Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Планирование персонала (Герш М.В.)

Планирование персонала (Герш М.В.)

Дата размещения статьи: 24.09.2014

Каждый уважающий себя человек, независимо от материального достатка, образования, вероисповедания, возраста или пола, стремится к лучшему: обозначает цели и сроки достижения, определяет план действий (краткосрочный или долгосрочный) и приступает к исполнению. Разумеется, речь идет о реальных желаниях: для одного это сбор урожая, для другого - накопление средств на ремонт дома, а для третьего, например, "подчистка хвостов" на работе, чтобы взять спокойный отпуск в ближайшем будущем. Работодатели также стремятся соответствовать рыночному процессу, поэтому предпринимают шаги к тому, чтобы в организации всегда были квалифицированные работники. А здесь также не обойтись без продуманной стратегии и тактики, планирования и оценки перспектив и осмысленности несения расходов на персонал.

Понятие и цели

Кадровое планирование - это комплекс действий, направленных на обеспечение организации количественным и качественным персоналом, развитие профессионализма работников и повышение эффективности труда. В связи с этим цели планирования сводятся к следующим действиям:
- иметь в наличии персонал в нужном качестве и количестве;
- эффективно и грамотно использовать способности сотрудников;
- вовремя предугадывать и реагировать на избыток или недостаток персонала.
Эффективное планирование приводит к грамотному использованию существующих работников, упрощению процесса поиска новых сотрудников и дает перспективу сокращения затрат на персонал в общем.
Для обеспечения возможности и для определения необходимости проведения кадрового планирования специалисты выделяют следующие условия, которые стоит учитывать:
- финансовые ресурсы с учетом последующих издержек;
- требования производства, стратегию развития предприятия;
- количество и качество существующего персонала, ожидаемые изменения;
- показатели рынка труда (спрос, предложение и уровень заработной платы);
- потребность в рабочей силе у конкурентов;
- влияние профсоюзов;
- требования трудового законодательства.

Элементы и этапы планирования персонала

Любое планирование проходит согласно пошаговой инструкции. В кадровом планировании в первую очередь проводится анализ качественного и количественного состава персонала на соответствие задачам и требованиям организации. Иными словами, оцениваются знания и навыки работников на момент начала планирования, устанавливаются несовпадения между требуемым и имеющимся персоналом.
Далее проводится планирование потребности в персонале посредством расчета необходимого количества работников по их квалификации, занятости, расстановке на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности. И уже после этого управленцы принимают решение о привлечении персонала или обучении.
Планирование обеспечения персоналом состоит из следующих подэлементов:
- планируется набор персонала - происходят выбор источников привлечения кандидатов и публикация вакансий;
- планируется отбор кандидатов на основе специально предусмотренных способов "отсеивания" неподходящих кандидатур;
- планируется прием на работу в соответствии с нормами трудового законодательства;
- планируется адаптация новых сотрудников - приспособление их к организации-работодателю и наоборот.
Планирование использования персонала проводится путем анализа соответствия квалификации сотрудника (его знаний, способностей), его удовлетворенности своим рабочим местом - занимаемой должности. Здесь же происходит планирование времени персонала - разработка рабочих смен, учет времени сезонных работников и отпусков.
Планирование развития персонала - определение действий, способствующих профессиональному развитию сотрудников на основе требований, предъявляемых к их должностям. Данный элемент планирования позволяет использовать внутренние кадровые ресурсы без поиска внешних и устранить недостаток знаний и навыков работников.
Планирование высвобождения персонала проводится посредством своевременного устранения избытка персонала из-за спада производства, изменений организационной структуры или требований к должностям.
Планирование затрат на персонал производится на основе финансовой и хозяйственной деятельности организации с помощью определения изменений затрат на персонал на каждый плановый период: основной и дополнительной заработной платы, отчислений, стоимости обучения и повышения квалификации, поиска персонала, улучшения условий труда, охраны труда и т.д.
На основе названных элементов можно выделить следующие этапы планирования персонала:
1) информационный - сбор и обработка информации об имеющемся персонале, уровне квалификации и необходимости развития сотрудников;
2) разработку проектов программы планирования, анализ кадровых ситуаций, их перспектив и альтернативных вариантов;
3) утверждение выбранного проекта программы для последующего его соблюдения;
4) определение затрат на содержание персонала;
5) корректировку, выполнение и контроль утвержденной программы на основе общих планов организации.
Как правило, контроль и ответственность за планирование персонала ложатся на плечи отдела по управлению персоналом и непосредственных управленцев (руководителей подразделений, отделов, бригад и т.п.).
Функциональные обязанности и взаимосвязь главных участников проведения планирования персонала выглядят следующим образом:

Отдел по управлению персоналом

Линейные руководители

1. Принимает участие в разработке программ по развитию организации и прогнозирует наличие персонала для разных вариантов развития.

2. Просчитывает потребность в персонале на основе будущих планов организации.

3. Собирает и анализирует информацию о работающем составе организации.

4. Проводит исследование рынка труда и занятости, а также отслеживает изменения в законодательстве.

5. Поскольку является связующим звеном между высшим и линейным руководством, облегчает взаимодействие этих уровней посредством составления форм и заявок, а также консультирует по вопросам планирования

1. Исследуют возможность выполнения плана на основе имеющегося персонала своего подразделения.

2. Проводят анализ и вносят свои предложения в отношении количества и качества рабочей силы, информируя об этом службу по управлению персоналом.

3. Предлагают нововведения по улучшению или изменению технологических процессов высшему руководству и отделу по управлению персоналом.

4. Принимают участие в составлении и согласовании программ по работе с персоналом, а затем приступают к их выполнению


Методы планирования персонала

Планирование потребности в персонале происходит на основе отдельных и комплексных методов, к которым относятся:
- балансовый - основан на взаимосвязи существующих и необходимых ресурсов, то есть когда существует нехватка рабочей силы, происходит поиск новых сотрудников;
- нормативный - определение норм трудовых затрат на единицу продукции;
- метод экстраполяции - представление существующей ситуации в будущем. Чаще применяется в краткосрочном планировании;
- метод регрессивного анализа - устанавливает зависимость между численностью персонала и факторами, влияющими на нее;
- метод линейного программирования - позволяет определить оптимальную величину исходя из переменных показателей путем решения систем уравнений и неравенств;
- метод экспертных оценок - основан на сборе службой по управлению персоналом информации, точнее, мнений специалистов, определяющих потребность в персонале (в том числе руководителей подразделений), путем группового обсуждения, применения письменных опросников;
- метод Дельфи - представляет собой диалог между отделом по персоналу и линейным руководством. Проводится до момента достижения единого соглашения о степени потребности персонала;
- метод бенчмаркинга. Его можно определить как оценку, анализ и сравнение передового опыта как внутри организации, так и среди конкурентов. Чаще применяется для оптимизации численности персонала.

Заключение

Планирование рабочего состава - это система подбора квалифицированных кадров на основе имеющегося и искомого персонала. Это сложное направление кадровой политики. И поскольку планирование персонала затрагивает настоящее и будущее, требует оценки имеющихся кадров, предстоящей потребности в них, разработки программ развития, то, пожалуй, невозможно предсказать, окажется ли оно эффективным на 100%.
Тем не менее для эффективности планирования персонала необходимо предусмотреть такие факторы: количество необходимых работников, требования к их квалификации, сроки обеспечения персоналом, потребность в дополнительных кадрах того или иного подразделения, необходимость сократить работающих и привлечь новых работников, способы развития персонала, предстоящие затраты. И планирование невозможно, если у вас отсутствует полноценная и разносторонняя информация о собственном персонале.
Проблемы в планировании кадров обусловлены трудностью самого этого процесса и неопределенностью прогнозирования трудового поведения и возможных конфликтов.
Преимущества же кадрового планирования очевидны:
- предприятие лучше подготовлено к воздействию внешних факторов;
- в ходе планирования выявляются более эффективные способы управления персоналом;
- сохраняется баланс между избытком и нехваткой работников;
- обеспечены обучение и развитие, личностный и карьерный рост персонала.
Для достижения базовых целей планирование персонала должно быть значимой частью общего процесса планирования организации и взаимосвязано со сбытом и снабжением, финансированием, приобретением и, наконец, штатными расстановками.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи