Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Целевой прием и целевое обучение (Куницына В.)

Целевой прием и целевое обучение (Куницына В.)

Дата размещения статьи: 16.11.2015

Во многих организациях высшего и среднего профессионального образования осуществляется целевой набор и ведется целевое обучение. Каковы условия целевого приема? В каком порядке заключаются договоры на целевой прием и целевое обучение? Что в них необходимо отразить? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Условия целевого приема

Целевой прием и целевое обучение осуществляются в силу ст. 56 Закона об образовании <1>. Согласно п. 1 указанной статьи организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных им в соответствии со ст. 100 Закона об образовании контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Квота целевого приема для получения высшего образования в объеме определенных на очередной год контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных средств по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями образовательных организаций (п. 2 ст. 56 Закона об образовании).
Целевой прием проводится в рамках квоты на основе соответствующего договора, заключаемого образовательной организацией с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, которые, в свою очередь, заключили договор о целевом обучении с гражданином (п. 3 ст. 56 Закона об образовании).
Право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили соответствующий договор с органом или организацией, указанными выше, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, который определен в п. 8 ст. 55 Закона об образовании (п. 4 ст. 56 данного Закона).
Госорганы разных уровней и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приема (п. 9 ст. 56 Закона об образовании).

Договоры о целевом приеме и целевом обучении

Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076 (далее - Правила N 1076).
Договор о целевом приеме. Согласно п. 2 Правил N 1076 договор о целевом приеме заключается образовательной организацией с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, заключившими договор о целевом обучении с гражданином.
Он заключается в простой письменной форме в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон (п. 3 Правил N 1076).
Орган или организация направляют в образовательное учреждение предложение в письменной форме о заключении договора, содержащее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить по направлениям подготовки и специальностям в рамках целевого обучения для органа или организации, а также о направлениях деятельности органа или организации (п. 4 Правил N 1076).
Образовательная организация в течение десяти календарных дней со дня получения предложения в письменной форме сообщает органу или организации о своем согласии на заключение договора, информируя их о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (п. 5 Правил N 1076).
При выражении образовательной организацией согласия на заключение договора о целевом приеме орган или организация в течение пяти календарных дней со дня получения согласия направляют образовательной организации подписанный проект договора и определенный органом или организацией самостоятельно список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме (п. 6 Правил N 1076).
Образовательная организация подписывает проект договора в течение пяти календарных дней со дня его получения. После подписания проекта договора о целевом приеме один экземпляр остается у образовательной организации (п. 7 Правил N 1076).
Существенными условиями договора о целевом приеме являются (п. 5 ст. 56 Закона об образовании):
- обязательства организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении;
- обязательства органа или организации по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении.
Типовая форма договора о целевом приеме утверждена Постановлением Правительства РФ N 1076. Согласно этой форме орган или организация, выступающие в роли заказчика по договору, имеют право:
- проводить работу по профессиональной ориентации граждан, поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования;
- проводить мониторинг успеваемости граждан, обучающихся в соответствии с договорами о целевом обучении, и контролировать качество их подготовки;
- вносить исполнителю предложения по формированию образовательных программ высшего образования, реализуемых исполнителем, с учетом дополнительных требований заказчика к уровню и качеству подготовки граждан, заключивших договор о целевом обучении, и (или) по внесению изменений в указанные образовательные программы;
- принимать участие в организуемых исполнителем учебно-методических и научных мероприятиях по проблемам совершенствования системы подготовки и повышения квалификации специалистов, а также развития фундаментальной и прикладной науки;
- иные права.
Кроме этого, договор о целевом приеме предполагает и обязанности для заказчика, в частности:
- осуществлять отбор и направление граждан, заключивших договор о целевом обучении, к исполнителю для участия в конкурсе на целевые места, проводимом в рамках квоты;
- организовать прохождение гражданами, заключившими договор о целевом обучении и принятыми на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты, практики в соответствии с учебными планами исполнителя.
Образовательная организация именуется исполнителем по договору. Она обязана:
- организовать целевой прием граждан, заключивших договор о целевом обучении с заказчиком, в рамках квоты;
- принять на целевые места граждан, заключивших договор о целевом обучении и прошедших конкурс, проводимый в рамках квоты;
- обеспечить необходимые условия для подготовки граждан, заключивших договор о целевом обучении и обучающихся по образовательным программам высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, а также с учетом новейших достижений науки и техники;
- предоставить по письменному запросу заказчика информацию об успеваемости граждан, заключивших договор о целевом обучении;
- письменно известить заказчика в течение десяти календарных дней о невыполнении гражданином, заключившим договор о целевом обучении, требований образовательной программы, о его переводе на обучение по иной программе, отчислении или иных обстоятельствах, имеющих значение для исполнения данного договора;
- обеспечить направление граждан, заключивших договор о целевом обучении, в организацию, указанную в нем, для прохождения практики.
При этом образовательная организация вправе учитывать предложения заказчика по формированию программ высшего образования, реализуемых ею, исходя из дополнительных требований заказчика к уровню и качеству подготовки граждан, заключивших договор о целевом обучении, и (или) по внесению изменений в указанные образовательные программы.
Договор о целевом обучении. В соответствии с п. 8 Правил N 1076 договор о целевом обучении заключается органом или организацией с гражданином или обучающимся в простой письменной форме в двух экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон) (п. 9 Правил N 1076).
Договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. В это время орган или организация в письменном виде информируют образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий этих договоров (п. 10 Правил N 1076).
Договор о целевом обучении с обучающимся заключается на любом этапе освоения им образовательной программы в образовательной организации (п. 11 Правил N 1076).
Несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей (законных представителей) (п. 12 Правил N 1076).
Согласно п. 9 ст. 56 Закона об образовании федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися по программам среднего профессионального или высшего образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приема. То есть студент может поступить в учебное заведение на общих основаниях, а впоследствии ему могут предложить заключить договор на целевое обучение. Об этом сказано в Письме Минобрнауки России от 11.09.2014 N 06-863.
Существенными условиями договора о целевом обучении являются (п. 6 ст. 56 Закона об образовании):
- меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, заключившими соответствующий договор (к таким мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);
- обязательства органа или организации и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики последнего, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;
- основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.
Типовая форма договора о целевом обучении утверждена Постановлением Правительства РФ N 1076.
Рассматриваемый договор дает право организации (органу власти), заключившей его с гражданином, запрашивать у него информацию о результатах прохождения им промежуточных аттестаций согласно учебному плану и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся, рекомендовать тему выпускной квалификационной работы (при наличии).
Договором предусмотрены следующие обязанности для организации (органа власти):
- предоставить гражданину в период его обучения меры социальной поддержки;
- организовать прохождение гражданином практики в соответствии с учебным планом;
- в случае неисполнения обязательств по трудоустройству гражданина выплатить ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки;
- уведомить гражданина об изменении местонахождения, банковских реквизитов (при их наличии) или иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение десяти календарных дней со дня возникновения названных изменений.
Гражданин, обучающийся по целевому договору, имеет право:
- получать от организации меры социальной поддержки;
- в случае необходимости получать информацию о деятельности организации, в которой организовано прохождение практики по учебному плану.
Но данным договором на него возлагаются и обязанности, которые предписывают ему:
- осваивать образовательную программу по своей специальности;
- предоставлять по требованию организации информацию о результатах прохождения промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении требований устава и правил внутреннего распорядка обучающихся;
- проходить практику в организации, с которой заключен договор, в соответствии с учебным планом;
- соблюдать нормативные акты организации, в которой он проходит практику;
- заключить с организацией трудовой договор (контракт) в определенный срок со дня получения соответствующего документа об образовании и квалификации;
- возместить организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере названных расходов в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных рассматриваемым договором;
- уведомить организацию об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, банковских реквизитов (при их наличии) и иных сведений, имеющих значение для исполнения договора, в течение десяти календарных дней со дня возникновения указанных изменений.
Если по окончании обучения студент откажется от трудоустройства, которое предполагалось по договору о целевом обучении, он обязан возместить в полном объеме органу или организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно данных расходов.
В свою очередь, если от трудоустройства откажется орган или организация, в которых должен был бы работать выпускник, они выплачивают ему компенсацию в двукратном размере упомянутых расходов.
Заключение договора о целевом обучении между федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной или муниципальной службы после окончания обучения осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о муниципальной службе (п. 10 ст. 56 Закона об образовании).
В настоящее время на рассмотрение в Государственную Думу направлен законопроект, которым предполагается внести изменения и дополнения в ст. 56 Закона об образовании. На уровне указанного Закона предлагается закрепить перечень оснований, по которым гражданин может быть освобожден от исполнения обязательств по трудоустройству. К таким основаниям относятся:
- наличие подтвержденного заключением медицинской организации заболевания, препятствующего трудоустройству в орган или организацию, с которыми заключен договор;
- признание гражданина в установленном порядке инвалидом I или II группы;
- необходимость постоянного ухода за отцом, матерью, супругом (супругой), ребенком, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа медико-социальной экспертизы в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), если работа по трудовому договору предоставляется не по месту постоянного жительства родителей, супруга (супруги) или ребенка;
- предоставление работы по трудовому договору не по месту службы супруга (супруги), проходящего военную службу по контракту;
- наличие обстоятельства, не зависящего от воли гражданина.
Кроме этого, предлагается ужесточить и штрафные санкции путем увеличения двукратного до четырехкратного размера.
Следует отметить, что замужество не является основанием для уклонения от трудоустройства по целевому обучению. Такое заключение дано в Апелляционном определении Верховного суда Республики Марий Эл от 06.11.2014 по делу N 33-1871/2014.

* * *

Студенты высших и средних профессиональных образовательных учреждений могут быть приняты на обучение по целевому приему на основании договора, заключенного между организацией, осуществляющей обучение, и организацией, которой требуются те или иные специалисты и которых она готова поддерживать на протяжении обучения и предоставить им работу впоследствии.
Целевое обучение осуществляется по договору между лицом, проходящим обучение, и организацией, куда оно по окончании обучения будет принято на работу.
Данные лица обучаются за счет бюджетных средств. Им, как и всем остальным "бюджетникам", в общем порядке выплачивается стипендия, при необходимости предоставляется общежитие, оказываются иные меры поддержки.
Материальные меры поддержки, оказываемые обучающимся по целевому договору студентам организацией, направившей их на обучение, никак не отражаются в учете и отчетности образовательной организации.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


Финансовый мониторинг в системе мер по противодействию коррупции (Кумуков М.Ш.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

Субъекты административной юрисдикции (история, тенденции, перспективы) (Якимов А.Ю.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

О преступности несовершеннолетних и молодежи (Бельский А.И., Лыков Э.Н.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

Современная оперативная обстановка в сфере борьбы с экономической преступностью (Васильев Э.А., Надейкина О.А.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

Демографическое и миграционное развитие России: восточный вектор (вопросы теории) (Гришанова А.Г., Кожевникова Н.И.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи