Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"



Дата размещения новости: 20 декабря 2019 г.

За последние годы произошел резкий рост рынка перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. По данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, объем рынка в денежном выражении составил 671 млрд рублей в 2018 году и по прогнозам достигнет 709 млрд рублей в 2019 году. Значительно повысилась социальная значимость этой отрасли с точки зрения обеспечения занятости населения, работа в такси остается важным источником дополнительного заработка граждан. Количество официально занятых в отрасли в 2018 году составило 584 тысячи человек, в 2019 году численность работников показывает рост на 3% и, по прогнозам, достигнет порядка 600 тыс. таксистов. 

Такси играет важнейшую роль в обеспечении транспортной связности городов; в ряде населенных пунктов такси выполняет функцию общественного транспорта. Так, по данным Росстата, в городах с населением менее 50 тыс. человек доля населения, для которого при сбоях в работе общественного транспорта единственной альтернативой является такси или частный извоз, составляет 45,7%.

Расширение применения информационных технологий в этой отрасли позволило значительно повысить доступность и прозрачность сферы такси.  На 2019 год сервисы заказа такси занимают порядка 60% легального рынка такси, 53% с учетом нелегального. 

Вместе с тем значительными темпами растет нелегальный рынок перевозок такси. Его объем в денежном выражении вырос на 35% c 75 млрд. рублей в 2017 году до 101 млрд. рублей в 2019 году и составляет не менее 12% от общего объема рынка такси. Несмотря на очевидный рост использования такси населением, число выданных разрешений на таксомоторную деятельность в 2018 году упало на 8% в сравнении с 2017 и так и не восстановилось в 2019 году, составив 441 тысячу разрешений против 467 тысяч на 2017 год. Доля нелегальных поездок составляет порядка 16% по России. Также широко распространены схемы ухода компаний от налогов через оформление водителей в качестве индивидуальных предпринимателей: в ряде регионов число ИП, для которых основным видом деятельности являются таксомоторные перевозки, значимо превышает число разрешений, выданных ИП. 

Отсутствие должного контроля за водителями приводит к снижению безопасности перевозок, а увеличение количества водителей создает необходимость для адаптации механизмов обеспечения контроля и транспортной безопасности, в том числе с использованием цифровых технологий.

Действующая модель государственного регулирования рынка легкового такси требует изменений, обусловленных указанными реалиями развития рынка и необходимостью законодательно зафиксировать права и обязанности сервисов заказа такси в сформировавшихся условиях.

Проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Законопроект) призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. Законопроектом определяются полномочия Российской Федерации и ее субъектов по государственному регулированию отношений в области осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, а также формализуются связанные с ними понятия, требования и процедуры.

Проект Федерального закона устанавливает, что право юридического лица, индивидуального предпринимателя или самозанятого гражданина осуществлять деятельность по перевозке легковым такси возникает с момента получения им соответствующего разрешения и прекращается при истечении срока действия или аннулировании такого разрешения, причем каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть удостоверено отдельным разрешением. В тексте Законопроекта разрешение на осуществление деятельности по перевозке легковым такси определяется как специальный документ на бумажном носителе или электронный документ, выданный уполномоченным органом и удостоверяющий право фрахтовщика, указанного в разрешении, на осуществление деятельности по перевозке легковым такси. Отдельно отмечается, что срок предоставления государственной услуги не может превышать трех рабочих дней и исчисляется с даты подачи заявления в уполномоченный орган. 

Также определяется порядок процедуры выдачи, оформления и учета разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси. Так, разрешение выдается на срок не менее пяти лет, а дубликат выдается на срок действия утраченного или испорченного разрешения. Отдельно отмечается, что срок действия разрешения в любом случае не может превышать срока действия документов, подтверждающих право владения или пользования транспортным средством. Кроме того, в тексте Законопроекта приводится список данных, обязательных к указанию в разрешении, а также указываются случаи, в которых происходит переоформление разрешения или же выдача дубликата.

В целях обеспечения условий для развития сферы такси Законопроект закрепляет полномочия субъектов РФ по введению региональных ограничений количества действующих разрешений такси. Уже сейчас в ряде регионов России на 1000 жителей приходится порядка 12-15 выданных разрешений. С учетом сохранения темпов роста рынка такси, а также легализации отрасли за счет выхода из тени существующих перевозчиков, такие ограничения могут быть введены на уровне не менее 30 действующих разрешений на 1000 жителей региона, проживающих на территории соответствующего субъекта. В случае, если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превышает максимальное количество легковых такси, выдача разрешений осуществляется по результатам аукциона.

Законопроектом определяются порядок ведения и содержание реестров служб заказа легкового такси, а также реестров легкового такси. Указывается, что ведение реестров осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в электронном виде. В тексте законопроекта приводятся основания для внесения и аннулирования записи в реестр, а также устанавливается, что сведения, содержащиеся в реестрах в электронном машиночитаемом виде, должны быть открытыми и доступными для всех заинтересованных лиц. Актуализация информации и сведений, содержащихся в реестре, должна осуществляться уполномоченным органом ежедневно. При наличии реестра легкового такси, размещённого на сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, служба заказа легкового такси обязана ежедневно проверять действительность разрешений на основании сведений реестра легкового такси. Не допускается передача службой заказа легкового такси информации о заказах легкового такси и обеспечение доступа к такой информации фрахтовщикам и их водителям, не имеющим разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси. 

Законопроектом определяется, что юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане, осуществляющие деятельность по перевозке легковым такси, обязаны использовать в качестве легкового такси транспортные средства, допущенные к участию в дорожном движении, выполнять требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», выполнять требования медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, установленные статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Допускается организация и проведение автоматизированного дистанционного предрейсового (предсменного) контроля технического состояния транспортных средств. Допускается проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием средств удаленного медицинского контроля, размещенных вне медицинских учреждений.

Указывается, что водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет, а также пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети субъекта Российской Федерации, выдавшего разрешение на осуществление деятельности по перевозке легковым такси на транспортное средство, к управлению которым водитель будет допущен. Не допускается управление легковым такси на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. Кроме того, водитель не должен иметь непогашеную или неснятую судимость за преступления, предусмотренные статьями 105, 111, 117, 131, 132 в случае, если указанные преступления признаны тяжкими или особо тяжкими, статьями 205, 205.4, 205.5 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в течение предшествующих шести календарных месяцев не должен быть лишен права управления транспортными средствами. Законопроектом вводится запрет на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. При этом допускается оформление электронного путевого листа. Отдельно указывается, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого между фрахтователем и фрахтовщиком.

В соответствии с Законопроетом, фрахтовщик (водитель фрахтовщика) имеет право на заключение публичного договора фрахтования только на территории субъекта Российской Федерации, выдавшего разрешение, а также на территории смежных с ним субъектов Российской Федерации. Осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси на территориях иных субъектов Российской Федерации допускается в случае, если пункт отправления находится на территории субъекта Российской Федерации, выдавшего разрешение или смежного с ним, а пункт назначения находится за пределами этой территории.  Заключение публичного договора фрахтования на территориях иных субъектов Российской Федерации допускается при условии, что пункт назначения находится на территории субъекта Российской Федерации, выдавшего разрешение, или смежного с ним. Разрешение, выданное одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации, не смежного с ним, без ограничений относительно маршрутов следования при условии наличия между субъектами Российской Федерации соответствующего соглашения.

Устанавливается, что право осуществлять деятельность служб заказа легкового такси на территории Российской Федерации возникает с момента подачи юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем извещения о начале осуществления деятельности и прекращается при аннулировании записи в едином государственном реестре служб заказа легкового такси. Указывается, что государственная услуга по приему и учету извещений служб заказа легкового такси предоставляется уполномоченным органом по месту нахождения службы заказа легкового такси. Кроме того, в тексте Законопроекта приводится список данных, обязательных к указанию в извещении. На службу заказа легкового такси Законопроектом возлагаются обязательства по обеспечению обработки персональных данных при заказе легкового такси в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных.

Кроме того, в Законопроекте  приводится список данных, обязательных к размещению на Интернет-странице службы заказа легкового такси, определяется содержание договора об обработке информации о заказе легкового такси. Подчеркивается, что права и обязанности по договору фрахтования пассажиров и багажа легковым такси, заключенному с использованием сервисов службы заказа легкового такси, возникают непосредственно у фрахтовщика, если договором об обработке информации о заказе легкового такси со службой заказа легкового такси не предусмотрено иное. Также вводится обязанность службы заказа легкового такси в установленном порядке передавать в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации данные о местоположениях и маршрутах следования легковых такси.

Согласно Законопроекту, служба заказа легкового такси вправе создавать и внедрять информационные системы в целях осуществления мониторинга режима труда и отдыха водителей легкового такси, а также добровольно страховать риски причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и водителей такси, причиненного в результате оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Согласно Законопроекту, фрахтовщик несет ответственность за вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади, в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно Законопроекту, служба заказа легкового такси несет солидарную ответственность за реальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия при перевозке легковым такси жизни или здоровью пассажира, его багажу, ручной клади, если заказ был принят через службу заказа легкового такси самозанятым гражданином или водителем-индивидуальным предпринимателем, заключившим договор об обработке информации о заказе легкового такси со службой заказа легкого такси. Максимальный размер ответственности службы заказа легкового такси не может суммарно превышать двух миллионов рублей в отношении возмещения реального вреда жизни или здоровью, багажу, ручной клади каждого пассажира по одному случаю причинения такого вреда. Возмещение службой заказа легкового такси указанного в настоящей части ущерба может осуществляться с использованием механизма добровольного страхования рисков своей ответственности или добровольного страхования рисков причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Законопроект вступает в силу с момента его официального опубликования. Отдельные положения, касающиеся, среди прочего, не допуска к управлению легковым такси на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений, вступят в силу позднее.

Принятие данного Законопроекта позволит создать современные правовые условия для дальнейшего развития рынка перевозок такси в России.

См. также: Договор перевозки.

 

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи