Дата размещения статьи: 10.09.2014
Реализация ряда услуг, оказываемых в области культуры, не облагается налогом на добавленную стоимость.
Однако зачастую неоднозначность трактовки льготных норм гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет налогоплательщику применять их правильно. Поэтому в данной статье мы поговорим о порядке применения льготного налогового режима по услугам в области культуры более подробно.
К льготам, являющимся предметом рассмотрения данной статьи, относятся в первую очередь льготы, установленные пп. 20 - 21 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Причем, так как они поименованы в п. 2 ст. 149 НК РФ, они носят обязательный характер, в силу чего плательщик НДС не вправе отказаться от их использования.
Подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ определено, что на российской территории не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
- услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
- услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
- услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
- услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
- услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
- услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;
- услуги по распространению билетов, указанных в абз. 3 пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ;
- услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства.
Обращаем ваше внимание на то, что данный вид услуг освобождается от налогообложения только с 1 октября 2013 г., на что указывает Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Это подтверждают и финансисты в своем Письме от 5 сентября 2013 г. N 03-07-07/36541. До указанной даты такие услуги облагались налогом в общем порядке.
Кроме того, на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ в льготном налоговом режиме указанными субъектами осуществляется:
- реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
- реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
При этом в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ прямо отмечено, что к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях применения данной льготы относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Рассматривая льготу, предусмотренную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, некоторое внимание нужно уделить истории ее применения. Льготы по услугам в области культуры, предусмотренные пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, существуют давно - с момента вступления в силу гл. 21 НК РФ. Однако до 1 октября 2011 г. пользоваться данной льготой могли только учреждения культуры и искусства, что подтверждают и чиновники Минкультуры России в Письме от 17 марта 2005 г. N 7-01-16/08 "Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Российской Федерации". С тем, что для правомерности использования данной льготы до указанной даты необходимо было наличие статуса учреждения культуры и искусства, соглашались и некоторые региональные арбитры, о чем говорит Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 июня 2007 г. N Ф04-7139/2006(35626-А67-6) по делу N А67-1937/06.
В то же время не все судебные инстанции придерживались такого мнения, указывая на то, что ключевым условием применения данной льготы выступает все-таки сфера оказания таких услуг, а не наличие у их исполнителя соответствующего статуса. Именно такой вывод арбитров содержится в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 27 августа 2010 г. по делу N А32-48228/2009-25/2009-25/437.
С 1 октября 2011 г., благодаря Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ), возможность пользоваться данной льготой получили любые некоммерческие организации (далее - НКО), осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства.
Но характер льготы, распространяемый только на НКО, длился недолго, так как с 22 ноября 2011 г. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" распространил действие данной льготы и на коммерческие фирмы, чья деятельность связана с культурой и искусством. Таким образом, сегодня пользоваться данной льготой могут как некоммерческие организации культуры и искусства, так и их коммерческие коллеги.
Обратите внимание, что перечень субъектов, признаваемых для целей применения данной льготы, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Это в свою означает, что применение данной льготы лицом, не поименованным в самом пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, будет признано неправомерным.
Так, в Письме МНС России от 13 мая 2004 г. N 03-1-08/1191/15@ "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года - I квартал 2004 года" налоговики разъясняют, что применить льготу, предусмотренную указанным подпунктом, могут только те организации, которые прямо названы в перечне, приведенном в самом пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Другие организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры или искусства, права на льготу не имеют. Аналогичного мнения придерживаются и арбитры в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 8 августа 2008 г. по делу N А82-13596/2007-20, ФАС Волго-Вятского округа от 28 августа 2008 г. по делу N А82-146/2008-20, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 июня 2008 г. N А19-689/08-30-Ф02-2624/08 по делу N А19-689/08-30.
Между тем мы уже отметили, что основным критерием для применения льготы является характер оказываемых налогоплательщиком услуг, а не организационно-правовая форма самого налогоплательщика, поэтому воспользоваться льготой по данному основанию может не только организация, но и индивидуальный предприниматель.
Ведь п. 2 ст. 3 НК РФ прямо установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Кроме того, запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Поэтому, по мнению автора, пользоваться данной льготой могут и коммерсанты, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, что, кстати, подтверждает и судебная практика. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2012 г. по делу N А32-20268/2011 арбитры указали, что поскольку законодательство связывает применение льготы, предусмотренной пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, с характером оказываемых услуг, а не с организационно-правовой формой налогоплательщика, то коммерсант вправе воспользоваться льготным налоговым режимом.
Аналогичное мнение суда содержится и в Постановлении ФАС Московского округа от 13 февраля 2009 г. N КА-А41/251-09 по делу N А41-К2-18135/07, с которым чуть позже согласился и ВАС РФ, о чем говорит его Определение от 1 июня 2009 г. N ВАС-6142/09 по делу N А41-К2-18135/07.
Налоговые органы придерживаются аналогичной точки зрения. Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2009 г. N 16-15/013714 разъяснено, что освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, предоставляется независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности субъекта.
Обращаем внимание читателей на то, что и сам перечень услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства, также является закрытым, в силу чего любые иные услуги, прямо не указанные в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, оказываемые с применением льготы, могут вызвать претензии со стороны контролирующих органов.
Например, налоговые риски существуют в части оказания услуг по предоставлению книг в электронном виде, доступа к сайтам для ознакомления с материалами, услуг по размещению предварительных заказов на доставку читателям печатной продукции и так далее и тому подобное.
Еще один вид обязательной льготы по услугам в области культуры установлен пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, права на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
Отметим, что ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" к организациям кинематографии относит организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которых являются:
- производство фильма;
- производство кинолетописи;
- тиражирование фильма;
- прокат фильма;
- показ фильма;
- восстановление фильма;
- техническое обслуживание кинозала;
- изготовление киноматериалов;
- изготовление кинооборудования;
- выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное);
- образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии;
- хранение фильма;
- хранение исходных материалов кинолетописи.
Так как индивидуальные предприниматели не являются организациями кинематографии, то их услуги по производству кинопродукции облагаются налогом в общем порядке. Такой же точки зрения придерживается и Минфин России в своем Письме от 29 июля 2011 г. N 03-07-14/79, а также налоговые органы в Письме УФНС России по г. Москве от 23 января 2009 г. N 19-11/4811.
Согласны с контролирующими органами и арбитры Конституционного Суда Российской Федерации, на что указывает Определение КС РФ от 20 ноября 2003 г. N 392-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пронченко Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации".
Отметим, что в самом НК РФ нет конкретного перечня услуг по производству кинопродукции, которые могут оказываться организацией кинематографии в льготном налоговом режиме, в силу чего налогоплательщик может столкнуться с определенными проблемами.
В частности, из Письма Минфина России от 5 декабря 2012 г. N 03-07-11/527 вытекает, что не вправе пользоваться льготой, предусмотренной пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ, организация-лицензиар при выдаче неисключительной лицензии на использование музыкального произведения в фильме, получившем удостоверение национального фильма.
В то же время передача исключительного права на кинопродукцию, получившую удостоверение национального фильма, осуществляется с применением данной льготы, о чем сказано в Письме ФНС России от 13 февраля 2013 г. N ЕД-4-3/2345@.
По мнению налоговых органов, изложенному в Письме УФНС России по г. Москве от 11 августа 2008 г. N 19-11/75204, на основании пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения освобождаются любые работы по производству фильма, если они включены в смету на его производство. Даже если речь идет об услугах аренды павильонов, на что указано в Письме Минфина России от 30 января 2008 г. N 03-07-07/07.
Обратите внимание! В Письме УФНС России по г. Москве от 18 октября 2010 г. N 16-15/108644 столичные чиновники разъясняют, что при реализации (уступке, переуступке) прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, от НДС освобождаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (в том числе организации кинематографии) и индивидуальные предприниматели.
К "культурным" льготам можно приравнять и некоторые виды добровольных льгот, которые перечислены в п. 3 ст. 149 НК РФ и применяются по инициативе самого налогоплательщика.
В соответствии с пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации:
- реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия;
- оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий.
Обратите внимание на то, что льгота в отношении услуг по сдаче в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий применяется лишь с 1 октября 2011 г., благодаря поправке, внесенной в пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 245-ФЗ).
Причем, устанавливая данную льготу, Закон N 245-ФЗ не приводит конкретного перечня таких услуг. По мнению чиновников, изложенному в Письме Минфина России от 14 мая 2012 г. N 03-07-07/50, для целей применения льготного налогового режима по данному основанию налогоплательщику следует руководствоваться Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а также Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163.
При применении данного льготного режима следует обратить внимание на то, что воспользоваться данной льготой могут лишь собственники спортивных площадок, предоставляющие их в аренду для подготовки и проведения спортивно-зрелищных мероприятий. Поэтому если льготу будет использовать арендатор спортивного комплекса, то не исключено, что ее использование будет признано неправомерным.
В части реализации входных билетов напомним, что Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" утверждены формы бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха) "Билет", "Абонемент", а также "Экскурсионная путевка".
Форма бланка строгой отчетности "Кинобилет" утверждена Приказом Минкультуры России от 8 декабря 2008 г. N 231 "Об утверждении формы бланка строгой отчетности "Кинобилет".
Если фирме - плательщику НДС по тем или иным причинам невыгодно применять добровольные льготы, она может от них отказаться в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 149 НК РФ.
Отметим, что индивидуальные предприниматели не имеют права на льготу, установленную пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Обращаем ваше внимание на то, что при осуществлении льготных операций с 1 января 2014 г. у плательщика НДС не возникает необходимости в выставлении счета-фактуры своему партнеру. На это указывает пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, обновленный Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Однако до указанной даты налогоплательщик, совершающий льготную операцию, обязан был выставлять по такой операции счет-фактуру, руководствуясь общими правилами выставления документа. Правда, оформление счета-фактуры по льготной операции осуществлялось с учетом требований п. 5 ст. 168 НК РФ, то есть в счете-фактуре соответствующая сумма налога не выделялась, на самом документе приводилась информация о том, что операция ведется с применением льготы или проставлялся штамп "Без налога (НДС)".
Сегодня такая специфика оформления счетов-фактур применяется исключительно плательщиками НДС, освобождаемыми от уплаты налога на основании ст. 145 НК РФ.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация