Дата размещения статьи: 15.08.2016
Рассмотрены цели создания функции внутреннего аудита для различного типа предприятий небанковского сектора. Приведены варианты организации функции внутреннего аудита в зависимости от размера предприятия и уровня зрелости его системы управления рисками и внутреннего контроля. Описан характер взаимодействия внутреннего и внешнего аудита на разных стадиях развития предприятия.
Введение
В современных экономических условиях, когда повышаются требования к эффективности бизнеса, рациональному использованию ограниченных ресурсов и соответствию быстро меняющемуся законодательству, все большее значение приобретает функция внутреннего аудита как элемента корпоративного управления.
Хорошо выстроенная функция внутреннего аудита помогает высшему руководству, совету директоров и акционерам иметь объективную информацию о состоянии бизнеса и направлениях его совершенствования. По сути, внутренний аудит позволяет держать организацию "в тонусе" подобно гостю, перед приходом которого стараешься привести дом в порядок.
Статья предназначена собственникам компаний и руководителям высшего звена, задумывающимся о создании службы внутреннего аудита с целью получения объективных гарантий и консультаций в отношении эффективности бизнес-процессов, проектов и контрольной среды в компании. Приведенный анализ поможет выбрать оптимальный вариант организации внутреннего аудита с точки зрения баланса между его полезностью для бизнеса и затратами на его функционирование.
Предпосылки создания функции внутреннего аудита для публичных и непубличных компаний
Рассмотрим требования к созданию функции внутреннего аудита в зависимости от структуры акционерного капитала и размера компании.
1. Компания обязана создать подразделение внутреннего аудита, если:
- ценные бумаги компании торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) [1]. При этом подобное требование для биржи NASDAQ было отменено в 2013 г.;
- акции компании включены в первый уровень или второй уровень листинга Московской биржи [2] или облигации включены в первый уровень листинга [3];
- компания входит в 13 крупнейших госкомпаний, де-факто обязанных в первоочередном порядке внедрить Кодекс корпоративного управления [4], описывающий в том числе и подходы к организации функции внутреннего аудита. Обязанность внедрить в деятельность компаний с государственным участием положения Кодекса корпоративного управления предписана Поручениями Правительства РФ от 28.08.2014 N ДМ-П36-46пр и от 31.07.2014 N ИШ-П13-5859.
2. Компании рекомендуется создать подразделение внутреннего аудита, если:
- акции компании торгуются на Лондонской фондовой бирже. При этом в случае отсутствия внутреннего аудита аудиторский комитет должен ежегодно оценивать его необходимость и давать соответствующую рекомендацию совету директоров [5]. Кроме того, компании, акции которых входят в премиальный листинг, должны раскрывать в годовом отчете соблюдение или несоблюдение положений Кодекса (в том числе в части внутреннего аудита), для остальных компаний это требование носит рекомендательный характер;
- компания является публичным акционерным обществом, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам на Московской бирже (кроме входящих в первый и второй уровень листинга для акций и первый уровень листинга для облигаций, для которых требования обязательны);
- компания является акционерным обществом с государственным участием. Для таких компаний Росимущество разработало ряд методических рекомендаций и указаний как в области внутреннего аудита, так в других областях корпоративного управления;
- компания - частная и непубличная, но собственники не занимаются оперативным управлением, передавая его наемным менеджерам.
Роль внутреннего аудита в решении "агентской проблемы"
После того как происходит отделение функции владения от функции управления, у собственников появляется основной канал информации о бизнесе - управленческая отчетность и доклады менеджмента. Но для получения достоверной и объективной информации о бизнесе собственникам необходим еще один канал, информирующий о реальном состоянии дел. Эту роль, как правило, выполняет внутренний аудит.
Если в компании функционирует совет директоров или аудиторский комитет, то он анализирует отчеты внутреннего аудита и осуществляет общий мониторинг этой функции.
Руководитель функции внутреннего аудита административно подчиняется единоличному исполнительному органу (генеральному директору, президенту и т.д.), а функционально - либо акционерам напрямую, либо совету директоров или аудиторскому комитету, если они созданы.
Внутренний аудит проверяет, насколько эффективно используются ресурсы компании, правильно ли функционируют процессы, достигаются ли стратегические и тактические цели. По результатам проверки внутренний аудит разрабатывает рекомендации по совершенствованию бизнеса.
Подход к организации внутреннего аудита в зависимости от размера предприятия
Подход к организации функции внутреннего аудита существенно зависит от размера и специфики предприятия, его корпоративной структуры. В качестве ориентира можно использовать численность и годовой доход, установленные законодательством в качестве критериев размера предприятия [6, 7]. В табл. 1 приведено краткое описание подходов к организации внутреннего аудита в зависимости от размера компании (деление на крупное предприятие и корпорацию - условное).
Таблица 1
Подходы к организации внутреннего аудита в зависимости от размера компании
Критерий |
Микропредприятие |
Малое предприятие |
Среднее предприятие |
Крупное предприятие |
Корпорация |
Численность персонала, человек |
1 - 15 |
15 - 100 |
100 - 250 |
250 - 1000 |
>1000 |
Доход, руб. |
До 120 млн |
120 - 800 млн |
800 млн - 2 млрд |
2 млрд - 20 млрд |
>20 млрд |
Подход к организации внутреннего аудита |
Не требуется |
Аутсорсинг (комплексная проверка раз в год) |
Штатный специалист по внутреннему аудиту или аутсорсинг (1 - 2 раза в год) |
Штатная служба внутреннего аудита (1 - 10 человек) |
Штатная служба внутреннего аудита с региональными аудиторами в филиалах либо аутсорсинг |
Ссылка на описание |
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
(1) Для микропредприятий с численностью до 15 человек функция внутреннего аудита не требуется, так как собственник имеет возможность самостоятельно контролировать работу компании. Для таких предприятий надо изначально построить удобные и гибкие бизнес-процессы с минимально необходимыми контрольными процедурами. При высокой автоматизации бизнеса можно приглашать раз в год специалистов для аудита ИТ-систем.
(2) Для малых предприятий может быть невыгодно держать внутреннего аудитора на постоянной основе, а удобней раз или два в год проводить комплексную проверку основных бизнес-процессов сторонними силами с представлением отчета непосредственно собственнику.
(3) Средние предприятия уже могут ввести должность внутреннего аудитора, который будет проводить самостоятельные проверки либо привлекать на внутренние аудиты по существенным процессам сторонних консультантов на ежегодной основе, при этом собственный сотрудник сможет перенять опыт и методологию внешнего подрядчика и при расширении деятельности компании организовать эффективную службу внутреннего аудита.
(4) Крупным предприятиям с существенным оборотом уже целесообразно создавать службу с небольшим количеством аудиторов без четкой специализации (за исключением выделенного ИТ-аудитора), периодически привлекающую экспертов по отдельным направлениям, например таким, как строительство, качество продукции, расследование мошенничества и т.д.
(5) Для очень крупных компаний, фактически корпораций, необходима полноценная служба внутреннего аудита, включающая аудиторов различной специализации и квалификации. Если же компания имеет несколько крупных территориально удаленных подразделений, то целесообразно назначать аудиторов, работающих в этих подразделениях на постоянной основе, которые бы функционально подчинялись внутреннему аудиту в головном офисе. Если же подразделений очень много и они все примерно одинакового размера (например, в компаниях розничной торговли), целесообразней иметь централизованную функцию, проверяющую подразделения на выборочной основе с учетом уровня риска своими силами или с привлечением внешних специалистов.
Конкретное количество аудиторов для корпораций зависит от размера выручки и отрасли компании, при этом для ориентира можно использовать статистические отчеты GAIN международного Института внутренних аудиторов [8]. Согласно Исследованию текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России за 2015 г. [9] в большинстве компаний (76%) численность функции внутреннего аудита составляет от 1 до 10 человек, а в 11% случаев - от 10 до 30 человек, и в ближайшие годы существенного изменения численности не планируется.
Зрелость функции внутреннего аудита и системы управления рисками и внутреннего контроля
Поскольку задачей внутреннего аудита является оценка и повышение эффективности процессов управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления, то подходы, используемые функцией внутреннего аудита, должны учитывать уровень зрелости системы управления рисками и внутреннего контроля (СУРиВК).
Это означает, что при наличии недостатка в каком-либо из элементов СУРиВК внутреннему аудиту необходимо проанализировать "дорожную карту" внедрения СУРиВК, долгосрочные планы руководства по развитию СУРиВК, а также целесообразность внедрения этого элемента на текущем этапе с точки зрения оптимальности затрат и результатов. Например, отсутствие автоматизации процесса администрирования СУРиВК на раннем этапе внедрения не будет недостатком, если текущие инструменты (например, Excel), используемые менеджментом, позволяют осуществлять базовые процессы управления рисками и внутреннего контроля, а автоматизация включена в "дорожную карту" развития СУРиВК.
Можно выделить пять уровней зрелости СУРиВК для компаний, находящихся на разных этапах своего развития.
Базовый уровень характерен для небольших компаний, недавно сформированных или работающих в сфере малого бизнеса. Бизнес-процессы не формализованы и выполняются сотрудниками исходя из их квалификации, интуиции и понимания текущей ситуации, что приводит к снижению предсказуемости и повторяемости процессов, так как они существенно зависят от человеческого фактора. Решения принимаются в режиме "ручного управления", что может в отдельных областях приводить к повышенному риску мошенничества и злоупотреблений.
Развивающийся уровень характерен для средних и крупных компаний, которые понимают необходимость формализации процессов и из-за возросшего объема операций уже не могут управляться вручную. На этом этапе ключевые бизнес-процессы описаны, минимально необходимые мероприятия по управлению рисками внедрены.
Устоявшийся уровень характерен для компаний, выходящих на биржу или привлекающих инвесторов. Тут ведется целенаправленная работа по формализации процессов и СУРиВК по определенной методологии. Большинство процессов работает эффективно без необходимости постоянного ручного вмешательства. Мероприятия по управлению рисками и контрольные процедуры регулярно выполняются, документация по СУРиВК поддерживается в актуальном состоянии.
Продвинутый и передовой уровни зрелости характеризуются фокусом на оптимальность (рациональность) СУРиВК, что подразумевает ее экономность с точки зрения затрат и высокую скорость ее функционирования прежде всего за счет средств автоматизации. На этом уровне компании, как правило, обмениваются опытом и сравнивают свою практику СУРиВК с лидерами отрасли, стараясь внедрить наиболее продвинутые техники работы.
Система внутреннего контроля над подготовкой финансовой отчетности (СВКФО) является частью общей системы управления рисками [10] и также последовательно проходит этапы своего развития. К сожалению, общепринятые концепции управления рисками и внутреннего контроля (в частности, методология COSO - внутренний контроль) не дают описания уровней зрелости СВКФО. Тем не менее детальное описание уровней зрелости СВКФО включено в Приложение 5.2 Методических рекомендаций по организации и осуществлению внутреннего контроля [11] к ст. 19 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Эволюция функции внутреннего аудита проходит несколько стадий параллельно с развитием компании и ее СУРиВК. Если в компании не формализованы процессы и механизмы контроля, нередки случаи мошенничества и нарушения законодательства, то аудиторам приходится выявлять эти факты и предлагать меры по их предотвращению, выполняя роль ревизора. В дальнейшем, когда механизмы предотвращения ошибок и мошенничества выстроены, аудиторы тестируют эти механизмы на эффективность.
В наиболее продвинутых компаниях внутренний аудит выступает как стратегический консультант, критически оценивая утвержденные руководством стратегические инициативы и помогая компании не отклоняться от выбранного курса.
Это не означает, что, переходя, например, к тестированию контрольных процедур, внутренний аудит отказывается от выявления индикаторов мошенничества. На практике все эти три роли внутреннего аудита (ревизор, аудитор и консультант) осуществляются одновременно, но в разных пропорциях. Это находит свое отражение в годовом плане работ и организационной структуре внутреннего аудита. Часто в состав подразделения по внутреннему аудиту входит группа по расследованию мошенничества, а задания на аудит могут включать как стандартное тестирование системы внутреннего контроля в бизнес-процессах, так и консультации по запросу менеджмента.
