Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > Усиление ответственности: очередная редакция Закона N 132-ФЗ (Дурново Д.В.)

Усиление ответственности: очередная редакция Закона N 132-ФЗ (Дурново Д.В.)

Дата размещения статьи: 08.05.2016

Самое обсуждаемое на протяжении нескольких лет событие туротрасли - усиление ответственности туроператоров - свершилось. Федеральный закон от 02.03.2016 N 49-ФЗ (далее - Закон N 49-ФЗ), совершенствующий, по мнению его авторов, законодательство в области турдеятельности, принят. В основной части документ вступает в силу с 01.01.2017, а вот правила электронного документооборота начнут действовать с 01.01.2018. Время для осмысления поправок есть. Поэтому в данной статье мы рассмотрим значимые нововведения и попробуем оценить их влияние на деятельность турфирм.

 

Требования к должностным лицам туроператора 

Согласно новой редакции Закона N 132-ФЗ <1> (см. ст. 4.1) туроператор, как и прежде, может осуществлять деятельность, только будучи зарегистрированным в качестве юридического лица и только при наличии финансового обеспечения (в виде страховки или банковской гарантии). Однако теперь Закон предъявляет еще и ряд требований к должностным лицам туроператора <2>:

1) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за какое-либо умышленное преступление;

2) отсутствие факта совершения должностными лицами более трех раз в течение одного года <3> правонарушений в сфере туристской деятельности, за которые предусмотрена ответственность ст. 14.51 КоАП РФ. Кстати, данная норма тоже обновлена Законом N 49-ФЗ; 

Штрафы с 01.01.2017 - ст. 14.51 КоАП РФ. Штраф за осуществление туроператорской деятельности без регистрации в федеральном реестре - до 10 млн руб. для юридических лиц, до 100 тыс. руб. - для должностных лиц (либо дисквалификация на срок до одного года).

Штраф за погрешности в определении размера финансового обеспечения, а также подачу недостоверных сведений для регистрации в реестре - до 1 млн руб. для юридических лиц, до 50 тыс. руб. - для должностных лиц.

Штраф за осуществление деятельности в сфере выездного туризма без членства в соответствующем объединении - до 3 млн руб. для юридических лиц, до 100 тыс. руб. - для должностных лиц (либо дисквалификация на срок до одного года). 

3) отсутствие дисквалификации должностного лица туроператора на день, предшествовавший дню подачи документов для внесения сведений о туроператоре в соответствующий реестр;

4) отсутствие факта замещения должностного лица туроператора в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра по определенным основаниям.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

<2> Руководитель туроператора, его заместитель, главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора.

<3> Предшествовавшего дню подачи документов для внесения сведений о туроператоре в соответствующий реестр. 

Безусловно, данная поправка связана с чередой "громких" банкротств и уголовных дел, фигурантами которых являются руководители не удержавшихся на плаву туроператоров.

 

Запрет на заключение договоров 

Согласно обновленной ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ при невозможности исполнения обязательств по уже заключенным договорам туроператор не вправе заключать новые договоры о реализации турпродукта, в том числе при участии турагента, которого нужно предупредить о таких обстоятельствах. Информировать о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения принятых на себя обязательств следует Ростуризм, страховую компанию (банк), предоставившую финансовое обеспечение туроператору, объединение туроператоров в сфере выездного туризма, иных заинтересованных лиц путем размещения соответствующего объявления на своем сайте.

Данная мера тоже является результатом последних событий в отрасли. Она призвана упорядочить взаимодействие туроператоров и турагентов в интересах туристов. Причем сразу же возникает вопрос: какими будут последствия для туроператора при нарушении названного требования? Начать стоит с того, что универсального механизма определения даты, на которую фиксируется невозможность исполнения туроператором своих обязательств перед туристами по заключенным договорам, не существует. Полагаем, что в каждом конкретном случае для таких целей потребуется отдельное разбирательство (несостоятельность туроператора может проявиться на разных этапах исполнения конкретных договоров: туристам может быть отказано в перевозке к месту путешествия, в заселении в отель, в обратном перелете и т.д.). Это значит, что определить дату, после которой туроператор был не вправе заключать новые договоры, будет непросто. Далее необходимо разобрать правовые последствия договоров, на заключение которых был установлен запрет. Как разъяснено в п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, сделка может быть признана судом недействительной (согласно ст. 168 ГК РФ), если ее совершение не соответствует п. 1 ст. 10 ГК РФ. Данная норма не допускает:

- осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу;

- действия в обход закона с противоправной целью;

- иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Полагаем, что туроператор, заключающий новые договоры на фоне невозможности исполнения текущих обязательств, может быть признан злоупотребившим правом, а следовательно, новые сделки могут быть признаны судом недействительными. В силу п. 2 ст. 167 ГК РФ каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по недействительной сделке. Для туроператора это означает необходимость возврата денежных средств, полученных от туристов, без каких-либо изъятий в виде фактически понесенных расходов.

 

Турпомощь: резервный фонд и фонд персональной ответственности 

Формирование фонда персональной ответственности - новое условие для осуществления деятельности туроператора в сфере выездного туризма вдобавок к обязательному членству в соответствующем объединении туроператоров (Ассоциации "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь"). Накопление данного фонда в размере 7% от общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год освобождает туроператора от необходимости иметь финансовое обеспечение. Все это прописано в новой ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ.

Таким образом, функции Турпомощи с 2017 г. расширятся, она будет осуществлять не только учет взносов туроператоров в сфере выездного туризма в компенсационный фонд, который, кстати, отныне именуется резервным, но и вести учет взносов в фонд персональной ответственности каждого туроператора - члена объединения.

В совокупности отчисления туроператоров сферы выездного туризма согласно новой редакции Закона будут выглядеть так. 

Наименование взноса

Размер

Пояснения

Взнос на финансирование текущей деятельности объединения

В пределах 0,05% общей цены турпродукта в сфере выездного туризма по данным отчетности за предыдущий год (новая редакция ст. 11.3 Закона N 132-ФЗ)

Тут мало что изменилось: конкретизированы лишь формулировки относительно базы исчисления взносов, а их размер и порядок по-прежнему определяются общим собранием членов объединения

Вступительный взнос в резервный фонд

100 тыс. руб.

Уплачивается при вступлении в объединение туроператоров в сфере выездного туризма. Размер данного взноса остался неизменным, регламентирован ст. 11.4 Закона N 132-ФЗ

Взнос на формирование резервного фонда

Размер ежегодного взноса ранжирован от 50 тыс. до 500 тыс. руб. в зависимости от показателей количества туристов и общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год (новая редакция ст. 11.4 Закона N 132-ФЗ)

В действующей редакции установлен минимальный размер данного взноса в 100 тыс. руб., а в целом он рассчитывается как 0,1% от объема денежных средств, полученных от реализации турпродукта в сфере выездного туризма на конец отчетного года. Сроки уплаты взноса неизменны - не позднее 15 апреля

Взнос на формирование фонда персональной ответственности туроператора

Размер ежегодного взноса равен 1% общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. "Новичкам" в сфере выездного туризма до начала деятельности подлежит уплатить взнос в размере 100 тыс. руб., а затем ежеквартально перечислять 1% от общей цены турпродукта в сфере выездного туризма, реализованного в предыдущем квартале. Все это установлено новой ст. 11.6 Закона N 132-ФЗ

Ежеквартальное (до 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) перечисление взносов прекращается по достижении фондом максимального размера - 7% общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год

В связи с пересмотром порядка наполнения резервного фонда и введением обязанности формирования фонда персональной ответственности финансовая нагрузка туроператоров однозначно увеличится. Однако в ближайшей перспективе это вряд ли обеспечит дополнительную защиту интересов туристов. Все перечисленные нововведения вступают в силу с 01.01.2017, что значит: взносы за 2017 г. будут рассчитываться от показателей 2016 г., когда рынок выездного туризма, скажем так, находится не на пике своих возможностей. Получается, что при благоприятном развитии ситуации и наращивании оборотов действующие туроператоры (кроме новичков) будут иметь "подушку безопасности", созданную из расчета пессимистичных показателей отрасли, и обеспечения вновь может не хватить всем туристам.

 

Учет взносов в резервный фонд и фонд персональной ответственности 

Согласно содержанию новых статей Закона N 132-ФЗ (имеются в виду ст. ст. 11.5 и 11.6) туроператоры вправе отнести затраты, связанные с уплатой взносов в резервный и персональные фонды, на себестоимость туристского продукта. Данное положение выглядит не совсем уместно в Законе об основах туристской деятельности, поскольку учет любых расходов и формирование себестоимости регламентируются законодательством о бухгалтерском учете. На то, что подобные взносы действительно являются расходами компаний, указано в Письме Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355, где изложены Рекомендации аудиторам по проверке отчетности за 2015 г. Одна из них заключается в следующем: осуществляемые организацией отчисления (взносы) в компенсационные фонды, формируемые в соответствии с законодательством РФ и (или) правилами и стандартами саморегулируемых организаций, профессиональных объединений, союзов, ассоциаций, к полномочиям которых относится аккумулирование средств таких компенсационных фондов, в бухгалтерском учете признаются расходами. Вывод сделан на основании ПБУ 10/99 "Расходы организации" <4>, и он исключает всяческие домыслы о том, что подобные взносы могут учитываться в составе активов организации по аналогии с ОС или НМА. Однако Минфин не разъясняет, являются такие затраты прочими расходами или расходами по обычным видам деятельности (именно они формируют себестоимость продукции, работ, услуг). Данный вопрос каждая организация решает самостоятельно, исходя из специфики деятельности, и в этом плане допустимость включения в себестоимость турпродуктов величины взносов в соответствующие фонды, прописанная в Законе N 132-ФЗ, никак не влияет на принятую методологию учета туроператора.

--------------------------------

<4> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

 

Объемы финансового обеспечения 

С 2017 г. гл. VII.1 "Финансовое обеспечение" Закона N 132-ФЗ вступит в силу в обновленном варианте. В частности, ст. 17.2, посвященная размеру финансового обеспечения, подверглась существенным изменениям, но они не затронули интересы туроператоров сферы внутреннего и въездного туризма. Для туроператоров этой категории, как и прежде, обязательно оформление страховки или банковской гарантии на 500 тыс. руб. А вот в сфере выездного туризма дела обстоят иначе. 

Характеристика туроператора сферы выездного туризма

Размер финобеспечения

Туроператоры, ранее не осуществлявшие деятельность в сфере выездного туризма

50 млн руб.

Туроператоры, у которых в сфере выездного туризма показатель количества туристов за год не превышает 10 тыс. чел. и общая цена турпродукта за предыдущий год составляет не более 40 млн руб.

10 млн руб.

Все остальные

3% (на 2016 г.), с 2017 г. - 5% общей цены турпродукта в сфере выездного туризма, но не менее 50 млн руб. <*>

--------------------------------

<*> Автор умышленно не перефразировал содержание новой ст. 17.2 Закона в данной части, поскольку из ее содержания буквально следует, что 3%-ное финобеспечение не получит никто из туроператоров, потому что по новым правилам таковое будет оформляться только в 2017 г.

 

В целом можно отметить, что требования к наличию финобеспечения установлены более гибко, чем прежде. Например, туроператоры сферы выездного туризма с небольшими "туристооборотом" и ценами на туры получат пониженное финобеспечение в размере 10 млн руб. (против сегодняшних 30 млн руб.) и минимальный взнос в резервный фонд - 50 тыс. руб. (против сегодняшних 100 тыс. руб.). Существует мнение, что большинство туроператоров пройдут по нижней границе. Новичков в отрасли явно пытаются "отсечь", устанавливая нижнюю планку финобеспечения для них в районе 50 млн руб.

 

Правила продвижения турпродуктов через турагентов 

Скажем несколько слов о нашумевшей поправке "от имени и по поручению". Уже в первоначальной редакции обновлений Закона N 132-ФЗ предполагалось, что турагенты должны действовать только от имени туроператора. Посмотрим, как это реализовано в новой редакции Закона.

Во-первых, из ст. 9 убрана вариативность подходов к заключению агентского договора - правило о том, что турагент вправе продвигать и реализовывать турпродукт от своего имени, отсутствует. Вместо этого ст. 9 указывает лишь на то, что и продвижение, и реализация турпродукта турагентом осуществляются по поручению туроператора.

Во-вторых, в ст. 10.1 нового образца закрепляется следующее: при реализации турагентом туристского продукта турагент предоставляет туристу и (или) иному заказчику копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта. Такая формулировка не оставляет сомнений: турагент больше не сможет действовать от собственного имени в отношениях с туристами.

В профессиональном сообществе тут же возникли предположения о том, что данные действия направлены на упразднение туристической розницы как самостоятельной экономической единицы, поскольку туроператоры в обмен на доверенность потребуют внесения денежного депозита, что невозможно для большинства турфирм. Формально турагентства продолжат свое существование, но только в лице официальных представителей и дочерних структур конкретных туроператоров.

По нашему мнению, это, конечно, самый пессимистичный прогноз. Но то, что не все существующие турагентства, не говоря уже о новых, получат доверенность, совершенно очевидно. По совокупности причин число новичков будет стремиться к нулю. Требования же об уплате депозитов со стороны туроператоров возможны и сегодня, это предмет обсуждения сторон заключаемого договора.

 

Требования к договору фрахтования 

Закон N 132-ФЗ пополнился новой ст. 10.2, закрепляющей существенные условия договора фрахтования воздушного судна (иного договора, заключаемого в целях воздушной перевозки туристов), сторонами которого являются туроператор и фрахтовщик (агент фрахтовщика). К существенным условиям такого договора относятся:

- предоставление туроператором фрахтовщику (его агенту, иному участнику договора) гарантий оплаты услуг по этому договору - банковской гарантии, договора счета эскроу или иного финансового документа в обеспечение оплаты услуг фрахтовщика;

- сумма банковской гарантии, сумма банковского вклада (депозита) или договора счета эскроу, обеспечивающего оплату услуг по договору фрахтования (иному договору), заключаемым в целях организации перевозки туристов;

- обязанность туроператора выдать туристу и (или) иному заказчику квитанцию (выписку из автоматизированной системы оформления воздушных перевозок), подтверждающую право туриста на поездку по определенному маршруту, в установленном порядке и в сроки с обязательным указанием фамилии туриста и других сведений на основании документа, удостоверяющего личность туриста и необходимого в соответствии с международным договором РФ или законодательством РФ для перевозки туриста. Данное требование выполняется независимо от вида зафрахтованного транспорта (морских и речных судов, ж/д транспорта);

- положения, гарантирующие осуществление фрахтовщиком перевозки туриста по маршруту, определенному договором фрахтования.

Как видим, туроператору придется предоставить гарантии исполнения договора фрахтования в части оплаты оказанных ему услуг.

 

Учет и отчетность 

Так называется новая ст. 17.7 Закона N 132-ФЗ. В сущности, она закрепляет два момента.

Первый - туроператоры должны соблюдать требования финансовой устойчивости, платежеспособности и нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств. Такие соотношения будут установлены дополнительно.

Второй - туроператоры сферы выездного туризма проходят обязательный аудит, если общая цена турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 млн руб. Напомним, что в силу ст. 5 Закона N 307-ФЗ <5> аудит обязателен для тех компаний, у которых выручка превышает указанный лимит (400 млн руб.) или валюта баланса больше 60 млн руб. Путем введения в Закон понятия "общая цена турпродукта" его разработчики попытались пресечь попытки туроператоров снизить размер финобеспечения и необходимых взносов, рассчитывая и тот, и другой с прибыли от реализации. Полагаем, что при определении кандидатов на обязательный аудит положения ст. 17.7 Закона N 132-ФЗ следует считать согласующимися с содержанием ст. 5 Закона N 307-ФЗ.

--------------------------------

<5> Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

 

* * * 

Среди ключевых поправок Закона N 132-ФЗ, вступающих в силу с 01.01.2017, можно выделить:

- установление особых требований к должностным лицам туроператоров;

- введение фиксированных взносов в резервный фонд;

- создание фондов персональной ответственности туроператоров, ежегодно пополняемых последними суммой в размере 1% общей цены турпродукта;

- пересмотр размера финансового обеспечения, необходимого для ведения деятельности;

- заключение договоров о реализации турпродукта всегда от имени туроператора, который его сформировал.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).



В центре внимания:


Претензионно-исковой порядок защиты прав потребителя туристических услуг (Шиловская А.Л., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Туротрасль: богач - бедняк (Забелина Н.)

Дата размещения статьи: 14.08.2017

подробнее>>

Фонд персональной ответственности туроператора как один из способов обеспечения исполнения обязательств (Сирик Н.В., Кусков А.С.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Совершенствование административно-правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (Писаревский Е.Л.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Условия туристского договора, ущемляющие права потребителей: некоторые вопросы судебной практики (Страхов С.Е.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта