Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Возможности налоговой оптимизации при приобретении ценных бумаг и в других ситуациях (Коновалов Д.)

Возможности налоговой оптимизации при приобретении ценных бумаг и в других ситуациях (Коновалов Д.)

Дата размещения статьи: 02.12.2021

Как правильно определить налоговую базу по операциям с ценными бумагами, которые при приобретении признавались не обращающимися на организованном рынке, а на дату реализации - обращающимися на организованном рынке? Признается ли налоговым агентом банк, который приобретает у иностранной кредитной организации независимую гарантию и возмещает ей выплаченные в соответствии с условиями гарантии денежные суммы? Вправе ли банк учесть для целей налогообложения прибыли расходы на выплату материального поощрения работнику?

 

Ситуация 1: банк приобретает не обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги 

Организация приобрела не обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги. На дату реализации такие ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке. Как правильно определить налоговую базу по операциям с ценными бумагами?

Может возникнуть ситуация, когда одни и те же ценные бумаги при приобретении и продаже будут относиться к разным категориям. Например, организация может приобрести обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги. Через определенное время критерии, установленные п. 9 ст. 280 НК РФ, перестанут соблюдаться и ценные бумаги будут признаны необращающимися. И наоборот.

В таком случае необходимо применить положения ст. 280 НК РФ, относящиеся к налогообложению как обращающихся, так и необращающихся ценных бумаг: одни нормы для доходов, а другие - для расходов в зависимости от того, какими ценные бумаги были при покупке и стали при реализации.

По расходам, связанным с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость, датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата реализации или иного выбытия (частичного погашения номинальной стоимости ценной бумаги в период ее обращения, предусмотренного условиями выпуска), в том числе дата прекращения обязательств по передаче ценных бумаг зачетом встречных однородных требований (подп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Следовательно, налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется на дату реализации или иного выбытия ценных бумаг.

Для правильного ее определения следует обратить внимание на положения ст. 280 НК РФ, которой установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.

Так, п. 2 и 3 ст. 280 НК РФ определено, что доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в т.ч. от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем).

Расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в т.ч. погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев ПИФ, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение) и величины внесенного им вклада в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в подп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, в имущество организации, ценные бумаги которой реализуются (выбывают), если иное не предусмотрено п. 10 ст. 309.1 или п. 2.2 ст. 277 НК РФ, затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.

 

Ситуация 2: банк приобретает независимую гарантию у иностранного банка 

Кредитная организация приобретает у иностранной кредитной организации независимую гарантию и возмещает иностранной кредитной организации выплаченные в соответствии с условиями гарантии денежные суммы. Признается ли кредитная организация налоговым агентом?

Если с иностранным государством, резидентом которого является иностранная кредитная организация, заключен международный договор Российской Федерации, то российская организация, выплачивающая доход в виде платы за предоставление независимой гарантии, не будет признаваться налоговым агентом.

Подпунктом 16 п. 2 ст. 291 НК РФ установлено, что к расходам банков относятся расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями.

Пунктом 1 ст. 246 НК РФ определено, что плательщиками налога на прибыль организаций признаются:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

При выплате иностранной организации доходов, перечисленных в п. 1 ст. 309 НК РФ, российская организация должна будет исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль организаций.

Однако в соответствии с п. 1 ст. 7 НК РФ международный договор Российской Федерации имеет приоритет над НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

В международных договорах Российской Федерации нет статьи, посвященной доходам в виде платы за предоставление независимой гарантии, поэтому к таким доходам необходимо применять положения ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" международных договоров Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 7 Типового соглашения, одобренного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 84, прибыль предприятия одного договаривающегося государства подлежит налогообложению только в этом договаривающемся государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность через постоянное представительство, то прибыль этого предприятия может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, но только в части, которая относится к постоянному представительству.

 

Ситуация 3: организация платит дивиденды негосударственному пенсионному фонду 

Эмитент выплачивает негосударственному пенсионному фонду дивиденды. Должен ли эмитент при этом удерживать налог на прибыль организаций? Если нет, то какие документы должны быть предоставлены эмитенту специализированным депозитарием, чтобы он не удерживал налог на прибыль организаций?

Доход в виде дивидендов НПФ может получить в рамках размещения пенсионных резервов или инвестирования пенсионных накоплений.

Если доход получен в рамках размещения пенсионных резервов, то эмитент не должен удерживать с НПФ налог на прибыль организаций в силу того, что доход, полученный от размещения пенсионных резервов и включающий в себя дивиденды, определяется НПФ в специальном порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 295 НК РФ. Если же доход в виде дивидендов получен в рамках инвестирования пенсионных накоплений, то налог на прибыль организаций эмитент не должен удерживать в силу подп. 31 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Одним из документов, которые специализированный депозитарий может предоставить эмитенту, чтобы он не удерживал с дивидендов налог на прибыль организаций, может быть договор об оказании услуг специализированного депозитария, заключенный между НПФ и специализированным депозитарием. Наличие такого договора предполагает, что специализированный депозитарий действует в интересах НПФ, а с него эмитент не должен удерживать налог на прибыль организаций.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 295 НК РФ доходы НПФ определяются раздельно:

- по доходам от размещения пенсионных резервов;

- доходам от инвестирования пенсионных накоплений;

- доходам от уставной деятельности.

К доходам от размещения пенсионных резервов НПФ, кроме доходов, предусмотренных ст. 249 и 250 НК РФ, относятся, в частности, доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги, инвестиций и других вложений, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах, определяемые в порядке, установленном НК РФ для соответствующих видов доходов.

В целях налогообложения доход от размещения пенсионных резервов определяется как положительная разница между доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Банка России и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения, за исключением дохода, размещенного на солидарных пенсионных счетах, по итогам налогового периода.

При определении налоговой базы не учитываются доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, формируемых в соответствии с законодательством РФ, полученные организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию (подп. 31 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Что касается документального подтверждения, то на сегодняшний день нет нормативно-правового акта, где содержался бы перечень документов, которые необходимо предоставить эмитенту, чтобы он не удерживал налог на прибыль организаций. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующее.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона N 75-ФЗ <1> фонд в соответствии с уставом, в частности, заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

 

Оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги, в которые размещены средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений, а также ежедневный контроль за распоряжением фондами средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений и за соблюдением фондами и управляющими компаниями:

- ограничений на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений;

- правил размещения средств пенсионных резервов и требований по инвестированию средств пенсионных накоплений;

- состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений, -

которые установлены законодательными и другими нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами Банка России, а также инвестиционными декларациями управляющих компаний, осуществляются специализированным депозитарием фонда на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария (п. 1 ст. 26 Закона N 75-ФЗ).

Постановлением ФКЦБ России от 16.10.1997 N 36 (в настоящее время не применяется) было утверждено Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации. Согласно п. 8.1 данного Положения, в целях надлежащего осуществления владельцами ценных бумаг прав по принадлежащим им ценным бумагам депозитарий обязан, в частности:

- при составлении эмитентом списков владельцев именных ценных бумаг передавать эмитенту или регистратору все сведения о клиентах (депонентах) и о ценных бумагах клиентов (депонентов), необходимые для реализации прав владельцев: получения доходов по ценным бумагам, участия в общих собраниях акционеров и иных прав;

- передавать эмитенту все необходимые для осуществления владельцами прав по ценным бумагам сведения о предъявительских или ордерных ценных бумагах, учитываемых на счетах клиентов (депонентов) в порядке, предусмотренном депозитарным договором.

 

Ситуация 4: банк выплачивает работнику материальное поощрение 

Банк принял решение о материальном поощрении работника в связи с его бракосочетанием. Вправе ли банк учесть эти расходы для целей налогообложения прибыли организаций? Учитываются ли в целях налогообложения прибыли страховые взносы, начисленные на сумму поощрения?

Суммы материальной помощи работнику в связи с его бракосочетанием организация не вправе учесть в расходах для целей налогообложения прибыли. Но это положение не распространяется на страховые взносы.

Из п. 23 ст. 270 НК РФ следует, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде материальной помощи работникам. Согласно подп. 11 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период. Это же положение содержится в подп. 12 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ <2>.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

 

Из Определения Верховного суда РФ от 03.11.2017 N 309-КГ17-15716 следует, что не облагается страховыми взносами и материальная помощь свыше 4 000 руб., выплачиваемая по коллективному договору.

При этом в ст. 270 НК РФ нет положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли организаций страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях гл. 25 НК РФ.

Из Писем Минфина России от 19.02.2018 N 03-03-06/1/10135 и от 18.05.2018 N 03-03-06/1/33512 следует, что расходы в виде страховых взносов, исчисленных в том числе с сумм материальной помощи, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитываются в составе прочих расходов на основании подп. 1 и 45 п. 1 ст. 264 НК РФ.

 

Ситуация 5: банк несет расходы на ГСМ для служебного транспорта 

Кредитной организации принадлежит автомобиль, на котором работник, отвечающий за внешние связи, передвигается по городу для проведения деловых встреч. Вправе ли банк учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций расходы на горюче-смазочные материалы без путевого листа?

Поскольку организация в этом случае не перевозит грузы, багаж и пассажиров, она может не использовать путевой лист. Из Письма Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 следует, что организация вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Подпункт 11 п. 1 ст. 264 НК РФ относит к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов), расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ. Пункт 2 ст. 6 Закона N 259-ФЗ <3> запрещает перевозку пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

 

Ситуация 6: банк приобретает беспроводную гарнитуру для водителей 

Банк приобретает беспроводную гарнитуру для штатных водителей. Вправе ли он учитывать такие расходы для целей налогообложения прибыли организаций?

Беспроводные наушники покупаются для бесперебойного общения водителей с работодателем, что соответствует требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации. Поэтому соответствующие затраты учитываются в составе материальных расходов на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Расходы можно учесть и на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Согласно ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику, а также условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук (п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации <4>). Это влечет за собой административный штраф в размере 1 500 руб. (ст. 12.36.1 КоАП РФ).

--------------------------------

<4> Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.

 

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.

Амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ) и используются им для извлечения дохода (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.