В табл. 2 представлено соответствие уровня развития СУРиВК и методики работы внутреннего аудита.
Таблица 2
Соответствие уровня развития СУРиВК и методики работы внутреннего аудита
|
Уровень зрелости СУРиВК |
Характеристика СУРиВК |
Роль внутреннего аудита и выполняемые процедуры |
1 |
Базовый |
Процессы работают время от времени, соблюдение правил и процедур зависит от квалификации и ответственности сотрудников. Большинство контрольных процедур выполняется вручную. Проблемы выявляются намного позже момента их возникновения. Есть существенные недостатки в области финансовой отчетности |
Выявление нарушений и случаев мошенничества. Проверка финансово-хозяйственной деятельности. Анализ первичной документации и ее сверка с учетными регистрами. Использование расширенной выборки (почти сплошные проверки) |
2 |
Развивающийся |
Процессы задокументированы только в отдельных областях (например, производство, контроль качества). При этом другие области (закупки, финансовая отчетность, управление запасами и пр.) недостаточно формализованы и слабо автоматизированы. Есть значительные недостатки в области финансовой отчетности |
Тестирование контрольных процедур в отдельных операционных и финансовых процессах. Выявление индикаторов мошенничества. Использование статистически обоснованных выборок |
3 |
Устоявшийся |
Процессы задокументированы и доведены до сведения всех сотрудников, часть бизнес-процессов автоматизирована. Система управления рисками и внутреннего контроля формализована. Существенные недостатки в области финансовой отчетности отсутствуют |
Тестирование контрольных процедур в отдельных операционных и финансовых процессах. Внутренние консультации по операционным вопросам. Тестирование как отдельных контрольных процедур, так и СУРиВК в целом. Проверка операций на признаки мошенничества и ошибок с использованием аналитических процедур |
4 |
Развитой |
Результаты функционирования СУРиВК постоянно отслеживаются и измеряются, используются ключевые показатели эффективности и ключевые индикаторы риска. Высокий уровень корпоративной культуры. Большинство процессов автоматизировано, некоторые из них соответствуют ведущей практике |
Оценка эффективности СУРиВК, бизнес-процессов и проектов. Аудит стратегии и корпоративной культуры. Использование аналитических процедур, встроенных в ИТ-системы |
5 |
Передовой |
Используются автоматизированные системы мониторинга СУРиВК, проблемы выявляются и решаются задолго до реализации риска. Процессы компании являются ведущей практикой для других компаний отрасли |
Непрерывный мониторинг эффективности СУРиВК с использованием ИТ-систем. Бенчмаркинг. Стратегические консультации |
Взаимодействие внутреннего и внешнего аудита на разных стадиях развития СВКФО и функции внутреннего аудита
Несмотря на различие целей внутреннего и внешнего аудита, у них есть сходство в методиках и техниках проведения проверок, а также широкие возможности для взаимодействия, что помогает достичь определенной синергии и снизить нагрузку на бизнес, увеличивая при этом эффективность проверок.
Задачей внешнего аудита является подтверждение достоверности финансовой отчетности, тогда как внутренний аудит охватывает проверками все области деятельности компании: операционные процессы, финансово-хозяйственную деятельность, комплаенс (соблюдение законодательства), стратегические инициативы и проекты. В тех компаниях, где внутренний аудит тестирует контрольные процедуры в области финансовой отчетности (например, в целях соблюдения закона Сарбейнса - Оксли), возможностей для взаимодействия еще больше.
Кроме того, внешний аудит фокусируется больше на правильности отражения хозяйственных операций в отчетности, чем на их экономической обоснованности для бизнеса, в отличие от внутреннего аудита, для которого эффективность операций - один из критериев оценки системы управления рисками и внутреннего контроля.
Можно выделить две основные схемы взаимодействия внутреннего и внешнего аудита.
