Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Медицинская и фармацевтическая деятельность > К вопросу о проекте Федерального закона "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)" (Коноплева Е.Л., Остапенко В.М.)

К вопросу о проекте Федерального закона "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)" (Коноплева Е.Л., Остапенко В.М.)

Дата размещения статьи: 25.06.2015

В России выполняется около полутора тысяч трансплантологических операций в год, в то время как реальная потребность составляет 8 - 10 тысяч. Треть россиян, ежегодно нуждающихся в операциях по пересадке органов, - дети. Для сравнения: в США ежегодно проводится 25 тысяч операций по пересадке органов.
В числе препятствий к развитию трансплантологии следует назвать негативное отношение со стороны российского общества, острый дефицит донорских органов, запрет детского донорства, несовершенный характер организации медицинской помощи.
Большинство этих проблем призван решить новый Закон "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации", проект которого предложен к рассмотрению Министерством здравоохранения в прошлом году.
За основу взят европейский опыт законодательства в сфере трансплантологии. Наряду с действующей концепцией согласия на посмертное донорство органов вводится презумпция испрошенного согласия.

Презумпция согласия на изъятие органов означает, что если умерший или его родственники до момента наступления смерти не заявили об отказе стать донором, то органы могут быть изъяты. Помимо России, этой правовой нормы придерживаются Австрия, Бельгия, Венгрия, Чехия, Белоруссия, Китай.
Концепция несогласия, или испрошенного согласия, требует от каждого человека ясного ответа на вопрос, согласен ли он на посмертное донорство. Презумпция несогласия - как более демократичная форма согласия, обеспечивающая защиту прав и свобод граждан, - действует в Германии, Италии, Испании, Франции, США, Канаде. Именно на введении нормы испрошенного согласия настаивает Русская Православная Церковь.
Согласно законопроекту после нотариального оформления соответствующего документа (или заверения его в медицинской организации) данные потенциального донора будут внесены в федеральный регистр прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти.
Однако очевидно, что у множества людей мысль о посмертном донорстве собственных органов вызывает глубокое отторжение на инстинктивном уровне. Это связано с целым рядом причин - здесь и необходимость уважения тела умершего человека, что подразумевает сохранение его целостности, и ощущение того, что трансплантация, как своего рода "социально-медицинская инженерия", противоестественна, и надежды на жизнь после смерти, и естественный консерватизм, и недоверие к официальной медицине. Кроме того, вряд ли среднестатистический российский гражданин выкроит время и деньги для прохождения медицинского обследования и оформления документов в целях теоретически возможного донорства. Ясно, что подавляющее большинство превратится в "молчунов", игнорирующих это требование законодательства, а донорский ресурс, и так абсолютно недостаточный, сократится еще больше. Даже в Испании, чья модель организации трансплантации была признана ВОЗ лучшей в мире (показатель донорства - рекордные 35 доноров на миллион населения), каждый десятый больной умирает без донорского органа.

Необходим простой и понятный каждому человеку механизм получения испрошенного согласия. Например, согласно опросам в Германии две трети населения согласны стать добровольными донорами, но только 17% из них имеют на руках соответствующие удостоверения (правда, в абсолютных цифрах это 850 тысяч человек!). Гораздо эффективнее периодически рассылать по почте письменные запросы с предложением стать донором. В США донорские карточки находятся в открытом доступе в медицинских учреждениях, в полиции и в общественных местах. После заполнения и получения подписей двух свидетелей их следует хранить при себе, например, с водительским удостоверением.
Юристы любят повторять, что работает только тот закон, который является следствием общепринятой морали. Представляется явно преждевременным введение концепции испрошенного согласия в стране, для которой характерен дефицит милосердия, недоверие к системе здравоохранения, коррупция и криминал. Закон оговаривает создание специальной системы защиты от несанкционированного доступа в федеральный регистр потенциальных доноров, однако кто может ответить на вопрос, сколько проживет потенциальный донор в случае взлома этой системы или подкупа лиц, имеющих к нему доступ? Врачи безоговорочно объявляют мифом все предположения о возможной криминализации сферы трансплантологической помощи. Но что делать обывателю при знакомстве в сети Интернет с таким документом, как "Заявление о торговле живыми органами" ВМА (Брюссель - Бельгия, октябрь 1985 года)? Одна цитата: "Рассмотрев факты, свидетельствующие о процветании в последнее время продажи живых донорских почек из слаборазвитых стран для пересадок в Европе и США, Всемирная медицинская ассоциация осуждает куплю-продажу человеческих органов для трансплантации и обращается к правительствам всех стран с призывом принять эффективные меры для предотвращения использования человеческих органов в коммерческих целях". Если сегодня вы наберете в поисковой строке запроса что-нибудь вроде: "Куплю почку срочно 2014", получите более 350 тысяч ответов с конкретными расценками и предложениями.
На этом фоне вносятся такие предложения, как, например, обязательное внесение данных об отказе от посмертного донорства в паспорт и медицинский полис гражданина; в дальнейшем, если операция по пересадке органов понадобится такому "отказнику", он будет лишен такого права. При всех рассуждениях о справедливости подобного решения очевидно сильное давление общества на потенциального донора и в этом случае вряд ли уместно рассуждать о добровольном выборе.
Быть может, предлагая россиянам концепцию испрошенного согласия, разумнее одновременно продумать систему поощрений для потенциальных доноров. Напомним, один донор может спасти жизнь восьмерым реципиентам. В качестве стимулов могут выступать определенные льготы при оказании медицинской помощи, бесплатное санаторно-курортное лечение, дополнительные выходные. Учитывая, что жертвовать анонимно всегда труднее, целесообразно прописать в законе возможность адресного пожертвования своих органов для пересадки - например, только ребенку.
В Законе 1992 года изъятие органов могло иметь место только после констатации смерти мозга. При этом дыхательная и сердечно-сосудистая система продолжали функционировать, предохраняя органы от разложения. В редакции нового Закона стало возможным изъятие органов у людей с необратимой остановкой дыхательной и сердечной деятельности. В этом случае нельзя исключить пересадку не совсем "качественных" донорских органов, так как кровообращение в них неизбежно нарушалось. Не появится ли желание у персонала из-за опасения порчи трансплантационного материала сократить время проведения реанимационных мероприятий? Тем более что процедура получения согласия на изъятие органов у "молчунов" дополнительно растягивается на три часа ожидания решения родственников.
Принципиально новый момент, который нашел свое отражение в последней редакции Закона о трансплантации органов и тканей, - чрезвычайно острая и болезненная проблема детского донорства.
По действующему законодательству, детское донорство - как прижизненное, так и посмертное - в нашей стране полностью запрещено. Сегодня детская трансплантология может использовать для пересадки ребенку орган умершего взрослого или фрагмент органа от живого взрослого родственника. Однако в случае необходимости пересадки сердца или легкого маленькому ребенку этот путь невозможен, а в пересадках такого рода ежегодно нуждаются несколько сотен российских детей.
Такие дети могут быть прооперированы за рубежом, однако Стамбульская декларация Международного общества трансплантологов резко осуждает практику так называемого трансплантационного туризма, поскольку это приводит к ухудшению способности страны оказывать помощь своим собственным детям.
Закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступивший в силу в 2011 году, узаконил посмертное детское донорство. Но эта правовая норма в настоящий момент не может быть реализована, так как вновь принятый Закон вошел в противоречие с действующим Законом о трансплантации 1992 года; кроме того, до сих пор не утвержден проект "Инструкции по констатации смерти ребенка на основании диагноза головного мозга", подготовленный группой специалистов еще в 2007 году.

Проект Закона о трансплантации 2015 года оставляет под запретом живое детское донорство (дети до 18 лет донорами быть не могут), но детальнейшим образом прописывает процедуру получения согласия у родителей умершего ребенка, что сразу исключает возможность использования в качестве доноров детей-сирот. Это же правило испрошенного согласия будет действовать в случае смерти недееспособного лица. Правда, остается неясным, как поступать на практике в случаях, когда один из родителей дает согласие, а второй - нет.
В рассматриваемом законопроекте, как и в действующем законодательстве, отсутствует статья, регламентирующая использование эмбрионов человека для трансплантации. Между тем подавляющее большинство международных этических документов утверждает священность дара жизни с момента зачатия, а не с момента рождения (Женевская Декларация, Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация ВМА о медицинских абортах, Заявление ВМА об искусственном оплодотворении и трансплантации органов и др.). Эмбрион есть человеческое существо, следовательно, любые манипуляции с ним должны подвергаться этической и правовой экспертизе. Для целей трансплантации могут быть использованы самопроизвольные выкидыши, абортивный материал, плоды in vitro. Возникает вопрос, следует ли в данном случае учитывать согласие родителей по аналогии с рожденными детьми? Нельзя также исключить ситуацию, когда суррогатная мать будет вынашивать плод исключительно с целью получения донора необходимых фетальных материалов и органов. В качестве примера можно привести казус 1987 года, когда по просьбе женщины было произведено искусственное оплодотворение in vitro от ее отца, страдающего болезнью Альцгеймера, для последующей трансплантации мозговой субстанции плода с минимальным риском отторжения.
Статьи, посвященные организации живого взрослого донорства, не претерпели существенных изменений по сравнению с предыдущей редакцией. По-прежнему донором может стать только совершеннолетний генетически близкий родственник; донорство рассматривается как безвозмездный добровольный анатомический дар. Однако один из основополагающих принципов трансплантации гласит, что "донорство не должно стать причиной смерти донора". Это достаточно удивительное требование, учитывая неизбежный риск любой хирургической операции (при живом родственном донорстве вероятность летального исхода составляет 1%). Далее в статье "Условия прижизненного донорства органов" читаем: "Родственная трансплантация осуществляется только при наличии в протоколе решения врачебной комиссии заключения о том, что здоровью живого донора в результате изъятия его органов для трансплантации не будет причинен значительный вред, влекущий необратимое расстройство здоровья, стойкую утрату трудоспособности, инвалидность, и об отсутствии медицинских противопоказаний к родственной трансплантации". Но кто из врачей сможет поручиться, что удаление почки или части печени, тонкой кишки, поджелудочной железы, доли легкого не закончится для донора получением инвалидности? Эти два положения проекта Закона при всей их абсурдности могут быть трактованы как запрет живого донорства, поскольку делают врачей юридически уязвимыми.
Вместе с тем успехи трансплантологии зависят не только от достаточного количества донорских органов, но и от решения организационных вопросов медицинской службы. В новом Законе предпринята попытка создания продуманной системы, увязывающей в единое целое все звенья трансплантологической цепи в нашей стране. Будет развернута система лицензированных центральных и региональных координационных центров органного донорства (сейчас около ста ЛПУ имеют право проводить трансплантацию органов). В медицинских учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на этот вид деятельности, появятся должности трансплантационных координаторов. Одновременно предусматривается введение единых регистров, с помощью которых станет возможным централизованное получение конфиденциальной информации о возможных донорах и реципиентах.
Вызывает вопросы привлечение частных лечебных учреждений, так как в обществе сильно недоверие к таким клиникам, даже при наличии у них лицензии. Быть может, целесообразно разрешить проведение в частных клиниках операций, связанных с живым родственным донорством, но не посмертное донорство, тем более детское.
Не совсем ясно, будут ли компенсироваться расходы ЛПУ на "кондиционирование донора", то есть на поддержание в условиях реанимационного отделения его тела в нужном состоянии до момента изъятия органов. Такой высокотехнологичный процесс, как изъятие, транспортировка и пересадка органов, требует продуманного взаимодействия десятков медработников самых различных профилей. Войдут ли в квалификационные требования к реаниматологам правила подготовки донора к операции по извлечению органов и их консервации? Только ли реаниматологи должны обладать соответствующими знаниями в области консервации донорских органов и т.д.? Сегодня специальный курс по трансплантологии существует лишь в нескольких российских медицинских вузах, что ничтожно мало для эффективной слаженной работы специалистов в этой области. Как обеспечить заинтересованность врачей? Этично ли оплачивать или, наоборот, не оплачивать работу реаниматологов и других специалистов в этой сфере? Например, в Польше за каждого переданного трансплантологам больного дежурный реаниматолог получает денежное вознаграждение, эквивалентное стоимости суточного дежурства.
В отличие от предыдущего Закона, последняя редакция написана тяжеловесно, излишне подробно и бюрократично. Например, вряд ли оправдано разделение доноров на живых, потенциальных, приемлемых, реальных и актуальных - на наш взгляд, это лишь вносит лишнюю путаницу в существо вопроса.

Выводы:
Законопроект в целом носит несколько преждевременный характер, не учитывая такие реалии сегодняшней российской действительности, как настороженное отношение большинства населения к проблеме пересадки органов, его пассивность, негативный образ "черного трансплантолога". Возможно снижение доступности посмертных донорских органов как следствие введения нормы испрошенного согласия для взрослых доноров. Следует максимально упростить процедуру волеизъявления или вернуться к презумпции согласия.
Создание продуманной системной медицинской инфраструктуры надлежит признать несомненным достоинством законопроекта, однако включение в систему оказания столь высокотехнологичной и этически сложной медицинской помощи частных медицинских учреждений представляется достаточно спорным.
Изменение возрастного ценза при посмертном донорстве является прогрессивным шагом так же, как и введение нормы испрошенного согласия в ситуации с посмертным детским донорством и донорством недееспособных лиц.
Требуется создание нормативно-правовой базы, определяющей порядок получения и использования эмбриональных органов и тканей для целей трансплантации.
Необходима широкая информационно-разъяснительная работа, направленная на воспитание социального уважения к донорству. Например, слоганы социальной рекламы добровольного донорства органов за рубежом звучат таким образом: "Не ставьте точку!", "Венок для одного может стать спасательным кругом для другого", "Любой может подарить жизнь", "Не забирайте органы с собой на небо, они нужны здесь" и др.
Решению этических проблем трансплантологии может способствовать создание искусственных органов, таких как аппарат "искусственная почка", искусственные клапаны сердца, искусственные суставы, искусственные хрусталики глаза, искусственное сердце, искусственная матка; использование соматических стволовых клеток для получения необходимых тканей.

Литература

1. Проект Закона "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)".
2. Сергеев Ю.Д., Поспелова С.И. Современное состояние и проблемы правового регулирования донорства и трансплантации органов и тканей человека // Медицинское право. 2013. N 1. С. 3 - 9.
3. Кузнецов В.Ю. Хищение трансплантатов человека как предмет специального уголовно-правового регулирования // Медицинское право. 2012. N 6. С. 25 - 27.
4. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека".

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Правовые аспекты баланса интересов: фармацевтические компании - инноваторы и производители дженериков (Паземова Е.И.)

Дата размещения статьи: 24.12.2021

подробнее>>

Правовые проблемы инновационной деятельности в сфере обращения медицинских изделий (Расаева Х.А.)

Дата размещения статьи: 06.03.2021

подробнее>>

Актуальные вопросы обращения медицинских изделий (Полинская Т.А., Шишов М.А.)

Дата размещения статьи: 01.02.2021

подробнее>>

Приостановление действия лицензии на осуществление медицинской, фармацевтической деятельности в административном (внесудебном) порядке (Рощин Д.О., Плутницкий А.Н., Чимбирева А.А.)

Дата размещения статьи: 11.12.2020

подробнее>>

Патентование способов лечения и диагностики: опыт зарубежных стран, выбор России (Ворожевич А.С.)

Дата размещения статьи: 07.12.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.