Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Реабилитационные процедуры в несостоятельности (банкротстве) в доктрине и практике (Романов А.А., Хан А.А.)

Реабилитационные процедуры в несостоятельности (банкротстве) в доктрине и практике (Романов А.А., Хан А.А.)

Дата размещения статьи: 22.11.2021

С момента перехода СССР к рыночной экономике в начале 1990-х годов возникла необходимость в регламентации процедуры несостоятельности (банкротства), в целях регулирования которого в 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" <1>, а после принят и введен в действие Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2>, который предусматривал только одну реабилитационную процедуру - внешнее управление. В дальнейшем в ходе развития экономических отношений появилась необходимость более детального урегулирования вопросов возможного восстановления платежеспособности должника, принятия современного на то время нормативного акта, регламентирующего процедуры несостоятельности (банкротства), в результате чего в 2002 г. был принят новый Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <3> (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), который предусматривал, помимо внешнего управления, новую реабилитационную процедуру для российского банкротного права - финансовое оздоровление.
--------------------------------
<1> Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс" (утратил силу).
<3> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс".

Впервые более остро вопрос применения реабилитационных процедур стал подниматься в эпоху мирового экономического кризиса 2008 г., который был связан с дефолтом организаций во всем мире. Кризис продемонстрировал актуальность реабилитационных процедур. В частности, в Российской Федерации многие коммерческие организации в силу невозможности погашения своих долговых обязательств были вынуждены инициировать процедуры банкротства и последующую ликвидацию этих компаний, что послужило среди прочего причиной массовой безработицы и падения курса рубля.
Данный пример показал мировой общественности, как отсутствие развитой модели реабилитационных процедур в банкротстве негативно влияет на мировую и национальную экономику, а также позволяет сделать вывод о важности эффективных реабилитационных мероприятий, направленных на устранение причин банкротства, восстановление платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности и, как следствие, на улучшение общего климата экономики государства. Поэтому в настоящее время многие страны заинтересованы в модернизации процедур банкротства, в том числе путем принятия нормативно-правовых актов в данной сфере.
Проблему реализации реабилитационных процедур отражает актуальная статистика. Так, за 2020 г. было введено только 23 процедуры финансового оздоровления и 150 процедур внешнего управления из 9 931 признанных банкротами российских компаний. Доля реабилитационных процедур снизилась с 1,8% в 2019 г. до 1,7% в 2020 г., как и процент дел о признании должника банкротом, но, как указывает специальный ресурс https://fedresurs.ru, этому поспособствовал мораторий на подачу заявлений о банкротстве компаний из пострадавших отраслей от пандемии COVID-19 <4>. При этом вопрос об эффективности введенного моратория остается открытым.
--------------------------------
<4> Банкротство в России: итоги 2020 г. URL: https://fedresurs.ru/news/e3fc79ce-fd38-432f-ab08-8c1561b1b7cb?attempt=1 (дата обращения: 13.04.2021).

Вышеприведенная статистика свидетельствует о наличии тенденции уменьшения введения реабилитационных процедур, так, в 2016 г. было назначено 372 процедуры внешнего управления и 52 процедуры финансового оздоровления, в то время как в 2020 г. было проведено 150 процедур внешнего управления и 23 - финансового оздоровления.
Таким образом, справедливо указать на то, что реабилитационные процедуры в российском банкротстве имеют нерабочую модель. Данное предположение подтверждает тот факт, что в 2020 г. Министерство экономического развития Российской Федерации подготовило реформу изменений реабилитационных мероприятий в проекте предполагаемых изменений в Федеральный закон N 127-ФЗ <5>.
--------------------------------
<5> Проект федерального закона Минэкономразвития России "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 12 марта 2020 г. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=100272 (дата обращения: 13.04.2021).

В настоящее время Федеральный закон N 127-ФЗ предусматривает две формы реабилитационных процедур: внешнее управление и финансовое оздоровление.
В силу ст. 75 Федерального закона N 127-ФЗ внешнее управление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов, кроме тех случаев, которые предусмотрены законом <6>. Исключением являются случаи, когда арбитражный суд, несмотря на наличие признаков банкротства должника, может вынести определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Последствия введения внешнего управления предусмотрены ст. 94 Федерального закона N 127-ФЗ и включают в себя наступление следующих обстоятельств:
1. Прекращаются полномочия руководителя и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника.
2. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов.
3. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом N 127-ФЗ порядка предъявления требований к должнику.
4. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ (ст. 95) <7>.
--------------------------------
<7> Там же.

Российская Федерация является не единственным государством, где есть процедура внешнего управления. Так, в Великобритании существует акт о несостоятельности 1986 г., который предусматривает подобную процедуру - управление имуществом. Такая процедура именуется административным управлением имуществом должника (administrative receivership) <8>. Однако отличие британской модели процедуры управления от российской заключается в том, что административное управление, по акту Великобритании "О несостоятельности", есть всегда контролируемый кредиторами процесс. В этой процедуре кредитор обладает всеми преимущественными правами требования на имущество должника, которые не были переданы в залог до введения в действие данной процедуры.
--------------------------------
<8> Virgos M., Garcimartin F. The European Insolvency Regulation: Law and Practice. Kluwer Law International, 2005. P. 126.

Следующее отличие британской модели управления имуществом должника от российской заключается в практически полном отсутствии судебного контроля, что, безусловно, делает восстановительный банкротный процесс более быстрым. Administrative receivership предполагает, что административный управляющий совершает следующие действия: направленные на продолжение деятельности и последующую реорганизацию перед продажей компании; ведущие к ликвидации и продаже имущества организации и всей компании в целом.
Американская модель, предусмотренная главой II Кодекса США "О банкротстве" <9>, в отличие от акта Великобритании "О несостоятельности", содержит положение о том, что во время управления имуществом компания-должник может продолжать осуществлять свою деятельность, а также о том, что именно суд назначает управляющего по предложению кредиторов и должника (что, в принципе, отчасти созвучно и с аналогичными российскими предписаниями). В США управляющий является центральным участником процедуры управления имуществом, поскольку он может привлекать инвестиции для продолжения деятельности компании и приостанавливать реализацию истребования долгов в определенный период времени.
--------------------------------
<9> United States Bankruptcy Code (Кодекс США "О банкротстве") // URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/11.

Во Франции рассматриваемая процедура действует в соответствии с актом Франции от 25 января 1985 г. и применяется абсолютно в любом деле о несостоятельности (банкротстве). Так, при подаче заявления о несостоятельности компании суд назначает управляющего, однако управляющий представляет публичный интерес государства. Управляющий по французской модели осуществляет контроль за деятельностью компании с правомочием вмешательства со сроком до полутора лет. По окончании проведения контроля управляющий решает вопрос о ликвидации или продолжении осуществления деятельности с последующей выплатой по долгам <10>.
--------------------------------
<10> Чернова М.В. Сравнительный анализ зарубежных процедур корпоративного банкротства // Финансы и кредит. 2008. N 46 (334). С. 62.

Франция, как и США, имеет продолжниковую модель внешнего управления, в которой применяют реорганизационные восстановительные мероприятия на ранних этапах банкротства, в отличие от прокредиторской модели в Российской Федерации и Великобритании, где внешнее управление возможно только после стадии наблюдения, что затягивает банкротный процесс и делает эту процедуру несвоевременной и неэффективной.
Федеральный закон N 127-ФЗ предусматривает дефиницию понятия финансового оздоровления - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона N 127-ФЗ должник в установленном данным Законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, также предусмотренных этим Законом, - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. При этом, согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по решению собрания кредиторов финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом и без предоставления обеспечения по ходатайству учредителей (участников) должника <11>.
--------------------------------
<11> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 29 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс".

В Китайской Народной Республике финансовое оздоровление регулируется гл. VIII Закона КНР "О банкротстве предприятий".
В соответствии со ст. 73 Закона КНР "О банкротстве предприятий" по ходатайству должника и при наличии одобрения суда должник вправе управлять имуществом и деятельностью под соответствующим контролем. При этом, если управляющий осуществляет управление имуществом и деятельностью должника, то он обязан передать должнику имущество и возможность осуществлять деятельность компании <12>.
--------------------------------
<12> (Закон КНР "О банкротстве предприятий" от 27 августа 2006 г.) URL: http://www.gov.cn/zhengce/2006-08/28/content_2602190.htm (дата обращения: 13.04.2021).

Кроме того, если проанализировать Закон КНР "О банкротстве предприятий", то можно прийти к выводу, что китайские нормативы о несостоятельности (банкротстве) являются заимствованными у российского (континентального) права.
В Германии действует Закон Германии "О несостоятельности", который содержит параграф 217, в свою очередь посвященный финансовому оздоровлению. Данный Закон предусматривает, что при осуществлении финансового оздоровления кредиторы получают платежи, которые возникают из прибыли в результате деятельности компании <13>. При этом немецкий законодатель старается минимизировать вмешательство административного управляющего в деятельность компании-должника. Еще одна особенность, которая содержится в вышеназванном Законе Германии, состоит в том, что план финансового оздоровления могут разрабатывать кредиторы. Процедура в такой форме представляет возможность совершить два вывода: во-первых, немецкое банкротное законодательство стимулирует должника к самостоятельной подаче заявления о банкротстве и скорейшей разработке плана оздоровления компании; во-вторых, отражает политику сохранения бизнеса, пускай и на кредиторских условиях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что немецкая модель финансового оздоровления действительно уравнивает положение и должника, и кредитора, вследствие чего будет справедливым указать, что немецкая модель имеет ряд преимуществ в сравнении с российской.
--------------------------------
<13> Insolvenzordnung / Bundesministerium der Justiz und Verbraucherschutz (Закон Германии "О несостоятельности" от 20 ноября 2011 г.) URL: https://www.gesetze-im-internet.de/inso (дата обращения: 13.04.2021).

Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать следующие суждения:
1. При проведении реформы процедуры несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации необходимо уменьшить контроль над деятельностью должника на стадии наблюдения и внешнего управления, как сделано в США, поскольку это может оказать действенное влияние на восстановление платежеспособности должника.
2. Необходимо предоставить возможность кредиторам участвовать в разработке плана финансового оздоровления и внести такое изменение в ст. 84 Федерального закона N 127-ФЗ, поскольку непосредственное участие в финансовом оздоровлении компании приведет к тому, что при финансовых затруднениях должник будет мотивирован самостоятельно предъявлять заявления о банкротстве в целях восстановления его финансового состояния, как аналогичным образом предусмотрено в Законе Германии "О несостоятельности".
При таких обстоятельствах, полагаем, институт несостоятельности (банкротства) российского права несомненно ожидают дальнейшие изменения с учетом развития общественных и экономических отношений, судебной практики, имплементации успешного иностранного правового опыта в российскую юридическую среду.

Литература

1. Чернова М.В. Сравнительный анализ зарубежных процедур корпоративного банкротства / М.В. Чернова // Финансы и кредит. 2008. N 46 (334). С. 62 - 66.

References

1. Virgos M. The European Insolvency Regulation: Law and Practice / M. Virgos, F. Garcimartin. Kluwer Law International, 2005. 272 p.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Ответственность за неподачу заявления о банкротстве (новеллы законодательства о банкротстве и актуальные нормы корпоративного права) (Пирогова Е.С., Жукова Ю.Д.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

подробнее>>

Судебная компетенция при трансграничном банкротстве (Бараданченкова Н.Е.)

Дата размещения статьи: 24.12.2021

подробнее>>

Трансграничное банкротство и параллельные разбирательства (Долганичев В.В.)

Дата размещения статьи: 22.12.2021

подробнее>>

Как не пропустить свое и чужое банкротство (Некрасов А.)

Дата размещения статьи: 09.12.2021

подробнее>>

О возможности признания контролирующим должника лицом юрисконсультов, консультантов по правовым вопросам и адвокатов с целью их привлечения к субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства (Ходаковский А.П.)

Дата размещения статьи: 09.12.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.