1. Внутренние и внешние аудиторы обмениваются отчетами и используют информацию о результатах тестирования для определения областей риска и объема аудиторских процедур при проведении конкретной проверки. Кроме того, внешний аудит анализирует общий подход к организации функции внутреннего аудита и его спектр задач в целях оценки контрольной среды компании в части мониторинга СВКФО. При этом контрольные процедуры тестируются отдельно внутренними и внешними аудиторами.
2. Внутренние и внешние аудиторы частично полагаются на работу друг друга в смежных проектах для снижения возможного дублирования при проверке одних и тех же контрольных процедур и операций. В этом случае им необходимо оценить объективность и компетентность друг друга, а также достаточность объема работ для обоснованности выводов.
Согласно Стандарту ISA 610 <1> внешний аудитор может полагаться на работу внутреннего аудита в зависимости:
а) от степени объективности функции внутреннего аудита, обеспечиваемой ее организационным статусом, а также соответствующими политиками и процедурами;
б) от уровня компетенции функции внутреннего аудита;
в) от того, насколько функция внутреннего аудита применяет системный и последовательный подход, включая контроль качества.
--------------------------------
<1> Международный стандарт ISA 610 соответствует российскому Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности (ФПСАД) 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита".
Согласно Международному стандарту аудита ISA 265 "Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенных руководящими полномочиями", внешний аудитор должен сообщить о существенных недостатках в СВКФО. Как правило, эта коммуникация осуществляется в виде письма руководству о существенных недостатках системы внутреннего контроля, которое предоставляется менеджменту компании (как минимум главному бухгалтеру) и аудиторскому комитету.
В российских федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности данная обязанность внешнего аудитора включена в п. 119 ФПСАД N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности". Письмо руководству является важным источником информации для менеджмента по совершенствованию системы внутреннего контроля над подготовкой финансовой отчетности. Внутренний аудит может осуществлять мониторинг внедрения мероприятий по устранению недостатков внутреннего контроля в области финансовой отчетности.
Порядок взаимодействия внутреннего и внешнего аудита во многом зависит от уровня зрелости СВКФО.
На ранних этапах развития СВКФО взаимодействие внутреннего и внешнего аудита ограничено из-за отсутствия формализованных контрольных процедур и, следовательно, результатов их тестирования. Внутренний и внешний аудит изучают подходы к проверкам и отчеты друг друга в целях оценки контрольной среды. Внутренний аудит может использовать информацию из письма внешнего аудитора руководству для планирования собственных проверок.
Если в компании формализованы отдельные контрольные процедуры, то внешний аудитор включает их тестирование в свой объем работ. При этом наиболее надежными считаются контрольные процедуры, уже протестированные внутренним аудитом, однако внешний аудитор на результаты этого тестирования не полагается, проводя свои независимые процедуры.
На устойчивом уровне развития СВКФО достигается максимальная синергия за счет взаимодействия внутреннего и внешнего аудита, в частности за счет использования внешним аудитом результатов тестирования контрольных процедур, проведенных внутренним аудитом. Это позволяет внешнему аудитору снизить объем собственного независимого тестирования при сохранении адекватного уровня аудиторского риска. При этом внешний аудитор обязан проанализировать подход к организации функции внутреннего аудита, оценить объективность функции и компетентность внутренних аудиторов. Учитывая, что на данном этапе большинство контрольных процедур выполняется вручную, снижение трудозатрат как аудиторов, так и проверяемых (в части подготовки информации) может быть весьма существенным.
На последующих этапах развития с ростом автоматизации и совершенствования риск-культуры целесообразность прямого взаимодействия снижается, поскольку аудиторам удобней и выгодней с точки зрения стратегии тестирования проверять эффективность автоматизированных контрольных процедур, использовать результаты систем автоматического мониторинга контрольных процедур, а также результаты самооценки менеджментом СВКФО. Кроме того, поскольку на этих этапах внутренний аудит больше времени уделяет аудиту стратегических инициатив и операционных процессов, объема его работ в области финансовой отчетности может быть недостаточно для использования внешним аудитором.
Внешняя оценка внутреннего аудита
Независимо от подхода к организации и размера функции внутреннего аудита согласно Международному профессиональному стандарту внутреннего аудита (МПСВА) 1312 - Внешние оценки [12] внутренний аудит должен проходить внешнюю оценку как минимум один раз в пять лет. Для этих целей предприятия приглашают независимых консультантов с необходимой квалификацией. Как правило, стандартным требованием является наличие сертификата CIA (Certified Internal Auditor) у руководителя и членов команды оценщиков. Иногда подобные консультационные услуги оказывают компании, являющиеся внешними аудиторами предприятия. В этом случае внешний аудитор должен провести внутреннюю проверку в отношении конфликта интересов и независимости до начала оказания услуг по внешней оценке внутреннего аудита заказчика.
При выборе критериев оценки могут использоваться два подхода, не исключающих, а дополняющих друг друга.
Первый подход предполагает оценку функции внутреннего аудита на соответствие МПСВА в терминах "соответствует", "частично соответствует", "не соответствует" в разрезе каждого элемента и функции в целом. Успешное прохождение оценки означает, что функция внутреннего аудита соответствует минимальным требованиям к ее организации.
Второй подход предполагает оценку уровня зрелости каждого из элементов функции внутреннего аудита и ее сравнение с передовой практикой. Этот подход позволяет выявить области, где внутренний аудит отстает, а где опережает по развитию предприятия, сопоставимые по размеру и направлению деятельности.
Заключение
Внутренний аудит как неотъемлемая часть корпоративного управления создается и развивается вместе с бизнесом, выполняя задачи, наиболее актуальные для собственников и менеджмента на каждом этапе развития компании. Учитывая размер, корпоративную структуру и специфику предприятия, можно выбрать оптимальный формат функции внутреннего аудита, отвечающий как минимальным требованиям Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита, так и требованиям собственников (будь то государство или частный инвестор).
При этом необходимо учитывать уровень зрелости системы управления рисками и внутреннего контроля, который, по сути, определяет фокус работ внутреннего аудита на ближайшую перспективу, а также потенциал его взаимодействия с внешним аудитором.
При соблюдении этих условий внутренний аудит сможет полностью реализовать свой потенциал как инструмент корпоративного управления при оптимальной стоимости самой функции для собственника.
Литература
1. The New York Stock Exchange Listed Company Manual. Section 303A.07(c). URL: http://nysemanual.nyse.com/LCM/Section (дата обращения: 07.05.2016).
2. Требования к корпоративному управлению эмитента, соблюдение которых является условием включения акций в первый и второй уровень, п. 8. URL: http://moex.com/a2585 (дата обращения: 07.05.2016).
3. Требования к корпоративному управлению эмитента, соблюдение которых является условием включения облигаций в первый уровень, п. 2. http://moex.com/a2587 (дата обращения: 07.05.2016).
4. Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" [Электронный ресурс] // Вестник Банка России. 18 апреля 2014 г. N 40(1518). URL: http://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves140418040.pdf (дата обращения: 07.05.2016).
5. The UK Corporate Governance Code, September 2014. URL: https://www.frc.org.uk/Our-Work/Publications/Corporate-Governance/UK-Corporate-Governance-Code-2014.pdf (дата обращения: 07.05.2016).
6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2016).
7. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265, вступающее в силу с 1 августа 2016 г. URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 07.05.2016).
8. GAIN Benchmarking Tool. URL: https://na.theiia.org/services/gain/Pages/Gain-Benchmarking.aspx (дата обращения: 07.05.2016).
9. Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России, 2015 г. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-internal-audit-2016/SFILE/EY-internal-audit-2016.pdf (дата обращения: 07.05.2016).
10. Образцова О. Взаимосвязь элементов GRC: время ответов. Сборник статей 6-й Региональной конференции внутренних аудиторов. Пермь, 2005. С. 172 - 182.
11. Рекомендации Р-44/2013-КпР, утвержденные Бухгалтерским методологическим центром 8 августа 2013 г. URL: http://bmcenter.ru/Files/mr_2013_KpT_CVKFO (дата обращения: 07.05.2016).
12. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Стандарты). URL: https://na.theiia.org/standards-guidance/mandatory-guidance/Pages/Standards.aspx (дата обращения: 07.05.2016).
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация