Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Финансовое планирование в процессе исполнения бюджета (Парасоцкая Н.Н., Зубрицкая А.В.)

Финансовое планирование в процессе исполнения бюджета (Парасоцкая Н.Н., Зубрицкая А.В.)

Дата размещения статьи: 30.10.2017

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся усовершенствования процесса кассового планирования исполнения бюджетов бюджетной системы, выявлен механизм оперативного использования временно свободных средств бюджета и рассмотрен порядок перенаправления их на обеспечение бюджетных расходов.

 

Введение 

Ритмичное исполнение бюджета является основой деятельности государства. Для этого необходимо своевременное обеспечение кассовых расходов бюджета за счет кассовых поступлений. В полной мере осуществлять контроль за поступлением и использованием бюджетных средств позволяет кассовый план исполнения соответствующего бюджета.

Практический аспект проблем кассового планирования исполнения бюджета связан с рисками нерационального распределения расходной и доходной частей кассового плана, что приводит к уменьшению эффективности использования бюджетных поступлений, а также является причиной возникновения кассовых разрывов в процессе исполнения соответствующего бюджета.

 

Роль кассового планирования в исполнении бюджета 

Исполнение бюджета - это основная и наиболее ответственная стадия бюджетного процесса, в ходе осуществления которой происходит реализация закона о соответствующем бюджете. Целью его исполнения является обеспечение полного и своевременного поступления всех запланированных бюджетных доходов и финансирования предусмотренных по бюджету расходов.

Бюджетным законодательством определено, что обеспечение исполнения соответствующих бюджетов возложено на Правительство Российской Федерации, высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.

Организация процесса исполнения бюджетов возлагается на финансовые органы соответствующего уровня (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), а также на органы управления государственными внебюджетными фондами.

Полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней возложены на финансовые органы. На федеральном уровне им является Федеральное казначейство. При этом бюджетным законодательством определены случаи, при которых данные полномочия могут быть переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральное казначейство или соответствующий финансовый орган также осуществляют кассовое обслуживание клиентов, чьи лицевые счета открыты в данных органах. К ним относятся бюджетные учреждения, автономные учреждения и другие организации, не являющиеся участниками бюджетного процесса.

Осуществление полномочий участниками бюджетного процесса в ходе исполнения закона о соответствующем бюджете направлено на обеспечение непрерывности, надежности и своевременности кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы и потребностей клиентов органов федерального казначейства или финансовых органов. В связи с этим возникает необходимость осуществления рационального планирования объема поступлений и выбытий с детализацией по кварталам, месяцам и дням. Бюджетное законодательство определяет документы, на основе которых осуществляется исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К ним относятся сводная бюджетная роспись и кассовый план.

Сводная бюджетная роспись представляет собой документ, который составляется и ведется финансовым органом соответствующего уровня в целях организации исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета (по выбытиям из бюджета).

В ней устанавливаются объемы лимитов бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования в разрезе главных распорядителей бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям (по программным и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов. Доведение указанных бюджетных данных осуществляется до начала очередного финансового года. При этом объем установленных лимитов не может превышать размер бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня.

Получив лимиты бюджетных обязательств, главные распорядители составляют собственную бюджетную роспись, в которой осуществляется их распределение по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств.

Кассовый план - второй важнейший документ, который является инструментом исполнения бюджета. В нем отражаются прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат, которые должны соответствовать показателям доходов и расходов, определенным в соответствующем законе о бюджете. Из его показателей можно определить, насколько прогнозируемые расходы в конкретном периоде (месяце, квартале) обеспечены доходами и источниками финансирования дефицита бюджета.

Установление порядка составления и ведения кассового плана, состава и сроков предоставления информации, которая необходима для составления кассового плана, относится к компетенции финансовых органов всех уровней бюджетной системы.

Сущность кассового планирования состоит в установлении предельного объема денежных средств, используемых на осуществление операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета. Иными словами, кассовый план нацелен на контроль за непрерывностью кассовых выплат из бюджета.

Процесс кассового планирования исполнения бюджета направлен на комплексное достижение следующих результатов: недопущение возникновения кассовых разрывов, своевременность осуществления заимствований из источников финансирования дефицита бюджета, контроль за обеспеченностью заявок бюджетополучателей, контроль за выполнением бюджетных обязательств и эффективное использование временно свободных средств бюджета.

Кассовое планирование способствует реализации принципа сбалансированности бюджетов (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ). Сбалансированность характеризует ситуацию, при которой все запланированные расходные обязательства обеспечиваются за счет доходов, а также источников финансирования дефицита бюджета. Несбалансированность даже небольшой части бюджета ведет к нарушению ритмичности финансирования получателей бюджетных средств и влечет за собой иные последствия.

Для составления кассового плана соответствующий финансовый орган организует работу с главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета и главными распорядителями бюджетных средств.

Главные администраторы доходов бюджета предоставляют информацию о планируемых поступлениях для формирования кассового плана в части доходов соответствующего бюджета бюджетной системы. Предоставление информации о планируемых кассовых выбытиях для формирования кассового плана в части расходов осуществляется главными распорядителями бюджетных средств. Сведения о планируемых источниках финансирования дефицита бюджета в финансовый орган представляются главными администраторами финансирования дефицита бюджета.

Кассовые расходы осуществляются получателями бюджетных средств. К ним относятся казенные учреждения, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Для планирования объемов расходов получатели бюджетных средств должны принять бюджетные обязательства в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

Лимиты бюджетных обязательств определены в сводной бюджетной росписи, которая составляется на основе закона о соответствующем бюджете. После ее утверждения финансовый орган доводит лимиты бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований до главных распорядителей бюджетных средств.

Главные распорядители, в свою очередь, осуществляют составление собственной бюджетной росписи в разрезе подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.

Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующей подведомственной сети. Участники подведомственной сети составляют собственный финансовый план в форме бюджетной сметы.

Бюджетным законодательством установлено, что порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет принимается в форме единого документа, составление которого возложено на главного распорядителя бюджетных средств для подведомственных ему учреждений.

Целью составления данного финансового документа является установление объема и направлений расходования бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на функционирование получателей бюджетных средств.

Форма составления бюджетной сметы закреплена Приказом Минфина России от 30.09.2016 N 168н "О внесении изменений в Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 112н".

С 2017 г. формирование и предоставление бюджетных смет осуществляется в электронном виде с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Бюджетная смета формируется в разрезе четырех разделов.

В первом разделе отражаются расходы, непосредственно связанные с выполнением казенными учреждениями их функций, а именно: расходы на оплату труда работников, на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности. Данный перечень направлений расходов является исчерпывающим и закреплен ст. 70 Бюджетного кодекса РФ.

Из указанных направлений расходования бюджетных средств оплата труда является расходом, планирование которого осуществляется ежемесячно. Запланированный годовой фонд оплаты труда распределяется казенными учреждениями по месяцам в соответствии с планами их работы. Так, например, учреждения общего и профессионального образования должны планировать значительные выплаты по данному направлению расходов на июль месяц в связи со спецификой графика отпусков педагогического персонала. Поликлиники, центры социальной работы, центры метрологии и иные казенные учреждения осуществляют равномерное планирование расходов на заработную плату.

Расходы на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд разделяются на текущие и капитальные. Текущие закупки отличаются регулярностью планирования, поскольку обеспечивают оперативную деятельность учреждений. Капитальные закупки связаны с увеличением стоимости государственной (муниципальной) собственности и проводятся либо в соответствии с установленными учреждением программами, либо в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.

Большое значение приобретает планирование объемов расходов на осуществление текущих и капитальных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Планирование закупок реализуется посредством формирования, утверждения и ведения планов и планов-графиков закупок. В плане закупок подлежат обоснованию объекты закупок, исходя из установленных целей их проведения, а в плане-графике - начальная (максимальная) цена контракта. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает, что в общем порядке для определения максимальной цены контракта используется метод анализа рынка или метод сопоставимых рыночных цен. В Законе также определены условия, при которых применяется нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод или затратный метод определения начальной цены контракта.

Планированию данного раздела бюджетной сметы уделяется значительное внимание, поскольку в нем содержатся сведения о планируемых объемах расходов получателей бюджетных средств на закупки и сроки их осуществления. Эти сведения являются необходимыми для дальнейшего составления кассового плана и предоставляются соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.

Во втором разделе отражаются расходы казенных учреждений, осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, в части предоставления бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (включая субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Порядок предоставления субсидий устанавливается нормативными правовыми актами для каждого уровня бюджетной системы (Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами местной администрации). Их предоставление осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления) и бюджетными или автономными учреждениями.

Третий раздел предназначен для отражения расходов, не отнесенных к первым двум разделам.

Четвертый раздел необходим для отражения итоговой суммы бюджетных показателей сметы в разрезе кодов бюджетной классификации по всем разделам.

Порядок дальнейшего обобщения сведений об объемах расходов, содержащихся в бюджетных сметах, устанавливает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств соответствующего уровня может обязать получателя бюджетных средств по завершении составления бюджетной сметы передать ему информацию об объемах распределенных расходов. В этом случае главный распорядитель формирует свод бюджетных смет, содержащий обобщенные показатели о планируемых расходах всех распорядителей и получателей бюджетных средств, находящихся в его ведении. Помимо этого, он устанавливает объем дополнительных сведений, необходимых для детализации планируемых выплат по срокам их осуществления.

На основании представленных бюджетных показателей главный распорядитель осуществляет их обобщение в сводный кассовый план по подведомственной ему сети.

Кассовый план главного распорядителя составляется на текущий финансовый год в разрезе всех подотчетных ему получателей с разбивкой по кварталам. Он подлежит передаче в соответствующий финансовый орган для последующего определения общего объема кассовых выбытий средств из соответствующего бюджета.

Порядком ведения кассового плана исполнения соответствующего бюджета может быть не предусмотрено составление кассового плана главного распорядителя бюджетных средств. В этом случае казенные учреждения передают сведения о планируемых объемах кассовых расходов непосредственно в соответствующий финансовый орган.

Финансовый орган обобщает сведения, представленные главными распорядителями или получателями бюджетных средств, проверяет их на соответствие закону о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также сводной бюджетной росписи, формирует прогнозы выбытий из бюджета, а на их основе - расходную часть кассового плана.

 

Особенности процесса кассового планирования исполнения бюджета города Москвы 

Процесс кассового планирования исполнения бюджета города Москвы представляет собой сложный механизм, который осуществляется на протяжении всего финансового года.

Составление и исполнение кассового плана исполнения бюджета города Москвы производится на основании планируемых данных о поступлениях и выбытиях, содержащихся в Законе о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период. Последний определяет порядок финансового обеспечения деятельности органов исполнительной власти, законодательной власти, распорядителей бюджетных средств, учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса, и получателей бюджетных средств на определенный временной период. Закон составляется сроком на три года - очередной (текущий) финансовый год и плановый (двухлетний) период.

Для исполнения Закона о бюджете города Москвы в части расходов необходимо составление сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Составление и ведение сводной бюджетной росписи осуществляет Департамент финансов города Москвы в течение 3 дней после принятия Закона о бюджете города Москвы. В ней устанавливаются бюджетные ассигнования по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета города Москвы. Установленные бюджетные показатели должны быть доведены до главных распорядителей бюджетных средств не позднее 3 дней после утверждения сводной бюджетной росписи.

После доведения бюджетных показателей Департаментом финансов главные распорядители бюджетных средств бюджета города Москвы составляют проект собственной бюджетной росписи в течение 5 рабочих дней.

Бюджетные росписи составляются с распределением лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджета, целевым статьям, разделам, подразделам, группам, подгруппам, элементам видов расходов и кодам классификации операций сектора государственного управления.

Предельные объемы расходов, утвержденные в бюджетной росписи, должны быть доведены до распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета. Доведение указанных бюджетных показателей осуществляет Департамент финансов города Москвы.

Взаимодействие Департамента финансов города Москвы и главных распорядителей средств бюджета с целью передачи бюджетных данных осуществляется посредством электронного документооборота. Документооборот происходит с использованием автоматизированной системы управления городскими финансами города Москвы.

Доведенные лимиты бюджетных обязательств и объемы бюджетных ассигнований служат основанием для составления бюджетной сметы получателями бюджетных средств. Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.

Бюджетные показатели, заключенные в сметах, являются основой для составления кассового плана главного распорядителя. В нем распределяются доведенные объемы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по распорядителям бюджетных средств и получателям бюджетных средств соответствующей подведомственной сети. Утвержденные кассовые планы главных распорядителей подлежат передаче в Департамент финансов города Москвы.

Кассовый план главного распорядителя оформляется Справкой о распределении кассового плана главного распорядителя бюджетных средств.

Показатели, утвержденные в кассовом плане главного распорядителя, передаются в Департамент финансов города Москвы и отражаются им в расходной части кассового плана. При этом кассовый план ведется на основании сведений, получаемых от главных администраторов доходов бюджета города Москвы, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и главных распорядителей средств бюджета города Москвы.

Для составления кассового плана главные администраторы доходов бюджета представляют сведения о поквартальном распределении доходов. Они обязаны сформировать их не позднее 10 рабочих дней с даты принятия Закона о бюджете города Москвы. В указанный срок главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета передают также сведения о поквартальном поступлении источников финансирования дефицита бюджета. Кассовый план по расходам бюджета составляется на основе сведений, представленных главными распорядителями бюджетных средств. Объемы планируемых расходов передаются в Департамент финансов не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи.

Финансовый орган обобщает указанные сведения, проверяет их на соответствие Закону о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период и сводной бюджетной росписи, после чего формирует прогнозы кассовых поступлений и кассовых выплат из бюджета города Москвы. На основе прогнозов составляется проект кассового плана на соответствующий финансовый год, после чего он утверждается руководителем Департамента финансов города Москвы.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Закон города Москвы от 10.09.2008 N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве".
4. Парасоцкая Н.Н. Особенности управленческого учета в организациях образования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 19. С. 9 - 14.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Легальные признаки предпринимательской деятельности: проблемы терминологической определенности (Воронцов С.Г.)

Дата размещения статьи: 14.11.2017

подробнее>>

Финансовое планирование в процессе исполнения бюджета (Парасоцкая Н.Н., Зубрицкая А.В.)

Дата размещения статьи: 30.10.2017

подробнее>>

Правила покупки облигаций федерального займа. Зачем они нужны и кому выгодны (Абидуева Е.)

Дата размещения статьи: 30.10.2017

подробнее>>

Сделка РЕПО. Как рассчитывать налоговую базу по НДФЛ, если сделки осуществлены через брокера (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 30.10.2017

подробнее>>

Обеспечительные меры должны быть соразмерны задолженности налогоплательщика (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 30.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта