Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Понятие и субъекты иностранных инвестиций в инвестиционном праве России и Туркменистана (Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М.)

Понятие и субъекты иностранных инвестиций в инвестиционном праве России и Туркменистана (Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М.)

Дата размещения статьи: 26.04.2016

Международное инвестиционное право является важнейшей отраслью международного частного права, регулирующей порядок осуществления международной инвестиционной деятельности <1>. Как правильно подчеркивает В.Н. Лисица, предметом международного инвестиционного права являются международные инвестиционные правоотношения. Последние носят международный (трансграничный) характер и возникают по поводу осуществления инвестиционной деятельности инвесторами, в роли которых, как правило, выступают иностранные физические и юридические лица. Именно правоотношения с их участием регулируют основные источники международного инвестиционного права. Межгосударственные (международные публично-правовые отношения) они затрагивают незначительно, поэтому международное инвестиционное право следует в большей степени отнести к международному частному, а не публичному праву <2>.
--------------------------------
<1> Веселкова Е.Е. Развитие международно-правового регулирования иностранного инвестирования // Адвокат. 2012. N 8; Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: Учебник. М., 2013; Bungenberg M., Griebel J., Hobe S., Reinisch A. (eds.) International Investment Law: A Handbook. Beck, 2014; Dolzer R., Schreuer C. Principles of International Investment Law. Oxford University Press, 2012; Douglas Z., Pauwelyn J., Vinuales J. The Foundations of International Investment Law: Bringing Theory into Practice. Oxford University Press, 2014; Salacuse J. The Three Laws on International Investment: National, Contractual, and International Frameworks for Foreign Capital. Oxford University Press, 2013; Schefer K. International Investment Law: Text, Cases and Materials. Edward Elgar Publishing, 2013.
<2> Лисица В.Н. Международное инвестиционное право как часть международного частного права // Закон. 2008. N 11. С. 132, 135.

К основным источникам международного инвестиционного права наряду с международными договорами относится национальное законодательство, представленное, как правило, внутригосударственными нормативными правовыми актами, регулирующими инвестиционные отношения трансграничного характера, т.е. инвестиционные отношения, осложненные иностранным элементом <3>. Ключевыми понятиями международного инвестиционного права, закрепленными в нормах национального законодательства, выступают понятия иностранных инвестиций, иностранного инвестора, объектов и форм инвестиционной деятельности.
--------------------------------
<3> Лисица В.Н. Применение норм инвестиционного права в регулировании инвестиционных отношений // Законодательство. 2011. N 10.

Рассмотрим их характеристику в национальном законодательстве России и Туркменистана, выступающем в качестве источника международного инвестиционного права на территории данных государств. Выбор данного объекта исследования не случаен, ибо и Россия, и Туркменистан являются участниками интеграционного процесса в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) <4>, а Россия - еще и в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС), пришедшего на смену Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС) <5>. Основными формами экономической интеграции в рамках ЕАЭС как наиболее совершенной конфигурации экономической интеграции <6> выступают Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), сформированные еще в структуре ЕврАзЭС <7>. В современных условиях наиболее динамично развивается сотрудничество государств на платформе ЕАЭС.
--------------------------------
<4> Мереуцэ Р.И. Принципы и нормы международного права в правовых системах стран СНГ // Российская юстиция. 2014. N 6; Островская А.А., Карнаух А.Н. Инновационное развитие государств - участников СНГ, проблемы и пути решения // Экономика и предпринимательство. 2014. N 11-2.
<5> Мещерякова О.М. Евразийский интеграционный процесс и проблемы создания эффективного институционального механизма // Правовая инициатива. 2014. N 2.
<6> Акопджанова М.О. Правовое регулирование деятельности Евразийского экономического союза // Международное право. 2015. N 1; Байльдинов Е.Т. Проблемы евразийского интеграционного правопорядка // Современное право. 2014. N 5; Мещерякова О.М. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: современное положение и перспективы развития // Вопросы правоведения. 2014. N 2; Моисеев Е.Г. Договор о Евразийском экономическом союзе - очередной этап интеграции на постсоветском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2014. N 7; Шинкарецкая Г.Г. Россия в интеграционных объединениях: приобретения и потери // Международное право. 2014. N 1.
<7> Дроздова С.А. Таможенный союз и Единое экономическое пространство - основа формирования Евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2014. N 4.

В соответствии с Астанским договором о Евразийском экономическим союзе от 29 мая 2014 г. <8> (далее - Астанский договор) учреждается ЕАЭС, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отдельных отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью (ст. 1). Астанский договор вступил в силу с 1 января 2015 г. ЕврАзЭС прекратил свое существование на основании Минского договора о прекращении деятельности ЕврАзЭС от 10 октября 2014 г.
--------------------------------
<8> Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. N 12; Каширкина А.А., Морозов А.Н. Международно-правовая модель Евразийского экономического союза: потенциал интеграционного взаимодействия и риски // Евразийский юридический журнал. 2015. N 6.

В соответствии с пунктом 1 ст. 108 Астанского договора Союз открыт для любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Сторонами Астанского договора изначально выступали Белоруссия, Казахстан и Россия, однако в соответствии с Минским договором о присоединении Республики Армения к Астанскому договору от 10 октября 2014 г. <9> Армения стала четвертым полноправным членом ЕАЭС, а в соответствии с Московским договором о присоединении Кыргызской Республики к Астанскому договору от 23 декабря 2014 г. <10> Кыргызстан стал пятым полноправным членом ЕАЭС. В силу вышеизложенного изучение регламентации отдельных правовых институтов в международных договорах государств, входящих в различные интеграционные объединения, представляется весьма интересным и актуальным <11>, однако прежде обратимся к нормам национального законодательства.
--------------------------------
<9> Минский договор вступил в силу с 2 января 2015 г.
<10> Московский договор вступил в силу с 12 августа 2015 г.
<11> Капустин А.Я. Право Евразийского экономического союза: подходы к концептуальному осмыслению // Современный юрист. 2015. N 1; Курбанов Р.А. Евразийское право: вопросы концептуального развития // Право и политика. 2014. N 12; Струков К.В. Теоретико-философские основы евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. 2015. N 8.

Понятие иностранных инвестиций и иностранных инвесторов в российском и туркменском инвестиционном праве

Следует сразу подчеркнуть основную особенность понятия иностранных инвестиций как в российском, так и в туркменском законодательстве. В обоих государствах основным нормативным актом международного инвестиционного права выступает национальный закон: в России - Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в ред. от 5 мая 2014 г.) <12> (далее - Закон России), в Туркменистане - Закон Туркменистана от 3 марта 2008 г. N 184-III "Об иностранных инвестициях" <13> (далее - Закон Туркменистана).
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2014. N 19. Ст. 2311. Новая редакция данного Закона вступила в силу с 1 января 2015 г.
<13> Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2008. N 1. Ст. 17. Текст данного Закона на русском языке см.: http://minjust.gov.tm/ru/mmerkezi/doc_view.php?doc_id=6116.

Согласно статье 2 Закона России иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и российской валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз), таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб. <14>.
--------------------------------
<14> Вознесенская Н.Н. Современное понятие "иностранные инвестиции" // Закон. 2012. N 5; Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2012; Фархутдинов И.З., Данельян А.А., Магомедов М.Ш. Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Закон. 2013. N 1.

С понятием прямой иностранной инвестиции Закон России связывает понятия инвестиционного проекта и приоритетного инвестиционного проекта. Под инвестиционным проектом Закон России понимает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу настоящего Закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу настоящего Закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
В соответствии со статьей 1 Закона Туркменистана под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Туркменистана в виде принадлежащих иностранному инвестору объектов гражданских прав, в том числе денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Под прямыми иностранными инвестициями понимается владение, приобретение иностранным инвестором не менее 10% акций (долей, вкладов) в уставном фонде созданного или вновь создаваемого предприятия на территории Туркменистана; вложение капитала в основные фонды создаваемого на территории Туркменистана филиала иностранного юридического лица.
С понятием иностранных инвестиций Закон Туркменистана связывает понятия инвестиционного проекта, приоритетного инвестиционного проекта и реинвестирования. Инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с государственными стандартами (нормами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) <15>. Приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, реализация которого осуществляется на основании решения Кабинета министров Туркменистана. Реинвестирование - осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Туркменистана за счет прибыли (дохода) иностранного инвестора, предприятия с иностранными инвестициями, которая получена ими от иностранных инвестиций на территории Туркменистана <16>.
--------------------------------
<15> Под сроком окупаемости инвестиционного проекта пункт 6 ст. 1 Закона Туркменистана понимает срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат предприятия с иностранными инвестициями, филиала иностранного юридического лица приобретет положительное значение.
<16> Аналогично под реинвестированием российское право понимает осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории России за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций (ст. 2 Закона России).

Формами осуществления иностранных инвестиций статья 3 Закона Туркменистана называет следующее:
- долевое участие в предприятиях совместно с юридическими и физическими лицами Туркменистана;
- создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, филиалов иностранных юридических лиц или приобретение в собственность действующих предприятий;
- приобретение движимого и недвижимого имущества, за исключением ограниченного в гражданском обороте законодательством Туркменистана;
- предоставление иностранных займов и ссуд;
- приобретение имущественных и неимущественных прав, установленных законодательством Туркменистана.
Следует отметить, что в туркменском инвестиционном праве существует Закон от 19 мая 1992 г. N 698-XII "Об инвестиционной деятельности в Туркменистане" (в ред. от 18 августа 2015 г.) <17> (далее - Закон N 698-XII), который предлагает следующее определение инвестиций: инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Такими ценностями могут быть денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности), имущественные права, вытекающие из авторского права, ноу-хау, опыт и другие интеллектуальные ценности, права пользования землей и другими природными ресурсами, а также иные имущественные права, другие ценности (ст. 1).
--------------------------------
<17> Текст данного Закона на русском языке см.: http://minjust.gov.tm/ru/mmerkezi/doc_view.php?doc_id=254.

Под инвестиционной деятельностью статья 2 Закона N 698-XII понимает совокупность практических действий государства, физических и юридических лиц по реализации инвестиций. Инвестиционная деятельность осуществляется на основе: 1) инвестирования, осуществляемого физическими лицами, хозяйственными ассоциациями, обществами и товариществами, а также общественными и религиозными организациями, иными юридическими лицами Туркменистана, независимо от форм собственности; 2) государственного инвестирования, осуществляемого органами власти и управления Туркменистана, органами местной исполнительной власти за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств; 3) инвестирования иностранными государствами, юридическими и физическими лицами, а также лицами без гражданства; 4) совместного инвестирования, осуществляемого Туркменистаном и иностранными государствами, юридическими и физическими лицами, а также лицами без гражданства <18>.
--------------------------------
<18> Согласно статье 3 Закона N 698-XII объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах хозяйственной деятельности, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.

Таким образом, инвестиционная деятельность в Туркменистане осуществляется в виде частного, государственного, иностранного и совместного инвестирования. В этом контексте положения Закона Туркменистана об иностранных инвестициях являются нормами специального характера по отношению к положениям Закона N 698-XII. Закон России понятия инвестиционной деятельности не содержит, хотя следует отметить, что перечень объектов инвестиционной деятельности в статье 1 Закона России аналогичен по объему перечню, изложенному в статье 1 Закона Туркменистана (любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте; иное имущество; имущественные права; услуги; информация) <19>.
--------------------------------
<19> Пакерман Г. Формы осуществления иностранных инвестиций в странах СНГ // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2011. N 1.

Согласно статье 3(1) Закона России правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Согласно пункту 2 ст. 2 Закона Туркменистана, если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем содержащиеся в настоящем Законе и иных нормативных правовых актах Туркменистана, применяются правила международного договора. Данные положения свидетельствуют о том, что нормы, содержащиеся в международных договорах, в которых участвуют Россия и Туркменистан, обладают приматом над нормами национального законодательства. Следует отметить, что оба государства являются участниками действующего двустороннего международного договора, а именно Соглашения между Правительством РФ и Правительством Туркменистана о поощрении и взаимной защите инвестиций от 25 марта 2009 г. <20> (далее - Соглашение между Россией и Туркменистаном).
--------------------------------
<20> БМД. 2011. N 4. С. 62 - 68. Настоящее Соглашение вступило в силу с 23 августа 2010 г.

В соответствии со статьей 1(б) Соглашения между Россией и Туркменистаном термин "инвестиции" охватывает все виды объектов гражданских прав, которые вкладываются инвестором государства одной договаривающейся стороны на территории государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства последней договаривающейся стороны, в частности, но не исключительно:
- движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку;
- акции, вклады и другие формы долевого участия в капитале коммерческих организаций, а также облигации;
- право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей, или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с инвестициями;
- исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, патенты, промышленные образцы, модели, товарные знаки или знаки обслуживания, технология, информация, имеющая коммерческую ценность, и ноу-хау);
- права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе законодательства государств договаривающихся сторон или договоров, заключенных в соответствии с законодательством государств договаривающихся сторон, включая, в частности, права, связанные с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.
Никакое изменение формы инвестиций не влияет на их квалификацию в качестве инвестиций, если такое изменение не противоречит законодательству государства договаривающейся стороны, на территории которого осуществлены инвестиции. Термин "доходы" означает средства, получаемые от инвестиций, и, в частности, прибыль, дивиденды, проценты, роялти, лицензионные и другие вознаграждения (ст. 1(в)). Таким образом, в двусторонних отношениях России и Туркменистана понятие иностранных инвестиций, закрепленное в законодательстве обоих государств, заменено на аналогичное понятие, содержащееся в двустороннем Соглашении и носящее договорный характер. Любопытно отметить, что и Россия, и Туркменистан имеют двусторонние соглашения, предметом которых выступают иностранные инвестиции, с целым рядом государств. В этом контексте полагаем важным привести дефинитивные нормы, касающиеся понятия иностранных инвестиций, содержащиеся в таких двусторонних соглашениях.
Так, в соответствии со статьей 1(б) Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о поощрении и взаимной защите инвестиций от 15 апреля 2013 г. <21> (далее - Соглашение между Россией и Узбекистаном) термин "инвестиции" охватывает все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвестором государства одной договаривающейся стороны на территории государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства последней договаривающейся стороны, на территории государства которой осуществляются инвестиции, в частности:
--------------------------------
<21> СЗ РФ. 2014. N 14. Ст. 1569. Настоящее Соглашение вступило силу с 14 января 2014 г.

- движимое и недвижимое имущество;
- акции, вклады и другие формы участия в капитале коммерческих организаций;
- право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей, или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с инвестициями;
- исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, патенты, промышленные образцы, модели, товарные знаки или знаки обслуживания, технологию, информацию, имеющую коммерческую ценность, и ноу-хау);
- права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе законодательства каждого из государств договаривающихся сторон или договоров, заключенных в соответствии с законодательством каждого из государств договаривающихся сторон, включая, в частности, связанные с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.
Никакое изменение формы инвестиций не влияет на их квалификацию в качестве инвестиций, если такое изменение не противоречит законодательству государства договаривающейся стороны, на территории которого инвестиции осуществлены. Термин "доходы" означает любые средства, полученные от инвестиций на территории государства договаривающейся стороны, включая прибыль, проценты, дивиденды, роялти, лицензионные, комиссионные и другие вознаграждения (ст. 1(в)).
Соглашение между правительством Туркменистана и правительством Республики Узбекистан о поощрении и взаимной защите инвестиций от 16 января 1996 г. <22> (далее - Соглашение между Туркменистаном и Узбекистаном) предусматривает, что термин "инвестиции" означает любой вид имущественных ценностей и прав на них, а также права на интеллектуальную, торговую и промышленную собственность, такие как авторские права, патенты, полезные модели, промышленные образцы и модели, товарные знаки, фирменные наименования, производственные и коммерческие тайны, технологии, гудвилл и ноу-хау (п. 2 ст. 1). Инвестиции на территории государств договаривающихся сторон осуществляются путем:
--------------------------------
<22> Текст данного Соглашения на русском языке см.: http://lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=2568193. Настоящее Соглашение вступило в силу с 2 августа 1996 г.

