Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Проблемы обучения бухгалтерской дисциплине в вузах (Парасоцкая Н.Н.)

Проблемы обучения бухгалтерской дисциплине в вузах (Парасоцкая Н.Н.)

Дата размещения статьи: 19.12.2014

Главным двигателем развития экономической среды является постоянное обновление и внедрение различного рода новшеств в сфере бизнеса. В настоящее время для того, чтобы удержать свои позиции на высококонкурентном рынке или же обойти на шаг вперед своих соперников, необходимо постоянно модернизировать структуру своих знаний, которые являются неотъемлемой частью при рождении инновационных технологий.
Инновация, так необходимая в предпринимательской деятельности, проходит длинный путь, содержащий в себе целый спектр образовательных процессов. Зачатком данных процессов является изучение бухгалтерской дисциплины в системе высшего профессионального образования.
Если углубиться в смысл научных статей, написанных с точки зрения множества авторов, которые также преследуют цель изучения бухгалтерского учета в инновационных технологиях образования, то можно увидеть, какие проблемы возникают в настоящее время у образовательных учреждений при подготовке так называемого высококвалифицированного специалиста. Такой проблемой считается низкий уровень подготовленности выпускников к решению всевозможных вопросов, возникающих в бизнесе, как показывает в последнее время практика.
Главным решением такой проблемы считаются, как указывалось выше, внедрение инноваций в области образования и осуществление изучения основных его типов. Так, Высшая школа экономики при исследовании направленности инноваций в бухгалтерском образовании выделила четыре типа ее изучения. К первому типу она отнесла научные исследования и разработки, которые способствуют развитию бухгалтерской науки как предмета. Ко второму типу - те же самые научные исследования, но с уклоном на совершенствование процессов образования. Третий тип основывается на научно-исследовательской работе студентов. Наконец, четвертый тип - научная и исследовательская работа, направленная на выполнение бизнес-заказов. Присутствие таких типов научной и исследовательской деятельности, по мнению специалистов Высшей школы экономики, развивают образовательную среду высшего учебного заведения по всем направлениям. Также, по их мнению, определение понятия "инновации" связано не только с внесением и формированием новшеств в системе образования, но и с модификацией содержания бухгалтерской дисциплины. Происхождение новшеств в образовании определяет новые методы по отношению к целям в принципах обучения, преподавания бухгалтерского учета.
При подготовке бухгалтера посредством использования научно-технического оснащения преподаватель должен:
- организовать процесс приобретения и закрепления знаний путем создания проблемных ситуаций, связанных с решением профессиональных задач с участием компьютера;
- использовать эффективные способы для организации информационных и технологических навыков;
- направлять процессы обучения на обобщение студентами новых знаний в сфере информационных технологий, имеющихся в бухгалтерском учете и анализе;
- организовывать учебно-исследовательский процесс работы будущих специалистов;
- осуществлять контроль за информационно-технологическим уровнем обучающихся, а также проведение учета и оценки результатов их деятельности;
- способствовать мотивации обучающихся к применению компьютерной техники в профессиональной деятельности;
- сопоставлять связи между изученной студентом информационно-технической деятельностью и его индивидуальным опытом;
- способствовать процессу осознания приобретенных знаний и повышению показателей практического функционирования при работе с компьютером;
- обеспечить применение обучающимися в процессе образования средств компьютерной телекоммуникации.
В процессе инновационного изучения дисциплины "Бухгалтерский учет" преподаватель, как и прежде, выступает как ведущее звено, но при этом является не только носителем информации и показателем знаний, но и способствует становлению качественного бухгалтера-профессионала.
Для этого большое внимание необходимо уделять не заучиванию общеобразовательных программ и автоматическому приобретению знаний и опыта (оба имеют способность к быстрому старению, что может тормозить работу специалиста), а росту творческого потенциала любого студента, а также умению рассчитывать нестандартные задачи или проблемы, связанные с принятием правильных управленческих решений.
Для внедрения стратегии в образовательные учетные дисциплины используются следующие виды инноваций:
- появление новых дисциплин в совокупности образовательных программ, характеризующихся различными уровнями;
- смена направлений научных исследований:
- разработка методических указаний по имеющимся дисциплинам;
- изменение тем написания курсовых и дипломных работ;
- внедрение новой тематики проведения научных и практических семинаров и конференций, связанных с проблемами бухгалтерского учета и его анализом.
Процессы инноваций, происходящие в бухгалтерском учете, и основные образовательные новшества необходимо понимать как дело, приносящее эффективную выгоду и представляющее собой всевозможные предложения по улучшению эффективности процесса образования, так и в качестве новых технологий в образовании, появившихся в результате предъявляемых обществом требований. В основном все изменения в инновационных процессах бухгалтерского учета связаны с Программой реформирования бухгалтерского учета согласно Международным стандартам финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283, которая направлена на формирование данных о финансовых результатах и положении хозяйственной деятельности предприятий, общеполезных для заинтересованных пользователей. Сам факт и необходимость изменения используемых стандартов связаны в первую очередь с предоставлением требований пользователями к финансовой отчетности. В случае неудовлетворения интересов пользователей составленной отчетностью поднимается вопрос о смене правил при ее составлении. Происходит совершенствование законодательных основ в бухгалтерском учете, процесс рассмотрения нормативных актов, отвечающих за порядок учета различного рода имущества. Требует внимания и то, что определенным влиянием на бухгалтерское образование обладает фактор глобализации в современном мире.
В условиях повышения уровня глобализации экономики требуется гибкая и эффективная структура образования. По мнению В.Г. Гетьмана, это связано с принятием Европейским союзом (ЕС) стратегического курса в Лиссабоне (2002 г.). В частности, на заседании ЕС отмечалось, что число лиц, имеющих высшее образование, должно составлять от 27 до 50%. Однако хотелось бы отметить заинтересованность самих студентов в получении подобного вида образования, так как эта заинтересованность заключается в дальнейшем трудоустройстве в условиях высокой конкуренции на рынке труда <1>.
--------------------------------
<1> Гетьман В.Г. Вузовская подготовка бухгалтеров и аудиторов в современных условиях и ее проблемы // Подготовка кадров. 2009. N 12 (240).

Тем не менее переход российского образования на другой уровень не должен означать подражания европейским методикам. Появление открытых высших учебных заведений, способных обучать кадры с использованием технологий в области бухгалтерского учета, помогают еще больше приблизиться и расширить использование нестандартных форм обучения. В настоящее время преимущество имеют те образовательные учреждения, которые опираются на инновации и новшества в процессе изучения бухгалтерского учета. В России вузы, как правило, участвуют как в процессе внедрения новейших технологий на последней фазе научного и производственного цикла, так и производстве этих технологий.
Если говорить о технологиях, то они являются основным направлением при совершенствовании уровня подготовки профессионалов в бухгалтерской сфере. Выделяют следующие информационные технологии, используемые при получении бухгалтерского образования:
- методические и учебные электронные пособия;
- электронные учебные и методические комплексы;
- научные интернет-ресурсы;
- различные интерактивные и деловые игры, тренинги, тренажеры;
- лаборатории, оснащенные персональными компьютерами;
- механические лабораторные комплексы;
- механические консультационные системы и пр. <2>.
--------------------------------
<2> Рыбакова Е.Я., Бова И.А. Инновации в профессиональном образовании бухгалтера - путь к успешной карьере" // IV Международная научно-практическая конференция "Инновационные процессы и корпоративное управление", 15 - 30 марта 2012, Минск.

Важно иметь в виду, что в настоящее время множество бухгалтерских комплексов переходят на автоматизированную систему ведения бухгалтерского учета. Такие комплексы приспособлены к постоянным изменениям ведения самого бухгалтерского учета, а также к составлению разных форм отчетности. Но все же использование их при обучении будущих профессионалов несет в себе множество проблем, которые связаны с применением сквозных примеров при выходе в конечном итоге на результаты их деятельности. Исходя из этого при подготовке будущих специалистов считается эффективным применение специальных обучающих систем по бухгалтерскому учету и анализу.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что произошла некая революция в области бухгалтерского образования. Проведя анализ зарубежного опыта, можно выделить главное условие, помогающее предпринять эффективное введение инноваций в бухгалтерское образование - направленность на ликвидацию проблем, связанных с повышением качества образования. Целесообразно отметить, что в системе образования произошли следующие изменения:
- возрождение содержания бухгалтерского образования, которое включает в себя полный объем формирующейся научной теории и сеть индивидуальных учетных примеров. Раньше полученные за предыдущие периоды знания пересматривались с учетом новых знаний, которые изменились в результате развития бизнеса. В условиях изменения общества и структур образования содержание и структура учетных дисциплин должны быть изменены с ориентацией на будущую перспективу;
- достижение всестороннего подхода к обучению путем взаимоотношений бухгалтерского образования и его этического представления;
- установление творческой комбинации в бухгалтерском образовании, которая направлена на креативное расположение студентов к изучаемой дисциплине, способность гибко реагировать на меняющиеся условия и при этом быстро находить нетрадиционные решения возникающих проблем. Отрицательным моментов является простое запоминание нормативных объемов знаний и закрепление навыков. Тот опыт творческой подготовки, который студенты приобретают в высших учебных заведениях, считается особой ценностью в бухгалтерском образовании;
- развитие процессов обучения бухгалтеров, связанных с применением новейших информационных технологий, что способствует освоению новых знаний, а также повышению продуктивности процесса обучения. Степень увеличения активности студентов индивидуализирует информационное течение и метод обучения, учитывая при этом способности и интересы каждого студента в отдельности, позволяет распространить в информационной зоне наиболее действенный опыт.
Необходимы смена самой организации бухгалтерского образования, укрепление тенденций, связанных с формированием метода непрерывного образования, которое охватывает все стадии обучения. Главными становятся использование программ дистанционного обучения и применение современных информационных технологий. Если говорить о непрерывном образовании, то оно способствует укреплению инновационного характера обучения, так как при нем происходят постоянное обновление и пополнение полученных в высшем учебном заведении запасов знаний, позволяет наилучшим образом понимать проблемы и находить "лазейки" их инновационного решения.
Что касается послевузовского образования, то оно требует особого внимания, так как имеет способность устаревать в процессе модернизации бухгалтерского учета и бизнеса. Бухгалтерское образование должно постоянно расширяться в соответствии с образовательными циклами и кризисами в структуре институциональной сферы. Вклады в бухгалтерское образование являются наиболее эффективным инвестированием в капитал наряду с вкладами в основной капитал и инновации. Предприятия, обеспечивающие и поддерживающие повышенный уровень подготовки бухгалтерского персонала, быстро и эффективно усваивают инновации, тем самым снижая риски, которые могут возникнуть при отражении в учете финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что и является эффектом от применения образования. Данный эффект состоит из эффекта:
- для бухгалтерского персонала с высоким уровнем квалификации (исполнителей инноваций);
- для собственников, вложивших капитал в целях привлечения профессионалов высокого уровня квалификации в области бухгалтерии и обучения этих профессионалов;
- для государства, которое несет основные затраты при обучении будущих бухгалтеров, имеющего право надеяться на взаимоотдачу от этого обучения.
При процессе создания, изучения и распространения инновационных технологий в сфере бухгалтерского образования происходит формирование новой современной образовательной системы, которая выступает в роли глобальной системы доступного и индивидуального знания, непрерывного образования, в основе которого лежит единство технологических, педагогических и координационных инноваций.
Система инноваций бухгалтерского образования обязана основываться на следующих принципах:
- на проблемах, связанных с развитием системы бухгалтерского образования, которые должны решаться на уровне как образовательной системы, так и на уровне государственной общепринятой политики или же на международном уровне;
- на принятии системности в бухгалтерском образовании, относящейся ко всем уровням;
- на принципе пересмотра роли преподавателей в процессе приобретения бухгалтерского образования, вузов в процессе получения бухгалтерского образования;
- на усовершенствовании продукта образования на рынке в сфере бухгалтерского образования.
Отличительной чертой инновационного образования бухгалтера считается применение новейших информационных технологий, которые сопровождаются радикальными изменениями, происходящими в методах и способах преподавательской деятельности, а также в теории и методике современного образования. При изучении проблем, связанных с коренными изменениями, зарубежные ученые подчеркивают, что инновация не должна производиться ради инновации. Необходимо знать, что учитывается и какие ценности образуются в процессе внедрения, кто выйдет победителем и есть ли преимущества и какова степень их достижения. Все перечисленные утверждения связаны с необходимостью тщательного анализа причин возникновения инноваций в бухгалтерском образовании.
Кроме того, основным считается подход к изучению инновационных технологий, описываемый в западной научной литературе, в которой наблюдается проявление интереса к вопросу неразрывной связи, относящейся к образовательным изменениям. Проведя анализ причин возникновения модернизации в образовании, американские ученые уделили особое внимание тому, что общество всегда будет осуществлять давление на общество, бизнес, производство, что приводит к развитию инноваций образования. Также они считают важным рассмотрение двух сторон инноваций. С одной стороны, ценностная инновация (подразумевающая ответ на вопрос, кому нужны инновации), с другой - внедренческая (насколько реален замысел инновационного проекта и какой подход применить для того, чтобы его реализовать). Опираясь на это, выделяют еще и типы ожидаемых результатов от внедрения данных инноваций:
- высокую оценку эффективности при условии, если программа хорошо изучена, разработана и внедрена на практике;
- какие-либо технические причины, при которых программа не может быть применена в системе образования;
- недостаточно качественную разработку внедренной инновационной программы, имеющей довольно низкую стоимость;
- отказ от внедрения плохо продуманных инноваций в образовательную практику.
Итак, по мнению автора, использование современных информационных и практически ориентированных технологий при подготовке будущих бухгалтеров предоставит возможность:
- улучшить качественную сторону обучения бухгалтерскому учету и анализу;
- изменить работу преподавателей с рутинной на творческие виды деятельности;
- осуществить оптимизацию использования материально-технических средств.
Стоит отметить некоторые факты из деловой хроники, связанные с их отношением к инновационным технологиям образования применительно ко всей экономике. Например, в своем выступлении на заседании Государственного совета от 08.02.2008, посвященном Стратегии развития России до 2020 г., Президент РФ В.В. Путин поставил следующие задачи:
- создать равные возможности для всех субъектов экономики;
- сформировать мотивации для инновационного развития, в первую очередь для увеличения производительности труда.
В своем выступлении В.В. Путин отметил, что если вернуться лет на пять назад, то несложно будет вспомнить, что 2008 г. - время крупного и разрушительного дефолта, которой стал критическим для экономики России. Далее он выступил с множеством социальных, политических и экономических программ, связанных с выходом страны из губительного положения.
Кроме того, В.В. Путин отметил, что в условиях современной экономики, которая характеризуется благоприятным состоянием экономической конъюнктуры, страна модернизируется частично, что ведет Россию к росту зависимости от импорта и внедрения технологий. Единственным реальным преимуществом при таком ходе событий является применение стратегии развития инновации, которая опирается на один из самых главных конкурентных приоритетов нашей страны - на исполнение человеческого потенциала, на достаточно эффективное использование знаний и навыков людей, для того чтобы постоянно улучшать технологии и экономические результаты, повышать жизненный уровень всего общества.
В.В. Путин в особенности подчеркнул, что инновационное развитие в стране должно намного превышать тот уровень развития инноваций, которым страна располагает сегодня. Он отметил всю сложность достижения поставленной цели, которая требует максимальных усилий, осуществляемых со стороны государства, бизнеса и всего общества.
Переход на инновационный путь развития предполагает широкомасштабное инвестирование в человеческий капитал. Совершенствование человека - главная цель и важное условие становления прогресса для общества - является абсолютным национальным достоянием. Будущая жизнь страны, как отмечает Президент РФ, во многом зависит от образования, получаемого людьми, а также от степени их стремления к самосовершенствованию и применению своих талантов и возможностей.
Ход развития национальной системы образования является главенствующим элементом в условиях жесткой глобальной конкуренции и необходимой жизненно важной ценностью. Образование должно стать основой для развития научно-исследовательской деятельности, так как наука также имеет свой потенциал. Необходимо способствовать активному развитию талантливых молодых людей, занимающихся научной и исследовательской деятельностью. Все это показывает ту необходимость становления инновационных технологий, при которой формируется высококвалифицированный специалист (в данном случае бухгалтер), повышается уровень конкурентоспособности предприятия в круговороте бизнеса и в конечном итоге сильная, великая и экономически развитая страна Россия.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.