Дата размещения статьи: 16.08.2019
Сделки покупки-продажи иностранной валюты юридическими лицами происходят регулярно. С повышением уровня автоматизации и последовательной либерализацией валютного контроля их количество растет. Однако как у российских, так и у зарубежных компаний не уменьшается число вопросов, связанных с применением валютного законодательства. В статье раскрыты особенности валютного контроля при покупке-продаже юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за валюту РФ или за другую иностранную валюту и даны ответы на вопросы клиентов <1>.
--------------------------------
<1> Мы оставляем вне рамок данной статьи валютно-обменные операции физических лиц и работу обменных пунктов, считая это темой для отдельного полноценного материала. Хотелось бы обратить внимание, что позиция, изложенная в статье, возможно, более консервативна, чем у других участников рынка.
Как следует из Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), одной из основных целей валютного регулирования и валютного контроля является деятельность по обеспечению устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка. В разные периоды экономического развития России для реализации этой цели применялись разные виды валютных ограничений в виде как прямых запретов, так и дополнительных правил (использование специальных счетов) и даже обременений в виде резервирования, обратной продажи ранее купленной иностранной валюты, обязательной продажи экспортной валютной выручки.
Важным направлением валютного контроля был и остается контроль покупки-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами РФ.
В период кризиса 1998 - 1999 гг. были введены жесткие ограничения на покупку-продажу иностранной валюты юридическими лицами - резидентами, практически отменена возможность уполномоченных банков покупать иностранную валюту у компаний напрямую (требовалось продавать определенный объем через единую торговую сессию межбанковских валютных бирж), а также введена обязательная продажа части валютной выручки.
Со стабилизацией экономической ситуации в стране происходило постепенное ослабление контроля: были отменены требования об обязательной продаже, об использовании специальных счетов и резервирования.
Начиная с 2004 г. происходили поэтапное снятие ограничений и упрощение процедур контроля, в 2008 г. российские компании - резиденты получили возможность покупки-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в свободном режиме.
Что же это означает и какие моменты следует обязательно учесть при покупке-продаже иностранной валюты?
Как регулируются сделки покупки-продажи иностранной валюты?
Статья 140 ГК РФ относит иностранную валюту к деньгам с оговоркой, что порядок и условия ее использования на территории РФ определяются законом или в установленном им порядке. Согласно ст. 141 ГК РФ виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Законом о валютном регулировании и валютном контроле.
В силу п. 2 ст. 454 ГК РФ к купле-продаже валютных ценностей, к которым в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ относится иностранная валюта, применяются общие положения о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), если законом не установлены специальные правила их купли-продажи.
Поэтому рассмотрим эти специальные правила, которые предопределяют специфику договора купли-продажи иностранной валюты.
1. Резиденты и нерезиденты покупают и продают иностранную валюту на внутреннем валютном рынке без ограничений по целям и без представления договоров (контрактов) и (или) иных документов, во исполнение которых совершаются операции покупки и продажи иностранной валюты.
2. Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 173-ФЗ купля-продажа иностранной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в РФ производится только через уполномоченные банки <1>.
--------------------------------
<1> Уполномоченными банками являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензии Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
3. Покупка валюты клиентом у кредитной организации оформляется договором, в котором должны быть отражены все существенные условия, в частности: курс сделки, сроки исполнения (даты исполнения расчетов сторонами по сделке могут не совпадать), суммы к перечислению, комиссии и платежные реквизиты. Договор может быть заключен в форме заявления клиента с указанием всех существенных условий, на котором в случае согласия ответственными сотрудниками кредитной организации делается отметка о принятии заявления к исполнению. В этом случае заключение договора осуществляется по принципу оферты и ее акцепта (ст. 432 ГК РФ). Форма договора купли-продажи с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, занимающимися частной практикой, является письменной.
В настоящее время, как правило, договор купли-продажи иностранной валюты заключается в виде генерального соглашения, которое содержит основные условия и платежные реквизиты, а существенные условия каждой сделки оформляются отдельными заявками на покупку-продажу иностранной валюты.
4. Хотелось бы обратить ваше внимание на самый принципиальный момент: при безналичной форме купли-продажи иностранной валюты обязательным условием сделки купли-продажи является наличие у клиента в кредитной организации счетов для проведения расчетов в безналичном порядке в той иностранной валюте, которая выступает предметом купли-продажи. Это необходимо, поскольку кредитная организация, покупая или продавая иностранную валюту, принимает в оплату иностранную валюту с валютного счета клиента и зачисляет ее также на валютный счет клиента.
Юридическое лицо - резидент может покупать иностранную валюту у одной кредитной организации, но зачислять ее на свой счет в другой кредитной организации (уполномоченном банке). Это рыночная практика, и большинство уполномоченных банков применяли и применяют ее с момента введения свободного режима купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Однако с этой практикой не всегда был согласен один из ключевых органов валютного контроля - Росфиннадзор.
Еще раз важно подчеркнуть, что покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, минуя уполномоченные банки, недопустимо. Сделки купли-продажи иностранной валюты, заключенные в нарушение указанных положений, недействительны. Вопрос административной ответственности компаний за нарушение этого требования мы рассмотрим немного позже.
Значительным и наиболее долгожданным событием в этой области валютного регулирования стало внесение изменений в ч. 5 ст. 12 Закона N 173-ФЗ <1>. Эти изменения расширили закрытый перечень правомерных зачислений на счета (во вклады) резидентов в иностранной валюте и (или) в валюте РФ, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ. А именно: резиденты получили право зачислять денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады).
--------------------------------
<1> Внесено Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ.
Показательные примеры конверсионных сделок
1. Юридическое лицо - резидент заключает договор продажи иностранной валюты с уполномоченным банком на продажу 100 тыс. евро по курсу покупки, установленному уполномоченным банком, с зачислением денежных средств от продажи на свой счет, открытый в этом или в другом уполномоченном банке.
2. Юридическое лицо - резидент переводит валюту РФ со своего счета, открытого в уполномоченном банке, на свой счет в банке за пределами территории РФ и заключает договор покупки иностранной валюты с банком-нерезидентом или компанией-нерезидентом на покупку 100 тыс. евро по курсу продажи с зачислением на свой счет, открытый в банке за пределами территории РФ.
По нашему мнению, по-прежнему недопустима ситуация, когда юридическое лицо - резидент заключает договор покупки иностранной валюты с банком-нерезидентом или компанией-нерезидентом на покупку 100 тыс. евро и перечисляет средства в валюте РФ со своего счета, открытого в уполномоченном банке, с зачислением купленной иностранной валюты на свой счет, открытый в банке за пределами территории РФ.
Кроме того, у компаний часто возникает потребность не зачислять купленную иностранную валюту на свой собственный счет за рубежом, а сразу осуществить перевод в пользу третьих лиц с целью исполнения обязательств по различного вида контрактам (договорам), что также не соответствует требованиям Закона N 173-ФЗ.
По формальному признаку зачисление купленной иностранной валюты на счет юридического лица - резидента становится возможным (может быть отнесено к закрытому перечню разрешенных операций) только при условии списания рублевого эквивалента со счета, также открытого резидентом в банке за пределами территории РФ.
Зачастую компаниям было бы наиболее удобно проводить операции в пользу контрагента-нерезидента в любой иностранной валюте (например, в целях исполнения своих обязательств по договорам поставки товаров или договорам займа) со своего рублевого счета, однако этот вариант не предусмотрен Законом N 173-ФЗ. Закон четко и однозначно определяет (ч. 7 ст. 14): "Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет". На основании этого юридическое лицо - резидент может осуществить перевод, например, суммы в японских иенах со своего счета, открытого в долларах США.
В соответствии со ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 данного Закона. Следовательно, конверсионные операции между нерезидентами и уполномоченными банками на территории РФ требуют проведения через счета нерезидентов, открытые в уполномоченных банках.
Нельзя не отметить, что в п. 5 Информационного письма Банка России от 02.07.2010 N 39 <1> было дано разъяснение о применении ст. 11 Закона N 173-ФЗ, но, к сожалению, не был точно определен термин "внешний валютный рынок".
--------------------------------
<1> "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России, изданных во исполнение Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Приведем текст соответствующего пункта Информационного письма.
"5. Является ли нарушением валютного законодательства Российской Федерации купля-продажа иностранной валюты резидентом или нерезидентом на внутреннем или внешнем валютном рынке Российской Федерации, когда уполномоченный банк не является стороной по указанной сделке?
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
На основании ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме относится к банковским операциям.
С учетом вышеизложенного стороной по сделке купли-продажи иностранной валюты на территории Российской Федерации в силу прямого указания в законодательстве может выступать только уполномоченный банк.
Таким образом, для сделок купли-продажи иностранной валюты на территории РФ предусмотрен специальный субъектный состав, в связи с чем осуществление сделок купли-продажи иностранной валюты на территории РФ (то есть на внутреннем валютном рынке) между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами на основании ч. 1 ст. 11 Закона N 173-ФЗ возможно только в случаях, когда одной из сторон указанной сделки является уполномоченный банк.
При этом если указанная сделка купли-продажи иностранной валюты осуществляется на внешнем валютном рынке, то есть не в РФ, то уполномоченный банк, не являясь стороной по сделке, может осуществлять расчетные операции, связанные со списанием или зачислением иностранной валюты на счета своих клиентов в целях осуществления сделки купли-продажи иностранной валюты на внешнем валютном рынке".
Однако на основании ответов регуляторов разных лет клиентам уполномоченных банков предоставлена возможность возврата основной суммы долга и процентов по кредиту, выданному в российских рублях, со своего счета в иностранной валюте. Аналогично Банком России была подтверждена правомерность списания со счета резидента в любой валюте с осуществлением конверсии списываемых денежных средств и последующим перечислением полученных в результате конверсии денежных средств на счет покрытия по аккредитиву.
Необходимо еще раз повторить, что мы не ставим цели рассмотреть в статье все варианты и нюансы любого договора, заключаемого клиентами уполномоченного банка, но пытаемся обратить внимание на ключевые моменты и риски, которые нужно учитывать перед подписанием и исполнением любого договора покупки-продажи иностранной валюты.
Ответственность за покупку-продажу иностранной валюты без участия уполномоченных банков
Административная ответственность за незаконные валютные операции с иностранной валютой, то есть валютные операции, запрещенные или осуществленные с нарушением валютного законодательства РФ, установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В рассматриваемом нами случае возможно применение ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ:
- за осуществление купли-продажи иностранной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо
- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо
- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.
Такие нарушения влекут за собой наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от 20 до 30 тыс. руб.
Покупка-продажа иностранной валюты на внутреннем рынке через профессионального участника
По разным причинам российские компании могут быть заинтересованы в операциях купли-продажи иностранной валюты не у уполномоченных банков, а на бирже через посредника. Как известно, в 2012 г. вступили в силу правила, позволившие профессиональным участникам (брокерам) и их контрагентам иметь прямой доступ к валютной бирже ОАО "Московская биржа", который раньше был предоставлен только кредитным организациям.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ между резидентами могут проводиться валютные операции при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", в том числе связанных с возвратом комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества).
В рамках такого вида договоров компании-резиденты могут направлять денежные средства для покупки или продажи иностранной валюты. При перечислении иностранной валюты необходимо использовать код вида операции 61161 или 61162 в зависимости от направления операции.
Юридическое лицо - резидент для покупки иностранной валюты переводит рубли на специальный брокерский счет. Схема работает и в обратную сторону, то есть покупатель для покупки валюты РФ может перевести на счет иностранную валюту. В обоих вариантах уполномоченный банк как агент валютного контроля осуществляет контроль наличия и условий договоров, представленных резидентом. Подробно этот аспект был освещен в ответе Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 08.08.2014 N А-02/5-487 на письмо Ассоциации российских банков от 03.09.2014 N 12-1-5/2150.
Важно помнить, что банковские платежные агенты привлекаются кредитными организациями для осуществления предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" операций. Операции купли-продажи иностранной валюты (конверсионные операции) к числу операций банковских платежных агентов указанным Федеральным законом не отнесены.
Хеджирование валютных рисков участниками внешнеэкономических сделок
В продолжение темы конверсионных операций, основываясь на потенциальных вопросах клиентов, рассмотрим использование производных финансовых инструментов при хеджировании валютных рисков.
Валютное законодательство РФ не содержит ограничений на осуществление валютных операций между резидентами и нерезидентами при реализации производных финансовых инструментов, однако нужно быть внимательным при осуществлении валютных операций с производными финансовыми инструментами между резидентами и уполномоченными банками. Прямая покупка-продажа деривативных контрактов резидентом у уполномоченного банка является разрешенной валютной операцией, но если требуется участие этих контрактов в более сложных структурах, обязательно получите экспертное мнение и оценку юристов организации и валютного контроля уполномоченного банка.
В настоящее время виды производных финансовых инструментов определены в Указании Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов".
Форвардный договор (или валютный форвард) является одним из наиболее распространенных инструментов хеджирования, который позволяет зафиксировать курс покупки или продажи валюты на будущую дату.
Чтобы данный договор был признан производным финансовым инструментом (а не обычным договором купли-продажи иностранной валюты за валюту РФ), он должен предусматривать обязанность одной стороны поставить базисный актив не ранее третьего рабочего дня после заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить актив и указание на то, что договор является производным финансовым инструментом.
Как известно, существует две разновидности валютного форварда:
1. Поставочный валютный форвард - соглашение между сторонами о купле-продаже определенного объема валюты по фиксированному (форвардному) курсу на определенную будущую дату.
В случае поставочной форвардной валютообменной сделки, предполагающей поставку иностранной валюты и расчеты во исполнение указанного контракта, а именно перевод валюты РФ в пользу контрагента со счета клиента, открытого в уполномоченном банке, и зачисление иностранной валюты в соответствии с условиями контракта на счет клиента, открытый в уполномоченном банке, для целей валютного контроля применимы коды вида операций группы 01, предназначенные для учета конверсионных операций в безналичной форме.
2. Беспоставочный, или расчетный, валютный форвард отличается от поставочного тем, что в конце срока стороны не обмениваются платежами в разных валютах, а одна из сторон выплачивает другой стороне разницу между сложившимся валютным курсом и форвардным курсом, направление платежа при этом определяется знаком указанной разницы.
Покупатель форварда (покупатель валюты) получает прибыль, если курс на дату расчетов оказался выше форвардного курса, и убыток, если курс на дату расчетов оказался ниже форвардного курса.
В случае беспоставочного валютного форварда для целей оплаты разницы между курсами на дату расчетов и на дату соглашения рекомендуется использовать коды вида операций группы 56, предназначенные для учета расчетов между резидентами и нерезидентами по операциям с производными финансовыми инструментами и прочим срочным сделкам.
В информационно-справочных системах "КонсультантПлюс" и "Гарант" опубликованы ответы на вопрос о правомерности совершения платежа по договору валютно-процентного свопа, заключенному между юридическим лицом - резидентом и банком-нерезидентом.
В разные периоды были получены следующие ответы на вопросы о возможности заключения форвардного контракта и договора купли-продажи иностранной валюты, а также осуществления расчетов по ним:
Является ли правомерным заключение резидентом - юридическим лицом с банком-нерезидентом/контрагентом-нерезидентом форвардного контракта, предполагающего поставку иностранной валюты и расчеты во исполнение указанного контракта, а именно перевод валюты РФ в пользу контрагента со счета клиента, открытого в уполномоченном банке, и зачисление иностранной валюты в соответствии с условиями контракта на счет клиента, открытый в уполномоченном банке? Является ли правомерным заключение резидентом - юридическим лицом с банком-нерезидентом договора купли-продажи иностранной валюты за валюту РФ, если расчеты в валюте РФ будут производиться через корреспондентский счет банка-нерезидента, открытый в уполномоченном банке, а расчеты в иностранной валюте - через счета клиента-резидента, открытые в уполномоченном банке? |
Осуществление валютных операций по форвардным контрактам не будет противоречить валютному законодательству РФ |
Требованиями ч. 1 ст. 11 Закона N 173-ФЗ установлено, что купля-продажа иностранной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в РФ производится только через уполномоченные банки. Часть 1 ст. 11 Закона N 173-ФЗ определяет порядок осуществления на территории РФ банковских операций, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона N 395-1 <1>, и не создает ограничений в контексте ст. 6 Закона N 173-ФЗ. Регулирование ст. 11 Закона N 173-ФЗ распространяется на сделки, местом заключения которых является Российская Федерация. В соответствии со ст. 444 ГК РФ стороны вправе в договоре определить место его заключения (например, путем указания какой-либо географической единицы). Если место заключения договора сторонами не определено, указанная статья связывает его с местом жительства (местом нахождения - местом государственной регистрации) лица, направившего предложение заключить договор. В случае если Российская Федерация не является местом заключения договора, данная сделка купли-продажи не подпадает под регулирование ст. 11 Закона N 173-ФЗ |
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Выбор того или иного решения предполагает учет основных факторов в конкретной ситуации и действия в соответствии с прямо относящимися к ситуации правилами и обязанностями по валютному законодательству РФ и другим отраслям права РФ.
Несмотря на простоту и четкость формулировки Закона N 173-ФЗ, определяющей порядок купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, в качестве итога статьи нам хотелось бы привести рекомендацию юристов: "Принятие во внимание правовых нюансов предполагает выявление в ходе углубленного анализа конкретной ситуации неявных правил и обязанностей, возможностей для применения неявных закономерностей, деталей, особенностей, допустимых толкований валютно-правовых норм, пробелов правового регулирования для более тонкой и точной настройки обычных правовых решений и (или) для решений по правовым задачам, для которых обычных решений недостаточно".
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.
Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.
Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Дата размещения статьи: 28.08.2020
Дата размещения статьи: 13.07.2020
Дата размещения статьи: 22.06.2020
Дата размещения статьи: 28.01.2020
Дата размещения статьи: 16.08.2019
Навигация