Дата размещения новости: 25 января 2021 г.
Законопроект внесен в Государственную Думу Правительством РФ.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту в, современных условиях действия лиц, направленные на умышленное доведение организаций до формальных признаков банкротства с последующим отчуждением материальных ценностей в пользу подконтрольных коммерческих структур, представляют реальную угрозу российскому бизнесу и экономике в целом.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2019 году в арбитражные суды поступило 146 482 заявления о признании должника банкротом, по 80 997 делам приняты решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства или о введении реализации имущества (по 12 378 делам - в отношении юридических лиц, по 68 619 - в отношении граждан и индивидуальных предпринимателей). Для сравнения: в 2018 году вынесены решения о признании должника банкротом по 57 335 делам (по 13 254 - в отношении юридических лиц, по 44 081 - в отношении граждан и индивидуальных предпринимателей).
В 2019 году после завершения процедуры конкурсного производства, реструктуризации долга или реализации имущества должника общая сумма долга составила 2 182 317 045 тыс. рублей, при этом размер удовлетворенных требований кредиторов составил всего 130 723 086 тыс. рублей.
По информации из Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в 70% завершенных процедур банкротства отсутствует погашение задолженности перед кредиторами, в том числе и перед бюджетом Российской Федерации. В последующем непогашенная задолженность списывается, а виновные в причинении ущерба кредиторам лица остаются безнаказанными.
На фоне приведенной информации сведения о количестве зарегистрированных преступлений в сфере банкротства (статьи 195 "Неправомерные действия при банкротстве" и 196 "Преднамеренное банкротство" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и количестве осужденных по этим статьям выглядят достаточно скромными.
В частности, в 2017 году зарегистрировано 279 преступлений, предусмотренных указанными статьями (по статье 195 УК РФ - 113, по статье 196 УК РФ - 166). В суд направлены уголовные дела о 65 преступлениях (по статье 195 УК РФ - 27, по статье 196 УК РФ - 38).
В 2018 году зарегистрировано 270 преступлений (по статье 195 УК РФ - 115, по статье 196 УК РФ - 155). В суд направлены уголовные дела о 53 преступлениях (по статье 195 УК РФ - 13, по статье 196 УК РФ - 40).
В 2019 году зарегистрировано 282 преступления (по статье 195 УК РФ - 129, по статье 196 УК РФ - 153). В суд направлены уголовные дела о 62 преступлениях (по статье 195 УК РФ - 23, по статье 196 УК РФ - 39).
По данным судебной статистики за период 2015 - 2019 годов за неправомерные действия при банкротстве по статье 195 УК РФ осуждено 56 лиц (28 лиц - по основной квалификации и 28 лиц - по дополнительной). При этом по части первой статьи 195 УК РФ по основной и дополнительной квалификации осуждено 36 лиц, по части второй - 15 лиц, а по части третьей - 5 лиц.
За тот же период за преднамеренное банкротство по статье 196 УК РФ были осуждены 204 лица (из них 139 лиц - по основной квалификации и 65 лиц - по дополнительной).
Причинами столь существенных различий в количестве регистрируемых преступлений и направляемых в суд уголовных дел, а также числе осужденных лиц являются отдельные недостатки нормативной регламентации уголовной ответственности за преступления в сфере банкротства.
Так, преступление, предусмотренное статьей 195 УК РФ, отнесено к числу преступлений небольшой тяжести, и срок давности привлечения к уголовной ответственности по ней составляет два года (пункт "а" части первой статьи 78 УК РФ).
В настоящее время в связи с длительностью проведения процедур банкротства и предусмотренным УК РФ сроком давности привлечения к уголовной ответственности уголовно-правовая оценка неправомерных действий арбитражных управляющих при банкротстве является затруднительной.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на усиление ответственности арбитражного управляющего, а равно председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) за неправомерные действия при банкротстве (проектируемая часть вторая1 статьи 195 УК РФ).
Данное предложение обусловлено значимостью статуса указанных лиц в делах о банкротстве, который предполагает достаточно широкие полномочия.
Законопроектом также предлагается установить повышенные меры ответственности за неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство, совершенные с использованием служебного положения, а также группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (проектируемые части первая1, третья1 и четвертая статьи 195 УК РФ, часть вторая статьи 196 УК РФ).
Предусмотренная законопроектом дифференциация мер уголовной ответственности позволит индивидуализировать наказание с учетом степени общественной опасности содеянного.
В контексте совершенствования уголовно-правовых норм об ответственности за преступления в сфере банкротства важнейшее значение имеет установление бенефициарных связей и их влияние на достижение преступного результата.
Выявлению бенефициаров преступного бизнеса сопутствует проблема установления умысла последних на достижение общественно опасных последствий. Например, не имея формальных связей с предпринимательской деятельностью организации, такие субъекты могут ссылаться на то, что они не являются ответственными за организацию бухгалтерского учета лицами и не принимают участие в сделках, которые повлекли причинение вреда имущественным правам кредиторов.
Исходя из положений части четвертой статьи 34 УК РФ лица, не обладающие соответствующим статусом или правомочиями, могут нести уголовную ответственность в качестве организаторов, подстрекателей или пособников (статья 33 УК РФ) при условии, если они непосредственно участвовали в совершении преступления согласно предварительной договоренности, например с руководителем юридического лица или с его учредителем (участником) либо с индивидуальным предпринимателем.
В отличие от группы лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления, в организованную группу по смыслу части третьей статьи 35 УК РФ могут входить также лица, не обладающие признаками специального субъекта, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений.
Таким образом, привлечение конечных бенефициаров (выгодоприобретателей) к уголовной ответственности за незаконные действия при банкротстве в рамках действующих статей 195 и 196 УК РФ затруднительно.
Вместе с тем Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" введено такое понятие, как "контролирующие должника лица", под которыми понимаются физические или юридические лица, имеющие либо имевшие не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" контролирующим может быть признано лицо, извлекшее существенную (относительно масштабов деятельности должника) выгоду в виде увеличения (сбережения) активов, которая не могла бы образоваться, если бы действия руководителя должника соответствовали закону, в том числе принципу добросовестности. Также предполагается, что является контролирующим выгодоприобретатель, извлекший существенные преимущества из такой системы организации предпринимательской деятельности, которая направлена на перераспределение (в том числе посредством недостоверного документооборота) совокупного дохода, получаемого от осуществления данной деятельности лицами, объединенными общим интересом (например, единым производственным и (или) сбытовым циклом), в пользу ряда этих лиц с одновременным аккумулированием на стороне должника основной долговой нагрузки.
В целях разрешения проблемы привлечения к уголовной ответственности бенефициаров преступного бизнеса законопроектом предлагается из диспозиции статей 195 и 196 УК РФ исключить указание на субъект преступления (руководитель или учредитель (участник) юридического лица либо гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель), а равно установить повышенные меры ответственности за неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство, совершенные контролирующим должника лицом либо его руководителем.
Необходимо отметить, что повышение эффективности установления конечных бенефициаров (выгодоприобретателей) представляется возможным лишь при активном содействии органам предварительного расследования со стороны номинальных руководителей и подставных лиц.
Возможность такого сотрудничества может основываться на предоставлении лицу, содействовавшему раскрытию и расследованию преступлений, четких правовых гарантий от дальнейшего уголовного преследования.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить статью 195 УК РФ примечанием, в соответствии с которым лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное указанной статьей, а также статьей 196 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, выявлению лиц, извлекавших выгоду из незаконного или недобросовестного поведения должника, раскрыло информацию об имуществе (доходах) таких лиц, объем которого обеспечил реальное возмещение причиненного этим преступлением ущерба, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Принятие законопроекта позволит правоохранительным органам существенным образом повысить эффективность противодействия преступлениям в сфере банкротства, раскрыть реальных бенефициаров преступного бизнеса, в том числе посредством освобождения от уголовной ответственности лица, содействовавшего раскрытию и расследованию преступления, что в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности возмещения ущерба кредиторам.
См. также: Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вернуться на предыдущую страницу
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.
Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.
Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.
Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".
Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам.
Навигация