Валютное регулирование представляет собой одну из важнейших функций государства. От его имени валютное регулирование осуществляется органами валютного регулирования - Банком России и Правительством РФ, которые издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, использовании счетов.
В свою очередь, валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а также органами валютного контроля (Банком России, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, Внешэкономбанк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы). В частности, ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Основным нормативно-правовым актом регламентирующим отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В силу п. "ж" ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Внешэкономбанк", таможенные и налоговые органы (ст. 22 Закона о валютном регулировании).
В соответствии со ст. 1 Закона о валютном регулировании резидентами признаются:
Резиденты, открывающие счета (вклады) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета:
Организации, имеющие счета за границей, должны представлять ежеквартальный отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ.
Валютные отношения занимают особое место в системе связей, регулируемых внешнеэкономическим правом. Это обусловлено тем, что в их группу входят как отношения между хозяйствующими субъектами, частными лицами по импорту в российскую экономику иностранной валюты, валютных ценностей, экспорту из российской экономики иностранной валюты, валютных ценностей и валюты РФ, так и отношения между указанными субъектами и публичными образованиями, сопряженные с осуществлением государственного валютного контроля за оборотом иностранной валюты.
Никакая другая группа отношений не сочетает в себе частноправовые отношения по обороту объектов гражданских прав и одновременно - публично-правовые отношения по контролю за таким оборотом.
Данная особенность предопределена предметом валютных отношений, в качестве которого выступает иностранная валюта. Функции иностранной валюты в международном и внутреннем гражданском обороте разнообразны: она используется для осуществления платежей за различные объекты гражданских прав, предоставления займов и кредитов, в качестве средства возмещения убытков и стоимости неосновательного обогащения, а также как способ минимизации валютных рисков участников внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем в валютной сфере помимо частных реализуются и публичные интересы. Необходимость их обеспечения объективно требует своеобразной формы правового воздействия, в рамках которого частноправовые методы дополняются публично-правовыми, т.е. оборот иностранной валюты подпадает под "перекрестное" частноправовое и публично-правовое регулирование. Неконтролируемый же отток российского капитала за границу может нанести значительный ущерб стабильности международного валютно-финансового положения государства, устойчивости национальной платежной единицы и, следовательно, финансово-экономической безопасности и суверенитету РФ, т.е. привести к негативным политическим последствиям. Более того, валютные отношения по определению являются межгосударственными, они обладают, по меньшей мере, одним иностранным элементом. Поэтому их регулирование осуществляется посредством не только российского, но и иностранного, а также международного права.
Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль преследуют единую глобальную цель - защита внутреннего валютного рынка, что является необходимым условием функционирования финансовой системы современного развитого государства.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Дата размещения статьи: 27.12.2021
Публично-правовые и частноправовые начала в механизме регулирования денежной эмиссии (Васянина Е.Л., Шапсугова М.Д.)Правовое регулирование денег, являющихся одновременно и объектом гражданских прав, и законным средством платежа, обеспечивается инструментами как частноправовой, так и публично-правовой сферы. В новых экономических условиях меняются подходы к пониманию природы денег, а также к механизму осуществления денежной эмиссии, направленной на создание платежеспособности участников гражданского оборота.
Дата размещения статьи: 05.02.2021
Цифровые валюты: проблемы правового регулирования (Ситник А.А.)Из названия Закона N 259-ФЗ очевидно, что он посвящен вопросам регулирования обращения двух объектов - цифровых финансовых активов и цифровых валют. На основании ч. 11 ст. 1 можно сделать вывод, что цифровые финансовые активы и цифровые валюты имеют особую правовую природу и не являются безналичными или электронными денежными средствами, а также не относятся к бездокументарным ценным бумагам. Заметим, что несмотря на свое название, цифровым валютам Закон N 259-ФЗ уделяет мало внимания.
Дата размещения статьи: 28.08.2020
Правовые аспекты эмиссии и обращения криптовалют: проблемы и перспективы регулирования в России (Толканов И.А.)С правовой точки зрения майнинг является деятельностью, направленной на получение прибыли, которая имеет систематический характер (вычислительная мощность компьютера находится в постоянной работе), т.е. предпринимательской деятельностью. Майнинг нельзя рассматривать как предпринимательскую деятельность, направленную на создание криптовалюты, так как процесс направлен не на образование криптовалюты, а на поиск хэш-кода или ключа к новым транзакциям, при этом криптовалюта как таковая не создается.
Дата размещения статьи: 13.07.2020
Криптовалюты как новый вид бестелесных вещей (Саженов А.В.)Если рассматривать криптовалюты как вещи, то отношения с их использованием вполне охватываются действующей системой гражданского права. Единственным же качественным изменением, видимо, можно было бы считать предоставление криптовалютам возможности выступать средством погашения (прекращения) денежных обязательств в случае их добровольного использования в этом статусе.
Дата размещения статьи: 22.06.2020
Что должен учесть банк, сопровождая сделки юридических лиц с иностранной валютой? (Земцова А., Ахметова С.)Сделки покупки-продажи иностранной валюты юридическими лицами происходят регулярно. С повышением уровня автоматизации и последовательной либерализацией валютного контроля их количество растет. Однако как у российских, так и у зарубежных компаний не уменьшается число вопросов, связанных с применением валютного законодательства.
Дата размещения статьи: 28.01.2020
Федеральная таможенная служба как орган валютного контроля (Овечкин А.П.)Для обеспечения соблюдения правил и норм валютного законодательства, предупреждения злоупотреблений и применения санкций к нарушителям в этой сфере необходимо осуществление постоянного контроля со стороны государства. Осуществляя валютный контроль, государство защищает собственную национальную валюту, обеспечивает стабильность внутреннего валютного рынка, противодействует легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Дата размещения статьи: 16.08.2019
Что должен учесть банк, сопровождая сделки юридических лиц с иностранной валютой? (Земцова А., Ахметова С.)Сделки покупки-продажи иностранной валюты юридическими лицами происходят регулярно. С повышением уровня автоматизации и последовательной либерализацией валютного контроля их количество растет. Однако как у российских, так и у зарубежных компаний не уменьшается число вопросов, связанных с применением валютного законодательства. В статье раскрыты особенности валютного контроля при покупке-продаже юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за валюту РФ или за другую иностранную валюту и даны ответы на вопросы клиентов
Дата размещения статьи: 15.11.2017
Валютная оговорка: последствия и риски (Шенгелия И.)
Валютная оговорка ставит размер платежа в зависимость от курса иностранной валюты или условной единицы. Согласовать в договоре такие условия позволяет ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации. Контрагенты смогут управлять этим механизмом, только если детально проработают в договоре порядок его применения; положений ГК РФ для этого может быть недостаточно. В противном случае резкие колебания курса валют способны свести к нулю положительный эффект договора. Не исключено, что расходы по сделке превысят ее доходность.
Дата размещения статьи: 28.08.2017
Валютная оговорка и иные способы преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)Рыночные отношения на современном этапе характеризуются удорожанием жизни и удешевлением национальной валюты, иначе говоря, инфляцией. В литературе отмечают, что инфляция получила распространение в XX в., и связано это было главным образом с массовым переходом на бумажные деньги. Причины инфляции различны и не всегда носят чисто экономический характер, это могут быть и общественные потрясения, политические и социальные конфликты и т.д. В Российской Федерации существенное обесценивание национальной валюты происходило регулярно: в 1917 - 1921, 1929 - 1933, 1941 - 1945, 1959 - 1960, 1989 - 1991, 1998 - 1999, 2008 - 2009, 2014 - 2015 гг.
Дата размещения статьи: 06.04.2017
Валютные оговорки: что осталось без внимания (Лакатош Е.)По общему правилу курс обязательства, выраженного в иностранной валюте, определяется на дату платежа (п. 2 ст. 317 ГК РФ). В проекте Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 содержался пункт, разъясняющий, что возврат аванса после расторжения договора осуществляется по курсу, предусмотренному в договоре. Валютная оговорка, таким образом, переживает судьбу договора. Однако при принятии Постановления данный пункт был из него исключен. В случае принятия данного разъяснения это привело бы к невыгодным последствиям для должника, но защищало бы интересы кредитора.
Навигация по разделу: [1] [2] [3]
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Навигация