Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Формы осуществления административной правоприменительной деятельности (Ярковой С.В.)

Формы осуществления административной правоприменительной деятельности (Ярковой С.В.)

Дата размещения статьи: 14.04.2017

Административная правоприменительная деятельность органов исполнительной власти, иных органов публичного управления (далее - административно-публичных органов) и их должностных лиц осуществляется посредством использования специальных форм, позволяющих зафиксировать соответствующее внешнее властное волеизъявление указанных органов и должностных лиц. Как совершенно точно отметил И.Я. Дюрягин, "правовая форма управления - это юридический способ внешнего выражения и внутренней организации управленческой деятельности. Основное ее назначение заключается в обеспечении необходимой оформленности содержания, структуры управленческой деятельности, а также принимаемых управленческих решений с целью упорядоченности самой управленческой деятельности и ее организующего воздействия на управляемых лиц" <1>.
--------------------------------
<1> Дюрягин И.Я. Право и управление. М.: Юрид. лит., 1981. С. 81.

С учетом сложившихся в отечественной теории права и науке административного права подходов формы внешнего выражения административной правоприменительной деятельности могут быть сведены к принятию (изданию) административных правоприменительных актов и совершению административных правоприменительных действий. Рассмотрим подробнее названные правовые феномены.
Первый подход заключается в том, что юридически значимые действия, совершаемые административно-публичными органами и их должностными лицами, квалифицируются наряду с исходящими от этих органов и должностных лиц официальными документами, содержащими властные решения, в качестве правовых актов управления (административно-правовых актов). При таком подходе акты-действия отождествляются с актами-решениями, содержащимися в соответствующих документах (решениях, постановлениях, распоряжениях, приказах и т.п.) и рассматриваются в качестве одного из видов правовых актов управления (административно-правовых актов) <2>. А.Б. Зеленцов под административным актом как предметом административно-правового спора понимает юридически властную меру в форме действий или решений подзаконного нормативного или индивидуального характера, выражающую волю органа публичной власти и осуществляемую в установленном порядке в целях реализации функций публичного управления <3>. Таким образом, сторонники названного подхода не разграничивают правовые акты управления (административно-правовые акты) как властные решения, содержащиеся в официальных документах, и совершаемые органами публичной администрации и ее должностными лицами юридически значимые действия, не связанные с принятием указанных решений и их официально документальным оформлением.
--------------------------------
<2> См., напр.: Васильев Р.Ф. Акты управления (понятие и юридические свойства): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1980. С. 23; Конин Н.М. Административное право России: Учебник. М., 2004. С. 185.
<3> См.: Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор. Вопросы теории: Монография. М.: Издательство РУДН, 2005. С. 428.

Второй подход к рассмотрению форм внешнего выражения юридически значимых действий административно-публичных органов и их должностных лиц сводится к тому, что такие действия обособляются от правовых актов управления (административно-правовых актов), под которыми понимаются лишь официальные документы, содержащие властные решения, и рассматриваются в качестве самостоятельной правовой формы деятельности названных органов и должностных лиц <4>.
--------------------------------
<4> См., напр.: Козбаненко В.А. Виды и правовые формы государственных управленческих решений: Проблем. лекция. М.: ИПК госслужбы, 2002. С. 22; Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юрист, 2005. С. 373 - 374; Административное право России: Курс лекций / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: Проспект, 2008. С. 328 - 329; Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 2015. С. 426 - 427, 437 - 439; Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право: Учебник. М.: Эксмо, 2009. С. 249 - 252; Гвоздева А.Н. Индивидуальные административно-правовые акты: Дис. ... канд. юрид. наук. Киров, 2009. С. 45 - 47.

Достаточно убедительные аргументы в пользу второго подхода приведены И.А. Чижовым, который выделяет следующие основные различия индивидуальных административно-правовых актов и административно-правовых действий: 1) административно-правовое действие, в отличие от административно-правового акта, далеко не всегда может быть квалифицировано в качестве властного решения, окончательно разрешающего фактическую ситуацию; 2) совершение некоторых административно-правовых действий, в отличие от административно-правовых актов, непосредственно не влечет возникновение юридически значимых последствий, однако при наличии определенных условий может повлечь их; 3) административно-правовые действия сами по себе, в отличие от административно-правовых актов, не выражаются в какой-либо официально-документальной форме, документально могут быть оформлены лишь факты их совершения <5>. В дополнение к приведенным доводам И.М. Машаров указывает также на то, что при совершении административно-правовых действий далеко не всегда требуется их официально-документальное оформление, в то время как административно-правовые акты всегда должны быть выражены в строго определенной официально-документальной форме <6>.
--------------------------------
<5> См.: Чижов И.А. Административно-правовые действия: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2005. С. 36 - 39.
<6> См.: Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования: Монография. М.: Юнити, 2009. С. 100.

Мы разделяем указанный подход к разграничению административно-правовых актов и административно-правовых действий и изложенные выше доводы в его обоснование. Подчеркнем: федеральное законодательство о судебном контроле за законностью деятельности органов публичного управления и их должностных лиц предусматривает возможность оспаривания в суде как действий (бездействия), так и решений (ненормативных правовых актов) названных субъектов права. В частности, согласно положениям ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд могут быть обжалованы действия (бездействие), решения и ненормативные правовые акты органов и должностных лиц публичной власти, в т.ч. органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов публичного управления и их должностных лиц.
Таким образом, законодатель четко разграничивает действия административно-публичных органов, их должностных лиц и принимаемые (издаваемые) ими решения (ненормативные правовые акты), а значит, относит совершение указанных действий и издание названных актов к самостоятельным правовым формам осуществления властной административно-публичной деятельности. Такое разграничение очень важно с юридической точки зрения, поскольку оно позволяет суду, разрешающему административное дело, отделять правовой акт как решение, выраженное в форме официального документа, от действия, не имеющего такого оформления, а значит, правильно квалифицировать поведение соответствующего административно-публичного органа или его должностного лица и определять юридически значимые последствия подобного поведения. Так, согласно ст. 201 АПК РФ не соответствующий законодательству ненормативный правовой акт органа публичной администрации или его должностного лица должен квалифицироваться арбитражным судом как недействительный, в то время как не соответствующее законодательству действие указанного органа или должностного лица должно признаваться незаконным.
С учетом изложенных выше подходов к пониманию форм осуществления административной правоприменительной деятельности раскроем их понятия и основные характеристики.
Административный правоприменительный акт. В научной литературе по административному праву под административно-правовым актом (административным актом, правовым актом управления) обычно понимается принимаемое административно-публичным органом, его должностным лицом в пределах предоставленной им компетенции в одностороннем властном порядке подзаконное управленческое решение, облеченное в определенную официально документальную форму и влекущее определенные юридически значимые последствия для субъектов, которым данное решение адресовано.
При этом выделяются следующие основные признаки административно-правового акта: 1) принимается (издается) уполномоченным органом исполнительной власти или иным органом государственного управления, должностным лицом этого органа в пределах предоставленной им компетенции и полномочий на основе соответствующих норм административного права; 2) по своему содержанию представляет собой одностороннее властное управленческое решение; 3) влечет определенные правовые последствия для субъектов, на которых распространяется его действие, и является обязательным для исполнения; 4) облекается в определенную официально-документальную форму, т.е. выражается в виде официального документа, обладающего определенными реквизитами <7>.
--------------------------------
<7> См., напр.: Козлов Ю.М. Указ. соч. С. 384 - 390; Административное право России: Курс лекций. С. 340 - 344; Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. С. 286 - 290; Мицкевич Л.А. Очерки теории административного права: Монография. М.: Проспект, 2015. С. 192 - 195.

В науке административного права все административно-правовые акты в зависимости от их юридического содержания подразделяются на нормативные и индивидуальные (правоприменительные). Правоприменительный (индивидуальный) административно-правовой акт характеризуется тем, что он, в отличие от нормативного административно-правового акта, представляет собой решение органа публичного управления, не содержащее норм права и направленное на индивидуальное регулирование поведения участников управленческих отношений в конкретных ситуациях посредством установления, изменения или прекращения их субъективных прав и обязанностей, рассчитанное на однократное применение <8>.
--------------------------------
<8> См., в частности: Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М.: Юрид. лит., 1979. С. 100 - 109; Козлов Ю.М. Указ. соч. С. 395 - 396.

Вместе с тем в научной литературе обоснованно отмечается, что ненормативные (т.е. правоприменительные) административно-правовые акты в некоторых случаях могут быть неиндивидуализированными и действовать в отношении неопределенного круга субъектов права, например акты о введении на определенной территории карантина, комендантского часа в рамках режима чрезвычайного положения <9>. Полагаем, к числу таких неиндивидуализированных административных правоприменительных актов можно также отнести решения компетентных административно-публичных органов о введении на определенных территориях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации, режима контртеррористической операции, об ограничении движения транспортных средств на отдельных автомобильных дорогах или участках дорог.
--------------------------------
<9> См.: Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России: Учебник. М.: Юрайт, 2015. С. 244.

Общепризнанной в отечественной науке административного права является точка зрения, согласно которой не могут считаться административными актами исходящие от административно-публичных органов и их должностных лиц официальные документы, не содержащие управленческих решений и являющиеся по своей юридической природе процессуальными, правоустанавливающими, информационными или техническими. К числу таких документов относят, например, акты проверок, протоколы, справки, служебные докладные записки и рапорты, свидетельства, технические паспорта на здания и сооружения <10>. Соглашаясь в целом с подобной точкой зрения, необходимо вместе с тем отметить, что в отдельных процессуальных и иных документах, например в протоколах заседаний коллегиальных органов, заключениях и письмах административно-публичных органов, их должностных лиц, могут содержаться властные правоприменительные решения, влекущие юридически значимые последствия для конкретных физических лиц или организаций. В таких случаях указанные документы должны признаваться административными правоприменительными актами.
--------------------------------
<10> См.: Административное право России: Курс лекций. С. 343 - 344.

Исходя из целей принятия (издания) и характера содержащихся в административных правоприменительных актах предписаний, они подразделяются на два вида: административно-регулятивные, принимаемые (издаваемые) в целях осуществления административно-правового регулирования посредством установления, изменения, прекращения или подтверждения прав и обязанностей индивидуально определенных физических лиц или организаций, применения к этим лицам мер публичного поощрения (стимулирования), и административно-охранительные, принимаемые (издаваемые) в целях осуществления административно-правовой охраны общественных отношений, выявления, предотвращения и пресечения угроз безопасности личности, общества и государства, привлечения физических и юридических лиц к административной и иным видам публично-правовой ответственности <11>.
--------------------------------
<11> См.: Административное право России: Учебник / Под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. М.: Юнити, 2009. С. 355 - 357.

Отмеченное позволяет, на наш взгляд, предложить следующее определение понятия административного правоприменительного акта: административный правоприменительный акт - это одностороннее властное ненормативное решение административно-публичного органа или его должностного лица, принятое в пределах предоставленной им административной компетенции и административных полномочий на основе норм административного и (или) административно-процессуального права, выраженное в определенной официально-документальной форме (в виде официального документа), содержащее основанные на материальных нормах различных отраслей права обязательные для исполнения предписания, действие которого распространяется на индивидуально определенный круг субъектов права (иных органов, организаций, физических лиц) в целях правовой регламентации, охраны и защиты соответствующих правоотношений.
Административное правоприменительное действие. Понятие административно-правового действия было сформулировано в научной литературе по административному праву относительно недавно, в частности, в работах П.И. Кононова, И.А. Чижова, И.М. Машарова. Так, П.И. Кононов определяет административно-правовое действие как властный волевой акт поведения субъекта государственного управления (органа или должностного лица), совершаемый в отношении индивидуально определенных физических или юридических лиц и направленный на разрешение конкретной управленческой ситуации <12>.
--------------------------------
<12> См.: Кононов П.И. Административное право. Общая часть: Курс лекций. Киров, 2002. С. 73.

По мнению И.А. Чижова, под административно-правовым действием следует понимать властное воздействие административного органа на конкретное физическое или юридическое лицо, не оформляемое посредством издания (принятия) им индивидуального правового акта, осуществляемое на основании соответствующих норм административного права в целях обеспечения правового регулирования поведения этого лица, правовой охраны и защиты его прав и законных интересов, а также прав и законных интересов других лиц, безопасности общества и государства <13>.
--------------------------------
<13> См.: Чижов И.А. Указ. соч. С. 23 - 24.

С точки зрения И.М. Машарова, административно-правовое действие необходимо рассматривать как властный волевой акт поведения административного органа, совершаемый на основании норм административного права в отношении конкретных физических или юридических лиц, направленный на разрешение конкретной жизненной ситуации, возникшей в ходе осуществления указанным органом административно-публичной деятельности и влекущий либо могущий повлечь для названных лиц определенные правовые последствия <14>.
--------------------------------
<14> См.: Машаров И.М. Указ. соч. С. 84.

На основе приведенных суждений выделим основные характерные черты административного правоприменительного действия как самостоятельной формы административного правоприменения.
1. Внешне административное правоприменительное действие проявляется в совершении административно-публичным органом или его должностным лицом не оформленного посредством издания (принятия) правоприменительного административного акта властного воздействия на неопределенный или индивидуально определенный круг субъектов права в целях правовой регламентации, охраны и защиты соответствующих правоотношений. Как показывает анализ действующего административного законодательства России, такое властное воздействие регулятивного или охранительного характера может выражаться в следующих основных формах: 1) осуществление государственной регистрации прав и объектов; 2) оформление и выдача юридически значимых документов (справок, паспортов, свидетельств, лицензий, иных разрешений и т.п.); 3) осуществление мероприятий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю, т.е. проведение проверок в отношении физических лиц и организаций и используемых ими объектов; 4) применение мер административного ограничения и мер административного принуждения, не являющихся мерами ответственности, например мер административного пресечения <15>, в т.ч. мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях <16>.
--------------------------------
<15> См.: Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 294 - 325; Соловей Ю.П. Вхождение (проникновение) сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как мера государственного принуждения, предусмотренная Федеральным законом "О полиции" // Административное право и процесс. 2012. N 3. С. 17 - 25.
<16> См.: Соловей Ю.П. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: старые и новые проблемы // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сб. тезисов статей. М.: Моск. ун-т МВД России, 2003. С. 184 - 185.

2. Административные правоприменительные действия совершаются административно-публичными органами и их должностными лицами в пределах предоставленной им компетенции и полномочий, определенных соответствующими нормами административного и административно-процессуального права, содержащимися в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, в т.ч. в положениях, определяющих правовой статус указанных органов.
3. Совершение административного правоприменительного действия всегда влечет определенные юридически значимые последствия для субъектов права, в отношении или в интересах которых это действие совершено, а в некоторых случаях и для других заинтересованных субъектов. Например, действия по государственной регистрации сделки купли-продажи недвижимого имущества влекут возникновение у покупателя права собственности на это имущество. Действия уполномоченного должностного лица по составлению протокола об административном правонарушении влекут возбуждение дела об административном правонарушении и, соответственно, возникновение у лица, в отношении которого он составляется, а также у потерпевшего, если он имеется, определенного комплекса процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Трудно согласиться с И.А. Чижовым и И.М. Машаровым, полагающими, что совершение некоторых административно-правовых действий непосредственно не влечет возникновения юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются. К числу таких административно-правовых действий названные авторы относят, например, проверку сотрудниками органов внутренних дел документов у граждан, остановку ими транспортных средств для проверки документов, доставление гражданина в помещение органа внутренних дел, проведение должностными лицами контролирующего или надзорного органа проверки на территории и в помещениях организации <17>. На самом деле все перечисленные действия должностных лиц административно-публичных органов влекут для лиц, в отношении которых они совершаются, юридически значимые последствия, выражающиеся, в частности, в том, что их совершение, во-первых, в определенной степени ограничивает право данных лиц на личную свободу и свободу передвижения, а во-вторых, сопряжено с обязанностью подчиняться соответствующим требованиям должностных лиц, совершающих указанные действия.
--------------------------------
<17> См.: Чижов И.А. Указ. соч. С. 32 - 33; Машаров И.М. Указ. соч. С. 89.

Если же акт поведения субъектов публичного права не влечет для адресатов юридически значимых последствий, он не может быть признан административным правоприменительным действием; это неправовое административное действие.
4. Совершение административного правоприменительного действия заключается в оказании на субъекта права такого властного воздействия, которое, как уже было отмечено выше, внешне не выражается посредством издания (принятия) административного правоприменительного акта. Вместе с тем в соответствии с действующим административным законодательством факты совершения многих административных правоприменительных действий должны фиксироваться в определенных процессуальных документах (справках, актах, протоколах и т.п.). Например, факт проведения в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя проверки, в т.ч. всех административно-правовых действий, образующих ее содержание, должен отражаться в составляемом по ее окончании акте проверки, факт проведения в рамках производства по делу об административном правонарушении осмотра принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещения подлежит фиксации в соответствующем протоколе. При этом необходимо иметь в виду, что указанные процессуальные документы, отражающие факты совершения определенных административных правоприменительных действий, ни в науке административного права, ни в судебной практике не признаются правовыми актами <18>.
--------------------------------
<18> См., напр.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М.: Норма, 2002. Т. II. С. 268 - 269; Административное право России: Курс лекций. С. 343 - 344; Кононов П.И. Административное право России: Научно-практический курс. М.: Юнити, 2011. С. 77; Гвоздева А.Н. Указ. соч. С. 40 - 42; Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 сентября 2004 г. по делу N А79-2766/2004-СК1-2655; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2008 г. по делу N А75-3986/2007; Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 183/10 // СПС "КонсультантПлюс".

При совершении некоторых административно-правовых действий соответствующие нормы права не требуют документальной фиксации факта их совершения. Например, нормативно не предусмотрена документальная фиксация фактов совершения должностными лицами полиции таких действий, как проверка документов у граждан, остановка транспортных средств, ограничение их движения.
5. Как уже было подчеркнуто, совершение административного правоприменительного действия влечет для его адресатов - субъектов права юридические последствия. Эти последствия могут выражаться в возникновении у лица специального правового статуса, определенных субъективных юридических прав и/или обязанностей, их изменении, ограничении или прекращении. Например, действия по государственной регистрации права на недвижимое имущество порождают возникновение у лица такого права, действия по изъятию у лица определенного имущества влекут временное ограничение права этого лица на пользование изъятым имуществом, действия по составлению протокола об административном правонарушении влекут возникновение у лица, в отношении которого он составлен, статуса лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, административное правоприменительное действие может быть определено как не облеченное в форму административного правоприменительного акта одностороннее властное внешнее волеизъявление административно-публичного органа или его должностного лица, реализуемое в пределах предоставленной им компетенции и полномочий на основе норм административного права, выражающееся во властном воздействии, влекущем для выступающих его адресатами субъектов права юридически значимых последствий, в целях правовой регламентации, охраны и защиты соответствующих правоотношений.

Литература

1. Административное право России: Курс лекций / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: Проспект, 2008. 704 с.
2. Административное право России: Учебник / Под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. М.: Юнити, 2009. 759 с.
3. Васильев Р.Ф. Акты управления (понятие и юридические свойства): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1980. 33 с.
4. Гвоздева А.Н. Индивидуальные административно-правовые акты: Дис. ... канд. юрид. наук. Киров, 2009. 216 с.
5. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право: Учебник. М.: Эксмо, 2009. 928 с.
6. Дюрягин И.Я. Право и управление. М.: Юрид. лит., 1981. 158 с.
7. Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор. Вопросы теории: Монография. М.: Издательство РУДН, 2005. 732 с.
8. Козбаненко В.А. Виды и правовые формы государственных управленческих решений: Проблем. лекция. М.: ИПК госслужбы, 2002. 55 с.
9. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юрист, 2005. 554 с.
10. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 464 с.
11. Конин Н.М. Административное право России: Учебник. М., 2004.
12. Кононов П.И. Административное право: Общая часть: Курс лекций. Киров, 2002.
13. Кононов П.И. Административное право России: Научно-практический курс. М.: Юнити, 2011. 208 с.
14. Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования: Монография. М.: Юнити, 2009. 239 с.
15. Мицкевич Л.А. Очерки теории административного права: Монография. М.: Проспект, 2015. 296 с.
16. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 2015. 566 с.
17. Соловей Ю.П. Вхождение (проникновение) сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как мера государственного принуждения, предусмотренная Федеральным законом "О полиции" // Административное право и процесс. 2012. N 3. С. 17 - 25.
18. Соловей Ю.П. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: старые и новые проблемы // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сб. тезисов статей. М.: Моск. ун-т МВД России, 2003. С. 183 - 185.
19. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М.: Норма, 2002. Т. II. 600 с.
20. Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России: Учебник. М.: Юрайт, 2015. 651 с.
21. Чижов И.А. Административно-правовые действия: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2005. 203 с.
22. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М.: Юрид. лит., 1979. 136 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.