Дата размещения статьи: 22.11.2021
С момента перехода СССР к рыночной экономике в начале 1990-х годов возникла необходимость в регламентации процедуры несостоятельности (банкротства), в целях регулирования которого в 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" <1>, а после принят и введен в действие Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2>, который предусматривал только одну реабилитационную процедуру - внешнее управление. В дальнейшем в ходе развития экономических отношений появилась необходимость более детального урегулирования вопросов возможного восстановления платежеспособности должника, принятия современного на то время нормативного акта, регламентирующего процедуры несостоятельности (банкротства), в результате чего в 2002 г. был принят новый Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <3> (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), который предусматривал, помимо внешнего управления, новую реабилитационную процедуру для российского банкротного права - финансовое оздоровление.
--------------------------------
<1> Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс" (утратил силу).
<3> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс".
Впервые более остро вопрос применения реабилитационных процедур стал подниматься в эпоху мирового экономического кризиса 2008 г., который был связан с дефолтом организаций во всем мире. Кризис продемонстрировал актуальность реабилитационных процедур. В частности, в Российской Федерации многие коммерческие организации в силу невозможности погашения своих долговых обязательств были вынуждены инициировать процедуры банкротства и последующую ликвидацию этих компаний, что послужило среди прочего причиной массовой безработицы и падения курса рубля.
Данный пример показал мировой общественности, как отсутствие развитой модели реабилитационных процедур в банкротстве негативно влияет на мировую и национальную экономику, а также позволяет сделать вывод о важности эффективных реабилитационных мероприятий, направленных на устранение причин банкротства, восстановление платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности и, как следствие, на улучшение общего климата экономики государства. Поэтому в настоящее время многие страны заинтересованы в модернизации процедур банкротства, в том числе путем принятия нормативно-правовых актов в данной сфере.
Проблему реализации реабилитационных процедур отражает актуальная статистика. Так, за 2020 г. было введено только 23 процедуры финансового оздоровления и 150 процедур внешнего управления из 9 931 признанных банкротами российских компаний. Доля реабилитационных процедур снизилась с 1,8% в 2019 г. до 1,7% в 2020 г., как и процент дел о признании должника банкротом, но, как указывает специальный ресурс https://fedresurs.ru, этому поспособствовал мораторий на подачу заявлений о банкротстве компаний из пострадавших отраслей от пандемии COVID-19 <4>. При этом вопрос об эффективности введенного моратория остается открытым.
--------------------------------
<4> Банкротство в России: итоги 2020 г. URL: https://fedresurs.ru/news/e3fc79ce-fd38-432f-ab08-8c1561b1b7cb?attempt=1 (дата обращения: 13.04.2021).
Вышеприведенная статистика свидетельствует о наличии тенденции уменьшения введения реабилитационных процедур, так, в 2016 г. было назначено 372 процедуры внешнего управления и 52 процедуры финансового оздоровления, в то время как в 2020 г. было проведено 150 процедур внешнего управления и 23 - финансового оздоровления.
Таким образом, справедливо указать на то, что реабилитационные процедуры в российском банкротстве имеют нерабочую модель. Данное предположение подтверждает тот факт, что в 2020 г. Министерство экономического развития Российской Федерации подготовило реформу изменений реабилитационных мероприятий в проекте предполагаемых изменений в Федеральный закон N 127-ФЗ <5>.
--------------------------------
<5> Проект федерального закона Минэкономразвития России "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 12 марта 2020 г. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=100272 (дата обращения: 13.04.2021).
В настоящее время Федеральный закон N 127-ФЗ предусматривает две формы реабилитационных процедур: внешнее управление и финансовое оздоровление.
В силу ст. 75 Федерального закона N 127-ФЗ внешнее управление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов, кроме тех случаев, которые предусмотрены законом <6>. Исключением являются случаи, когда арбитражный суд, несмотря на наличие признаков банкротства должника, может вынести определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Последствия введения внешнего управления предусмотрены ст. 94 Федерального закона N 127-ФЗ и включают в себя наступление следующих обстоятельств:
1. Прекращаются полномочия руководителя и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника.
2. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов.
3. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом N 127-ФЗ порядка предъявления требований к должнику.
4. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ (ст. 95) <7>.
--------------------------------
<7> Там же.
Российская Федерация является не единственным государством, где есть процедура внешнего управления. Так, в Великобритании существует акт о несостоятельности 1986 г., который предусматривает подобную процедуру - управление имуществом. Такая процедура именуется административным управлением имуществом должника (administrative receivership) <8>. Однако отличие британской модели процедуры управления от российской заключается в том, что административное управление, по акту Великобритании "О несостоятельности", есть всегда контролируемый кредиторами процесс. В этой процедуре кредитор обладает всеми преимущественными правами требования на имущество должника, которые не были переданы в залог до введения в действие данной процедуры.
--------------------------------
<8> Virgos M., Garcimartin F. The European Insolvency Regulation: Law and Practice. Kluwer Law International, 2005. P. 126.
Следующее отличие британской модели управления имуществом должника от российской заключается в практически полном отсутствии судебного контроля, что, безусловно, делает восстановительный банкротный процесс более быстрым. Administrative receivership предполагает, что административный управляющий совершает следующие действия: направленные на продолжение деятельности и последующую реорганизацию перед продажей компании; ведущие к ликвидации и продаже имущества организации и всей компании в целом.
Американская модель, предусмотренная главой II Кодекса США "О банкротстве" <9>, в отличие от акта Великобритании "О несостоятельности", содержит положение о том, что во время управления имуществом компания-должник может продолжать осуществлять свою деятельность, а также о том, что именно суд назначает управляющего по предложению кредиторов и должника (что, в принципе, отчасти созвучно и с аналогичными российскими предписаниями). В США управляющий является центральным участником процедуры управления имуществом, поскольку он может привлекать инвестиции для продолжения деятельности компании и приостанавливать реализацию истребования долгов в определенный период времени.
--------------------------------
<9> United States Bankruptcy Code (Кодекс США "О банкротстве") // URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/11.
Во Франции рассматриваемая процедура действует в соответствии с актом Франции от 25 января 1985 г. и применяется абсолютно в любом деле о несостоятельности (банкротстве). Так, при подаче заявления о несостоятельности компании суд назначает управляющего, однако управляющий представляет публичный интерес государства. Управляющий по французской модели осуществляет контроль за деятельностью компании с правомочием вмешательства со сроком до полутора лет. По окончании проведения контроля управляющий решает вопрос о ликвидации или продолжении осуществления деятельности с последующей выплатой по долгам <10>.
--------------------------------
<10> Чернова М.В. Сравнительный анализ зарубежных процедур корпоративного банкротства // Финансы и кредит. 2008. N 46 (334). С. 62.
Франция, как и США, имеет продолжниковую модель внешнего управления, в которой применяют реорганизационные восстановительные мероприятия на ранних этапах банкротства, в отличие от прокредиторской модели в Российской Федерации и Великобритании, где внешнее управление возможно только после стадии наблюдения, что затягивает банкротный процесс и делает эту процедуру несвоевременной и неэффективной.
Федеральный закон N 127-ФЗ предусматривает дефиницию понятия финансового оздоровления - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона N 127-ФЗ должник в установленном данным Законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, также предусмотренных этим Законом, - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. При этом, согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по решению собрания кредиторов финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом и без предоставления обеспечения по ходатайству учредителей (участников) должника <11>.
--------------------------------
<11> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 29 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс".
В Китайской Народной Республике финансовое оздоровление регулируется гл. VIII Закона КНР "О банкротстве предприятий".
В соответствии со ст. 73 Закона КНР "О банкротстве предприятий" по ходатайству должника и при наличии одобрения суда должник вправе управлять имуществом и деятельностью под соответствующим контролем. При этом, если управляющий осуществляет управление имуществом и деятельностью должника, то он обязан передать должнику имущество и возможность осуществлять деятельность компании <12>.
--------------------------------
<12> (Закон КНР "О банкротстве предприятий" от 27 августа 2006 г.) URL: http://www.gov.cn/zhengce/2006-08/28/content_2602190.htm (дата обращения: 13.04.2021).
Кроме того, если проанализировать Закон КНР "О банкротстве предприятий", то можно прийти к выводу, что китайские нормативы о несостоятельности (банкротстве) являются заимствованными у российского (континентального) права.
В Германии действует Закон Германии "О несостоятельности", который содержит параграф 217, в свою очередь посвященный финансовому оздоровлению. Данный Закон предусматривает, что при осуществлении финансового оздоровления кредиторы получают платежи, которые возникают из прибыли в результате деятельности компании <13>. При этом немецкий законодатель старается минимизировать вмешательство административного управляющего в деятельность компании-должника. Еще одна особенность, которая содержится в вышеназванном Законе Германии, состоит в том, что план финансового оздоровления могут разрабатывать кредиторы. Процедура в такой форме представляет возможность совершить два вывода: во-первых, немецкое банкротное законодательство стимулирует должника к самостоятельной подаче заявления о банкротстве и скорейшей разработке плана оздоровления компании; во-вторых, отражает политику сохранения бизнеса, пускай и на кредиторских условиях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что немецкая модель финансового оздоровления действительно уравнивает положение и должника, и кредитора, вследствие чего будет справедливым указать, что немецкая модель имеет ряд преимуществ в сравнении с российской.
--------------------------------
<13> Insolvenzordnung / Bundesministerium der Justiz und Verbraucherschutz (Закон Германии "О несостоятельности" от 20 ноября 2011 г.) URL: https://www.gesetze-im-internet.de/inso (дата обращения: 13.04.2021).
Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать следующие суждения:
1. При проведении реформы процедуры несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации необходимо уменьшить контроль над деятельностью должника на стадии наблюдения и внешнего управления, как сделано в США, поскольку это может оказать действенное влияние на восстановление платежеспособности должника.
2. Необходимо предоставить возможность кредиторам участвовать в разработке плана финансового оздоровления и внести такое изменение в ст. 84 Федерального закона N 127-ФЗ, поскольку непосредственное участие в финансовом оздоровлении компании приведет к тому, что при финансовых затруднениях должник будет мотивирован самостоятельно предъявлять заявления о банкротстве в целях восстановления его финансового состояния, как аналогичным образом предусмотрено в Законе Германии "О несостоятельности".
При таких обстоятельствах, полагаем, институт несостоятельности (банкротства) российского права несомненно ожидают дальнейшие изменения с учетом развития общественных и экономических отношений, судебной практики, имплементации успешного иностранного правового опыта в российскую юридическую среду.
Литература
1. Чернова М.В. Сравнительный анализ зарубежных процедур корпоративного банкротства / М.В. Чернова // Финансы и кредит. 2008. N 46 (334). С. 62 - 66.
References
1. Virgos M. The European Insolvency Regulation: Law and Practice / M. Virgos, F. Garcimartin. Kluwer Law International, 2005. 272 p.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 10.01.2022
Дата размещения статьи: 24.12.2021
Дата размещения статьи: 22.12.2021
Дата размещения статьи: 09.12.2021
Дата размещения статьи: 09.12.2021
Навигация