Дата размещения статьи: 26.11.2020
В настоящее время в законодательстве отсутствуют определения понятий "финансовый рынок" и "рынок финансовых услуг". Указанный пробел в праве привел к проблеме, при которой названные понятия используются законодателем синонимично. При этом представляется, что между данными дефинициями имеются отличия. Для начала необходимо исследовать определения указанных понятий. На наш взгляд, заслуживает внимания определение понятия "финансовый рынок", которое приводится в современном экономическом словаре. Авторы под финансовым рынком понимают "совокупность отношений, связанных с предложением и оказанием представителями предпринимательского корпуса финансово-кредитных продуктов определенного вида или нескольких видов, объединяемых по признакам единства оказывающих услуги субъектов и единства экономико-правового регулирования указанных отношений, как физическим, так и юридическим лицам" <1>. Таким образом, авторы признают абсолютное сходство определений понятий "финансовый рынок" и "рынок финансовых услуг".
--------------------------------
<1> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.
Некоторые авторы предлагают разные подходы к определению исследуемого понятия. Например, И.А. Гусева предлагает два подхода определения понятия "финансовый рынок" <2>. Первый подход основывается на особой значимости финансового рынка как рынка капиталов в процессе производства товаров и оказания услуг. В соответствии со вторым подходом финансовый рынок и финансовая сфера отождествляются и таким образом финансовый рынок охватывает страховые и банковские секторы экономики, отношения, связанные с: валютой, ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.
--------------------------------
<2> Гусева И.А. Финансовые рынки и институты: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. С. 20.
В науке можно встретить и достаточно узкое понимание исследуемого термина. Например, по мнению О.В. Саввиной, финансовый рынок представляет собой "сферу денежных отношений между его участниками по поводу купли-продажи финансового товара" <3>. Следует отметить, что такое понимание финансового рынка наводит на мысль, что "финансовый рынок" и "рынок финансовых услуг" - это два идентичных по содержанию понятия.
--------------------------------
<3> Саввина О.В. Регулирование финансовых рынков: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Дашков и Ко, 2012. С. 9.
Изложенное позволяет условно разделить подходы к определению понятия "финансовый рынок". По мнению различных авторов, финансовый рынок - это:
1) объединение рыночных форм торговли финансами (кредиты, депозиты, ценные бумаги, вклады и производные финансовые инструменты);
2) совокупность взаимоотношений, возникающих в процессе обмена экономическими благами посредством финансов. Финансы выступают в качестве предмета взаимоотношений;
3) особая форма денежных операций;
4) сфера функционирования финансово-кредитного механизма;
5) система торговли финансовыми инструментами.
На сегодняшний день, хотя и нет единого мнения относительно определения понятия "финансовый рынок", уже имеется общее представление о нем и отличия в позициях авторов носят условный характер. Как правило, они касаются элементного состава финансового рынка.
Проблемный вопрос в теории финансового и административного права связан с соотношением понятий "финансовый рынок" и "рынок финансовых услуг". Как правило, указанные понятия не разграничиваются. Приведенные выше определения понятия "финансовый рынок" - тому лишнее подтверждение. При этом и законодателем не уделено данному вопросу заслуженного внимания. На наш взгляд, разграничение указанных понятий необходимо в целях определения финансовых организаций, в отношении которых необходимо установить специальные требования.
Для того чтобы разобраться с соотношением понятий "финансовый рынок" и "рынок финансовых услуг", необходимо придерживаться двух подходов: предметного и субъектного.
Предметный подход показывает, что входит в финансовый рынок и рынок финансовых услуг, помимо самих участников указанных рынков. В рамках данного подхода можно отчетливо увидеть разницу. Финансовый рынок состоит из финансовых активов, которые аккумулируются в различных рынках структуры финансового рынка и могут быть приобретены или проданы. В свою очередь, как правильно отмечает В.М. Желтоносов, рынок финансовых услуг состоит из конкретных форм организации движения финансовых ресурсов с помощью финансово-кредитного механизма между участниками данного рынка и не имеет вещественной формы, поскольку его предметом является право - имущественные отношения <4>.
--------------------------------
<4> Желтоносов В.М., Спружевникова М.К. Банковская деятельность и рынок финансовых услуг в регионе // Финансы и кредит. 2001. N 13 (85). С. 2 - 9.
Субъектный подход позволяет выявить отличия между исследуемыми рынками исходя из круга участников, взаимосвязанных и взаимодействующих в процессе обмена экономическими благами посредством финансов. В рамках названного подхода можно обнаружить некоторые отличия. Финансовый рынок состоит из следующих субъектов:
- участники рынка - эмитенты ценных бумаг, инвесторы, государство в лице органов, осуществляющих функцию регулирования финансового рынка;
- посредники сделок - биржи и внебиржевые организаторы торговли;
- инфраструктура рынка - расчетно-клиринговые организации, регистраторы, депозитарии и т.д.
На рынке финансовых услуг присутствуют, как правило, в основном два участника, взаимодействующих между собой для приобретения прав на финансовые активы, - это финансовые организации и приобретатели финансовых услуг (роль посредников для сравнения не важна). Государство на указанном рынке выступает в двух ипостасях: лицо, осуществляющее надзор и контроль за участниками рынка финансовых услуг, и непосредственно приобретатель финансовых услуг.
Для того чтобы убедиться в отличиях указанных понятий, необходимо обратить внимание на законодательство, регулирующее отношения на финансовом рынке и рынке финансовых услуг. В Гражданском кодексе Российской Федерации <5> в п. 7 ст. 66 закреплено, что особенности правового положения кредитных, страховых, клиринговых и других финансовых организаций регулируются специальными законами. Получается, Гражданским кодексом установлен приоритет в регулировании специальным законодательством, посвященном определенному виду финансовой деятельности по вопросам порядка создания, реорганизации и ликвидации финансовых организаций. В законодательстве о конкретном виде финансовой деятельности закрепляются особенности прав и обязанностей участников финансовых рынков и рынка финансовых услуг. В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 27.12.2018) (далее - Закон о защите конкуренции) финансовые услуги оказываются финансовыми организациями, которыми могут быть хозяйствующие субъекты, перечисленные в п. 4 ст. 4 названного Закона <6>. Таким образом, государство в лице своих органов выступает на рынке финансовых услуг как защитник прав других участников рынка. Подчеркиваем, что возможность участия государства на рынке финансовых услуг в качестве приобретателя услуг не исключается.
--------------------------------
<5> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
<6> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СЗ РФ. 2006. N 31 (Ч. 1). Ст. 3434.
Анализируя другие законы, касающиеся финансового рынка, можно обнаружить, что законодатель разделяет понятия "финансовый рынок" и "рынок финансовых услуг" с помощью субъектного состава.
В соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 27.12.2018) <7> (далее - Закон о Банке России) перечислен закрытый перечень некредитных финансовых организаций. Следует отметить, что, учитывая данную норму, были внесены ряд изменений в Закон о защите конкуренции, Закон о банкротстве, что свидетельствует об отсутствии в настоящее время правовых коллизий между указанными нормативными правовыми актами.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
Сравнение перечней финансовых организаций, закрепленных в Законе о защите конкуренции и Законе о Банке России, свидетельствует о расхождении в отнесении тех или иных организаций к финансовым. Например, Закон о защите конкуренции не признает в качестве финансовых организаций следующие некредитные финансовые организации:
- акционерные инвестиционные фонды;
- компании, осуществляющие функции центрального контрагента;
- деятельность центрального депозитария;
- актуарную деятельность;
- жилищные накопительные кооперативы;
- сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- бюро кредитных историй;
- кредитные рейтинговые агентства.
Но при этом Закон о защите конкуренции включает в перечень финансовых организаций участников рынка финансовых услуг, не поднадзорных мегарегулятору. Например, лизинговые компании. В рамках данного сравнения необходимо упомянуть, что в других законах можно встретить различия в перечне финансовых организаций. Так, в Законе о несостоятельности (банкротстве) <8> к числу финансовых организаций относятся и страховые организации. В свою очередь, Закон о Банке России относит к финансовым организациям всех субъектов страхового дела. Представляется достаточно неоднозначной ситуация, при которой Банк России осуществляет надзор за финансовыми организациями, не оказывающими финансовые услуги. Но в то же время в перечне финансовых организаций Закона о Банке России наличествуют финансовые организации, которые и вовсе не предоставляют финансовые услуги. Становится очевидным, что в законе о мегарегуляторе перечень финансовых организаций не соотносится с понятием "финансовая услуга". Указанное обстоятельство подтверждает наш довод относительно различий понятий "финансовый рынок" и "рынок финансовых услуг" по субъектному составу.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Следует признать, что в результате такого правового регулирования деятельности финансовых организаций образовывается либо правовой лакун, либо намеренное определение различий в субъектном составе финансового рынка и рынка финансовых услуг. На наш взгляд, законодатель намеренно разграничивает указанных участников исследуемых рынков и, соответственно, между перечисленными законами отсутствуют противоречия.
Исследования в этой части свидетельствуют о наличии различий в понятиях "финансовый рынок" и "рынок финансовых услуг". Наиболее очевидными прослеживаются различия с институциональной точки зрения. Подытоживая, отметим, что возникновение и существование рынка финансовых услуг напрямую связано с наличием на данном рынке финансовых организаций, которые оказывают финансовые услуги. Можно констатировать, что без финансовых организаций рынок финансовых услуг не может возникнуть и функционировать. В свою очередь, финансовый рынок не предполагает обязательное наличие субъектов, оказывающих финансовые услуги. Но при этом отсутствие финансовых услуг делает финансовый рынок абсолютно статичным и "неживым". Любые движения финансов на финансовом рынке происходят с помощью обязательного участия финансовых организаций.
Таким образом, на наш взгляд, рынок финансовых услуг - это совокупность общественных отношений, связанных с предоставлением финансовых услуг и осуществлением финансовой деятельности участниками данного рынка. Финансовый рынок, в свою очередь, является сферой, где обращаются финансовые продукты и услуги вне зависимости от статуса участника правоотношений. Поэтому рынок финансовых услуг от финансового рынка можно отличить по обязательному участию посредника - профессионального участника финансового рынка, имеющего соответствующую лицензию и (или) предусмотренный законом иной способ профессионального допуска и оказывающего финансовые услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Список использованной литературы
1. Гусева И.А. Финансовые рынки и институты: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.А. Гусева. М.: Юрайт, 2018.
2. Желтоносов В.М. Банковская деятельность и рынок финансовых услуг в регионе / В.М. Желтоносов, М.К. Спружевникова // Финансы и кредит. 2001. N 13 (85).
3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2011.
4. Саввина О.В. Регулирование финансовых рынков: Учебное пособие / О.В. Савина. 2-е изд. М.: Дашков и Ко, 2012.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация