Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 05.08.2016
С 1 июля вступили в действие две новые статьи Трудового кодекса РФ (ст. ст. 195.2 и 195.3), регулирующие порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Для кого применение профстандартов является обязательным? Нужно ли менять должностные инструкции работников и штатное расписание? Как поступить, если образование работников не соответствует требованиям профессиональных стандартов? Ответим на наиболее часто задаваемые вопросы, ориентируясь на Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 и нормы трудового законодательства.
Для чего нужны профстандарты
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Он содержит перечень знаний и умений, необходимых для качественного выполнения работником своих обязанностей на определенных должностях, в определенной профессии. По мнению Минтруда России, соответствие работников этим стандартам поможет работодателям в выстраивании эффективной кадровой политики, а работникам - в адаптации при трудоустройстве.
Реестр профстандартов
Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах:
- программно-аппаратного комплекса "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru);
- Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru).
На этих же ресурсах размещается вся информация о профстандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке. Например, недавно Минтруд России дополнил перечень проектов профстандартов, разработка которых предусмотрена в 2016 г. В список проектов внесли профессиональные стандарты по профессиям в области транспорта.
Кроме того, утвержденные профстандарты размещаются в справочных системах правовой информации.
Работодатели вправе разрабатывать проекты профстандартов с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23).
Что касается "экономических" специальностей, то в настоящее время действуют Профстандарты "Бухгалтер" (Приказ от 22.12.2014 N 1061н), "Специалист по управлению персоналом" (Приказ от 06.10.2015 N 691н), "Специалист по финансовому консультированию" (Приказ от 19.03.2015 N 167н), "Внутренний аудитор" (Приказ от 24.06.2015 N 398н), "Аудитор" (Приказ от 19.10.2015 N 728н) и др.
Применение Квалификационных справочников
Сейчас при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов применяются:
1) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Он состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих:
- характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов;
- требования к профессиональным знаниям и навыкам рабочих (п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787);
2) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС). Он включает в себя квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих. В характеристиках приведены:
- должностные обязанности;
- требования к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профстандартами. Однако, по мнению Минтруда России, такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода.
В отличие от Квалификационных справочников, где каждый раздел посвящен одной должности или участку работ, профессиональный стандарт может содержать в себе требования, предъявляемые к разным должностям (профессиям), дифференцировать уровни квалификации работников и т.д. То есть в профессиональных стандартах трудовые функции работников описаны более четко и подробно.
Применение профстандартов
С 01.07.2016 профстандарты обязательны к применению работодателями, если это установлено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативными актами (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ):
- постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;
- приказами федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, Приказы Минтранса России и др.).
Обязательность применения профстандартов не будет зависеть от формы собственности организации (частная, государственная или муниципальная) или статуса работодателя.
Если обязательность применения стандартов не закрепят законодательно, то работодатели будут самостоятельно решать, что им использовать - Квалификационный справочник или профстандарт. Прописанные в профстандартах характеристики квалификации можно будет использовать как основу для определения требований к квалификации работников. При этом придется учитывать особенности трудового процесса, обусловленные применяемыми технологиями, организацией производства и труда.
Если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или федеральным законом с выполнением работ по каким-либо должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, то:
- наименование этих должностей, профессий, специальностей;
- квалификационные требования к ним;
- требования к образованию и стажу работников должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Квалификационных справочниках или профстандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
При определении содержания трудового договора профстандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, за исключением случаев, когда он обязателен к применению.
Несоответствие профстандарту - не повод для увольнения
Обязанности работников не могут автоматически изменяться в связи с принятием профстандарта. Основанием для изменения обязанностей работника являются соглашения между работником и работодателем об изменении условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).
Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профстандарте, то он не вправе требовать у работодателя доплату за совмещение профессий.
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения. Ведь решение о допуске работника к выполнению трудовой функции принимает работодатель.
Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Например, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" квалификационных справочников и профстандартов, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Необходимость обучения работников в связи с применением профстандартов определяет работодатель. Условия и порядок подготовки работников в рамках профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования определяются коллективным договором, соглашениями с работниками, трудовым договором (ст. ст. 196, 197 ТК РФ).
Санкции за неприменение профстандартов
Если законодательство РФ не содержит обязательных требований к квалификации той или иной категории работников, то работодатель вправе использовать соответствующий профстандарт лишь как рекомендательный методический документ.
Санкции возможны, если профстандарты не применяются или применяются неправильно в ситуациях, когда их применение обязательно. Работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Кроме того, работодателя могут оштрафовать (ст. 5.27 КоАП):
- должностное лицо - на сумму от 1000 до 5000 руб.;
- индивидуального предпринимателя - на сумму от 1000 до 5000 руб.;
- юридическое лицо - на сумму от 30 000 до 50 000 руб.
Если же обязательность применения профстандартов не установлена, то требования проверяющих органов в части применения профстандартов неправомерны.
Профстандарт "Бухгалтер"
Профессиональный стандарт "Бухгалтер" утвержден Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н. В п. 3.2 этого Профстандарта указано, что главный бухгалтер должен иметь либо высшее образование, либо среднее профессиональное образование. Кроме этого предусмотрено дополнительное образование - повышение квалификации или профессиональная переподготовка. На основании Письма Минтруда России от 12.01.2016 N 14-3/В-3 можно предположить, что допобразование необходимо в том случае, если основное образование главбуха не является профильным. При этом требования Профстандарта в отношении опыта работы главбуха аналогичны соответствующим требованиям Закона N 402-ФЗ.
Поскольку с 1 июля 2016 г. профстандарты стали обязательными в части тех требований к квалификации, которые установлены законодательством РФ, получается, что наличие высшего образования обязательно, если главный бухгалтер будет работать в организации, которая входит в перечень, указанный в ч. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ (например, в страховой компании или НПФ). В остальных случаях согласно Профстандарту "Бухгалтер" главбух может иметь либо высшее образование, либо среднее профессиональное образование и, при необходимости, должен окончить курсы повышения квалификации или переподготовки.
Требований, по которым до 1 июля 2016 г. главные бухгалтеры обязаны были привести свою квалификацию в соответствие с требованиями Профстандарта "Бухгалтер", пройдя курсы повышения квалификации или переподготовку, в законодательстве нет.
Что касается работодателей, то они могут принять решение о направлении работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях соответствия их требованиям профстандартов. Однако такой обязанности у них пока нет. Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Об этом сообщается в п. 11 Письма Минтруда России от 04.04.2016.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанной статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.
Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.
В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.
Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).
Дата размещения статьи: 27.03.2017
Дата размещения статьи: 23.03.2017
Дата размещения статьи: 03.03.2017
Дата размещения статьи: 01.02.2017
Дата размещения статьи: 05.08.2016
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |