Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 08.09.2016
Как известно, 30 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", кардинально изменивший порядок организации и проведения лотерей; это выразилось в:
- ограничении полномочий по организации лотерей компетенцией соответствующих федеральных органов исполнительной власти (Министерство спорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации) <1>;
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (ред. от 28.09.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
- ограничении видов лотерей в зависимости от места их проведения (международные и всероссийские, государственные);
- запрете проведения с 1 июля 2014 г. стимулирующих лотерей; вместе с тем можно констатировать сохранение практики проведения крупными сетевыми магазинами стимулирующих рекламных акций, идентичных по содержанию стимулирующим лотереям, что обусловлено особенностями формирования их призового фонда);
- ограничении способов (тиражный и бестиражный) проведения лотерей путем исключения их комбинированного варианта, когда на лотерейных билетах одновременно присутствуют защитное покрытие, скрывающее возможный выигрыш, и номер, позволяющий этому билету участвовать в тиражной лотерее;
- введении запрета на проведение лотерей в период избирательной кампании (референдума), в котором выигрыш призов или участие в их розыгрыше зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с указанными мероприятиями;
- введении запрета на проведение азартных игр под видом лотерей;
- введении запрета на проведение лотерей с использованием игрового оборудования, в том числе игровых автоматов;"
- введении запрета на проведение лотерей с использованием сети Интернет и иных средств связи, а также лотерейных терминалов (за исключением лотерей, прямо указанных в законе).
Установление в июле 2009 г. законодательного запрета на организацию и проведение азартных игр вне игорных зон (за исключением тотализаторов и букмекерских контор) <2> спровоцировало формирование в Российской Федерации незаконного игорного бизнеса. При этом часть игорных заведений стала проводить азартные игры в подпольном режиме с использованием незначительно модифицированных игровых автоматов (модификация заключалась лишь в демонтаже купюроприемников). Такого рода организации, как правило, не оспаривали и не оспаривают противоправного характера осуществляемой ими деятельности, что в случае установления виновных не создает особых препятствий к привлечению их как минимум к административной ответственности <3>.
--------------------------------
<2> См.: Федеральный закон от 24.07.2009 N 211-ФЗ "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Бажанов С.В., Воронцов А.А. Ранняя профилактика административных правонарушений в сфере экономики как фактор, способствующий предупреждению аналогичных им преступлений // Административное право и процесс. 2016. N. 2. С. 33 - 36.
Однако другая часть организаторов азартных игр, используя законодательные пробелы и противоречия, начала осуществлять незаконную игорную деятельность под видом проведения лотерей. В целях уклонения от ответственности они получали и получают необходимые разрешения на проведение лотерей, условиями которых предусмотрена возможность использования лотерейного оборудования и терминалов; фактически же при этом используется компьютерное оборудование, на котором демонстрируются мультипликационные заставки, схожие с визуальными отображениями игровых автоматов.
В условиях современности ситуация осложняется отсутствием четких технических регламентов и требований к лотерейному оборудованию, а также законодательных критериев, разграничивающих понятия лотерейного и игрового оборудования. Это дает возможность независимым экспертам, не связанным строгими методиками производства технологических экспертиз, подготавливать не всегда добросовестные заключения о соответствии деятельности организаторов азартных игр требованиям федерального законодательства о лотереях, что способствует уклонению правонарушителей от ответственности. Сказанное наглядно иллюстрируют статистические данные: за 6 месяцев 2015 г. по ст. 14.27 КоАП РФ ("Нарушение законодательства о лотереях"), рассмотрено 12 дел об административных правонарушениях, из которых возвращено - 1, прекращено - 4, подвергнуто наказанию одно юридическое и 6 физических лиц. Однако в 2014 году было рассмотрено уже 96 дел; при этом возвращено - 15, передано по подведомственности - 14, прекращено - 22; 17 должностных и 28 физических лиц привлечены к ответственности <4>.
--------------------------------
<4> См.: Сведения по форме N 1-АП (утверждена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 16.06.2015 N 150) за 2014 год - 1 полугодие 2015 года.
Органами прокуратуры Российской Федерации принимаются необходимые меры по пресечению незаконной игорной деятельности, замаскированной под проведение лотерей. Например, прокуратурой г. Санкт-Петербурга были разработаны и успешно внедрены в практическую деятельность методики проверочных мероприятий в отношении организаторов азартных игр под видом лотерей, основанные на организации комплексных проверок с привлечением должностных лиц территориальных органов ФНС России, сотрудников органов внутренних дел (полиции), а также технических специалистов экспертных и высших образовательных учреждений. Так, в ходе проведенной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проверки было установлено, что обществами с ограниченной ответственностью "К" и "Г" в 30 помещениях под видом всероссийской государственной бестиражной лотереи фактически осуществлялась незаконная игорная деятельность. В связи с этим судом по четырем постановлениям прокуратуры указанное юридическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ ("Незаконные организация и проведение азартных игр"), и оштрафовано на общую сумму 3,3 млн. рублей. Правонарушителям было назначено дополнительное наказание в виде конфискации игорного оборудования (40 системных блоков, 37 мониторов, 37 клавиатур, 8 маршрутизаторов и 3 ноутбука), а судом удовлетворен иск прокурора г. Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц о признании указанной деятельности незаконной и ее запрете <5>.
--------------------------------
<5> См.: http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-805860 (дата обращения: 20.01.2016).
Важнейшую роль в обеспечении законности играет борьба с организацией азартных игр под видом лотерей с помощью уголовно-правовых средств <6>. По данным ГИАЦ МВД России, в 2012 году по ст. 171.2 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр, было зарегистрировано 96 преступлений данной категории, в 2013 году - 106, а в 2014 году - 135. Однако, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, по ст. 171.2 УК РФ в 2013 году было осуждено лишь 54 подсудимых, а в 2014 году - 103.
--------------------------------
<6> Бажанов С.В., Воронцов А.А. Участие органов прокуратуры в профилактике преступлений экономической и коррупционной направленности // Российская юстиция. 2015. N 11. С. 2 - 4.
Нередко факты нарушения уголовного закона выявляются в ходе прокурорских проверок. Кроме того, прокуроры активно добиваются принятия к виновным мер процессуального принуждения; принимают решения по соответствующим уголовным делам, поступившим с обвинительным заключением; поддерживают государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Так, 24 августа 2015 г. приговором Советского районного суда г. Ростова-на-Дону был осужден некто Т., признанный виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 171.2 УК РФ ("Организация и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере); ему было назначено наказание в виде лишения свободы (приговор вступил в законную силу). Как установлено, с 30 сентября 2011 г. по 14 февраля 2013 г. на территории Южного федерального округа Т., руководя деятельностью ООО "Б", завуалированной под Всероссийскую негосударственную тиражную лотерею, незаконно организовал проведение азартных игр. Размер извлеченного дохода составил более полумиллиарда рублей <7>. Обвинительное заключение по данному уголовному делу было утверждено заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Поддержание государственного обвинения в суде осуществляло управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе.
--------------------------------
<7> См.: http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-961229 (дата обращения: 30.01.2016); http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-864912 (дата обращения: 30.01.2016).
Не менее значимой проблемой, ослабляющей борьбу с незаконным игорным бизнесом под видом организации лотерей, по-прежнему остается несовершенство федерального законодательства, в связи с чем представляется целесообразным отметить следующие принципиальные моменты.
1. Сохраняется актуальность использования дополнительных мер по привлечению к ответственности организаторов незаконного игорного бизнеса с использованием лотерейного оборудования и терминалов, имитирующих игровые автоматы. Ответственность за нарушение требований законодательства о лотереях установлена ст. 14.27 КоАП РФ. Санкция данной статьи не предусматривает дополнительного вида наказания в виде конфискации оборудования, что, как показывают обобщения практики, заметно снижает эффективность выявления незаконной игорной деятельности с использованием лотерейного оборудования.
2. Отсутствуют действенные нормы, позволяющие пресекать азартные игры, завуалированные под деятельность интерактивных клубов. Результаты деятельности российских контролирующих и правоохранительных органов (в том числе прокуратуры) по предупреждению и пресечению фактов неправомерного распространения информации в сети Интернет несоизмеримы с реальным масштабом рассматриваемой проблемы. Основным (ключевым) моментом здесь выступает такой фактор, как отсутствие четко обозначенной федеральным законодательством обязанности организаций, предоставляющих телематические услуги связи, по ограничению доступа к отдельным видам информации. Единственно возможным способом ограничения ее распространения является возложение на интернет-провайдеров (как местных, так и магистральных) обязанностей по блокированию доступа к указанным интернет-ресурсам. В отсутствие иных механизмов заслуживает внимания активизация исковой работы прокуроров в отмеченном направлении. Подавляющее большинство заявляемых органами прокуратуры требований об ограничении провайдерами доступа к запрещенной или ограниченной к распространению информации судами удовлетворяется. Вместе с тем подобная практика представляется эффективной в масштабах исключительно конкретного региона, поскольку судами соответствующая обязанность возлагается, как правило, на провайдера, обслуживающего территорию отдельно взятого субъекта Российской Федерации. Кроме того, принимаемые прокурорами к провайдерам меры не позволяют оптимально решать проблему доступа к запрещенным сайтам, так как обход IP-адресов на пограничном маршрутизаторе возможен с использованием любого анонимайзера (виртуального прокси-сервера), наличие которых в сети Интернет не ограничено.
Стало быть, на законодательном уровне необходимо принятие конкретных правовых норм, обязывающих интернет-провайдеров блокировать интернет-сайты, предоставляющие доступ к игре в интернет-казино, а также устанавливающих ответственность интернет-клубов за предоставление доступа к таким сайтам на льготных по сравнению с иными сайтами условиях.
3. В международной практике эффективно применяются такие способы борьбы с незаконной игорной деятельностью, как отслеживание и контроль активности интернет-пользователей. Согласно докладу неправительственной организации журналистов "Репортеры без границ" тридцать пять стран мира систематически блокируют доступ своих граждан к отдельным интернет-ресурсам (Австралия, Азербайджан, Алжир, Бахрейн, Белоруссия, Бельгия, Бирма, Вьетнам, Германия, Дания, Египет, Зимбабве, Индия, Иордания, Ирак, Иран, Италия, Казахстан, Канада, Киргизстан, Китай, Куба, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сингапур, Сирия, Таиланд, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Южная Корея).
Фильтрация Интернета в местах общественного доступа распространена в ряде европейских стран - Германии, Италии, Украине; в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона - Вьетнаме, Казахстане, Китае, Южной Корее, Японии; Африки - Зимбабве, Тунисе; государствах Ближнего и Среднего Востока - ОАЭ, Саудовской Аравии, Сирии, Иране, а также в Индии, на Кубе, в США и Турции.
В Великобритании после терактов 11 сентября 2001 года с целью регулирования интернет-потоков было создано специальное подразделение для фильтрации интернет-ресурсов - "Национальное отделение по борьбе с преступлениями в области высоких технологий" (The National High-Tech Crime Unit, NHTCU), функционирующее в тесном взаимодействии с телекоммуникационными службами <8>.
--------------------------------
<8> См.: Кобзева С.В. Обеспечение безопасного доступа к Интернету: обзор мирового опыта // Информационное право. 2008. N 4.
Представляется, что в данном контексте требуется осмысление возможности использования отмеченного зарубежного опыта и для отечественной правоохранительной практики.
4. В целях повышения эффективности реализации мер уголовной ответственности необходимо рассмотреть вопрос о введении административной преюдиции путем изложения ч. 1 ст. 171.2 УК РФ в следующей редакции:
"1. Организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, в крупном размере или неоднократно.
Примечание. Организация и (или) проведение азартных игр, признаются совершенными неоднократно в том случае, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года".
5. Укреплению законности в рассматриваемой сфере в состоянии способствовать дополнение УК РФ статьей 171.3, предусматривающей ответственность за незаконные организацию и проведение лотерей. Полагаем, что архитектоника этой статьи в целом должна быть аналогична ст. 171.2 УК РФ.
6. Радикальным способом разрешения проблемы может стать введение государственной монополии на организацию и проведение лотерей. Принятие подобной нормы позволит нивелировать коррупционную составляющую при проведении конкурсов, а также увеличить наполнение федерального бюджета.
Список использованной литературы
1. Бажанов С.В., Воронцов А.А. Ранняя профилактика административных правонарушений в сфере экономики как фактор, способствующий предупреждению аналогичных им преступлений // Административное право и процесс. 2016. N 2.
2. Бажанов С.В., Воронцов А.А. Участие органов прокуратуры в профилактике преступлений экономической и коррупционной направленности // Российская юстиция. 2015. N 11.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.
Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.
Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника).
Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.
Дата размещения статьи: 14.09.2016
Дата размещения статьи: 08.09.2016
Дата размещения статьи: 13.06.2015
Дата размещения статьи: 12.03.2015
Дата размещения статьи: 11.07.2014
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |