Дата размещения статьи: 26.01.2019
Существующий в Законе "О защите прав потребителей" претензионный порядок урегулирования спорных вопросов в области потребительских отношений предусматривает возможность применения предварительного досудебного мирного разрешения спора <1>. Претензионное производство позволяет без значительных расходов в небольшой срок урегулировать конфликт.
--------------------------------
<1> Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 1996. N 3.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника", процедура медиации - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения <2>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.
Положительные стороны медиации:
1) процессуальная простота, возможность разрешить спор во внесудебном порядке;
2) сокращение срока разрешения спора;
3) сокращение материальных затрат;
4) конфиденциальность. Необходимым условием эффективного применения медиации для урегулирования потребительских споров является гарантия конфиденциальности переговоров и их последствий.
Отрицательной стороной внедрения данного способа является увеличение срока разрешения спора в случае недостижения согласия сторон посредством медиации и обращения потребителя в суд. Также к отрицательным сторонам медиации некоторые авторы относят то, что, если стороны не желают обращаться к медиатору, их никто не может заставить сделать это.
В Китае процедура посредничества является весьма распространенной и имеет многовековую историю. Примерно 30% споров в Китае разрешается во внесудебном порядке <3>. Популярность примирительных процедур в Китае в литературе обоснована двумя факторами. Во-первых, отмечается влияние традиционного права. Национальной особенностью китайского народа является ориентированность на неформальное добровольное урегулирование всяческих конфликтов, широкое применение компромисса при решении противоречий. Второй фактор связан с неудовлетворительной работой судебной системы, которая привела к недовольству народа качеством оказания соответствующих услуг, в связи с чем китайское правительство вынуждено было переориентироваться на иные несудебные методы разрешения споров <4>.
--------------------------------
<3> Медиация в мире. URL: http://www.mediacia.com/medworld.htm (дата обращения: 10.10.2018).
<4> Литвинова С.Ф. Примирение как способ разрешения споров в КНР. URL: http:pravozashitnik.net/ru/2016/2/4/ (дата обращения: 15.10.2018).
Поэтому в Китае разработана и существует целая система примирения, нашедшая отражение в нормативных актах. Одним из таких законов в сфере примирения является Закон КНР "О посредничестве", который был принят на 16-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 11-го созыва 28 августа 2010 г. и вступил в силу с 1 января 2011 г. <5> Законом легализованы примирительные комиссии, которые создавались по инициативе органов управления задолго до принятия закона и составляют один из видов системы примирения в Китае - народное примирение.
--------------------------------
<5> Закон КНР от 28 августа 2010 г. "О народном посредничестве". URL: https://asia-business.ru/law/law3/agent/ (дата обращения: 18.10.2018).
Таким образом, следует отметить сходство основных принципов медиации - равенство сторон, добровольность, нейтральность медиатора. Процедура может также проходить конфиденциально, если этого требуют стороны. Вместе с тем, отмечает Е.П. Русакова, стороны не спешат раскрывать информацию, предполагая дальнейшее обращение в суд. У китайских граждан, так же как и у российских, сложилась определенная доля недоверия к процедуре посредничества <6>.
--------------------------------
<6> Русакова Е.П. Особенности процедуры посредничества в Китае. URL: http://pravozashitnik.net/ru/2016/2/4 (дата обращения: 01.11.2018).
Активно применяется посредничество и в спорах между потребителями и продавцами, что нашло отражение в Законе КНР "О защите прав и интересов потребителей", и значительная роль в этом отводится общественным объединениям <7>. В соответствии со ст. 32 Закона "О защите прав и интересов потребителей" Союз потребителей принимает на рассмотрение жалобы потребителей, проводит разбирательства по содержанию жалобы, урегулирует сложившийся спор. Глава 6 Закона посвящена регулированию спорных ситуаций. В ст. 34 перечисляются пути разрешения спорных ситуаций между потребителем и продавцом, в числе которых названы переговоры с продавцом и также с помощью союза потребителей <8>.
--------------------------------
<7> Закон КНР "О защите прав потребителей". URL: https://chinalaw.center/civil_law/china_consumer_rights_protection_law_revised_2013_russian/ (дата обращения: 15.10.2018).
<8> Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов".
Сравнительно-правовой анализ института медиации позволяет сделать следующие выводы: примирительные процедуры в форме посредничества имеют большее распространение в Китае, нежели в России. В России данный институт является новым, его развитие и распространение требует последовательных усилий. Медиация в рамках отечественной правовой системы представляет собой деятельность, осуществляемую за пределами судопроизводства, и используется в дополнение к структуре правосудия. В рамках китайской правовой системы посредничество может осуществляться как за рамками судебного процесса, так и самими судьями, которые наделены полномочиями примирения сторон, и поэтому существует отдельный вид примирения - судебное примирение. Медиация востребована в отношениях между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем), целесообразность ее применения подтверждается опытом зарубежных государств, в том числе и Китая. Важно, чтобы медиативные услуги оказывались профессионально, чтобы качество работы российских медиаторов, организаций, оказывающих услуги по проведению медиации, служило повышению доверия к новому институту со стороны граждан.
Литература
1. Литвинова С.Ф. Примирение как способ разрешения споров в КНР / С.Ф. Литвинова // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 3. С. 36 - 40.
2. Русакова Е.П. Особенности процедуры посредничества в Китае / Е.П. Русакова // Правозащитник. 2016. N 2. С. 4.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.
Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.
Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 25.12.2020
Дата размещения статьи: 26.01.2019
Дата размещения статьи: 18.01.2019
Дата размещения статьи: 09.03.2018
Навигация