- создания хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих инвесторам или на основе долевого участия в них;
- приобретения имущества, акций и других ценных бумаг;
- приобретения имущественных прав, включая права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами;
- иной деятельности по осуществлению инвестиций, не противоречащих законодательству, действующему на территории государства договаривающейся стороны по месту инвестирования (п. 3 ст. 1).
Термин "доходы" означает, но не исключительно суммы, полученные в результате инвестиций, в виде прибыли, процентов, дивидендов, роялти, лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техническую помощь, техническое обслуживание и других форм вознаграждений (п. 7 ст. 1). Никакое изменение формы, в которой первоначально или повторно осуществляется вложение ценностей, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций (п. 3 ст. 1).
Согласно статье 2 Закона России иностранный инвестор - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами <23>.
--------------------------------
<23> Лисица В.Н. Категория "инвестор" в международном и национальном праве // Закон. 2007. N 2. С. 57.

Туркменское законодательство под иностранными инвесторами понимает:
- иностранное юридическое лицо, включая его филиал и представительство в Туркменистане;
- международную организацию;
- иностранное государство;
- иностранное физическое лицо, а также лицо без гражданства, на момент осуществления инвестиций постоянно проживающее на территории иностранного государства;
- гражданина Туркменистана, имеющего постоянное место жительства за пределами Туркменистана <24>.
--------------------------------
<24> Согласно статье 4 Закона N 698-XII субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица Туркменистана и иностранных государств, а также непосредственно эти государства. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, принимающие решения о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности. Участниками инвестиционной деятельности являются физические и юридические лица Туркменистана, других государств, обеспечивающие осуществление инвестиций в качестве исполнителей заказов или на основании поручения инвестора.

В соответствии со статьей 1(а) Соглашения между Россией и Туркменистаном термин "инвестор" означает любое физическое лицо, являющееся гражданином государства договаривающейся стороны в соответствии с его законодательством; любое юридическое лицо, созданное или учрежденное в соответствии с законодательством государства договаривающейся стороны.
В соответствии со статьей 1(а) Соглашения между Россией и Узбекистаном термин "инвестор" означает любое физическое или юридическое лицо государства одной из договаривающихся сторон, осуществляющее инвестиции на территории государства другой договаривающейся стороны:
- физическое лицо - любое физическое лицо, являющееся гражданином государства договаривающейся стороны в соответствии с законодательством своего государства;
- юридическое лицо - любое юридическое лицо, созданное или учрежденное в соответствии с законодательством государства договаривающейся стороны.
В соответствии с Соглашением между Туркменистаном и Узбекистаном термин "инвестор" означает:
- государства договаривающихся сторон;
- юридические лица государств договаривающихся сторон <25>;
--------------------------------
<25> Термин "юридические лица" обозначает юридические лица, получившие свой статус по законодательству государства одной договаривающейся стороны и осуществляющие инвестиции на территории другой договаривающейся стороны (п. 4 ст. 1 Соглашения между Туркменистаном и Узбекистаном).

- международные организации государств договаривающихся сторон;
- граждан, объединения граждан и лиц без гражданства государств договаривающихся сторон <26> (п. 1 ст. 1).
--------------------------------
<26> Термин "граждане" обозначает лиц, имеющих гражданство и правоспособность по законодательству государства одной договаривающейся стороны, постоянно проживающих на его территории или за границей и осуществляющих инвестиции на территории другой договаривающейся стороны. Термин "лица без гражданства" обозначает лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории государства одной договаривающейся стороны, зарегистрированных в соответствии с законодательством государства этой договаривающейся стороны для ведения предпринимательской деятельности и осуществляющих инвестиции на территории другой договаривающейся стороны (п. п. 5 и 6 ст. 1 Соглашения между Туркменистаном и Узбекистаном).

Таким образом, содержание понятия "инвестор" в международных инвестиционных договорах Туркменистана двустороннего характера одинаково по сравнению с понятием, содержащимся в национальном законодательстве, которое охватывает не только физических и юридических лиц - инвесторов, но и государства и международные организации.
Несомненный интерес представляет содержание понятий "иностранные инвестиции", "иностранный инвестор" и "объекты инвестиционной деятельности" в Московской конвенции СНГ от 28 марта 1997 г. о защите прав инвестора <27> (далее - Московская конвенция). Согласно статье 1 инвестор - государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций, а инвестиции - вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством сторон. Инвесторами могут быть государства, юридические и физические лица как сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством сторон (ст. 3). Инвестор имеет право осуществлять инвестиции любыми не запрещенными законодательством страны-реципиента способами <28>. Сторона в качестве страны-реципиента имеет право проведения экспертизы инвестиционных проектов на соблюдение экологических, антимонопольных и других требований (ст. 4).
--------------------------------
<27> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1997. N 2. Данная Конвенция вступила в силу с 21 января 1999 г. Россия не намерена стать ее участницей согласно распоряжению Президента РФ от 16 апреля 2007 г. N 166-РП "О некоторых международных договорах, подписанных в рамках СНГ". Туркменистан не является участником Московской конвенции.
<28> Под страной происхождения инвестиции понимается государство, на территории которого зарегистрирован инвестор - юридическое лицо или гражданином которого является инвестор - физическое лицо. Страна-реципиент - государство, на территории которого находится объект инвестирования (ст. 1 Московской конвенции).

Инвестор вправе приобретать акции и иные ценные бумаги субъектов хозяйствования и других элементов, в том числе государственных ценных бумаг, в соответствии с законодательством страны-реципиента. Акции и иные ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке страны-реципиента, могут приобретаться инвестором с оплатой в валюте страны-реципиента или в иной валюте в случае, если законодательством страны-реципиента не предусмотрено иное (ст. 14). Инвестор может участвовать в приватизации объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на условиях и в порядке, определяемых законодательством страны-реципиента. Отмена решения о приватизации объекта, а также изменение порядка и способа приватизации в случае, если в приватизации объекта принял участие инвестор, равно как и расторжение сделок по приватизации, могут быть осуществлены в судебном порядке (ст. 15). Приобретение государственного и муниципального имущества в процессе приватизации осуществляется на основе договоров купли-продажи, заключаемых между инвестором и лицом, осуществляющим функции продавца приватизируемого имущества. Договоры купли-продажи акций приватизируемых предприятий подлежат регистрации в порядке, определяемом законодательством страны-реципиента. Иной порядок приобретения государственного и муниципального имущества в процессе приватизации не допускается (ст. 17).
Приобретение инвестором вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством страны-реципиента <29> (ст. 18). Предоставление инвестору прав на пользование природными ресурсами и осуществление видов деятельности, относящихся к государственной монополии страны-реципиента, а также прав предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности страны-реципиента, осуществляется в соответствии с концессионными договорами, соглашениями о разделе продукции, заключаемыми в порядке, установленном законодательством страны-реципиента (ст. 19). Предоставление в аренду инвестору имущества граждан и юридических лиц страны-реципиента, объектов государственной собственности страны-реципиента и сдача в аренду инвестором своего имущества, находящегося на территории страны-реципиента, а также расторжение таких договорных отношений осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством страны-реципиента (ст. 20).
--------------------------------
<29> Под вещным правом Московская конвенция понимает право владения, пользования и распоряжения имуществом (ст. 1).

Организационно-правовые формы юридических лиц с иностранными инвестициями в российском и туркменском инвестиционном праве

Особый интерес представляет собой вопрос об организационно-правовых формах юридических лиц как субъектов международных инвестиционных отношений, закрепленных в российском и туркменском законодательстве <30>. С целью создания специального правового режима деятельности иностранных инвесторов на территории принимающей страны российское законодательство вводит в международное инвестиционное право новую категорию "коммерческая организация с иностранными инвестициями" (далее - КОИИ). Согласно пункту 6 ст. 4 Закона России российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня КОИИ и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом. Коммерческая организация утрачивает статус КОИИ со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Законом.
--------------------------------
<30> Филина А. Дочернее общество, филиал, представительство, отделение: критерии выбора для иностранного инвестора // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2011. N 4; Чуряев А. Хозяйственное партнерство: новый вид юридического лица для инвесторов // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2012. N 4.

Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства. Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - реестр), являющемся информационной системой, либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр (п. 3 ст. 4 Закона России).
Ранее аккредитационные функции выполнялись Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ, действовавшей на основании Устава, утвержденного Приказом Минюста России от 20 июля 2011 г. N 269 (в ред. от 29 ноября 2012 г.) <31>. С 1 января 2015 г. функции по аккредитации представительств и филиалов иностранных юридических лиц переданы Федеральной налоговой службе, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2014 г. N 1372 становится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) <32>.
--------------------------------
<31> Российская газета. 2011. 10 авг.; 2012. 31 дек. Согласно пункту 11 Устава предметом деятельности Палаты являлась аккредитация обособленных структурных подразделений иностранных юридических лиц, легализация экономической деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации.
<32> СЗ РФ. 2014. N 51. Ст. 7456.

Дочерние и зависимые общества КОИИ не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Иностранный инвестор, КОИИ, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования <33> пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом (п. п. 4 и 5 ст. 4 Закона России).
--------------------------------
<33> Реинвестирование означает осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций (ст. 2 Закона России).

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал КОИИ производится в соответствии с законодательством. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации. Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию, за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры согласно перечню, утвержденному Правительством РФ (ст. 6 Закона России).
Создание и ликвидация КОИИ осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами. Юридические лица, являющиеся КОИИ, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законодательством о государственной регистрации юридических лиц (ст. 20 Закона России). Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица. Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации. Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) <34>. Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
--------------------------------
<34> В положении о филиале иностранного юридического лица, положении о представительстве иностранного юридического лица должны быть указаны наименование иностранного юридического лица, его филиала, представительства, организационно-правовая форма иностранного юридического лица, место нахождения его филиала, представительства на территории Российской Федерации и адрес места нахождения иностранного юридического лица в стране регистрации, цели создания, открытия и виды деятельности его филиала, представительства, порядок управления филиалом, представительством иностранного юридического лица (п. 1 ст. 22 Закона России).

В течение 12 месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном порядке представителем иностранного юридического лица. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- не представлены необходимые для аккредитации документы, либо эти документы представлены с нарушением срока, либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению;
- установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация;
- цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции РФ, международным договорам, законодательству Российской Федерации;
- цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации;
- прекращена в связи с грубым нарушением Конституции РФ, международных договоров, законодательства Российской Федерации аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения об аккредитации которых были внесены в реестр (п. п. 1 - 3 ст. 21 Закона России).
Отказ в аккредитации или в принятии решения об аккредитации может быть обжалован в судебном порядке. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица осуществляется в срок не более чем 25 рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (п. п. 4 и 5 ст. 21 Закона России). Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица по решению такого иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании соответствующих решения и заявления, представленных таким иностранным юридическим лицом, в течение 10 рабочих дней со дня их представления. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятому в случае, если:
- филиал, представительство иностранного юридического лица в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения, не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и с филиалом, представительством не может быть осуществлена связь по адресу места осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в реестре, и филиал, представительство в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету, открытому в банке или другой кредитной организации, имеющих лицензию Банка России;
- деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции РФ, международным договорам, законодательству Российской Федерации, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации (п. 7 ст. 21 Закона России).
Туркменское законодательство наряду с российским выделяет особую категорию юридических лиц, а именно "предприятия с иностранными инвестициями" (далее - ПИИ). Согласно пункту 3 ст. 1 Закона Туркменистана ПИИ - предприятие, созданное на территории Туркменистана в порядке, установленном законодательством Туркменистана, которое принадлежит иностранному инвестору полностью либо на основе долевого участия с юридическими и физическими лицами Туркменистана. Следует отметить, что порядок создания и регистрации предприятий определяется Законом Туркменистана от 15 июня 2000 г. N 28-II "О предприятиях" (в ред. от 28 февраля 2015 г.) <35> (далее - Закон N 28-II). Согласно статье 1 Закона N 28-II предприятием является самостоятельный субъект экономической деятельности, создаваемый для производства продукции, реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей общества и получения прибыли. Предприятие становится субъектом права с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 3 Закона N 28-II). Предприятие создается по решению его учредителя (учредителей). Учредителями предприятия могут быть дееспособные физические и юридические лица, в том числе и иностранных государств (п. п. 1 и 2 ст. 11 Закона N 28-II).
--------------------------------
<35> Текст данного Закона на русском языке см.: http://minjust.gov.tm/ru/mmerkezi/doc_view.php?doc_id=649.

Среди организационно-правовых форм предприятий пункт 1 ст. 24 Закона N 28-II выделяет совместное предприятие. Согласно статье 27.1 Закона N 28-II совместное предприятие - это предприятие, созданное в целях извлечения выгоды за счет обобщения имущества физических и (или) юридических лиц Туркменистана и физических и (или) юридических лиц иностранных государств. Совместное предприятие учреждается на основе договора, заключенного между его учредителями. При этом доля каждого учредителя в уставном фонде должна составлять не менее 10% общего имущества. Имущество совместного предприятия формируется за счет объединения в уставном фонде долей (вкладов) физических и (или) юридических лиц, являющихся его участниками, а также доходов. Минимальный размер уставного фонда совместного предприятия должен составлять стократный размер минимальной заработной платы, установленный в Туркменистане. Совместное предприятие несет ответственность по взятым на себя обязательствам в пределах своей собственности. Высшим органом совместного предприятия является общее собрание его участников. Сроки, порядок созыва и проведения общего собрания определяются учредительными документами совместного предприятия.
В соответствии с пунктом 1-2 ст. 8 Закона Туркменистана иностранным инвесторам, ПИИ предоставляется национальный правовой режим. Под национальным правовым режимом понимается, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов, ПИИ и использования прибыли, полученной от инвестиций, не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования прибыли, полученной от инвестиций, предоставленный национальным инвесторам. Иностранным инвесторам, ПИИ, осуществляющим деятельность на территории свободной экономической зоны, предоставляется благоприятствующий правовой режим <36>. Под благоприятствующим правовым режимом понимается, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов, ПИИ и использования прибыли, полученной от инвестиций, является не менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования прибыли, полученной от инвестиций, предоставленный капиталовложениям любого третьего государства.
--------------------------------
<36> Под свободной экономической зоной пункт 8 ст. 1 Закона Туркменистана понимает экономическую зону свободного предпринимательства, национальную туристическую зону, а также другие виды свободных экономических зон, порядок образования, функционирования и ликвидации которых устанавливается законодательством Туркменистана.

Если изменение законодательства Туркменистана приводит к запретам и ограничениям, ухудшающим правовой режим деятельности иностранных инвесторов, ПИИ, то законодательство Туркменистана, действовавшее на момент регистрации иностранных инвестиций, применяется в их отношении в течение 10 лет, а к предприятиям иностранных юридических лиц, филиалам иностранных юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты на основании решения Кабинета министров Туркменистана, - в течение периода окупаемости инвестиционного проекта, заявленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами Туркменистана, при его регистрации. Данные положения не применяются в случае изменения законодательства Туркменистана в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В отношении иностранных инвестиций государства, ограничивающего на своей территории правовой режим инвестирования для хозяйствующих субъектов Туркменистана, законодательством Туркменистана могут устанавливаться аналогичные ограничения <37> (п. п. 5 - 6 ст. 8 Закона Туркменистана).
--------------------------------
<37> В данной норме Закона Туркменистана закреплена возможность применения реторсий как ответных ограничительных мер. Примечательно, что о реторсиях говорит именно Закон об иностранных инвестициях, а не ГК Туркменистана, в котором отсутствует раздел о МЧП.

Согласно статье 9 Закона Туркменистана освобождается от взимания таможенной пошлины имущество, ввозимое в Туркменистан:
- в качестве вклада иностранного инвестора в уставный фонд ПИИ, в основные фонды филиала иностранного юридического лица в соответствии с заявленным им перечнем;
- иностранными инвесторами, ПИИ на основании международных договоров и контрактов, заключенных в соответствии с решениями Кабинета министров Туркменистана, в качестве инвестиции.
ПИИ, филиалы иностранных юридических лиц имеют право без лицензии экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства и импортировать продукцию (работы, услуги) для собственных нужд. Иностранные инвесторы, ПИИ, осуществляющие деятельность на территории свободной экономической зоны, имеют право арендовать земельные участки в зависимости от срока окупаемости инвестиционных проектов в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Регистрация инвестиционных проектов, а также ПИИ, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих строительство и эксплуатацию объектов в свободной экономической зоне, производится без взимания регистрационных сборов.
Иностранные инвесторы, ПИИ, осуществляющие деятельность на территории свободной экономической зоны, освобождаются от: 1) уплаты консульских и регистрационных сборов; 2) уплаты биржевых сборов за регистрацию договоров; 3) уплаты государственной пошлины за выдачу лицензии и ее переоформление; 4) арендной платы за земельные участки в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Туркменистана; 5) отчислений от прибыли во внебюджетные фонды, установленных законодательством Туркменистана. ПИИ, филиалы иностранных юридических лиц самостоятельно определяют условия реализации производимой им продукции (работ, услуг), кроме продукции (работ, услуг), цены на которую регулируются государством (п. 1-6 ст. 11 Закона Туркменистана).
Согласно пункту 3-5 ст. 19 Закона Туркменистана иностранные инвесторы, ПИИ приобретают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Законом, со дня регистрации инвестиционного проекта с иностранными инвестициями, ПИИ на территории Туркменистана. Иностранные инвесторы, ПИИ при осуществлении реинвестирования прибыли, полученной от иностранных инвестиций, пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом. Органы государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность иностранных инвесторов, ПИИ. Органы государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления при выявлении фактов нарушения иностранными инвесторами, ПИИ законодательства Туркменистана вправе в пределах их компетенции принимать меры, прямо связанные с устранением конкретного нарушения, и не вправе использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства, приостановления или ограничения иной законной деятельности иностранных инвесторов, ПИИ.
Согласно пункту 1-2 ст. 21 Закона Туркменистана иностранные инвесторы, ПИИ имеют право открывать в банках на территории Туркменистана банковские счета в национальной и иностранной валюте в соответствии с законодательством Туркменистана. Иностранные инвесторы, ПИИ после уплаты налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Туркменистана, имеют право на свободное использование доходов и прибыли на территории Туркменистана, в том числе для реинвестирования на цели, не противоречащие законодательству Туркменистана, а также на беспрепятственный перевод за пределы Туркменистана доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями, в том числе:
- доходов от иностранных инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;
- денежных сумм во исполнение обязательств ПИИ или филиала иностранного предприятия по договорам и иным сделкам;
- денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией ПИИ либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- компенсаций, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона <38>.
--------------------------------
<38> В статье 26 Закона Туркменистана речь идет о гарантиях компенсации при принудительном возмездном изъятии имущества иностранного инвестора и ПИИ. Принудительное возмездное изъятие имущества иностранных инвесторов, ПИИ в собственность или временное пользование государства в форме реквизиции допускается лишь в случаях, предусмотренных законом, в целях преодоления обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и их последствия. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранные инвесторы, ПИИ вправе требовать возврата сохранившегося имущества с условием возврата полученной ими суммы компенсации за реквизированное имущество за вычетом убытков от снижения стоимости сохранившегося имущества. При реквизиции имущества иностранных инвесторов, ПИИ компенсация должна: 1) производиться незамедлительно в иностранной валюте и по желанию инвестора переводиться за границу; 2) соответствовать рыночной стоимости инвестиций на момент принятия решения о реквизиции (п. 1-3 ст. 26 Закона Туркменистана).

Иностранные инвесторы, ПИИ при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Туркменистана должны соблюдать законодательство Туркменистана, а также взятые на себя обязательства по реализации инвестиционных проектов. В случае нарушения законодательства Туркменистана и договорных обязательств иностранные инвесторы, ПИИ несут ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана и условиями заключенного договора. Имущество иностранных инвесторов, ПИИ, филиалов иностранных юридических лиц, включая привлеченные средства, имущественные права, могут быть использованы ими в качестве средства обеспечения обязательств в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Иностранное юридическое лицо несет ответственность за деятельность филиала и представительства, созданного им на территории Туркменистана, в порядке, предусмотренном законодательством Туркменистана. Туркменистан не отвечает по обязательствам иностранных инвесторов, ПИИ, за исключением случаев, когда эти обязательства гарантированы государством (ст. ст. 27 и 28 Закона Туркменистана).
В завершение хотелось бы упомянуть такой документ, как проект Рамочного соглашения между правительством США и правительством республики Казахстан, правительством Кыргызской Республики, правительством Республики Таджикистан, правительством Туркменистана и правительством Республики Узбекистан по развитию отношений в области торговли и инвестиций <39> (далее - проект). Согласно проекту Стороны, признавая ключевую роль как внутренних, так и зарубежных частных инвестиций в деле обеспечения роста, создания новых рабочих мест, расширения торговли, усовершенствования технологии и расширения экономического развития; признавая, что прямые иностранные инвестиции приносят положительные выгоды каждой из Сторон, подтверждают свое желание содействовать установлению привлекательного инвестиционного климата и расширению торговли товарами и услугами. Стороны предпринимают соответствующие меры в целях поощрения обмена товарами и услугами и содействия ему, а также по обеспечению благоприятных условий для долгосрочного развития и диверсификации торговли между Сторонами (ст. 1 проекта).
--------------------------------
<39> Проект Рамочного соглашения на русском языке см.: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P040000609_.

Стороны учреждают Американо-Центральноазиатский Совет по торговле и инвестициям (далее - Совет), в состав которого входят представители Сторон. Со стороны каждой из Центральноазиатских республик председательствовать будет заместитель премьер-министра или министр, ответственный за вопросы торговли и инвестиций. В случае необходимости сотрудники других правительственных ведомств Сторон могут участвовать в работе Совета. Заседания Совета будут проводиться по меньшей мере раз в год, сроки и места их проведения будут согласовываться Сторонами. Перед Советом ставятся следующие задачи:
- проводить мониторинг отношений в области торговли и инвестиций, выявлять возможности по расширению торговли и инвестиций, а также вопросы, связанные с торговлей или инвестициями, такие как вопросы интеллектуальной собственности, трудовых отношений или же вопросы защиты окружающей среды, проведение переговоров по которым может быть уместно на соответствующем форуме;
- проводить консультации по затрагивающим интересы Сторон вопросам торговли и инвестиций, возникающим вне рамок соответствующих двусторонних договоров о капиталовложениях;
- выявлять препятствия на пути осуществления торговли и инвестиций между Сторонами и проводить работу с целью их ликвидации (ст. ст. 2 - 3 проекта).
Как подчеркивалось в докладе заместителя Председателя Кабинета министров, министра иностранных дел Туркменистана Р. Мередова на заседании Кабинета министров Туркменистана в начале 2016 г., неуклонно следуя курсом широкого конструктивного сотрудничества, реализуемым под руководством Президента Гурбангулы Бердымухамедова, нейтральный Туркменистан успешно развивает отношения дружбы и плодотворного партнерства - как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Резюмируя отчет министра, лидер нации Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул, что независимый нейтральный Туркменистан будет и впредь активно развивать конструктивное сотрудничество как на межгосударственном уровне, так и по линии авторитетных региональных и международных организаций и структур, последовательно наращивать эффективное взаимодействие, нацеленное на обеспечение глобального мира, благополучия и устойчивого развития <40>. Нет сомнения в том, что двусторонние отношения России и Туркменистана в области поощрения и взаимной защиты инвестиций следуют именно в этом направлении.
--------------------------------
<40> URL: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=10331.

Библиография

Ануфриева А.А. Право ВТО и международно-правовое регулирование иностранных инвестиций // Современное право. 2013. N 3.
Буслаева Л.М. Правовая природа инвестиционного договора // Современное право. 2012. N 3.
Веселкова Е.Е. Соотношение международного права и национального законодательства в правовом регулировании иностранных инвестиций // Адвокат. 2013. N 1.
Веселкова Е. О некоторых аспектах инвестиционных договоров // Хозяйство и право. 2012. N 7.
Волова Л.И. Возрастание роли региональной экономической интеграции в современных условиях // Евразийский юридический журнал. 2014. N 6.
Гусейнов О.Р. Правовой режим иностранных инвестиций: основные тенденции развития // Евразийский юридический журнал. 2011. N 3.
Данельян А.А., Эседов Д.Т. Иностранный инвестор и государство в Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2012. N 3.
Курысь Н. Россия и ВТО: системный подход к правовому регулированию иностранных инвестиций // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2013. N 4.
Малько А.В., Елистратова В.В. Об использовании правового опыта межгосударственной интеграции при создании Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. 2014. N 2.
Моисеев Е.Г. Договор о Евразийском экономическом союзе - очередной этап интеграции на постсоветском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2014. N 7.
Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2012.
Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: Учебник. М., 2013.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>

Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования (Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи