Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Бухгалтерский учет > О новых штрафах за нарушение правил бухучета (Цветаева В.)

О новых штрафах за нарушение правил бухучета (Цветаева В.)

Дата размещения статьи: 19.08.2016

Весной вступил в силу Закон, ужесточающий ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета. А в конце прошлого года были увеличены штрафы за непредставление статистической отчетности. В связи с этим мы решили рассказать, какая ответственность грозит самой компании и ее руководству в случае несоблюдения законодательства о бухучете.

Законодательные изменения - 2016

С 10 апреля 2016 г. в новой редакции изложена ст. 15.11 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушения в сфере бухучета (Федеральный закон от 30.03.2016 N 77-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
Сразу скажем, что как по действующим, так и по прежним правилам ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена только для должностных лиц и только за грубые нарушения.

Что считается грубым нарушением?

В соответствии с прежней редакцией ст. 15.11 КоАП РФ грубым нарушением считалось:
- занижение сумм налогов (сборов) не менее чем на 10% из-за искажения данных бухучета;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
В новой редакции этот список существенно расширился, но, по сути, речь в нем идет о случаях, когда отчетность или учетные документы "нарисованы". Помимо двух указанных нарушений в новый список вошли:
- регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни;
- регистрация мнимого (притворного) объекта бухучета в регистрах;
- ведение счетов учета вне применяемых регистров бухучета;
- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
- несоблюдение сроков хранения первички, регистров бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности или аудиторского заключения (в случае, если проведение аудита является обязательным).

Какая ответственность установлена?

До 10 апреля 2016 г. был предусмотрен единый штраф для всех случаев: от 2000 руб. до 3000 руб. Теперь размер штрафа зависит от того, совершались ли аналогичные нарушения раньше.

К сведению. Рассмотрение дел по ст. 15.11 КоАП РФ относится исключительно к компетенции суда (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Другие органы (в частности, ФСФР России) привлекать виновных лиц к административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета не могут (Постановления ФАС Поволжского округа от 13.06.2012 по делу N А65-25912/2011 и от 20.04.2010 по делу N А65-33724/2009).

За проступок, совершенный впервые, штраф составляет от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). А вот за повторное нарушение ответственность куда строже: либо штраф от 10 000 до 20 000 руб., либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Фрагмент документа. Часть 1 ст. 3.11 КоАП РФ.

Напомним, что нарушение считается повторным, если после окончания исполнения предыдущего постановления (т.е. после уплаты штрафа или окончания срока дисквалификации) прошло менее года (ст. 4.6 КоАП РФ).

К сведению. Постановление о привлечении к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Авторы нововведений уверяют, что новые размеры штрафов по ст. 15.11 КоАП РФ взяты не "с потолка". Они рассчитаны на основе инфляции с 2002 г., когда вступил в силу КоАП РФ.

Когда нарушитель освобождается от ответственности?

В новой редакции ст. 15.11 КоАП РФ сохранилась возможность избежать административного наказания. Лицо освобождается от ответственности в следующих случаях:
- представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата соответствующей суммы налога (пеней);
- исправление ошибки до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая представление пересмотренной отчетности).

Законодательные изменения - 2015

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) организации (за исключением относящихся к госсектору), которые обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, бесплатно направляют по одному обязательному экземпляру годовой отчетности в территориальный орган Росстата по месту своей регистрации. При этом представлять промежуточную (квартальную) отчетность не нужно (Приказ Росстата от 12.08.2008 N 185 "Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики").
Наказание за непредставление первичных статистических данных предусмотрено в ст. 13.19 КоАП РФ. С 30 декабря 2015 г. ответственность по этой статье была ужесточена (Федеральный закон от 30.12.2015 N 442-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

К сведению. Дела о нарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 13.19 КоАП РФ, рассматривают руководители (их заместители) региональных органов статистики (ст. 23.53 КоАП РФ).

Прежде штраф налагался на должностное лицо и составлял 3000 - 5000 руб. Теперь же ответственность намного серьезнее.
За первое нарушение предусмотрены следующие штрафы:
- от 10 000 до 20 000 руб. - для должностных лиц;
- от 20 000 до 70 000 руб. - для компаний.
За повторное нарушение штрафы еще больше:
- от 30 000 до 50 000 руб. - для должностных лиц;
- от 100 000 до 150 000 руб. - для компаний.

К сведению. Назначение административного наказания компании не освобождает от ответственности физическое лицо, виновное в нарушении (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Примечательно, что размеры штрафов по ст. 13.19 КоАП РФ (так же как и по ст. 15.11 КоАП РФ) не менялись с 2002 г.

Специальные статьи для нарушителей

Наряду с общей ст. 15.11 КоАП РФ существуют еще и специальные статьи, предусматривающие ответственность за отдельные нарушения в сфере бухучета.
Во-первых, в случае нарушения правил учета компанию могут привлечь к ответственности по ст. 120 НК РФ. Нарушением в данном случае будет считаться:
- отсутствие первички, счетов-фактур или регистров учета;
- систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение данных на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности.
В общем случае штраф за эти нарушения составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ). Если нарушения совершаются в течение двух и более налоговых периодов, то штраф утраивается (п. 2 ст. 120 НК РФ). А когда нарушение привело к занижению налоговой базы, штраф составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Во-вторых, компанию или должностное лицо могут оштрафовать за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (например, в случае отсутствия "приходников"). Штраф для должностных лиц составит от 4000 до 5000 руб., для компаний - от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП).
В-третьих, при отсутствии бухучета станет невозможным выполнение некоторых других требований законодательства. Например, публичное общество обязано раскрывать годовой отчет, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 6 ст. 97 ГК РФ, п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
За нарушение этого требования ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ предусматривает ответственность: на должностных лиц - штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, на юридические лица - штраф от 700 000 до 1 000 000 руб.
В-четвертых, должностное лицо компании могут привлечь к ответственности по ст. 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения (комплектования, учета или использования) архивных документов (за исключением особых случаев, когда назначается более суровое наказание по ст. 13.25 КоАП РФ). Виновному лицу грозит предупреждение или штраф в сумме 300 - 500 руб.
Напомним, что обязанность обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту установлена в ч. 3 ст. 29 Закона N 402-ФЗ. Понести наказание придется лицу, которое отвечает за соблюдение правил хранения документов компании (например, бухгалтер, если именно он отвечает за соблюдение правил хранения бухгалтерской документации). Если же такая обязанность не возложена ни на одного работника, то нести ответственность придется руководителю.
В любом случае при утрате документов (краже, уничтожении в результате пожара и т.п.) компания должна предпринять меры к восстановлению бумаг.

Зона ответственности руководителя

На основании Закона N 402-ФЗ руководитель компании обязан:
- организовать ведение бухучета и хранение соответствующих документов (ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях");
- возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (или иного работника фирмы) либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). В небольших компаниях (например, в большинстве фирм, которые относятся к категории малого и среднего предпринимательства) руководитель может принять ведение бухгалтерского учета на себя;
- определить формы первичных учетных документов и регистров бухучета экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9, ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Исключение составляют формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Они устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.

Фрагмент документа. Пункт 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ.

И если нарушение допущено в результате невыполнения перечисленных обязанностей, то ответственность будет нести именно руководитель.

Если главбух и руководитель разошлись во мнениях...

Порядок действий в случае, когда между руководителем компании и лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета), возникают разногласия, описан в ч. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.
В такой ситуации данные, содержащиеся в первичном документе, принимаются (или не принимаются) к регистрации и накоплению в регистрах бухучета по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию. Если разногласия возникли относительно объекта бухучета, то он отражается (не отражается) в бухгалтерской (финансовой) отчетности также на основании письменного распоряжения руководителя, который несет за это единоличную ответственность.
В п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" сказано, что при квалификации действий лица по ст. 15.11 КоАП РФ (об изменениях в ней мы говорили в начале статьи) необходимо принимать во внимание, что в случае разногласий между главбухом и руководителем документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения последнего. И именно руководитель будет нести всю ответственность за последствия совершения спорной операции.
Таким образом, если нарушения в ведении бухучета (в том числе в составлении отчетности) вызывали несогласие лица, на которое возложено ведение бухучета, но были оформлены на основании письменного распоряжения руководителя компании, то к ответственности может быть привлечен только руководитель. Впрочем, вероятность найти руководителя, который даст письменное распоряжение на действие, нарушающее требования к ведению бухучета, по вполне понятным причинам, близка к нулю.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Мнимые объекты в бухучете. Ответственность за нарушение регистрации в учете (Ланина И.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Основы мониторинга эффективности нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета (Поленова С.Н.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>

Готовимся к годовому отчету. Заполнение декларации по налогу на прибыль за 2016 год (Бурсулая Т.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Новая Классификация основных средств. О последствиях для бухгалтерского учета (Рабинович А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

Бюджетная деятельность государства и бухучет (краткие тезисы доклада) (Новиков О.В.)

Дата размещения статьи: 10.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта