Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Валютное регулирование и валютный контроль > Валютное регулирование в России: настоящее и будущее (Бублик В.А.)

Валютное регулирование в России: настоящее и будущее (Бублик В.А.)

Дата размещения статьи: 21.03.2016

Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон) определяет сферу действия Закона и регулируемые им отношения - это правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля.

Предметом регулирования Закона являются общественные отношения, следовательно, валютные отношения - это отношения по управлению деятельностью участников внешнеэкономической деятельности на внутреннем валютном рынке России, отношения по контролю за соблюдением требований валютного законодательства, а также отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением участниками внешнеэкономической деятельности валютой Российской Федерации, внутренними ценными бумагами и валютными ценностями <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 303.

Валютные отношения занимают особое место в системе связей, регулируемых внешнеэкономическим правом. Это обусловлено тем, что в их группу входят как отношения между хозяйствующими субъектами, частными лицами по импорту в российскую экономику иностранной валюты, валютных ценностей, экспорту из российской экономики иностранной валюты, валютных ценностей и валюты РФ, так и отношения между указанными субъектами и публичными образованиями, сопряженные с осуществлением государственного валютного контроля за оборотом иностранной валюты. Никакая другая группа отношений не сочетает в себе частноправовые отношения по обороту объектов гражданских прав и одновременно - публично-правовые отношения по контролю за таким оборотом.
Данная особенность предопределена предметом валютных отношений, в качестве которого выступает иностранная валюта. Функции иностранной валюты в международном и внутреннем гражданском обороте разнообразны: она используется для осуществления платежей за различные объекты гражданских прав, предоставления займов и кредитов, в качестве средства возмещения убытков и стоимости неосновательного обогащения, а также как способ минимизации валютных рисков участников внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем в валютной сфере помимо частных реализуются и публичные интересы. Необходимость их обеспечения объективно требует своеобразной формы правового воздействия, в рамках которого частноправовые методы дополняются публично-правовыми, т.е. оборот иностранной валюты подпадает под "перекрестное" частноправовое и публично-правовое регулирование. Неконтролируемый же отток российского капитала за границу может нанести значительный ущерб стабильности международного валютно-финансового положения государства, устойчивости национальной платежной единицы и, следовательно, финансово-экономической безопасности и суверенитету РФ, т.е. привести к негативным политическим последствиям. Более того, валютные отношения по определению являются межгосударственными, они обладают по меньшей мере одним иностранным элементом. Поэтому их регулирование осуществляется посредством не только российского, но и иностранного, а также международного права.
Таким образом, сфера действия Закона о валютном регулировании распространяется на две группы отношений:
отношения между резидентами (нерезидентами) и органами валютного регулирования и контроля, агентами валютного контроля;
имущественные отношения между резидентами по поводу владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, между резидентами и нерезидентами, а также между последними по поводу владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютой РФ и внутренними ценными бумагами.
Имущественные отношения, в свою очередь, разделяются на отношения между частными лицами и публичными образованиями в связи с исполнением публично-правовых обязанностей посредством передачи валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг (в частности, уплата налога в иностранной валюте) и отношения, в которых стороны выступают юридически равноправными субъектами (например, отношения из договора купли-продажи с условием об уплате цены иностранной валютой).
В России в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ наличные деньги и безналичные денежные средства выступают объектами гражданских прав. В силу ст. 140 ГК РФ национальной денежной единицей России является рубль, который служит законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории страны, а случаи, порядок и условия использования иностранной валюты определяются законом или в установленном им порядке. Возможность использования иностранной валюты в денежных обязательствах зависит от того, в каком качестве она выступает: как валюта долга (валюта, в которой денежное обязательство выражено) или как валюта платежа (валюта, в которой обязательство подлежит исполнению). Отмеченное разделение функций иностранной валюты вызвано тем, что хозяйствующие субъекты в условиях обесценивания национальной валюты стремятся минимизировать потери от инфляции. Одно из средств достижения данной цели - привязка денежного обязательства к иной, более стабильной валюте. В сфере внешнеэкономической деятельности использование в денежном обязательстве различных иностранных валют позволяет управлять валютными рисками, под которыми следует понимать изменения обменного курса валюты долга и валюты платежа, произошедшие с момента возникновения обязательства до наступления срока исполнения.
Требования валютного законодательства государств, к которым принадлежат стороны внешнеэкономического договора, могут императивно предписывать, в какой валюте должны производиться расчеты. Кроме того, не исключена ситуация, когда на исполнении обязательства в определенной валюте настаивает одна из его сторон. В таких случаях наиболее доступным и действенным средством, дающим возможность избежать экономических потерь от изменения курса валюты платежа с момента возникновения обязательства до наступления срока его исполнения, является право сторон предусмотреть для расчета и для выражения суммы долга различные валюты. Полная конвертируемость ряда иностранных валют позволяет участнику международного экономического оборота выбрать в качестве валюты долга ту валюту, изменение курса которой минимально либо наиболее прогнозируемо.
Возможность выражения денежного обязательства в иностранной валюте закреплена в п. 2 ст. 317 ГК РФ. В обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Как следует из содержания данной диспозитивной нормы, использование иностранной валюты исключительно в качестве валюты долга зависит от усмотрения сторон. Напротив, валютой платежа иностранная валюта может являться только в случаях, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (п. 3 ст. 317 ГК РФ). Для сравнения: Свод законов гражданских Российской империи предоставлял сторонам обязательства достаточно большую свободу усмотрения при решении вопроса о допущении платежа в иностранной валюте: хотя счет на иностранную монету во всех внутренних сделках запрещался, иностранная золотая монета, равно как и иностранная серебряная монета высокой пробы (в местностях, где она допускалась к обращению), могла употребляться при внутренних платежах, если на это были согласны плательщик и тот, кто принимал платеж, но не иначе как по установленному курсу и ценности (ст. 1542) <1>.
--------------------------------
<1> Кодификация российского гражданского права: Свод законов гражданских Российской империи, Проект Гражданского уложения Российской империи, Гражданский кодекс РСФСР 1922 года, Гражданской кодекс РСФСР 1964 года / сост. Д.В. Мурзин, отв. ред. М.Ф. Казанцев. Екатеринбург, 2003. С. 238.

Валютная политика России, направленная на обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, реализуется путем осуществления валютного регулирования, под которым понимается "комплекс целенаправленных действий государства по формированию или изменению сложившихся общественных отношений по поводу валютных ценностей посредством применения юридических и экономических мер воздействия" <1>.
--------------------------------
<1> Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. М., 2004. С. 15.

Учитывая изложенное, под валютным регулированием следует понимать деятельность государства в лице органов общей компетенции и органов валютного регулирования по установлению правил проведения валютных операций и порядка осуществления валютного контроля в целях обеспечения реализации публичных интересов в валютной сфере. Непосредственная административная деятельность по обеспечению соблюдения правил валютного регулирования охватывается понятием валютного контроля. Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль являются самостоятельными, но взаимосвязанными составляющими валютной политики государства.
Цели валютного регулирования (обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка) достигаются путем установления валютных ограничений и норм, имеющих публично-правовую природу и регламентирующих порядок осуществления валютного контроля. В разные исторические периоды, характеризующиеся определенной совокупностью экономических факторов и направленностью валютной политики государства, соотношение частных и публичных элементов в валютном законодательстве различно. В условиях валютной монополии государства, финансовых кризисов и ухудшения платежного баланса публично-правовые средства, как правило, преобладают. Напротив, стабилизация курса национальной валюты, благоприятная экономическая обстановка в стране, накопление валюты в специальных фондах приводят к отмене валютных ограничений и либерализации валютного регулирования, "внимание" которого акцентируется на установлении порядка проведения валютных операций, а не на запретах на их осуществление.
Валютное регулирование на территории России стало осуществляться с XVI в., в конце XIX в. рубль стал свободно конвертируемой валютой и высоко ценился иностранными инвесторами. Первая мировая война и последовавшие за ней революции 1917 г. подорвали устойчивость рубля, а с введением административной монополии на внешнеэкономическую деятельность рубль превратился в неконвертируемую валюту.
Система валютного регулирования и контроля в России после распада Советского Союза создавалась с чистого листа, что обусловило ряд ошибок на первоначальном этапе. Первый Закон России о валютном регулировании и валютном контроле вступил в силу 4 ноября 1992 г. <1>. Он содержал большое количество бланкетных и отсылочных норм, поэтому основное регулирование в этой сфере осуществлялось подзаконными нормативными правовыми актами. Несмотря на принятие указанного Закона, в 1992 - 1998 гг. отток финансового капитала из России превысил 150 млрд долл. США <2>. Использование в 1992 - 2003 гг. широкого набора валютных ограничений позволило государству уменьшить вывоз национального капитала, выровнять платежный баланс, создать предпосылки для формирования валютных фондов. Однако для решения стоявших перед валютной политикой задач административно-правовых методов стало недостаточно. Принятие в 2003 г. нового Закона о валютном регулировании ознаменовало либерализацию регулирования валютных отношений и внедрение частноправовых методов воздействия на них.
--------------------------------
<1> О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. N 3615-1 // Рос. газ. 1992. 4 нояб.
<2> Экономика и жизнь. 1998. N 37. С. 39.

