Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор страхования > Страхование и экономические интересы судоходных компаний (Балакирева Л.Ю.)

Страхование и экономические интересы судоходных компаний (Балакирева Л.Ю.)

Дата размещения статьи: 17.09.2014

Интересы судоходных компаний могут быть сгруппированы в зависимости от их функциональной направленности, важнейшее место среди них принадлежит экономическим и финансовым интересам (см. таблицу). Эти интересы также во многом зависят от специализации деятельности судовладельцев, видов и районов осуществляемых перевозок, состава флота и других факторов, они подвержены изменениям в соответствии с тенденциями развития судоходной и судостроительной отраслей, а также мирового хозяйства и международной торговли.

Таблица

Классификация интересов судоходных компаний

Коммерческие (рыночные)

Технические

Финансовые

Юридические (правовые)

Социальные

Связанные с транспортной деятельностью:

Связанные с материально-техническим обеспечением судоходной деятельности:

Связанные с обслуживанием и учетом финансовых потоков судоходной компании:

Связанные с правовым обеспечением судоходной деятельности:

Связанные с ведением социально ответственного бизнеса:

- получение прибыли от основной операционной деятельности (перевозки грузов, пассажиров, рыболовства, добычи полезных ископаемых, портового обслуживания и т.п.);

- удержание и расширение доли рынка перевозок;

- рост или обеспечение постоянного объема перевозок;

- сдача судов во фрахт;

- сохранение, обновление и расширение состава флота и других активов;

- наличие и поддержание квалифицированного экипажа;

- безаварийная работа судов и оборудования, сохранность судна и другого имущества;

- минимизация простоев судов по техническим причинам;

- соответствие нормативным техническим требованиям;

- снижение себестоимости;

- увеличение выручки;

- максимизация капитализации компании;

- повышение уровня рентабельности;

- снижение административных расходов;

- поиск дополнительных источников дохода (в т.ч. за счет реализации имущества, операций на валютном и фондовом рынках и других инвестиций);

- работа в рамках существующих нормативно-правовых условий;

- оптимизация налоговых и таможенных процедур;

- использование "удобного" флага;

- соблюдение требований национального и международного законодательства при международных перевозках;

- избежание штрафов и ареста судов за нарушения законодательства;

- создание и поддержание благоприятного имиджа организации;

- создание благоприятных условий для работы экипажа и берегового персонала (в т.ч. условий труда и отдыха, медицинского освидетельствования, возможности репатриации и замены экипажа, снижения текучести кадров);

- сохранение жизни и здоровья людей;

- соблюдение экологических норм

- создание и поддержание клиентской базы (фрахтователей, грузоотправителей, пассажиров и т.п.);

- улучшение условий договоров фрахтования и перевозок;

- выбор надежных контрагентов (поставщиков, судовых агентов, банка, лизинговой компании, страховой организации);

- совершенствование системы оказания услуг по перевозке;

- снижение рисков, сопровождающих деятельность судоходной компании

- совершенствование системы управления безопасностью;

- своевременные техобслуживание, прохождение проверок классификационного общества, ремонты;

- сотрудничество с судостроительными и судоремонтными заводами;

- снабжение (топливом, продовольствием и т.п.);

- снижение расхода топлива и оптимизация других эксплуатационных расходов;

- сокращение продолжительности производственного цикла на флоте (рейсооборота судов), в т.ч. ускорение доставки грузов, сокращение стояночного времени

- привлечение инвесторов для финансирования новых проектов;

- своевременные расчеты по платежам;

- эффективное планирование и управление денежными потоками судоходной компании, предотвращение кассовых разрывов;

- снижение кредитных и валютных рисков;

- обеспечение финансовой устойчивости;

- избежание банкротства

- правовая защита;

- снижение числа возможных претензий со стороны контрагентов и третьих лиц;

- предупреждение случаев возникновения ответственности в результате аварий и инцидентов (в т.ч. в результате столкновений, причинения вреда имуществу, жизни и здоровью третьих лиц, загрязнения морской среды, кораблекрушения);

- ограничение своей ответственности;

- перенос ответственности на других лиц (в договорах фрахтования, ремонта, буксировки)

 

Судоходство является одной из наиболее регулируемых отраслей, где применяются единые международные стандарты повышения безопасности судоходства, строительства судов, навигационные правила, стандарты труда и квалификации экипажей, защиты человеческой жизни на море и сохранения морской среды. Без соответствия указанным стандартам и защиты интересов всех участников морского предприятия осуществление судоходной деятельности невозможно. Судовладелец мотивируется к повышению безопасности мореплавания и необходимостью возмещать нанесенный в результате судоходной деятельности ущерб.
Наиболее востребованными инструментами, позволяющими решать указанные задачи, являются банковские гарантии и страхование ответственности судовладельца; реже используются коммерческие поручительства, а в зарубежной практике - страховые поручительства (surety bonds).
Банковские гарантии исполнения обязательств применяются при экспортно-импортных поставках, при заключении государственных контрактов, для освобождения судна из-под ареста. Банковская гарантия легко принимается контрагентом, не зависит от основного обязательства, однако имеет достаточно высокую стоимость (3 - 10% от суммы гарантии).
Договор поручительства отличается простотой оформления, непосредственно связан с исполнением обязательства, однако не рассматривается как авторитетное финансовое обеспечение.
В международной практике во исполнение обязательств страхователя перед третьей стороной выдается страховое поручительство (surety bond), которое является относительно новым финансовым инструментом, не допускающим отказа страховщика в выплате возмещения.
В России, несмотря на наличие оснований для освобождения страховщика от исполнения договора страхования, наиболее востребованным способом признается страхование ответственности судовладельцев.
Высокий уровень рисков, сопровождающих судоходную деятельность, способствует повышению интереса к проведению эффективного риск-менеджмента, выявлению источников возникновения рисков, оценке и минимизации рисков. Их возникновение ведет к серьезным материальным потерям для судовладельца, необходимости возмещения ущерба третьим лицам, что, в свою очередь, порождает интерес к различным механизмам финансирования рисков - для компенсации убытков и вреда, возникающих в результате непредвиденных событий.
Судовладельцы могут, в частности, выбирать:
- возмещение ущерба за счет дохода судовладельца;
- самострахование путем формирования фондов (резервов) на случай возникновения в будущем обязательств по возмещению причиненного ущерба;
- страхование у коммерческих страховщиков или в обществах взаимного страхования;
- использование заемных средств;
- получение субсидий, гарантий, иных способов поддержки со стороны государственных органов;
- централизацию денежных средств судовладельцев в специально создаваемых фондах (компенсационных/гарантийных);
- привлечение средств иных третьих лиц (спонсоров, причинителей вреда).
Как способ финансирования риска самострахование предполагает создание и использование за счет собственных средств целевого фонда (резерва) на возмещение убытков и вреда, причиненного третьим лицам при наступлении непредвиденных событий. Однако для судовладельцев данный способ представляется неудобным и сложно реализуемым.
Судоходные компании, в соответствии с законодательством Российской Федерации формируют резервы (фонды), в частности: уставный капитал, добавочный, резервный капитал и другие. Резервный капитал предназначен для покрытия убытков отчетного периода. Однако надо учитывать, что ущерб, причиненный третьей стороне в ходе эксплуатации судна, характеризуется неопределенной величиной и (или) отсроченным сроком исполнения, что затрудняет использование внутренних средств организации и формирование резервов. При самостраховании судовладельцам необходимо учитывать требования правил ведения бухгалтерского учета по созданию резерва под оценочные обязательства <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)" (ред. от 27.04.2012).

Оценочное обязательство вытекает из норм законодательных и других правовых актов, судебных решений, договоров; оно связано с прошлыми событиями хозяйственной жизни.
При создании резерва под оценочные обязательства необходимо просчитать (спрогнозировать) с использованием актуарных методов объем обязательств, размер расходов по возмещению ущерба и вреда, причиненного судовладельцем в результате деятельности третьим лицам. Однако анализ финансовой деятельности судоходных компаний показывает, что судовладельцы часто испытывают недостаток свободных собственных и оборотных средств, за счет которых можно было бы оперативно сформировать резервы для удовлетворения требований пострадавших.
Привлечение заемных средств в качестве метода финансирования рисков также имеет один недостаток: эти средства подлежат возврату в соответствии с графиком погашения долга и начисленными процентами независимо от сезонности и наличия средств на счете судовладельца.
На государственную поддержку могут рассчитывать, как правило, "системообразующие" судоходные компании или перевозчики с госучастием, занимающиеся перевозкой пассажиров. Кроме того, размеры государственной поддержки, как показывает практика, невелики и не всегда позволяют компенсировать ущерб, вред в полном размере.
Метод финансирования рисков, основанный на создании системы коллективной ответственности участников судоходной деятельности, централизации части денежных средств в специально созданном фонде (некоммерческой организации) за счет регулярных отчислений судовладельцами, также представляется недостаточно эффективным по следующим причинам:
- денежные средства в виде регулярных отчислений в фонд извлекаются из оборота и не участвуют в развитии судоходства;
- размер отчислений устанавливается, как правило, единый для всех, без учета объема выручки, специфики деятельности, финансового состояния судоходной компании, что может стать непосильным обременением для небольших судоходных компаний;
- содержание фонда (НКО) требует расходов, покрываемых членскими взносами участников, в случае если его деятельность основана на членстве. Более экономным вариантом выглядит заключение договора страхования и уплата страховой премии страховщику;
- при коллективной ответственности за безответственных судовладельцев, не желающих обеспечивать безопасность мореплавания и участвовать в возмещении убытков, расплачиваются добросовестные судовладельцы, перечисляющие средства в фонд;
- коллективный фонд исключает перестрахование его рисков, не приходится рассчитывать и на перестраховочное возмещение, которое избавляло бы от необходимости оплачивать дополнительные взносы и отчисления участников.
Но у фондов есть и преимущества: целевой характер использования средств, аккумулируемых в фонде, рост размера фонда, позволяющего компенсировать серьезные потери, вероятностный характер появления оснований для использования средств фонда, солидарная ответственность участников.
С учетом рискового профиля судовладельцев и их не столь крупных активов (а водные суда одновременно являются носителями риска) страхование представляется наиболее эффективным методом защиты их финансовых интересов.
Денежные средства практически не извлекаются из оборота; размер страховой премии устанавливается с учетом специфики деятельности и индивидуальных рисковых характеристик; деятельность страховщиков по снижению уровня риска способствует повышению безопасности и снижению числа аварий на водном транспорте; возможность перестрахования рисков делает механизм возмещения вреда более устойчивым.
Не умаляя некоторых преимуществ иных методов финансирования риска, следует констатировать, что именно применение страховых принципов, основанных на оценке рисков и вероятности нанесения ущерба (страхование), в большей степени отвечает интересам судовладельцев.
Страхование позволяет судовладельцам распределить риски на условиях взаимности или переложить риски возникновения ответственности на страховщика за страховую премию, уплата которой гарантирует возмещение убытков, вреда в размере страховой суммы (вплоть до полного возмещения ущерба).
Объектом страхования выступают имущественные интересы судовладельцев, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (судами, оборудованием, зданиями и сооружениями на берегу, грузами, денежными средствами и т.п.), движением денежных средств и возникновением ответственности, о которой сказано выше.
Понятие "имущественный интерес" раскрыто в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в Кодексе торгового мореплавания. Без наличия имущественного интереса страхование и определение самого объекта страхования невозможны. Что касается страхового интереса, то оно не раскрыто в законодательстве и пока что выступает только предметом дискуссий ученых и практиков.
Под страховым интересом автор предлагает понимать меру материальной заинтересованности физического или юридического лица в страховании; страховой интерес является, с его точки зрения, основным стимулом, мотивирующим страхователя к заключению договора страхования.
Можно выделить следующие характерные черты, присущие страховому интересу:
1. Индивидуализация. Любое лицо (физическое и юридическое) заключает договор страхования в зависимости от своих потребностей и на основе свободного волеизъявления (за исключением случаев, предусмотренных законодательством). В страховании ответственности судовладельца индивидуализация проявляется особенно сильно и обусловливает необходимость индивидуального (немассового) андеррайтинга в отношении судовладельца.
Индивидуализация страхового интереса требует определения особых условий страхования, сформированных в соответствии с потребностями страхователя.
2. Наличие риска. Страховой интерес возникает, только когда существуют вероятность наступления страхового случая, возможность нанесения ущерба или вреда. Наличие риска может оцениваться страхователем объективно или субъективно, но в том и другом случае результаты этой оценки мотивируют страхователя к заключению договора страхования. Для индивидуума чувство страха, опасности, ответственности при наступлении страхового случая возникает в связи с самим происшествием, в то время как для компании большее значение приобретает оценка последствий события, а не сам факт реализации риска.
3. Денежная оценка возможного ущерба. Размер ущерба в результате страхового случая выражается в денежном эквиваленте, т.е. имеет стоимость и порядок ее определения. Оценка будущей стоимости ущерба по обязательствам, связанным с возмещением причиненного ущерба, является важной составляющей страхового интереса, - чем выше ущерб в результате возможного инцидента, тем выше и связанный с ним страховой интерес. Помимо денежной оценки ущерба для определения страхового интереса в страховании ответственности важен показатель количества пострадавших. Чем выше вероятность причинения вреда широкому кругу лиц, в том числе в связи с гибелью или повреждением дорогостоящего имущества (в нашем случае - судна), тем выше страховой интерес. При осуществлении судоходной деятельности существует вероятность причинения вреда не только жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, но и окружающей среде, что делает необходимым страхование ответственности за загрязнение, расходов по ликвидации разливов нефти, удалению остатков кораблекрушения и т.д.
4. Зависимость от дохода страхователя. С одной стороны, страховой интерес мотивируется наличием риска и результатом его оценки, с другой - он ограничен финансовыми возможностями страхователя. Зависимость страхового интереса от уровня дохода выражается в размере свободных денежных средств, которые страхователь готов вложить в страхование.
5. Наличие имущественного интереса. Субъекты хозяйственной деятельности обязаны по закону обеспечивать сохранность имущества, а также возмещать причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц вред. Судовладелец как собственник судна несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск случайной гибели или случайного повреждения имущества <2>. Фрахтователь судна (арендатор) также обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. Соответственно, страховой интерес выступает в качестве одного из механизмов реализации имущественного интереса юридического лица.
--------------------------------
<2> Гражданский кодекс РФ, ст. ст. 210 и 211.

6. Условия страхования должны быть достаточно просты и понятны, лишены противоречий, неоднозначных толкований. Если это не так, то субъект будет искать другие способы реализации своего имущественного интереса помимо страхования.
Для российского страхового рынка характерно преимущественное использование механизмов страхования гражданской ответственности судовладельца и страхования судов (каско), что обусловлено наличием требований законодательного характера и практикой делового оборота.
Исходя из изложенного можно сделать следующий вывод: судовладелец, реализуя свой страховой интерес, заинтересован в организации и предоставлении ему страховой защиты при наступлении неблагоприятных событий. Его страховой интерес (в имущественном страховании) следует понимать как потребность субъекта в страховании, выраженную в его волеизъявлении заключить договор страхования на приемлемых и понятных условиях для обеспечения целостности и сохранности принадлежащего ему имущества, возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц, компенсации убытков и неполученной прибыли в результате наступления неблагоприятного события.

Литература

1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. М.: Проспект, 2014.
2. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. М.: Проспект, 2014.
3. Балакирева Л.Ю. Имплементация мирового опыта использования страховых поручительств // Страховое право. 2014. N 1 (62).
4. Санжиева Т.В. Классификация рисков судоходных компаний в интегрированной системе риск-менеджмента и BSC. Материалы II международной научной конференции. Пермь, 2012 г. Меркурий, 2012.
5. Торский В.Г. Судоходство и концепция устойчивого развития // Морское обозрение. 2012. N 2.
6. Турбина К.Е. Современное понимание имущественных интересов как объекта страхования // Финансы. 2000. N 11.
7. Scott E. Harrington, Gregory R. Niehaus. Risk Management and Insurance. Burr Ridge, Ill.: Irwin/McGraw-Hill. 1999.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Налогообложение выплат по договору страхования: что должен знать банк-выгодоприобретатель (Горелова И.)

Дата размещения статьи: 27.12.2021

подробнее>>

Перестрахование для программы страхования жилья (Лифанова Е.)

Дата размещения статьи: 13.10.2021

подробнее>>

Проблема определения размера страхового возмещения при наступлении страхового случая по договору страхования гражданской ответственности застройщика (Гончарова А.А.)

Дата размещения статьи: 24.05.2021

подробнее>>

Вред от действий пассажира транспортного средства и страховой случай в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Светличный А.Д.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

подробнее>>

Полномочия и особенности деятельности страховых агентов и брокеров (Цокур Е.Ф.)

Дата размещения статьи: 01.03.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.