Дата размещения статьи: 12.01.2022
Законодательство и судебная практика в Российской Федерации порой выстроены таким образом, что суды при выполнении своей функции могут прямо противоречить законодателям своими разъяснениями и менять понимание буквы закона.
2021 год запомнится юристам и арбитражным управляющим, специализирующимся в области банкротства граждан, тем, как семимильными шагами меняется подход судебных органов к применению правового института исполнительского иммунитета единственного жилья. Хотя задатки для этих изменений были и ранее, но все же основной причиной стало именно Постановление от 26.04.2021 N 15-П Конституционного Суда Российской Федерации, который в том числе в основу разъяснений положил более раннее собственное Постановление - от 14 мая 2012 года N 11-П.
Поводом для такого кардинального подхода суда стало отсутствие должного регулирования законодателем рассматриваемого вопроса (Суд припомнил, что ранее уже предлагал внесение изменений, но "законодатель не продвинулся дальше первого чтения"). Как мы знаем, пробелы в правовом регулировании вызывают самые интересные и непредсказуемые споры, которые в итоге разрешают судебные органы.
Высшие суды (Конституционный Суд и Верховный Суд) за последние полгода разрешили нижестоящим судам не применять правила об исполнительском иммунитете единственного жилья должника в случае соблюдения конституционной гарантии - права на собственность. Также суды отметили, что абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ совместно с п. 3 ст. 213.25 Закона о несостоятельности (банкротстве) не могут являться основанием безусловного отказа в обращении взыскания на жилые помещения (их части). Эти правила уже начали применять в делах о банкротстве при решении вопроса об исключении единственного жилья должника из конкурсной массы.
Еще одна область судебной практики, которая может претерпеть изменения, - внебанкротное обращение взыскания на единственное жилье. Конституционный Суд в своем Постановлении неоднократно пишет о том, что обращение взыскание на единственное жилье должника возможно "в том числе в процедуре о несостоятельности (банкротстве)" и употребляет в отношении кредитора слово "взыскатель". Тем самым КС РФ как бы позволяет размышлять о том, что новый механизм может заявляться юристами и применяться в судах общей юрисдикции. Можно предположить, что скоро на практике появится возможность внебанкротного обращения взыскания на единственное жилье гражданина-должника через суды общей юрисдикции и судебных приставов.
Таким образом, мы видим, что при отсутствии законодательного решения суды самостоятельно формируют правила о применении/неприменении исполнительского иммунитета единственного жилья должника.
Попробуем привести как можно больше обстоятельств, которые юристам необходимо доказать (или опровергнуть), а судам оценить при принятии решения о применении исполнительского иммунитета единственного жилья должника:
- добросовестность должника. Например, должник распродал иное имущество и вложил все в единственное жилье должника. Сегодня для борьбы с этим есть действенный способ - оспаривание сделок должника. Как следствие, практика пошла в сторону оценки добросовестности должника при покупке имущества;
- давность приобретения жилья и момент возникновения задолженности и неплатежеспособности должника;
- место жительства должника. Для суда имеет значение, если должник не проживает в данном жилье или оно непригодно для проживания. Также важно - сдает ли жилье (часть жилья) должник в аренду;
- размер единственного жилья должника. Превышает ли нормативы для жилья, сдаваемого в социальный наем, и насколько? Важно учитывать и то, сколько человек фактически проживает с должником в этом жилье;
- стоимость жилья по отношению к другим объектам недвижимости в том же доме, населенном пункте. Замена жилья должна покрыть расходы на реализацию и пополнить конкурсную массу;
- возможность предоставить должнику иное жилье, которое гарантирует ему конституционное право на собственность и не будет умалять его честь и достоинство;
- размер кредиторской задолженности гражданина-должника должен превышать стоимость единственного жилья. Но если обмен жилья покроет лишь мизерную часть задолженности, то встает вопрос о целесообразности и справедливости такого подхода.
Впрочем, пока преждевременно слишком концентрироваться на этих подходах и правилах, так как сами по себе разъяснения судебных органов - это хорошо, но все же последнее слово останется за законодателем. Именно законодатель должен сформировать нормы, регулирующие порядок и правила действия (применения) исполнительского иммунитета на единственное жилье должника.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация