Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Понятие и признаки сложного объекта по законодательству Российской Федерации (Мазур Е.А.)

Понятие и признаки сложного объекта по законодательству Российской Федерации (Мазур Е.А.)

Дата размещения статьи: 17.08.2012

Новеллой части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации стали положения о сложных объектах интеллектуальной собственности и об основах их правового режима.
Несмотря на то, что понятие "сложный объект" употребляется в статьях Гражданского кодекса, легального определения его нет. Считаем целесообразным выявление специфики данной правовой категории.
По мнению В.А. Дозорцева, формирование сложных объектов является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые ими на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом <1>. Действительно, создание сложного объекта предполагает многосубъектность. Этим обусловливается первый признак сложных объектов.
--------------------------------
<1> Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2005. С. 144.

Рассматривая вопросы многосубъектности сложного объекта, следует обратить внимание на мнение И.А. Зенина, который считает, что сложный объект - "это результат интеллектуальной и физической деятельности многих лиц - как физических, так и юридических". Гражданский кодекс не содержит прямого указания на закрепление лица, организующего создание сложного объекта, в какой-либо форме хозяйствующего субъекта. Если опираться на российское законодательство, то можно говорить о том, что автором может быть только человек - физическое лицо. Однако следует учитывать, что при предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами автор произведения определяется в соответствии с законодательством иностранного государства, благодаря чему авторами таких произведений могут условно признаваться даже юридические лица <2>. Также И.А. Зенин не исключает вхождения в состав сложного объекта изобретений, полезных моделей, промышленных образцов <3>. Этого мнения придерживается и еще один правовед, А.Б. Борисов <4>.
--------------------------------
<2> Козырев В.Е., Леонтьев К.Б. Авторское право. Вводный курс. М.: Университетская книга, 2007. С. 11.
<3> Зенин И.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 44.
<4> Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части четвертой (постатейный). М.: Книжный мир, 2009. С. 34.

Согласно указанным положениям можно сделать вывод о том, что любые объекты, составляющие несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, могут трактоваться как сложный объект. В Гражданском кодексе РФ круг возможных сложных объектов ограничен, что, на наш взгляд, не вполне целесообразно, так как любой объект, состоящий из нескольких результатов интеллектуальной деятельности, соединенных в единое целое и служащих единому назначению, может трактоваться как сложный объект. Примером сложного объекта, не включенным в перечень ст. 1240 ГК РФ о сложных объектах, можно привести интернет-сайт. Интернет-сайт может состоять из программы для ЭВМ, дизайн-проекта, аудиовизуального произведения и других объектов, вследствие чего может являться сложным объектом. Поэтому целесообразнее было бы открыть перечень возможных видов сложных объектов.
Наличие нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта обусловливает второй признак сложных объектов.
Коллектив авторов во главе с И.А. Близнецом под сложным объектом понимают только объекты, создание и использование которых оказывается связанным с использованием значительного числа результатов интеллектуальной деятельности, права, в отношении которых принадлежат различным правообладателям. Однако в данной трактовке не сказано о единой цели созданных объектов. Ведь просто сами по себе объекты, состоящие из результатов интеллектуальной деятельности, не образуют сложный объект. Необходима единая цель и направленность.
По справедливому замечанию А. Юмашева, "результаты интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта не просто комбинируются друг с другом, а включаются в структуру такого объекта, который существует уже как единое целое, а не как совокупность разнородных объектов" <5>. Данные положения предопределяют третий признак сложных объектов.
--------------------------------
<5> Юмашев А. Музыкальное произведение с текстом: объект или объекты авторских прав? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2008. N 8. С. 17; Постатейный научно-практический комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: В 2 кн. Кн. 1 / Дмитриев Ю.А. и др. М.: Издательский дом "Буквовед", 2008. С. 134, 350.

Таким образом, на основании вышеизложенного, признаками сложных объектов являются:
Многосубъектность. Необходимо наличие как минимум трех субъектов для организации сложного объекта. Это лицо, организовавшее создание сложного объекта, именуемого, автором, и не менее двух лиц - правообладателей результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав сложного объекта.
В составе сложного объекта необходимо наличие нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.
Комплексность и единство направленности результатов интеллектуальной деятельности входящих в сложный объект.
Проведенный анализ норм гражданского законодательства, а также предложенных дефиниций отечественных правоведов позволяет нам предложить следующую трактовку "сложного объекта". Под сложным объектом следует понимать объект гражданских прав, созданный автором, организатором такого объекта, включающий в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, образующий единое целое и предполагающий его использование по общему назначению.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи