Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Применение комплексов для электронного голосования: достоинства и риски (Матренина К.Ю.)

Применение комплексов для электронного голосования: достоинства и риски (Матренина К.Ю.)

Дата размещения статьи: 04.07.2014

Информационные технологии все чаще используются в общественной жизни, именно поэтому электронное голосование является одним из важнейших и перспективных направлений технического переоснащения избирательной системы Российской Федерации. Применение электронных машин для голосования при проведении выборов и референдумов специалисты обсуждают не первое десятилетие.
В настоящее время многие государства широко используют средства электронного голосования. Пионером в применении КЭГ при проведении выборов и референдумов стала Индия, где машины для электронного голосования применяются с 1989 г. В США также применяются указанные терминалы. Однако в данном государстве существует большая проблема, связанная со сбоями в работе терминалов. Выпуском таких аппаратов занимается большое количество фирм. Коммерческие фирмы, конкурируя между собой, стараются быстрее выпустить новый продукт, порой забывая о главном предназначении таких терминалов: об обеспечении надежности и безопасности выборов <1>. Разработка единых государственных стандартов и государственный контроль за их соблюдением позволили бы устранить большую часть проблем при данном виде голосования. Это дало бы возможность избирательным комиссиям обеспечивать постоянный и жесткий контроль обработки, передачи и хранения данных.
--------------------------------
<1> Горностаева Е.О. Зарубежный опыт электронного голосования на выборах // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 21. С. 40.

Созданные в России КЭГ первыми опробовали в 2005 г. студенты, преподаватели и технический персонал ряда вузов Москвы, Воронежа и Томска. Их замечания и рекомендации послужили основой для усовершенствования комплексов. В этой работе активное участие принимали и представители ведущих российских политических партий.
По результатам испытаний и доработок комплексов ЦИК России приняла решение об их применении на выборах депутатов Новгородской областной Думы. В оценке результатов принимали участие наблюдатели из Украины, Венгрии, Германии, Великобритании и Австрии. Эксперимент прошел достаточно успешно. От избирателей, членов избирательных комиссий, отечественных и зарубежных наблюдателей, политических партий были получены рекомендации, суть которых сводилась к следующему.
Во-первых, избиратель должен иметь возможность выбора между двумя способами голосования: с использованием бумажного бюллетеня или при помощи электронного устройства.
Во-вторых, избиратель должен иметь возможность убедиться, что его голос правильно учтен средствами электронного голосования.
В-третьих, избиратель должен иметь возможность убедиться, что тайна его волеизъявления при электронном голосовании обеспечивается.
В-четвертых, должна быть обеспечена возможность проверки результатов подсчета голосов при электронном голосовании.
На выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов в марте 2007 г. были реализованы учтенные рекомендации при применении КЭГ. Так, на пяти избирательных участках Орла наряду со стационарными ящиками для голосования были установлены доработанные комплексы, и у избирателя появилась возможность выбирать способ голосования. Примерно 30% от общего числа избирателей на этих участках предпочли электронный способ, причем это были люди различных возрастных категорий <2>.
--------------------------------
<2> Там же.

На наш взгляд, неоспоримые преимущества исследуемого средства электронного голосования очевидны:
1) значительное ускорение подведения итогов голосования;
2) облегчение труда избирательных комиссий, снижение рисков от ошибок, связанных с усталостью;
3) удобство для избирателей с ограниченными физическими возможностями (например, незрячим избирателям предоставляется аудиоинтерфейс через наушники);
4) отсутствие затрат на подготовку и изготовление бумажных бюллетеней;
5) отсутствие ошибок при подсчете бюллетеней;
6) реализован принцип прозрачности выборов;
7) комплекс запатентован и сертифицирован.
Более подробно необходимо рассмотреть следующее достоинство не только КЭГ, но и других средств электронного голосования. Электронное голосование может быть крайне привлекательным для молодых избирателей. Одной из актуальнейших проблем современного российского общества является невысокая политическая и электоральная активность российской молодежи <3>. Поэтому, как правильно отметил заместитель губернатора Тюменской области О.В. Заруба, "электронные выборы прежде всего рассчитаны на молодых, энергичных людей, которые активно пользуются современными технологиями" <4>. Аналогичного мнения придерживается и руководитель Центра изучения элит института социологии Российской академии наук Крыштановская О.В., которая считает, что прежде всего приветствовала бы введение электронного голосования "молодая и развивающаяся часть общества, которая хочет контролировать все - и власть, и выборы" <5>. Бесспорно, молодые люди готовы разрабатывать и применять новые технологии, внимать новой идеологии, новому мышлению, поэтому в современных условиях следует уделить существенное внимание проблеме формирования эффективной молодежной политики. Более того, внедрением электронного голосования можно добиться повышения не только показателей явки молодых избирателей, но и политической активности молодежи вообще.
--------------------------------
<3> Самыгин П.С. Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России: по материалам социологических опросов // Социально-гуманитарные знания. 2005. N 4. С. 210.
<4> Дайджест материалов СМИ от 28 сентября 2011 г. URL: http://www.zoom.cikrf.ru/banners/ smi_tech/280911.html.
<5> Удаленное голосование отодвинули на 10 лет в силу его недостаточной безопасности // Коммерсантъ. 2011. N 021. URL: http://avanesov.viperson.ru/ wind.php?ID=636308&soch=1.

При применении КЭГ существуют и определенные риски. Так, существует психологический барьер у избирателей, привыкших голосовать при помощи избирательных бюллетеней. Например, в августе 2007 г. в Республике Казахстан на 1512 избирательных участках применялась система электронного голосования. Избиратель мог проголосовать одним из двух способов - электронным или традиционным (с помощью бумажного бюллетеня). Из 1 920 000 избирателей электронными средствами воспользовались 132 181 человек (около 7%) <6>. Это говорит о том, что избирателю психологически не просто отступить от привычных и понятных ему действий, а главное - поверить в то, что при электронном голосовании его голос будет принят и учтен правильно.
--------------------------------
<6> Крюков В., Чуров В., Ященко В. Технологии: техника подсчета голосов.

Однако в Российской Федерации доверие граждан к средствам электронного голосования находится на более высоком уровне. Например, социологические опросы, проведенные ЦИК России до эксперимента по электронному голосованию (по Интернету) во Владимирской, Волгоградской, Вологодской и Томской областях, а также Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, показали, что в будущее электронных выборов верят примерно 60% опрошенных <7>. Поствыборный социологический опрос в этих регионах показал, что более 71% респондентов положительно отнеслись к перспективе введения электронного голосования, а считают его возможным и необходимым - почти 59% <8>. Считаем, что это хорошие показатели. Самое главное, что, проведя тестирование, сотрудники ЦИК России пришли к выводу, что дальнейшая работа по внедрению электронных методов голосования целесообразна и переход от урн с бюллетенями к компьютерам и другим техническим средствам возможен уже в ближайшем будущем.
--------------------------------
<7> Холопов В.А. Модернизация институтов непосредственной демократии в условиях информатизации: муниципальное измерение // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 10. С. 28.
<8> Выступление Председателя ЦИК России В.Е. Чурова "Электронное голосование" // URL: http://tag.ikso.org/ News_2011/vistupl.htm.

Существует и другой риск - недостаточная безопасность, надежность голосования с помощью электронных машин. Стоит отметить, что созданные в России КЭГ соответствуют требованиям Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по электронному голосованию, что обеспечивает его безопасность. Необходимо отметить и достаточно высокую надежность оборудования КЭГ. Так, 4 декабря 2011 г. только на одном избирательном участке в Мурманской области (из 327 избирательных участков, оснащенных КЭГ) комиссией было принято решение о прекращении электронного голосования и продолжении голосования традиционным способом из-за неисправности комплекса <9>.
--------------------------------
<9> Иванов А.Е. Модернизация избирательной системы: использование КЭГ // URL: http://www.ikchel.ru/index.php?option= com_content&view= article&id= 361:-q-q&catid=55: 2008-07-30-07-49-04&Itemid=125.

На устранение риска, связанного с ненадежностью КЭГ, направлена сертификация. Комплексы локальны, не связаны с Интернетом, благодаря чему они надежно ограждены от хакерских атак. Впервые возможность вторжения извне в систему электронного голосования была отмечена американскими экспертами (Джефферсон, Симсонс, Рубин, Вагнер). Кроме этого, при создании комплексов использовалось "прошитое" микропрограммирование на уровне микроконтроллеров, которое практически невозможно изменить <10>. Считаем, что на сегодняшний день надежность КЭГ находится на достаточно высоком уровне.
--------------------------------
<10> Крюков В., Чуров В., Ященко В. Технологии: техника подсчета голосов.

Многие считают, что сбой в электропитании приведет к сбою в системе электронного голосования. Безусловно, КЭГ зависят от электропитания, однако они могут работать независимо от сети переменного тока 220 В в течение 6 часов. На наш взгляд, за указанное время можно будет устранить причину сбоя в электропитании и закончить голосование без последствий.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что разработанные комплексы удовлетворяют требованиям российского избирательного законодательства и европейских стандартов электронного голосования, а нормативная правовая база достаточна для подготовки и использования этих комплексов на выборах и референдумах.
Поэтому сегодня не подвергается сомнению необходимость продолжения работы над системами электронного голосования. По мнению специалистов по избирательным технологиям, вопрос не в том, нужно ли электронное голосование, а в том, как подготовить и оптимально внедрить его в практику, какое именно средство электронного голосования будет применяться на выборах и в каком масштабе.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


21 октября 2021 г.
Проект Федерального закона № 4768-8 "О внесении изменений в статью 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"

Целью законопроекта является защита жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях (общежитиях или служебных жилых помещениях), принадлежащих ранее организациям, признанным несостоятельными (банкротами). Законопроектом предусматривается система гарантий по сохранению права пользования гражданами такими помещениями, а также их право на приватизацию указанных помещений.




12 октября 2021 г.
Проект федерального закона № 1263425-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Цель законопроекта - комплексное реформирование института несостоятельности (банкротства). Законопроект направлен на расширение практики применения реабилитационных процедур в отношении юридических лиц, повышение гарантий независимости арбитражных управляющих, совершенствование проведения торгов и системы саморегулирования в сфере банкротства




8 октября 2021 г.
Проект Федерального закона № 1262116-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроектом устанавливается правило, что денежные средства, включенные в состав ипотечного покрытия облигаций с ипотечным покрытием, эмитентом которых является ипотечный агент, обязаны находиться на открытом (открытых) эмитентом залоговом счете (залоговых счетах), банковские реквизиты которого (которых) указаны в решении о выпуске облигаций с ипотечным покрытием. При этом такие денежные средства входят в состав ипотечного покрытия в полном объеме.




28 сентября 2021 г.
Проект Федерального закона № 1256483-7 "О финансовых группах и финансовых холдингах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является повышение эффективности контроля рисков на финансовом рынке, обеспечение финансовой стабильности и защиты прав клиентов финансовых организаций. Законопроект предусматривает введение требований к деятельности объединений с участием некредитных финансовых организаций на основе принципов действующего регулирования банковских объединений.




22 сентября 2021 г.
Проект Федерального закона N 1254703-7 "О внесении изменений в статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ"

Цель законопроекта - повышение вовлечения пустующих земельных участков в хозяйственный оборот, поддержка инициативы субъектов, прежде всего, малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций, а также увеличение налогооблагаемой базы за счет земельного налога.



В центре внимания:


Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 28.07.2021 N АБ-4-20/10633@ "О применении реквизита "мера количества предмета расчета" в кассовом чеке и об ответственности за неуказание в нем наименования товара или услуги" (Чимидова Е.)

Дата размещения статьи: 23.10.2021

подробнее>>

Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 07.07.2021 N 30-01-15/53701 "О применении ККТ индивидуальным предпринимателем при сдаче в аренду квартиры, принадлежащей ему на праве собственности" (Чимидова Е.)

Дата размещения статьи: 23.10.2021

подробнее>>

Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.07.2021 N 14-2/ООГ-6377 "О порядке расторжения трудового договора при оформлении оплачиваемого отпуска с последующим увольнением" (Чимидова Е.)

Дата размещения статьи: 23.10.2021

подробнее>>

Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 11.06.2021 N 03-04-05/46440 "Об НДФЛ при получении доходов от нескольких организаций, в сумме превышающих 5 млн руб. за налоговый период" (Натырова Е.)

Дата размещения статьи: 23.10.2021

подробнее>>

Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 30.07.2021 N БС-4-11/10830@ "Об НДФЛ с доходов, полученных работниками российской организации при направлении их в командировки в Республику Беларусь" (Натырова Е.)

Дата размещения статьи: 23.10.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.