Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Льготы по НДС по услугам в области культуры (Семенихин В.В.)

Льготы по НДС по услугам в области культуры (Семенихин В.В.)

Дата размещения статьи: 10.09.2014

Реализация ряда услуг, оказываемых в области культуры, не облагается налогом на добавленную стоимость.
Однако зачастую неоднозначность трактовки льготных норм гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет налогоплательщику применять их правильно. Поэтому в данной статье мы поговорим о порядке применения льготного налогового режима по услугам в области культуры более подробно.

К льготам, являющимся предметом рассмотрения данной статьи, относятся в первую очередь льготы, установленные пп. 20 - 21 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Причем, так как они поименованы в п. 2 ст. 149 НК РФ, они носят обязательный характер, в силу чего плательщик НДС не вправе отказаться от их использования.
Подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ определено, что на российской территории не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
- услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
- услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
- услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
- услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
- услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
- услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;
- услуги по распространению билетов, указанных в абз. 3 пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ;
- услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства.
Обращаем ваше внимание на то, что данный вид услуг освобождается от налогообложения только с 1 октября 2013 г., на что указывает Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Это подтверждают и финансисты в своем Письме от 5 сентября 2013 г. N 03-07-07/36541. До указанной даты такие услуги облагались налогом в общем порядке.
Кроме того, на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ в льготном налоговом режиме указанными субъектами осуществляется:
- реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
- реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
При этом в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ прямо отмечено, что к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях применения данной льготы относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Рассматривая льготу, предусмотренную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, некоторое внимание нужно уделить истории ее применения. Льготы по услугам в области культуры, предусмотренные пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, существуют давно - с момента вступления в силу гл. 21 НК РФ. Однако до 1 октября 2011 г. пользоваться данной льготой могли только учреждения культуры и искусства, что подтверждают и чиновники Минкультуры России в Письме от 17 марта 2005 г. N 7-01-16/08 "Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Российской Федерации". С тем, что для правомерности использования данной льготы до указанной даты необходимо было наличие статуса учреждения культуры и искусства, соглашались и некоторые региональные арбитры, о чем говорит Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 июня 2007 г. N Ф04-7139/2006(35626-А67-6) по делу N А67-1937/06.
В то же время не все судебные инстанции придерживались такого мнения, указывая на то, что ключевым условием применения данной льготы выступает все-таки сфера оказания таких услуг, а не наличие у их исполнителя соответствующего статуса. Именно такой вывод арбитров содержится в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 27 августа 2010 г. по делу N А32-48228/2009-25/2009-25/437.
С 1 октября 2011 г., благодаря Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ), возможность пользоваться данной льготой получили любые некоммерческие организации (далее - НКО), осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства.
Но характер льготы, распространяемый только на НКО, длился недолго, так как с 22 ноября 2011 г. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" распространил действие данной льготы и на коммерческие фирмы, чья деятельность связана с культурой и искусством. Таким образом, сегодня пользоваться данной льготой могут как некоммерческие организации культуры и искусства, так и их коммерческие коллеги.
Обратите внимание, что перечень субъектов, признаваемых для целей применения данной льготы, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Это в свою означает, что применение данной льготы лицом, не поименованным в самом пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, будет признано неправомерным.
Так, в Письме МНС России от 13 мая 2004 г. N 03-1-08/1191/15@ "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года - I квартал 2004 года" налоговики разъясняют, что применить льготу, предусмотренную указанным подпунктом, могут только те организации, которые прямо названы в перечне, приведенном в самом пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Другие организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры или искусства, права на льготу не имеют. Аналогичного мнения придерживаются и арбитры в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 8 августа 2008 г. по делу N А82-13596/2007-20, ФАС Волго-Вятского округа от 28 августа 2008 г. по делу N А82-146/2008-20, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 июня 2008 г. N А19-689/08-30-Ф02-2624/08 по делу N А19-689/08-30.
Между тем мы уже отметили, что основным критерием для применения льготы является характер оказываемых налогоплательщиком услуг, а не организационно-правовая форма самого налогоплательщика, поэтому воспользоваться льготой по данному основанию может не только организация, но и индивидуальный предприниматель.
Ведь п. 2 ст. 3 НК РФ прямо установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Кроме того, запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Поэтому, по мнению автора, пользоваться данной льготой могут и коммерсанты, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, что, кстати, подтверждает и судебная практика. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2012 г. по делу N А32-20268/2011 арбитры указали, что поскольку законодательство связывает применение льготы, предусмотренной пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, с характером оказываемых услуг, а не с организационно-правовой формой налогоплательщика, то коммерсант вправе воспользоваться льготным налоговым режимом.
Аналогичное мнение суда содержится и в Постановлении ФАС Московского округа от 13 февраля 2009 г. N КА-А41/251-09 по делу N А41-К2-18135/07, с которым чуть позже согласился и ВАС РФ, о чем говорит его Определение от 1 июня 2009 г. N ВАС-6142/09 по делу N А41-К2-18135/07.
Налоговые органы придерживаются аналогичной точки зрения. Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2009 г. N 16-15/013714 разъяснено, что освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, предоставляется независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности субъекта.
Обращаем внимание читателей на то, что и сам перечень услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства, также является закрытым, в силу чего любые иные услуги, прямо не указанные в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, оказываемые с применением льготы, могут вызвать претензии со стороны контролирующих органов.
Например, налоговые риски существуют в части оказания услуг по предоставлению книг в электронном виде, доступа к сайтам для ознакомления с материалами, услуг по размещению предварительных заказов на доставку читателям печатной продукции и так далее и тому подобное.
Еще один вид обязательной льготы по услугам в области культуры установлен пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, права на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
Отметим, что ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" к организациям кинематографии относит организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которых являются:
- производство фильма;
- производство кинолетописи;
- тиражирование фильма;
- прокат фильма;
- показ фильма;
- восстановление фильма;
- техническое обслуживание кинозала;
- изготовление киноматериалов;
- изготовление кинооборудования;
- выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное);
- образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии;
- хранение фильма;
- хранение исходных материалов кинолетописи.
Так как индивидуальные предприниматели не являются организациями кинематографии, то их услуги по производству кинопродукции облагаются налогом в общем порядке. Такой же точки зрения придерживается и Минфин России в своем Письме от 29 июля 2011 г. N 03-07-14/79, а также налоговые органы в Письме УФНС России по г. Москве от 23 января 2009 г. N 19-11/4811.
Согласны с контролирующими органами и арбитры Конституционного Суда Российской Федерации, на что указывает Определение КС РФ от 20 ноября 2003 г. N 392-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пронченко Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации".
Отметим, что в самом НК РФ нет конкретного перечня услуг по производству кинопродукции, которые могут оказываться организацией кинематографии в льготном налоговом режиме, в силу чего налогоплательщик может столкнуться с определенными проблемами.
В частности, из Письма Минфина России от 5 декабря 2012 г. N 03-07-11/527 вытекает, что не вправе пользоваться льготой, предусмотренной пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ, организация-лицензиар при выдаче неисключительной лицензии на использование музыкального произведения в фильме, получившем удостоверение национального фильма.
В то же время передача исключительного права на кинопродукцию, получившую удостоверение национального фильма, осуществляется с применением данной льготы, о чем сказано в Письме ФНС России от 13 февраля 2013 г. N ЕД-4-3/2345@.
По мнению налоговых органов, изложенному в Письме УФНС России по г. Москве от 11 августа 2008 г. N 19-11/75204, на основании пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения освобождаются любые работы по производству фильма, если они включены в смету на его производство. Даже если речь идет об услугах аренды павильонов, на что указано в Письме Минфина России от 30 января 2008 г. N 03-07-07/07.

Обратите внимание! В Письме УФНС России по г. Москве от 18 октября 2010 г. N 16-15/108644 столичные чиновники разъясняют, что при реализации (уступке, переуступке) прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, от НДС освобождаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (в том числе организации кинематографии) и индивидуальные предприниматели.
К "культурным" льготам можно приравнять и некоторые виды добровольных льгот, которые перечислены в п. 3 ст. 149 НК РФ и применяются по инициативе самого налогоплательщика.
В соответствии с пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации:
- реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия;
- оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий.

Обратите внимание на то, что льгота в отношении услуг по сдаче в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий применяется лишь с 1 октября 2011 г., благодаря поправке, внесенной в пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 245-ФЗ).
Причем, устанавливая данную льготу, Закон N 245-ФЗ не приводит конкретного перечня таких услуг. По мнению чиновников, изложенному в Письме Минфина России от 14 мая 2012 г. N 03-07-07/50, для целей применения льготного налогового режима по данному основанию налогоплательщику следует руководствоваться Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а также Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163.
При применении данного льготного режима следует обратить внимание на то, что воспользоваться данной льготой могут лишь собственники спортивных площадок, предоставляющие их в аренду для подготовки и проведения спортивно-зрелищных мероприятий. Поэтому если льготу будет использовать арендатор спортивного комплекса, то не исключено, что ее использование будет признано неправомерным.
В части реализации входных билетов напомним, что Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" утверждены формы бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха) "Билет", "Абонемент", а также "Экскурсионная путевка".
Форма бланка строгой отчетности "Кинобилет" утверждена Приказом Минкультуры России от 8 декабря 2008 г. N 231 "Об утверждении формы бланка строгой отчетности "Кинобилет".
Если фирме - плательщику НДС по тем или иным причинам невыгодно применять добровольные льготы, она может от них отказаться в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 149 НК РФ.
Отметим, что индивидуальные предприниматели не имеют права на льготу, установленную пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Обращаем ваше внимание на то, что при осуществлении льготных операций с 1 января 2014 г. у плательщика НДС не возникает необходимости в выставлении счета-фактуры своему партнеру. На это указывает пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, обновленный Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Однако до указанной даты налогоплательщик, совершающий льготную операцию, обязан был выставлять по такой операции счет-фактуру, руководствуясь общими правилами выставления документа. Правда, оформление счета-фактуры по льготной операции осуществлялось с учетом требований п. 5 ст. 168 НК РФ, то есть в счете-фактуре соответствующая сумма налога не выделялась, на самом документе приводилась информация о том, что операция ведется с применением льготы или проставлялся штамп "Без налога (НДС)".
Сегодня такая специфика оформления счетов-фактур применяется исключительно плательщиками НДС, освобождаемыми от уплаты налога на основании ст. 145 НК РФ.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.