Закон о валютном регулировании 2003 г. в отличие от Закона 1992 г. содержит значительное количество норм прямого действия, при этом в него заложена модель постепенного снятия избыточных и неэффективных (с учетом оттока капитала из России) барьеров. В соответствии с этой моделью:
1) с 15 июня 2004 г. отменены индивидуальные разрешения на совершение валютных операций, сегодня резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета за пределами России, юридические лица - резиденты вправе осуществлять расчеты по валютным операциям, используя денежные средства, находящиеся на счетах в иностранных банках;
2) с 1 июля 2006 г. утратили силу ст. 7 и чч. 3 - 6 ст. 11 Закона, предоставлявшие Правительству РФ и Банку России право регулировать операции по движению капитала путем установления требования о резервировании или использования специального счета;
3) с 1 января 2007 г. отменено право Банка России устанавливать требование об использовании специального счета при осуществлении валютных операций, связанных с получением кредитов и займов, куплей-продажей ценных бумаг, а также требование об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке.
В ст. 1 Закона о валютном регулировании названы следующие виды валютных операций (перечень является закрытым):
1) резидент приобретает у резидента и отчуждает резиденту валютные ценности или использует валютные ценности в качестве средства платежа. Такого рода валютные операции совершаются лишь в случаях, прямо предусмотренных законом;
2) резидент приобретает у нерезидента либо нерезидент приобретает у резидента или резидент отчуждает в пользу нерезидента либо нерезидент отчуждает в пользу резидента иностранную валюту, внешние ценные бумаги, валюту Российской Федерации и внутренние ценные бумаги на законных основаниях. Валютной операцией считается также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств платежа между резидентом и нерезидентом;
3) нерезидент приобретает у нерезидента или нерезидент отчуждает в пользу нерезидента валютные ценности, валюту Российской Федерации и внутренние ценные бумаги на законных основаниях. Валютной операцией считается также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа между двумя нерезидентами.
Валютная операция является понятием публичного права, цель которого состоит в определении перечня действий, охватываемых валютным регулированием, поэтому можно предположить, что акцент должен быть сделан не на заключении сделок, а на их исполнении. Исполнение обязательств из внешнеторговых сделок - область наиболее пристального внимания государства, сфера, в которой публичные способы регулирования используются максимально интенсивно.
Как следует из содержания Закона о валютном регулировании (в частности, пп. 7, 10 ч. 1 ст. 9), валютные операции производятся не только в процессе исполнения гражданско-правовых обязательств. Например, в п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона в качестве валютной операции названо фактическое перемещение валютных ценностей - их ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ, перевод со счета на счет одного и того же лица.
Путем указания на действия, которые относятся к валютным операциям, законодатель устанавливает сферу регламентации Закона о валютном регулировании, которая охватывает разнообразные отношения. Действия субъектов, подлежащие валютному регулированию, неоднородны (например, банковский перевод и ввоз на таможенную границу) и потому не могут быть отнесены к одной категории из-за их содержания, предмета или иных качественных характеристик. Объединяющим их признаком являются способность оказывать влияние на валютно-финансовое положение государства и обусловленная этим фактором необходимость обеспечения публичных интересов в валютной сфере.
Таким образом, валютная операция - комплекс предусмотренных валютным законодательством и осуществляемых наделенными специальным статусом резидента или нерезидента субъектами действий, правовое регулирование которых в рамках соответствующей отрасли права дополняется предписаниями валютного законодательства. Это могут быть:
1) действия по передаче валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг в целях заключения гражданско-правовых договоров;
2) действия по исполнению международно-правовых и гражданско-правовых обязательств, возникающих в процессе внутреннего оборота валютных ценностей, международного оборота валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; публично-правовых обязанностей посредством передачи валютных ценностей, а также валюты РФ и внутренних ценных бумаг (в отношениях с участием нерезидентов);
3) действия по перемещению и переводу валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
В связи с целевой направленностью квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов как валютной операции использование характерного для публичного права режима "запрещено все, что прямо не разрешено" <1> для упорядочения внешнеэкономической деятельности должно быть ограничено путем установления оснований его применения. Поэтому в Законе и дан закрытый перечень действий, охватываемых понятием валютной операции, а не его общее определение, которое в данном случае не внесет ясности в процесс правоприменения.
--------------------------------
<1> Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 104.

Отечественное законодательство традиционно устанавливало широкий спектр валютных ограничений на различные действия субъектов с валютными ценностями и национальной валютой. Закон о валютном регулировании, несмотря на значительную либерализацию внутреннего валютного рынка, сохранил требования об осуществлении всех расчетных операций по экспортно-импортным сделкам через уполномоченные банки с использованием паспорта внешнеэкономической сделки (ст. 14); запрет на осуществление валютных операций между резидентами (ст. 9); количественное ограничение перемещения наличной валюты и валютных ценностей резидентами и нерезидентами (ст. 15); требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19).
Валютные ограничения можно разделить на две группы: запреты на использование иностранной или национальной валюты в качестве средства платежа и дополнительные обязанности при проведении валютных операций. Такие дополнительные обязанности могут содержать требования к надлежащему исполнению (непосредственное определение срока и места проведения валютной операции) либо условия выполнения этих требований (приобретение иностранной валюты у уполномоченного банка). Кроме того, выделяются валютные ограничения, содержащие обязательные правила, соблюдение которых предполагает включение соответствующего условия в договор (репатриация иностранной валюты).
Закон о валютном регулировании также устанавливает систему контрольных мероприятий за валютными операциями. Валютный контроль - это комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений данного порядка. Основная цель валютного контроля - обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ. Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком.
Необходимо отметить, что преобразования в валютном регулировании продолжаются и в настоящее время, причем поправки вносятся не только непосредственно в Закон о валютном регулировании, но и в иные нормативные акты. Так, Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 194-ФЗ <1> в ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях были внесены изменения, которые расширили понятие незаконной валютной операции. В частности, таковыми стали признаваться:
купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;
валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ;
валютные операции, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.
--------------------------------
<1> Рос. газ. 2012. 14 нояб.

Изменения вступили в силу 13 февраля 2013 г. и вызвали неоднозначную реакцию как у общества в целом, так и у юристов <1>. Особое возмущение вызвало признание как незаконной валютной операции, расчеты по которой произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ. Это означает, что доход, который человек хочет зачислить на свой зарубежный счет, должен пройти транзитом через российский банк (после этого деньги можно свободно переводить на любые счета). Речь идет о доходах от сдачи в аренду и продажи недвижимости за границей, гонорарах, зарплатах для работающих и живущих за границей россиян, доходах от ценных бумаг и продажи паевых инвестиционных фондов и даже процентах по депозиту и пр. Проценты действительно должны сначала поступить на счет в российском банке. Зачисление средств на зарубежные счета транзитом через российские банки нужно для мониторинга движения капитала, валютного контроля, стимулирования россиян к открытию счетов в филиалах российских банков, борьбы с отмыванием незаконных доходов и уклонением от уплаты налогов.
--------------------------------
<1> За счет за границей россиянам может грозить штраф // URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/8782781/zarubezhnye_scheta_budut_privyazany_k_rossii.

Исключением может стать, например, зачисление наличных средств на иностранный счет, хотя и придется объяснять происхождение крупной суммы. Еще одно исключение - займы, полученные от резидентов стран - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет. Не обойтись и без издержек. Придется сообщить налоговым органам о счете за границей (иначе российский банк не осуществит перевод), оплатить банковскую комиссию. Могут возникнуть и налоговые риски. С большинством стран Российская Федерация подписала соглашения об избежании двойного налогообложения: по ним трудовые доходы и поступления от аренды или продажи недвижимости облагаются налогами по месту их получения. Если налог уплачен за рубежом, можно переводить денежные средства в Россию. Узнать об открытии или существовании счетов резидентов за рубежом можно путем обмена информацией по соглашениям об избежании двойного налогообложения: через запросы в банки по группам клиентов (например, Кипр, Швейцария объявили о готовности к предоставлению подобной информации). Налоговые органы вправе послать запрос в компетентные органы иностранных государств, однако проверки с направлением таких запросов проводятся лишь точечно из-за сложности и длительности данных процедур (информацию из зарубежных банков можно получить только по решению суда).
Непрекращающийся отток капитала за рубеж <1> заставил Банк России пойти на усиление мер борьбы с сомнительными операциями, которые играют ключевую роль в процессе оттока капитала. ЦБ будет однозначно относить к сомнительным операции по авансовой оплате товара российскими компаниями иностранным контрагентам (практика предоплаты стандартна для внешнеторгового оборота: около 90% импортных контрактов оплачивается авансом в размере 30%). Крайняя мера ответственности банка за вовлеченность в сомнительные операции - отзыв лицензии. В первые месяцы 2014 г. ЦБ отозвал лицензии у 63 банков (это вдвое больше, чем за весь 2013 г.). "Серые" схемы "авансирования будущих поставок" заключаются в том, что российская компания выплачивает аванс за товар иностранному контрагенту, но сам товар не импортируется. Так совершается вывод средств за рубеж. Как правило, в подобных договорах купли-продажи товаров на условиях предоплаты указывается длительный срок исполнения обязательств (5 - 10 лет). А по истечении этого срока, возможно, ни самой компании, ни ее контрагента уже не будет.
--------------------------------
<1> По данным ЦБ, чистый отток капитала из РФ за первое полугодие 2014 г. достиг 74,6 млрд долл. Для сравнения: в 2013 г. он составил 62,7 млрд долл., в 2012 г. - 56,8 млрд долл., в 2008 г. - 133,6 млрд долл.

В выводе капитала важную роль играют "фирмы-однодневки". С середины 2013 г. ЦБ начал вести внегласный список российских компаний - участников внешнеторговой деятельности, которые подозреваются в незаконном выводе средств за границу и легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем. Включенные в него резиденты разделены на две группы: первая - компании, каждой из которых иностранные контрагенты задолжали 80% суммы платежей по контрактам, вторая - предприятия, долг нерезидентов перед каждым из которых составляет 20 - 80% общей суммы договоров.
В настоящее время все внешнеторговые операции в РФ подвержены чрезмерному публично-правовому регулированию: уполномоченные банки требуют от импортеров создания страховых депозитов, сделки должны быть закрыты в течение 90 дней и т.д. В других странах в аналогичных случаях применяются иные схемы: все платежи за границу облагаются налогами с последующим возмещением при подтверждении фактического осуществления сделки (налоговое удержание, или withholding tax).
Кроме того, в 2013 г. ЦБ РФ обязал банки обеспечить повышенное внимание к операциям с участием белорусских и казахстанских контрагентов, а также направлять информацию об этих операциях в Росфинмониторинг и территориальные управления Банка России (с помощью схем фиктивного импорта через Белоруссию в 2012 г. было легализовано 15 млрд долл., через Казахстан - 10 млрд долл.). Также Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел и ЦБ с 2013 г. занимаются созданием общего черного списка, в который войдут компании, причастные к незаконным финансовым операциям, а также созданием в рамках Таможенного союза специальной структуры, которая займется контролем за соблюдением "антиотмывочного" законодательства.
Центробанк и Правительство России продолжат законодательную работу по внесению соответствующих поправок для создания альтернативной системы межбанковских расчетов, аналогичной SWIFT. В конце августа 2014 г. ЦБ и ряд министерств подготовили законопроект, в котором предусмотрена возможность создать альтернативу SWIFT как минимум для передачи информации о платежах внутри страны, что упростит и ускорит их прохождение внутри страны, отчасти обезопасит внутреннюю систему платежей. "...Обсуждаются варианты создания аналога на базе действующих систем электронных расчетов, также могут быть использованы каналы Банка России, позволяющие осуществлять обмен финансовыми сообщениями... Например, на текущий момент банки могут решить проблему отключения от SWIFT путем обмена сообщениями через банк-клиент (интернет-клиент) путем заключения двусторонних банковских договоров. Еще один вариант - может быть, менее удобный и устаревший, но при этом обеспечивающий информационный обмен, - работа через TELEX" <1>. Таким образом, необходимо создать локальную систему межбанковских расчетов с участием ЦБ и SWIFT.
--------------------------------
<1> Центробанк не поверил SWIFT // URL: http://www.izvestia.ru/news/577669.

13 октября 2014 г. Банк России и Народный банк Китая заключили Соглашение о валютных свопах сроком на три года. Объем своп-линии составляет 150 млрд юаней. Заключение Соглашения будет способствовать развитию двусторонних экономических отношений за счет расширения возможностей по финансированию торговли и прямых инвестиций, а также более широкому использованию российских рублей и китайских юаней в международной торговой и инвестиционной деятельности. Интересно, что мировые компании в 2014 г. резко увеличили использование юаня в своих торговых расчетах. Причем 22% этих компаний (например, в ЕС, Гонконге, США) уже перешли на китайскую валюту. К разработке соглашений по отказу от расчетов в долларах и переходу на расчеты в юанях во взаимной торговле приступили Пакистан, Иран, Аргентина и другие страны. На специальном заседании Правительства РФ также обсуждался вопрос об отказе от использования доллара в экспортных операциях. При благоприятном стечении обстоятельств можно предположить применение рубля и юаня в качестве альтернативной доллару резервной валюты, о чем неоднократно заявляли президенты РФ и КНР.
В связи с этим интересен опыт Китайской Народной Республики по созданию зоны свободной торговли в порту Янгшань, которая использовалась как площадка для перехода к свободной конвертации юаня. Эту зону свободной торговли аналитики по праву назвали зоной экономического эксперимента <1>. Результатом стал факт включения юаня 30 ноября 2015 г. в корзину ключевых международных резервных валют, на основе которой рассчитывается стоимость специальных прав заимствования Международного валютного фонда (решение МВФ вступает в силу в октябре 2016 г.). Юань станет третьей по весу валютой в корзине (10,92%) после доллара (41,73%) и евро (его вес теперь составит 30,93% против 37,4%) <2>.
--------------------------------
<1> URL: http://www.cnbc.com/id/101067418.
<2> URL: http://www.rbc.ru/economics/30/11/2015/565c81369a79473869feddf8.

Проведенный нами краткий анализ показал, что реформу законодательства о валютном регулировании и контроле можно признать лучшей реформой современной России как по организации, так и по юридической модели. По значимости для российской экономики ее можно сравнить с денежной реформой С.Ю. Витте 1897 г., когда Россия получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока в русскую экономику иностранных капиталов.
Вместе с тем реформирование валютного законодательства на этом закончено быть не может. И очевидно, что оно должно идти в русле оптимизации государственного надзора и контроля, сохранения баланса интересов в этой сфере государства и участников внешнеэкономических отношений.

Список литературы

  1. Shanghai's free trade zone - What's the hype about? // URL: http://www.cnbc.com/id/101067418.
  2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
  3. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
  4. За счет за границей россиянам может грозить штраф // URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/8782781/zarubezhnye_scheta_budut_privyazany_k_rossii.
  5. Кодификация российского гражданского права: Свод законов гражданских Российской империи, Проект Гражданского уложения Российской империи, Гражданский кодекс РСФСР 1922 года, Гражданской кодекс РСФСР 1964 года / сост. Д.В. Мурзин; отв. ред. М.Ф. Казанцев. Екатеринбург, 2003.
  6. МВФ включил юань в корзину международных валют // URL: http://www.rbc.ru/economics/30/11/2015/565c81369a79473869feddf8.
  7. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. N 3615-1 // Рос. газ. 1992. 4 нояб.
  8. О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 194-ФЗ // Рос. газ. 2012. 14 нояб.
  9. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. М., 2004.
  10. Центробанк не поверил SWIFT // URL: http://www.izvestia.ru/news/577669.
  11. Экономика и жизнь. 1998. N 37.

References

  1. Alekseev S.S. Obshhie dozvolenija i obshhie zaprety v sovetskom prave. M., 1989.
  2. Bublik V.A. Publichno- i chastnopravovye nachala v grazhdansko-pravovom regulirovanii vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti: dis. ... d-ra jurid. nauk. Ekaterinburg, 2000.
  3. Centrobank ne poveril SWIFT // URL: http//www.izvestia.ru/news/577669.
  4. Jekonomika i zhizn'. 1998. N 37.
  5. Kodifikacija rossijskogo grazhdanskogo prava: Svod zakonov grazhdanskih Rossijskoj imperii, Proekt Grazhdanskogo ulozhenija Rossijskoj imperii, Grazhdanskij kodeks RSFSR 1922 goda, Grazhdanskoj kodeks RSFSR 1964 goda / sost. D.V. Murzin, otv. red. M.F. Kazancev. Ekaterinburg, 2003.
  6. MVF vkljuchil juan' v korzinu kljuchevyh mezhdunarodnyh valjut // URL: http://www.rbc.ru/economics/30/11/2015/565c81369a79473869feddf8.
  7. O valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole: Zakon RSFSR ot 9 oktjabrja 1992 g. N 3615-1 // Ros. gaz. 1992. 4 nojab.
  8. O vnesenii izmenenij v stat'i 3.5 i 15.25 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah: Federal'nyj zakon ot 12 nojabrja 2012 g. N 194-FZ // Ros. gaz. 2012. 14 nojab.
  9. Shanghai's free trade zone - What's the hype about? // URL: http://www.cnbc.com/id/101067418.
  10. Tosunjan G.A., Emelin A.V. Valjutnoe pravo Rossijskoj Federacii. M., 2004.
  11. Za schet za granicej rossijanam mozhet grozit' shtraf // URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/8782781/zarubezhnye_scheta_budut_privyazany_k_rossii.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Цифровые валюты: проблемы правового регулирования (Ситник А.А.)

Дата размещения статьи: 05.02.2021

подробнее>>

Правовые аспекты эмиссии и обращения криптовалют: проблемы и перспективы регулирования в России (Толканов И.А.)

Дата размещения статьи: 28.08.2020

подробнее>>

Криптовалюты как новый вид бестелесных вещей (Саженов А.В.)

Дата размещения статьи: 13.07.2020

подробнее>>

Что должен учесть банк, сопровождая сделки юридических лиц с иностранной валютой? (Земцова А., Ахметова С.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Федеральная таможенная служба как орган валютного контроля (Овечкин А.П.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.