рассматривать закрепление в законодательстве существенных условий договоров о привлечении инвестиций и по содействию в инвестировании. Однако согласно ст. 4 Закона N 259-ФЗ вся информация, связанная с привлечением и размещением инвестиций: условия договоров, требования к участникам правоотношений, возникающих на базе ИП, размер вознаграждения оператора ИП или порядок его определения либо указание на отсутствие вознаграждения, требования к содержанию инвестиционного предложения и т.д. - должна быть зафиксирована в правилах ИП.
Таким образом, все эти вопросы отданы Законом N 259-ФЗ на усмотрение оператора ИП, что с позиции интересов инвесторов вряд ли представляется правильным. Данный тезис можно пояснить на следующем примере.
По общему правилу деятельность оператора ИП по привлечению инвестиций и по содействию в привлечении инвестиций является возмездной, если иное не предусмотрено правилами ИП (п. 5 ст. 3). Опыт функционирования ИП свидетельствует о достаточно высоких размерах вознаграждения, выплачиваемых оператору ИП (до 25%) <7>. И здесь российские операторы ИП далеко обошли зарубежных коллег, где размер вознаграждения колеблется от 1 до 5%.
--------------------------------
<7> Мотовилов О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей // Вестник СПбГУ. Экономика. 2018. Т. 34. Вып. 2. С. 306.
В данном случае немаловажным является тот факт, что одной из причин легализации краудфандинга являлось намерение введения альтернативного кредитованию способа финансирования малого и среднего бизнеса.
Безусловно, краудфандинг как способ финансирования в рамках Закона N 259-ФЗ имеет ряд преимуществ перед кредитованием, но "плата" за такие преимущества будет слишком обременительной для субъектов малого и среднего предпринимательства, что может привести к невостребованности данного способа финансирования.
Справедливости ради надо отметить, что наряду с обозначенными дефектами Закон N 259-ФЗ содержит и определенные защитные механизмы прав инвесторов. Так, инвестор, не являющийся индивидуальным предпринимателем или квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании его квалифицированным инвестором, при превышении ограничений по размеру вложения инвестиций, установленных п. 1 ст. 7 Закона N 259-ФЗ, вправе предъявить требование к оператору ИП о выкупе у него имущественных прав, ценных бумаг и (или) утилитарных цифровых прав, приобретенных в этой ИП, на сумму такого превышения.
Данные требования инвестора не подлежат удовлетворению, если он дал оператору ИП недостоверные заверения о соблюдении ограничений, указанных в ч. 1 ст. 7 Закона N 259-ФЗ. Иск о применении данного последствия может быть предъявлен инвестором в течение одного года с даты совершения сделки с превышением указанного ограничения.
Кроме того, Закон N 259-ФЗ предусматривает, что оператор ИП несет ответственность за убытки, причиненные вследствие раскрытия недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации об ИП и операторе ИП; нарушения оператором ИП правил ИП; несоответствия ИП требованиям ст. 11 Закона N 259-ФЗ.
Таким образом, механизм защиты прав инвесторов, носящий публично-частный характер, также нуждается в доработке.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что деятельность оператора ИП подвержена как публично-правовому, так и частноправовому регулированию. Законодательство, и в первую очередь Закон N 259-ФЗ, предусматривает публично-правовое регулирование в виде установления обязательных требований к оператору ИП, осуществляемой им деятельности, ИП как инструменту осуществления деятельности.
Модели же отношений между оператором ИП и лицами, привлекающими инвестиции, инвесторами в основном выстраиваются по усмотрению оператора ИП преимущественно на основе дозволительного механизма регулирования, что с точки зрения рискового характера деятельности оператора ИП представляется неоправданным. При этом и публично-правовое, и частноправовое регулирование требует быстрого устранения законодательных недоработок, что обеспечит более эффективное функционирование краудфандинга.
Библиография
1. Габов А.В., Хаванова И.А. Краудфандинг: законодательное оформление web-модели финансирования в контексте правовой доктрины и зарубежного опыта // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Вып. 1. Январь - март. С. 28 - 44.
2. Мотовилов О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей // Вестник СПбГУ. Экономика. 2018. Т. 34. Вып. 2. С. 298 - 316.
3. Спиридонова А.В. Организационно-правовые формы привлечения инвестиций на примере краудфандинга и фандрайзинга // Правовое регулирование интеллектуальной собственности и инновационной деятельности: сборник статей участников научно-методологического семинара (г. Москва, 19 - 20 апреля 2018 г.) / под общ. ред. О.В. Сушковой. М.: РГ Пресс, 2018. С. 220 - 229.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 24.12.2021
Дата размещения статьи: 19.11.2021
Дата размещения статьи: 13.10.2021
Дата размещения статьи: 20.08.2021
Дата размещения статьи: 05.08.2021
Навигация