Дата размещения статьи: 19.05.2015
Впервые идея о медиации в Германии была озвучена в 1977 году. При этом инициатива введения медиации в гражданский процесс появилась в юридической социологии <1>. Идея практически сразу привлекла широкое внимание со стороны юридической общественности. Особый импульс росту интереса к медиации дало выступление президента Конституционного суда ФРГ на конгрессе судей в 1979 году. Результатом стала обширная научная дискуссия об альтернативных способах разрешения споров <2>.
--------------------------------
<1> Funken, K. Court-Connected Mediation in Japan and Germany (March 2001) // University of Queensland School of Law Working Paper. N 867 [Electronic resource]. URL: www.ssrn.com/abstract=293495 (дата обращения: 10.10.2014).
<2> Blankenburg E. [et al.] Alternative Rechtsformen und Alternativen zum Recht // Jahrbuch Rechtssoziologie und Rechtstheorie. . 1980. Vol. 6.
В 2000 году было принято несколько федеральных законов, которые создавали рамки для создания землями своего законодательства о процедурах медиации. Новая редакция § 15 ГПК ФРГ <3>, в частности, предполагала широкую автономию федеральных земель в вопросах принятия законов о медиации. Первой землей, издавшей закон о медиации, стала Бавария <4>, затем Баден-Вюртемберг <5> и другие субъекты ФРГ. Так, процедура медиации прочно вошла в гражданский процесс ФРГ. Например, в 2008 - 2010 годах судами Берлина с применением медиации было рассмотрено 5474 дела <6>.
--------------------------------
<3> Zivilprozessordnung // BGBI. I. P. 3202.
<4> Bayerisches Gesetz zur obligatorischen auBergerichtlichen Streitschlichtung in Zivilsachen (Bayerisches Schlichtungsgesetz - BaySchlG) // GVBL. P. 268.
<5> Gesetz zur obligatorischen auBergerichtlichen Streitschlichtung // GBI. P. 470.
<6> Digmeyer Fritz. Mediation in Germany [Electronic resource]. URL: www.in-mediation.eu/en/mediation-in-gerrmany#_ftn46 (дата обращения: 10.10.2014).
В июле 2012 года институт медиации получил дальнейшее развитие. Парламент Германии имплементировал Директиву Европарламента и Совета "Об отдельных аспектах медиации по гражданским и коммерческим делам" <7> (далее - Директива). Результатами стали: Федеральный закон "О развитии медиации и других методах внесудебного разрешения споров" <8> (далее - Закон 2012 г.), поправки в ГПК и Закон "О процедуре по семейным делам" <9>. Закон 2012 г. кодифицировал законодательство о медиации и смежных процедурах альтернативного разрешения гражданских дел. Главными идеями указанных Законов были: дать возможность суду удостовериться в исполнимости соглашения, достигнутого в процессе медиации; обеспечить конфиденциальность процедуры; приостановить течение исковой давности на время действия соглашения.
--------------------------------
<7> Directive 2008/52/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters // OJ. L136. 24.05.2008. P. 3 - 8.
<8> Gesetz zur der Mediation und anderer Verfahren der auBergerichtlichen Konfliktbeilegung // BGBI. I. 2012. 1577.
<9> Gesetz das Verfahren in Familiensachen und in den Angelegenheiten der freiwilligen Gerichtsbarkeit // BGBI. I. P. 2586, 2587.
Если Директива ЕС применялась лишь к трансграничным спорам, то Закон о медиации 2012 г. не делал различий в отношении субъектного состава сторон. Внесенные в процессуальные кодексы поправки позволяли применять посредничество и к другим способам разрешения споров: рассмотрению жалоб чиновниками и др.
Закон 2012 года (§ 1) дал следующее определение медиации. Это "конфиденциальная и структурированная процедура, в которой стороны добровольно и под свою ответственность ищут мирный способ разрешения спора при содействии медиатора". Согласно § 2 Закона в качестве медиатора выбирается сторонами лицо, нейтральное для таких процедур. В отличие от третейского судьи медиатор не имеет права на вынесение решения или совершение других процессуальных действий, обязательных для сторон (§ 5). Общей целью медиации является поиск направленного на будущее способа разрешения спора, дабы продолжить взаимодействие между сторонами.
Стороны самостоятельно выбирают себе медиатора или обращаются в специализированные учреждения, которые предоставляют медиатора по их запросу. К таким организациям относятся Немецкий арбитражный институт <10> и Торгово-промышленная палата <11>.
--------------------------------
<10> Deutsche Institution Schiedsgerichtsbarkeit [Electronic resource]. URL: www.dis-arb.de (дата обращения: 10.10.2014).
<11> Industrie-und Handelskammer [Electronic resource]. URL: www.dihk.de (дата обращения: 10.10.2014).
Закон 2012 года сводит базовые обязанности медиатора к необходимости адекватно информировать стороны, а также быть уверенным в том, что они осведомлены о принципах и ходе медиации (§ 2 Закона). Основными задачами медиатора являются: содействие развитию контактов между сторонами и обеспечение адекватного и справедливого участия каждой из сторон в процедуре (§ 3). В случае, если стороны пришли к мировому соглашению, на медиатора также возлагается обязанность удостовериться в том, что оно достигнуто при полном понимании обстоятельств и содержания соглашения (§ 6 Закона). Роль медиатора может существенно меняться в зависимости от типа спора и сторон правоотношения. Так, иногда она может быть сведена к модерированию и улучшению коммуникации между сторонами.
Медиация регламентирована строгими правилами о конфиденциальности. Для обеспечения этого Закон содержит конструкцию "сертифицированный медиатор" (zertifizierter Mediator - нем.). Такой статус может получить лишь лицо, прошедшее специальное обучение по программе Министерства юстиции ФРГ. Помимо этого, для сертифицированных медиаторов обязательно непрерывное образование (§ 2 Закона).
Закон 2012 года различает три вида медиации: 1) стандартная внесудебная медиация; 2) внесудебная медиация по предложению суда; 3) медиация в ходе юридической консультации. Они отличаются друг от друга в зависимости от начала процедуры и лица, которое может выступать в качестве медиатора. Рассмотрим их более детально.
Стандартная внесудебная медиация основана исключительно на соглашении между сторонами о разрешении своего спора подобной процедурой. Правовой основой здесь выступает только Закон 2012 года. В случае, если между сторонами сложились устоявшиеся правоотношения, к процедуре медиации можно перейти посредством заключения ad hoc соглашения или - добавив оговорку о медиации в договоре.
Внесудебная медиация по предложению суда регулируется не только Законом 2012 года, но и рядом статей ГПК. В ФРГ суд не может принудить стороны к обязательной медиации; высказанное судом предложение о проведении медиации может быть отвергнуто сторонами. В случае достижения успешного разрешения спора посредством медиации суд прекращает рассмотрение дела.
Медиация в ходе юридической консультации осуществляется судьей-медиатором ( - нем.). Институт "судьи-медиатора" является новым для немецкого законодательства и был введен в 2012 году. Это особый процессуальный фрейм, который обозначает судью, рассматривающего конкретное дело. В рамках этой процедуры судья не может выносить решения, обязывающие стороны. Иными словами, судья временно получает права и обязанности внесудебного медиатора и использует методы медиации. Цель здесь преследуется такая же - разрешение дела без вынесения судебного решения.
Юридическая сила достигнутому посредством медиации соглашению может быть придана следующими способами: 1) нотаризацией, проведенной немецким "нотариусом гражданского права" (аналог российского нотариуса); 2) судом ФРГ в соответствии с § 794 ГПК ФРГ; 3) мировым соглашением, подписанным у юриста (§ 796a ГПК).
В нормативных актах Германии закреплены и иные формы медиации (см.: Закон "Об акционерных обществах" <12>, Закон "О процедуре по семейным делам" <13> и др.). Они требуют специального рассмотрения.
--------------------------------
<12> Aktiengesetz // BGBI. I. P. 1089 [Electronic resource]. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/aktg/index.html (дата обращения: 10.10.2014).
<13> Gesetz das Verfahren in Familiensachen und in den Angelegenheiten der freiwilligen Gerichtsbarkeit // BGBI. I. P. 2586, 2587.
Опыт ФРГ в правовом регулировании медиации представляется интересным для изучения в России. Во-первых, этот институт действительно является эффективным и позитивно оценивается самими немцами. Во-вторых, структура права РФ и устройство судов во многом схожи с немецкими.
Особый интерес представляют нормы права ФРГ о судебной медиации. По нашему мнению, связано это со следующим. Еще в конце 2011 года Высшим Арбитражным Судом РФ был разработан пакет поправок в АПК РФ <14>. Среди прочего в проекте была впервые для РФ заложена идея о судебной медиации. Так, в соответствии со ст. 3 проекта в АПК предполагалось ввести ст. 138.3 следующего содержания: судебным медиатором может выступать судья в отставке, помощник судьи, не принимающего участия в рассмотрении дела, работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование. Список судебных медиаторов утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных медиаторов. Однако этот проект так и не стал законом. Думается, зря. Опыт ФРГ показал эффективность такого рода норм.
--------------------------------
<14> Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур" [Электронный ресурс]. URL: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/fz_proekt_prim.pdf (дата обращения: 10.10.2014).
Литература
1. Aktiengesetz // BGBI. I. P. 1089 [Electronic resource]. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/aktg/index.html (дата обращения: 10.10.2014).
2. Alternative Rechtsformen und Alternativen zum Recht / E. Blankenburg [et al.] // Jahrbuch Rechtssoziologie und Rechtstheorie. , 1980. Vol. 6.
3. Bayerisches Gesetz zur obligatorischen au ergerichtlichen Streitschlichtung in Zivilsachen (Bayerisches Schlichtungsgesetz - BaySchlG) // GVBL. P. 268.
4. Digmeyer F. Mediation in Germany [Electronic resource]. URL: www.in-mediation.eu/en/mediation-in-gerrmany#_ftn46 (дата обращения: 10.10.2014).
5. Directive 2008/52/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters // OJ. L136. 24.05.2008. P. 3 - 8.
6. Funken, K. Court-Connected Mediation in Japan and Germany (March 2001) // University of Queensland School of Law Working Paper. N 867 [Electronic resource]. URL: www.ssrn.com/abstract=293495 (дата обращения: 10.10.2014).
7. Gesetz das Verfahren in Familiensachen und in den Angelegenheiten der freiwilligen Gerichtsbarkeit // BGBI. I. P. 2586, 2587.
8. Gesetz das Verfahren in Familiensachen und in den Angelegenheiten der freiwilligen Gerichtsbarkeit // BGBI. I. P. 2586, 2587.
9. Gesetz zur der Mediation und anderer Verfahren der auBergerichtlichen Konfliktbeilegung // BGBI. I. 2012. 1577.
10. Gesetz zur obligatorischen au ergerichtlichen Streitschlichtung // GBI. P. 470.
11. Zivilprozessordnung // BGBI. I. P. 3202.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 23.08.2021
Дата размещения статьи: 19.02.2021
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 25.12.2020
Дата размещения статьи: 26.01.2019
Навигация