Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Правовая регламентация рекламы заменителей женского молока (Мохов А.А.)

Правовая регламентация рекламы заменителей женского молока (Мохов А.А.)

Дата размещения статьи: 13.11.2012

Мохов А.А., доктор юридических наук, профессор, профессор Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

Под заменителем женского молока или адаптированной молочной смесью в соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных и максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии.
К продуктам детского питания на молочной основе, в том числе заменителям женского молока, предъявляются следующие основные требования. Их пищевая ценность должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Они должны быть безопасными для здоровья и не должны содержать компоненты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, искусственных красителей и ароматизаторов.
Заменители женского молока являются, по сути, единственной альтернативой, существующей в настоящее время и адекватной женскому молоку для детей первого года жизни, удовлетворяющей их физиологические потребности, а также разновидностью продуктов детского питания, к которым предъявляются повышенные по сравнению с иными продуктами питания требования. Основой продукта является молоко (коровье или других сельскохозяйственных животных).
Даже беглый анализ легального понятия "заменитель женского молока" и предъявляемых к таким продуктам требований показывает, что они обладают значительной спецификой по сравнению с иными продуктами, что может влиять на правовую регламентацию их обращения и обеспечения ими отдельных категорий граждан <1>, а также на рекламу заменителей женского молока.
--------------------------------
<1> Среднесуточные продуктовые наборы для организации питания детей от 0 до 3 лет, временно проживающих с матерями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в кризисных центрах для женщин: утв. Постановлением Правительства гор. Москвы от 29 дек. 2009 г. N 1500 "О государственных стандартах социального обслуживания населения в городе Москве" // СПС "КонсультантПлюс".

Первый заменитель женского молока появился в 1860 году, когда фармацевт Г. Нестле разработал молочную смесь для массового производства.
Масштабное производство заменителей женского молока было налажено в 20-е годы XX века, сначала в США, затем и в ряде других стран.
В нашей стране долгое время заменители женского молока не пользовались популярностью в силу ряда причин. Во-первых, в России многие годы преобладало преимущественно сельское население, которое решало имеющиеся проблемы самостоятельно (путем разведения коров, коз, овец и пр.). Во-вторых, отечественная промышленность многие годы не уделяла разработке и производству заменителей женского молока достаточного внимания.
Различные заменители женского молока готовились преимущественно на молочных кухнях <2>. В 70-е годы XX века в СССР появляются первые готовые отечественные молочные смеси "Малютка" и "Малыш".
--------------------------------
<2> Санитарные правила для детских молочных кухонь: приняты Гл. сан. врачом СССР 25 нояб. 1971 г. N 942-71 // СПС "КонсультантПлюс".

В связи с либерализацией законодательства, в том числе в сфере внешней торговли, в начале 90-х годов XX века в Россию поступает большое количество разных импортных детских смесей. Начинает складываться рынок заменителей женского молока, появляется конкуренция, внедряются новые способы продвижения товара.
Бурный рост потребления заменителей женского молока в стране отмечается с начала XXI века. Уже к 2010 году для питания одного ребенка требовалось в среднем 21,2 кг заменителей материнского молока и сухих молочных смесей. В ближайшей перспективе, по экспертным оценкам, средний объем покупки детского питания и объем затрат на покупку будут расти. К 2015 году объем потребляемого детского питания в расчете на одного ребенка может вырасти до 23,3 кг. Средние расходы семьи на заменители могут достичь 14 тыс. руб. в год <3>.
--------------------------------
<3> Анализ рынка заменителей материнского молока и сухих молочных смесей для детского питания в России в 2006 - 2010 гг. и прогноз на 2011 - 2015 гг. [Электронный ресурс] // Комплексный анализ маркетинговых данных: Демонстр. версия. BusinesStat: [сайт]. URL: http:// businesstat.ru/ russia/ surveys/ food/ baby_food/ breast_milk_substitutes.

В настоящее время на национальном рынке зарегистрировано и активно продвигается более 70 заменителей женского молока.
Таким образом, можно считать, что в стране сформировался рынок заменителей женского молока с присущими ему атрибутами. Вместе с тем в современных условиях при наличии явно выраженных публичных интересов (общественных и государственных) государство заставляет законодателя воздействовать на экономику в условиях рынка, условия обращения отдельных товаров, в том числе и заменителей женского молока.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а в соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Обеспечение здоровья граждан - одна из приоритетных задач современного государства. Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его активной долголетней жизни, предоставления ему медицинской помощи (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). В свою очередь, обеспечение детей полноценным сбалансированным питанием является одной из проблем охраны здоровья детей и одним из условий нормального развития ребенка. Особое значение имеет питание детей первого года жизни.
Рациональное вскармливание новорожденных и грудных детей остается в России одной из важнейших проблем педиатрии. В настоящее время распространенность грудного вскармливания в стране крайне невысока и не характеризуется тенденцией к повышению. Около 70% детей первого года жизни нуждаются в смешанном или искусственном вскармливании. Средняя длительность грудного вскармливания, по данным детских поликлиник, составляет от семи до одиннадцати месяцев <4>.
--------------------------------
<4> О положении детей в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Гос. доклад Минздравсоцразвития Рос. Федерации от 17 нояб. 2011 г. // ИПП "Гарант": портал. URL: http:// www.garant.ru/ products/ ipo/ prime/ doc/ 55087982.

Нередки такие явления, как ориентация на искусственное вскармливание с первых дней жизни ребенка, широкое распространение заменителей женского молока, несоблюдение основных правил введения прикорма, что сопровождается высокой аллергизацией грудных детей <5>.
--------------------------------
<5> Об осуществлении проектов Среднесрочной программы сотрудничества Минздрава Российской Федерации и Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения на 1998 - 1999 гг.: Приказ Минздрава Рос. Федерации от 10 нояб. 1997 г. N 328 // СПС "КонсультантПлюс".

Как показывает анализ литературы, данных медиков и проводимого ими мониторинга грудного вскармливания, переход на искусственное вскармливание новорожденных - это не только вынужденная мера, обусловленная определенными медицинскими проблемами, например приемом некоторых лекарственных препаратов, инфекционными болезнями матери, недостаточной выработкой грудного молока, непереносимостью некоторых компонентов молока новорожденным ребенком и др. Зачастую это элементарное непонимание молодыми матерями возможностей и преимуществ естественного вскармливания, следствие сформированных у лица ложных представлений о своем здоровье и здоровье ребенка, в том числе и посредством рекламы (стремление к быстрому похудению после родов, сохранению определенной формы молочных желез и др.). Одной из самостоятельных причин снижения продолжительности грудного вскармливания является широкомасштабная и агрессивная реклама заменителей грудного молока <6>.
--------------------------------
<6> Результаты реализации политики по защите и поддержке грудного вскармливания в Волгоградской области: письмо Минздравсоцразвития Рос. Федерации от 31 мая 2011 г. N 15-4/1700-07; Дерябин Ю. Младенцев обделяют здоровым питанием [Электронный ресурс] // Утро.RU: Электрон. газ. 2010. 20 мая. URL: http:// www.utro.ru/ articles/ 2010/ 05/ 20/ 895258.shtml; Агрессивной рекламе молока ставят заслон // Молодой. 2010. 23 дек.; Мониторинг нарушений Международного свода правил по сбыту заменителей грудного молока [Электронный ресурс]: Нац. отчет; Респ. Казахстан. 2002 // URL: http:// www.kan-kaz.org/ files/ Code- MarketingBMS- Kaz- 2002- Rus.pdf.

В России медиками на протяжении последнего десятилетия предпринимаются отдельные меры по охране и поддержке грудного вскармливания. Так, в целях совершенствования работы среди населения и медицинских работников по поддержанию и пропаганде грудного вскармливания, способствующего формированию и становлению здоровья младенцев и снижению их заболеваемости и смертности, был организован Научно-практический центр по пропаганде, поощрению и поддержке грудного вскармливания <7>. Одной из задач названного Центра является разработка документов по дополнительным мерам поддержки и поощрения грудного вскармливания, участие в разработке предложений в законодательные акты РФ, направленных на регламентацию реализации заменителей женского молока.
--------------------------------
<7> Об организации Научно-практического центра по пропаганде, поощрению и поддержке грудного вскармливания: Приказ Минздрава Рос. Федерации от 13 окт. 1997 г. N 302 // СПС "КонсультантПлюс".

Следует также указать на Методическое письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 июля 2011 г. N 15-4/10/2-6796 "Об организации работы службы родовспоможения в условиях внедрения современных перинатальных технологий". В соответствии с этим документом в женских консультациях, акушерских стационарах и детских поликлиниках не допускается реклама заменителей грудного молока и групповой инструктаж женщин по искусственному кормлению. Образцы детских смесей могут быть предоставлены работникам здравоохранения лишь в тех случаях, когда это необходимо для профессиональной оценки или научных исследований на уровне учреждения. Работники здравоохранения не должны предоставлять образцы детских питательных смесей беременным женщинам, матерям младенцев и детей раннего возраста или членам их семей. Поставка и использование в качестве заменителей грудного молока переданных в виде дара или продажи по низким ценам учреждениям или организациям детских смесей допускается только в тех случаях, когда имеются противопоказания к грудному вскармливанию ребенка, а именно наличие ВИЧ-инфекции, открытая форма туберкулеза у матери, прием ею лекарственных средств, противопоказанных ребенку (цитостатики, гипотензивные средства, некоторые антибактериальные препараты), наконец, тяжелое состояние матери. При этом работники здравоохранения и члены их семей не должны принимать вознаграждение в денежной или какой-либо иной форме за продвижение переданной или проданной по низкой цене продукции. Однако указанное выше письмо не является нормативно-правовым актом и не обладает юридической силой, не подкреплено соответствующими правовыми санкциями.
Действующее российское законодательство в настоящее время содержит лишь отдельные требования в отношении продвижения, рекламы заменителей женского молока. Так, в силу ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях при применении таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.
В соответствии с ч. 29 ст. 36 Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" на этикетках продуктов детского питания на молочной основе должна быть надпись: "Для детского питания". Размер шрифта такой надписи не может быть меньше основного используемого размера шрифта. На упаковках адаптированных молочных и последующих смесей должна быть нанесена предупреждающая надпись: "Для питания детей раннего возраста предпочтительнее грудное вскармливание". Изображения детей не должны наноситься на этикетки потребительских упаковок заменителей женского молока.
Применительно к исследуемому вопросу для нас представляет несомненный интерес также вступивший в силу с 1 января 2012 г. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В соответствии с ч. 3 ст. 28 данного Федерального закона общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока. Однако данные ограничения прямо не распространяются на медицинских и фармацевтических работников, которые могут оказывать влияние на выбор того или иного продукта или его заменителя женщинами.
Статьей 74 рассматриваемого Федерального закона впервые был введен ряд ограничений для медицинских и фармацевтических работников. В частности, медицинские работники и руководители медицинских организаций теперь не вправе принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий; организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата; организаций оптовой торговли лекарственными средствами; аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, в связи с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний или их представителей.
Данный Федеральный закон содержит и другие ограничения, направленные на нивелирование негативных социальных последствий взаимодействия "врач - представитель фармацевтической компании" и "фармацевтический работник - представитель фармацевтической компании".
Заменители женского молока продвигаются представителями производителей и продавцов теми же способами (методами), что и лекарственные средства, а также медицинские изделия. Однако формальных юридических запретов и ограничений, подкрепленных соответствующими юридическими санкциями, на осуществление контактов (взаимодействия, сотрудничества) для профессионального сообщества медиков и фармацевтов с представителями производителей и продавцов заменителей женского молока в настоящее время нет.
Таким образом, в настоящее время в России законодательные ограничения на рекламу заменителей женского молока даже с учетом требований к этикетке этих товаров носят ограниченный характер. Они в основном сводятся к требованию информирования потенциального покупателя о возрастных ограничениях применения таких продуктов; о предпочтительности грудного вскармливания (требование только к этикете товара); о необходимости консультации специалиста.
Прямые запреты к рекламе заменителей женского молока состоят в том, что она не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока; содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей; использовать изображения детей (только для этикеток потребительских упаковок).
В странах, где заменители женского молока раньше, чем в России, заняли свою нишу на рынке, а реклама этих продуктов стала довольно агрессивной, уделяется гораздо больше внимания проблемам правовой регламентации рекламы заменителей женского молока.
В 1981 году резолюцией Всемирной ассамблеи здравоохранения был принят Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока, или Международный кодекс по маркетингу заменителей грудного молока <8>, который оказал огромное влияние на рекламу продуктов детского питания, законодательство о рекламе в ряде стран (Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Индия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чехия и др.). Данный документ включает в себя следующие запреты: на рекламу продуктов искусственного детского питания среди населения; на распространение бесплатных образцов этих продуктов среди матерей; на рекламу продуктов детского питания в учреждениях здравоохранения (включая и распространение бесплатных образцов); на рекламу продуктов детского питания медицинским персоналом; на подарки и передачу образцов продуктов детского питания работникам здравоохранения; на использование текстов и изображений, идеализирующих искусственное вскармливание на этикетках продуктов детского питания. Кроме того, по мнению разработчиков данного Свода, информация, предоставляемая работникам здравоохранения, должна быть строго научной и основанной на фактах; любая информация об искусственном питании, включая текст на этикетках, должна разъяснять преимущества грудного вскармливания и подчеркивать цену и опасности, связанные с искусственным вскармливанием; неподходящие продукты, такие, например, как сгущенное молоко, не должны рекламироваться в качестве питания для грудных детей; все продукты должны быть высокого качества, соответствовать стандартам пищевых продуктов для младенцев и детей.
--------------------------------
<8> Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока: принят резолюцией Всемирной ассамблеи здравоохранения при Всемирной организации здравоохранения. Женева, 1981.

Как можно убедиться, отечественное законодательство лишь частично восприняло выработанные международным экспертным медицинским сообществом правила и требования к маркетингу заменителей женского молока. В основном они касаются требований к информации о заменителях женского молока, важности естественного вскармливания, а также качеству данных продуктов. Наиболее важных проблем, а именно прямой рекламы продуктов в средствах массовой информации и рекламы, осуществляемой медицинскими и фармацевтическими работниками, российское законодательство в настоящее время не касается.
Завершая изложенное, полагаем необходимым привести отечественное законодательство о рекламе в соответствие с положениями Международного кодекса по маркетингу заменителей грудного молока.
Для этого необходимо дополнить главу 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" статьей "Реклама заменителей женского молока", а ч. 2 ст. 25 данного Федерального закона в части рекламы заменителей женского молока - исключить.
Кроме того, следует дополнить ст. 74 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указанием на заменители женского молока наряду с лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Как организовать учет арендных платежей по принципам МСФО (Курбангалеева О.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Роль нейролингвистического программирования в практике адвоката по защите прав и свобод человека и гражданина (Воробьев А.С.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Боязнь адвокатской монополии или ненамеренное нарушение права на квалифицированную юридическую помощь в уголовном процессе? (Воронов А.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Защита имущественных прав потерпевших от террористического акта: гражданско-правовой аспект (Кобец П.Н., Краснова К.А., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

К вопросу о качестве оказания бесплатной юридической помощи (Малютина О.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи