Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Акционерное общество > Сравнительный анализ правового статуса публичных и непубличных акционерных обществ (Галлямутдинов Н.Р.)

Сравнительный анализ правового статуса публичных и непубличных акционерных обществ (Галлямутдинов Н.Р.)

Дата размещения статьи: 12.10.2016

1 сентября 2014 г. вступили в силу большинство положений Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 99-ФЗ), которыми внесены многочисленные поправки, значительно изменяющие правовой статус акционерных обществ, в том числе вводящие их деление на публичные и непубличные.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2014. N 19. Ст. 2304.

Публичное общество - это общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК).
Непубличные общества - общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, не размещаются публично (путем открытой подписки) или не обращаются публично. Позднее Банк России разъяснил, что к непубличным обществам относится акционерное общество, если до 1 сентября 2014 г. оно погасило акции, которые ранее публично размещались и обращались (п. 1 информационного письма Банка России от 1 декабря 2014 г. N 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации" <2>).
--------------------------------
<2> СПС "КонсультантПлюс".

Согласно п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ акционерные общества, созданные до дня вступления данного Закона в силу и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.
К особенностям публичных обществ относится то, что их создание и деятельность регулируются главным образом императивными нормами.
Особенности, свойственные публичным обществам, сводятся к следующему:
требуется включить в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК);
необходимо создать коллегиальный орган управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК);
лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями (п. 4 ст. 65.3 ГК);
вести реестр акционеров и исполнять функции счетной комиссии должна независимая организация, имеющая соответствующую лицензию <3> (п. 4 ст. 97 ГК);
--------------------------------
<3> См.: письмо Банка России от 31 июля 2014 г. N 015-55/6227 "Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором" // Вестник Банка России. 2014. N 72.

нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК);
в уставе нельзя предусмотреть необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций (п. 5 ст. 97 ГК);
никто не имеет преимущественного права приобретения акций. Это ограничение не распространяется лишь на дополнительно выпускаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, в предусмотренных законом случаях (п. 5 ст. 97 ГК);
необходимо публично раскрывать информацию на рынке ценных бумаг (п. 6 ст. 97 ГК);
объем правомочий участников определяется только пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК);
нельзя предусмотреть в уставе порядок управления обществом, отличающийся от порядка, который устанавливает закон (п. 3 ст. 66.3 ГК), в частности, невозможно отнести к исключительной компетенции общего собрания акционеров вопросы, не относящиеся к ней в соответствии с законом (абз. 2 п. 5 ст. 97 ГК).
Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <4> и законами о ценных бумагах (п. 7 ст. 97 ГК).
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Если к публичным обществам применяется императивное регулирование, исключающее свободу усмотрения для компаний, привлекающих средства неопределенного числа инвесторов, то применительно к непубличным обществам ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, допускает диспозитивное (дозволительное) регулирование, предоставляющее возможность выбора той или иной опции <5>.
--------------------------------
<5> См.: Шиткина И.С. Реформа российского корпоративного законодательства: анализ новелл, внесенных в главу 4 ГК РФ "О юридических лицах" (лекция в рамках учебного курса "Предпринимательское право") // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2014. N 4. С. 2 - 20.

В свою очередь, участники непубличного общества вправе:
определить объем правомочий участников не пропорционально их долям в уставном капитале (как это установлено по общему правилу), а в ином соотношении (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК);
изменить порядок управления обществом по единогласному решению участников (п. 3 ст. 66.3 ГК);
в устав общества по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, могут быть включены следующие положения:
а) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (п. 4 ст. 65.3 ГК) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:
- внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
- реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
- определения количественного состава коллегиального органа управления общества (п. 4 ст. 65.3 ГК) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
- определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
- увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
- утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (п. 5 ст. 52 ГК) хозяйственного общества;
б) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (п. 4 ст. 65.3 ГК) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
в) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
г) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
д) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;
е) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (п. 4 ст. 65.3 ГК) или коллегиального исполнительного органа общества;
ж) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;
з) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или Законом об акционерных обществах;
и) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.
Приведенная классификация во многом схожа с существовавшим ранее делением акционерных обществ на открытые и закрытые (ст. 97 ГК, ред. утрат. силу). Однако прежняя классификация предусматривала более жесткие правила для закрытых акционерных обществ (п. 2 ст. 97 ГК, ред. утрат. силу):
акции такого общества можно было распределять только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц;
нельзя было размещать акции среди неограниченного круга лиц, в том числе по открытой подписке;
акционеры закрытого акционерного общества имели преимущественное право приобрести акции, продаваемые другими акционерами этого общества.
На практике эти ограничения, по сути, превращали закрытое акционерное общество в общество с ограниченной ответственностью.
Новая редакция гл. 4 ГК РФ не предусматривает столь жесткие правила для непубличных обществ. В частности, закон не содержит положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.
Подведем следующие итоги.
Для публичных акционерных обществ характерно:
1) право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным;
2) количество учредителей (акционеров) не ограничено;
3) минимальный размер уставного капитала составляет тысячекратную сумму минимального размера оплаты труда, установленную федеральным законом на дату регистрации общества;
4) обязательными органами управления, которые должны быть образованы в соответствии с законом, являются общее собрание акционеров, единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, президент и т.п.);
5) уставом общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с Гражданским кодексом и Законом об акционерных обществах;
6) нет возможности ограничения количества акций (долей участия) на одного акционера (участника), их суммарной стоимости и максимального числа голосов;
7) принятие решений и состав акционеров, присутствовавших при их принятии, подтверждаются лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии;
8) нет возможности исключения акционера (участника) из общества;
9) предусмотрена свободная продажа акций третьим лицам без чьего-либо согласия;
10) общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.
Отличительными чертами непубличного акционерного общества являются следующие:
1) не имеет права публично размещать акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции. Вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах;
2) количество учредителей (акционеров) ограничено: от одного до пятидесяти акционеров;
3) минимальный размер уставного капитала должен быть не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества;
4) обязательными органами управления, которые должны быть образованы в соответствии с законом, являются общее собрание акционеров (участников), единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, президент и т.п.);
5) по решению участников (учредителей), принятому единогласно, в устав общества могут быть включены положения:
- о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников общества, за исключением вопросов, предусмотренных п. 3 ст. 66.3 ГК;
- о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
- о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
6) законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру;
7) принятие решений и состав акционеров, присутствовавших при их принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии;
8) возможность исключения акционера из общества возможна по решению суда;
9) возможность участия третьих лиц ограничена преимущественным правом приобретения акций акционерами, если это предусмотрено уставом (п. 3 ст. 100 ГК);
10) не обязано раскрывать информацию, за исключением случая публичного размещения облигаций и иных ценных бумаг.
Общими чертами публичного и непубличного акционерных обществ являются следующие:
1) учредительным документом выступает устав (договор о создании общества учредительным документом не является);
2) уставом может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В качестве такового может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо;
3) уставный капитал состоит из номинальной стоимости акций;
4) права акционеров удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра или записями по счетам депо в депозитариях (ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг);
5) участники не могут иметь дополнительных прав и обязанностей. Акционеры могут заключить корпоративный договор;
6) прибыль распределяется пропорционально доле участия в уставном капитале;
7) членство в акционерном обществе прекращается в результате отчуждения акций. При выходе акционер вправе требовать выкупа акций в соответствии со ст. 75 Закона об акционерных обществах;
8) обязанность ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов.
Плюсами введения непубличных акционерных обществ являются отсутствие у них обязанностей передавать ведение реестра акционеров регистратору, привлекать аудитора для проверки правильности годовой отчетности, привлекать нотариуса или регистратора при проведении общего собрания акционеров, сдавать отчетность по чистым активам, а также возможность полного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Библиографический список

1. Долинская В.В. Органы юридического лица: проблемы доктрины и современного законодательства (на примере акционерного общества) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 11.
2. Долинская В.В. Организационно-правовые формы хозяйствования: система и новеллы // Журнал российского права. 2016. N 1.
3. Шиткина И.С. Реформа российского корпоративного законодательства: анализ новелл, внесенных в главу 4 ГК РФ "О юридических лицах" (лекция в рамках учебного курса "Предпринимательское право") // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2014. N 4.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


6 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.




30 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества"

Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.




22 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в РФ"

Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.




16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и ст. 6 ФЗ "О лотереях"

Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.




8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.



В центре внимания:


Основания принудительного выкупа акций миноритарных акционеров в России и ЕС (Товмасян А.М.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ в связи с реформированием гражданского законодательства (Лядская Н.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

О статусе акционерного общества (Вавулин Д.А., Матвеева М.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Время выплачивать дивиденды (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Финансирование акционерного общества. Вклады в имущество, не увеличивающие уставный капитал общества (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.