Дата размещения статьи: 12.10.2016
1 сентября 2014 г. вступили в силу большинство положений Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 99-ФЗ), которыми внесены многочисленные поправки, значительно изменяющие правовой статус акционерных обществ, в том числе вводящие их деление на публичные и непубличные.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2014. N 19. Ст. 2304.
Публичное общество - это общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК).
Непубличные общества - общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, не размещаются публично (путем открытой подписки) или не обращаются публично. Позднее Банк России разъяснил, что к непубличным обществам относится акционерное общество, если до 1 сентября 2014 г. оно погасило акции, которые ранее публично размещались и обращались (п. 1 информационного письма Банка России от 1 декабря 2014 г. N 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации" <2>).
--------------------------------
<2> СПС "КонсультантПлюс".
Согласно п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ акционерные общества, созданные до дня вступления данного Закона в силу и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.
К особенностям публичных обществ относится то, что их создание и деятельность регулируются главным образом императивными нормами.
Особенности, свойственные публичным обществам, сводятся к следующему:
требуется включить в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК);
необходимо создать коллегиальный орган управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК);
лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями (п. 4 ст. 65.3 ГК);
вести реестр акционеров и исполнять функции счетной комиссии должна независимая организация, имеющая соответствующую лицензию <3> (п. 4 ст. 97 ГК);
--------------------------------
<3> См.: письмо Банка России от 31 июля 2014 г. N 015-55/6227 "Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором" // Вестник Банка России. 2014. N 72.
нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК);
в уставе нельзя предусмотреть необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций (п. 5 ст. 97 ГК);
никто не имеет преимущественного права приобретения акций. Это ограничение не распространяется лишь на дополнительно выпускаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, в предусмотренных законом случаях (п. 5 ст. 97 ГК);
необходимо публично раскрывать информацию на рынке ценных бумаг (п. 6 ст. 97 ГК);
объем правомочий участников определяется только пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК);
нельзя предусмотреть в уставе порядок управления обществом, отличающийся от порядка, который устанавливает закон (п. 3 ст. 66.3 ГК), в частности, невозможно отнести к исключительной компетенции общего собрания акционеров вопросы, не относящиеся к ней в соответствии с законом (абз. 2 п. 5 ст. 97 ГК).
Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <4> и законами о ценных бумагах (п. 7 ст. 97 ГК).
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
Если к публичным обществам применяется императивное регулирование, исключающее свободу усмотрения для компаний, привлекающих средства неопределенного числа инвесторов, то применительно к непубличным обществам ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, допускает диспозитивное (дозволительное) регулирование, предоставляющее возможность выбора той или иной опции <5>.
--------------------------------
<5> См.: Шиткина И.С. Реформа российского корпоративного законодательства: анализ новелл, внесенных в главу 4 ГК РФ "О юридических лицах" (лекция в рамках учебного курса "Предпринимательское право") // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2014. N 4. С. 2 - 20.
В свою очередь, участники непубличного общества вправе:
определить объем правомочий участников не пропорционально их долям в уставном капитале (как это установлено по общему правилу), а в ином соотношении (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК);
изменить порядок управления обществом по единогласному решению участников (п. 3 ст. 66.3 ГК);
в устав общества по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, могут быть включены следующие положения:
а) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (п. 4 ст. 65.3 ГК) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:
- внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
- реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
- определения количественного состава коллегиального органа управления общества (п. 4 ст. 65.3 ГК) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
- определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
- увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
- утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (п. 5 ст. 52 ГК) хозяйственного общества;
б) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (п. 4 ст. 65.3 ГК) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
в) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
г) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
д) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;
е) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (п. 4 ст. 65.3 ГК) или коллегиального исполнительного органа общества;
ж) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;
з) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или Законом об акционерных обществах;
и) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.
Приведенная классификация во многом схожа с существовавшим ранее делением акционерных обществ на открытые и закрытые (ст. 97 ГК, ред. утрат. силу). Однако прежняя классификация предусматривала более жесткие правила для закрытых акционерных обществ (п. 2 ст. 97 ГК, ред. утрат. силу):
акции такого общества можно было распределять только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц;
нельзя было размещать акции среди неограниченного круга лиц, в том числе по открытой подписке;
акционеры закрытого акционерного общества имели преимущественное право приобрести акции, продаваемые другими акционерами этого общества.
На практике эти ограничения, по сути, превращали закрытое акционерное общество в общество с ограниченной ответственностью.
Новая редакция гл. 4 ГК РФ не предусматривает столь жесткие правила для непубличных обществ. В частности, закон не содержит положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.
Подведем следующие итоги.
Для публичных акционерных обществ характерно:
1) право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным;
2) количество учредителей (акционеров) не ограничено;
3) минимальный размер уставного капитала составляет тысячекратную сумму минимального размера оплаты труда, установленную федеральным законом на дату регистрации общества;
4) обязательными органами управления, которые должны быть образованы в соответствии с законом, являются общее собрание акционеров, единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, президент и т.п.);
5) уставом общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с Гражданским кодексом и Законом об акционерных обществах;
6) нет возможности ограничения количества акций (долей участия) на одного акционера (участника), их суммарной стоимости и максимального числа голосов;
7) принятие решений и состав акционеров, присутствовавших при их принятии, подтверждаются лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии;
8) нет возможности исключения акционера (участника) из общества;
9) предусмотрена свободная продажа акций третьим лицам без чьего-либо согласия;
10) общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.
Отличительными чертами непубличного акционерного общества являются следующие:
1) не имеет права публично размещать акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции. Вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах;
2) количество учредителей (акционеров) ограничено: от одного до пятидесяти акционеров;
3) минимальный размер уставного капитала должен быть не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества;
4) обязательными органами управления, которые должны быть образованы в соответствии с законом, являются общее собрание акционеров (участников), единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, президент и т.п.);
5) по решению участников (учредителей), принятому единогласно, в устав общества могут быть включены положения:
- о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников общества, за исключением вопросов, предусмотренных п. 3 ст. 66.3 ГК;
- о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
- о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
6) законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру;
7) принятие решений и состав акционеров, присутствовавших при их принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии;
8) возможность исключения акционера из общества возможна по решению суда;
9) возможность участия третьих лиц ограничена преимущественным правом приобретения акций акционерами, если это предусмотрено уставом (п. 3 ст. 100 ГК);
10) не обязано раскрывать информацию, за исключением случая публичного размещения облигаций и иных ценных бумаг.
Общими чертами публичного и непубличного акционерных обществ являются следующие:
1) учредительным документом выступает устав (договор о создании общества учредительным документом не является);
2) уставом может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В качестве такового может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо;
3) уставный капитал состоит из номинальной стоимости акций;
4) права акционеров удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра или записями по счетам депо в депозитариях (ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг);
5) участники не могут иметь дополнительных прав и обязанностей. Акционеры могут заключить корпоративный договор;
6) прибыль распределяется пропорционально доле участия в уставном капитале;
7) членство в акционерном обществе прекращается в результате отчуждения акций. При выходе акционер вправе требовать выкупа акций в соответствии со ст. 75 Закона об акционерных обществах;
8) обязанность ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов.
Плюсами введения непубличных акционерных обществ являются отсутствие у них обязанностей передавать ведение реестра акционеров регистратору, привлекать аудитора для проверки правильности годовой отчетности, привлекать нотариуса или регистратора при проведении общего собрания акционеров, сдавать отчетность по чистым активам, а также возможность полного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Библиографический список
1. Долинская В.В. Органы юридического лица: проблемы доктрины и современного законодательства (на примере акционерного общества) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 11.
2. Долинская В.В. Организационно-правовые формы хозяйствования: система и новеллы // Журнал российского права. 2016. N 1.
3. Шиткина И.С. Реформа российского корпоративного законодательства: анализ новелл, внесенных в главу 4 ГК РФ "О юридических лицах" (лекция в рамках учебного курса "Предпринимательское право") // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2014. N 4.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.
Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.
Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Дата размещения статьи: 18.09.2020
Дата размещения статьи: 18.08.2017
Дата размещения статьи: 03.08.2017
Дата размещения статьи: 13.03.2017
Дата размещения статьи: 21.02.2017
Навигация