Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

На фоне резкого обострения конкурентной борьбы за экспортные рынки ЕЭК все чаще обращается к практике применения особых пошлин (антидемпинговых, компенсационных и специальных), которые могут быть введены в качестве защитной меры от демпингового, субсидированного или возросшего импорта товара на евразийскую таможенную территорию из экспортирующих третьих стран, наносящего ущерб отрасли экономики ЕАЭС. Достаточно сказать, что в 2018 г. действовало тридцать шесть ограничительных мер в форме особых пошлин, обеспечивающих безопасность функционирования и развития таких отраслей экономики ЕАЭС, как: автомобилестроение, металлургия, металлообработка, общее, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, текстильная, химическая, легкая и пищевая промышленность.

1. Виды особых пошлин

В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС конкретными видами особых пошлин, обеспечивающих защиту общего рынка ЕАЭС от демпингового, субсидированного или возросшего импорта, являются: антидемпинговая пошлина, компенсационная пошлина и специальная пошлина:
- антидемпинговая пошлина в качестве меры защиты общего рынка ЕАЭС может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в том случае, если по результатам расследования, проведенного Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК, будет установлено, что ввоз аналогичного товара на евразийскую таможенную территорию осуществляется по экспортной цене такого товара ниже его нормальной стоимости, что причиняет материальный ущерб отрасли экономики ЕАЭС;
- компенсационная пошлина в качестве меры защиты общего рынка ЕАЭС может быть применена к товару, являющемуся предметом субсидированного импорта, в том случае, если по результатам расследования, проведенного Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК, будет установлено, что при производстве, транспортировке или экспорте аналогичного товара на евразийскую таможенную территорию компаниями-экспортерами использовались специфические субсидии, что причиняет материальный ущерб отрасли экономики ЕАЭС;
- специальная пошлина в качестве меры защиты общего рынка ЕАЭС может быть применена к товару, являющемуся предметом возросшего импорта, в том случае, если по результатам расследования, проведенного Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК, будет установлено, что ввоз аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на евразийскую таможенную территорию осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства) и на таких условиях, что причиняет серьезный ущерб отрасли экономики ЕАЭС.
Трудность в выборе того или иного вида особых пошлин (антидемпинговых, компенсационных или специальных) в качестве меры защиты общего рынка ЕАЭС состоит в том, что в международной коммерческой практике нередко имеет место схожий эффект от применения и демпингового, и субсидированного, и возросшего импорта - экспортная цена товара устанавливается ниже его нормальной стоимости. Однако в первом случае разницу (маржу) компенсирует компания-экспортер за счет мобилизации внутрифирменных финансовых ресурсов, во втором случае - иностранное государство путем предоставления экспортирующим компаниям специфической субсидии, а в третьем случае экспортная цена снижается под воздействием рыночного механизма: величина предложения (вследствие возросшего импорта) превышает рыночный спрос. Нередко имеет место и синергетический эффект от применения одновременно и субсидированного, и демпингового импорта. В частности, Департамент защиты внутреннего рынка провел параллельное расследование (июнь 2016 г.) в отношении импорта ферросиликомарганца, произведенного украинскими предприятиями ПАО "Запорожский завод ферросплавов", ПАО "Стахановский завод ферросплавов" и ПАО "Никопольский завод ферросплавов" и ввезенного на внутренний рынок ЕАЭС, сразу по двум направлениям: и на предмет субсидированного импорта, и на предмет демпингового импорта. По результатам проведенных расследований (компенсационного и антидемпингового) ЕЭК было принято решение сосредоточиться (при наличии "двух зол" - субсидированного и демпингового импорта) на нейтрализации большего, а именно: применить антидемпинговую меру в отношении ферросиликомарганца, происходящего из Украины и ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС в форме антидемпинговой пошлины сроком на 5 лет в размере 26,35% от таможенной стоимости товара.

2. Преимущества в использовании особых пошлин

Особые пошлины (антидемпинговые, компенсационные и специальные), став в настоящее время весьма значимой мерой по противодействию демпинговому, субсидированному или возросшему импорту аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на общий рынок ЕАЭС, оказались широко востребованными и для компаний, ищущих защиты со стороны ЕЭК от нежелательного импорта, и для правительств стран организации Евразийской экономической интеграции, желающих предоставить защиту национальным компаниям, поскольку их использование в рамках ГАТТ/ВТО дает ряд преимуществ отраслям, добивающимся защиты своих экономических интересов от тех или иных методов недобросовестной конкуренции, применяемых компаниями-экспортерами:
- первое преимущество: особые пошлины являются обусловленными защитными мерами, представляющими собой исключение (или изъятие) из принципа наиболее благоприятствуемой нации (основополагающего принципа ГАТТ/ВТО), создающее международную правовую основу для введения и применения антидемпинговых, компенсационных или специальных пошлин в качестве дискриминационных мер защиты общего рынка ЕАЭС;
- второе преимущество: особые пошлины носят целенаправленный характер, позволяя (в рамках антидемпингового, компенсационного или специального защитного расследования) избирательно нейтрализовать конкретные, наиболее опасные конкурирующие компании, осуществляющие демпинговый, субсидированный или возросший импорт аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на таможенную территорию ЕАЭС;
- третье преимущество: вероятность введения ЕЭК особых пошлин превращает демпинговый, субсидированный или возросший импорт в весьма рискованную и дорогостоящую внешнеторговую операцию, поскольку на экспортирующие компании ложатся значительные юридические и административные издержки, а компании-импортеры сталкиваются с необходимостью уплаты антидемпинговых, компенсационных или специальных пошлин в том случае, если расследование на предмет недобросовестной конкуренции завершится их применением;
- четвертое преимущество: особые пошлины доказали, как показывает практика, свою эффективность по отношению к любому случаю нежелательного ввоза товара на таможенную территорию импортирующего иностранного государства; по данным экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, изучавших многолетнюю практику введения и применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин в Австралии, Европейском союзе, Канаде и США, "почти девяносто процентов случаев импортных продаж, признанных несправедливыми в соответствии с правилами ВТО, не вызвали бы никаких вопросов или споров в рамках национального законодательства, определяющего экономические, организационные и правовые основы защиты конкуренции" <1>;
- пятое преимущество: применение особых пошлин в качестве мер по нейтрализации демпингового, субсидированного или возросшего импорта сопровождается, как правило, высокой риторикой об использовании иностранными компаниями (конкурентами) методов недобросовестной конкуренции, что создает политический прецедент в целях защиты экономических интересов национальных отраслей и предприятий, производящих аналогичные или непосредственно конкурирующие товары.
--------------------------------
<1> Finger M., Wangchuk S. Antidumping As Safeguard Policy // Policy Research Working Papers. The World Bank. 2001. P. 73.

Международные правовые основы введения и использования особых пошлин в качестве мер защиты общего рынка ЕАЭС от демпингового, субсидированного или возросшего импорта регламентированы тремя фундаментальными соглашениями, подготовленными в результате длительных и многосторонних консультаций стран - участниц ГАТТ - ВТО, как то: Соглашением по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г., Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам 1994 г. и Соглашением по специальным защитным мерам 1994 г. Принципы, нормы, правила и положения, содержащиеся в этих Соглашениях, практически в полном объеме инкорпорированы в Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

3. Характеристика особых пошлин

Особые пошлины, являясь мерами по противодействию демпинговому, субсидированному или возросшему импорту аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров на общий рынок ЕАЭС <2>, отличаются рядом важных конституирующих характеристик, раскрывающих их содержание, порядок введения и применения.
--------------------------------
<2> Джабиев А.П. Применение особых видов пошлин - инструмент защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции // Таможенное дело. 2017. N 4. С. 15.

Первая характеристика: особые пошлины являются нетарифными мерами защиты общего рынка ЕАЭС от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний.
Во-первых, ставки особых пошлин (антидемпинговых, компенсационных или специальных) вводятся помимо (и сверх) действующих ставок обычных таможенных пошлин, которые регулируются Таможенным тарифом ЕАЭС, являются едиными на всей евразийской таможенной территории и не подлежат изменению в зависимости от юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС, форм собственности, видов внешнеторговых сделок и других факторов.
Во-вторых, размер ставок особых пошлин не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к размеру ставок обычных таможенных пошлин, содержащихся в Таможенном тарифе ЕАЭС: их размер устанавливается решением ЕЭК, основанным на результатах расследования на предмет демпингового, субсидированного или возросшего импорта, проводимого Департаментом защиты внутреннего рынка по фактам демпингового, субсидированного или возросшего импорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на евразийскую таможенную территорию и должен быть вполне достаточным для предотвращения или устранения ущерба соответствующей отрасли экономики ЕАЭС.
В-третьих, ставки особых пошлин (антидемпинговых, компенсационных или специальных) не регулируются и действующей системой тарифных преференций, в соответствии с которой ставки импортных таможенных пошлин, прописанные в Таможенном тарифе ЕАЭС, корректируются в сторону их понижения, а именно:
- в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, ставки импортных таможенных пошлин устанавливаются в размере 0,75 от базовых ставок;
- в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, применяются нулевые ставки импортных таможенных пошлин.
На размер ставок особых пошлин (антидемпинговых, компенсационных или специальных) единая система тарифных преференций ЕАЭС в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, не распространяется. Они (ставки особых пошлин) применяются к аналогичному или непосредственно конкурирующему товару независимо от страны происхождения данного товара.
Вторая характеристика: особые пошлины являются дисциплинарными мерами защиты общего рынка ЕАЭС от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний, получивших значительные конкурентные преимущества по цене и издержкам вследствие демпингового, субсидированного или возросшего импорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на евразийскую таможенную территорию.
Особые пошлины (антидемпинговые, компенсационные или специальные), являясь оборонительными мерами, представляют собой форму обязательных платежей, взимаемых таможенными органами в доходную часть национальных бюджетов государств - членов ЕАЭС за грубое нарушение иностранными компаниями общих принципов и правил конкуренции на едином рынке ЕАЭС, которые устанавливаются ЕЭК по принципу "нарушение -> наказание", а именно:
- иностранные компании намеренно нарушают общие принципы и правила равной и добросовестной конкуренции, осуществляя демпинговый, субсидированный или возросший импорт товара на евразийскую таможенную территорию, что противоречит законодательству ЕАЭС, определяющему организационные и правовые основы защиты конкуренции, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и справедливости и причиняет (или может причинить) реальный ущерб отрасли экономики организации Евразийской экономической интеграции;
- ЕЭК обоснованно применяет в отношении нарушителей (иностранных компаний) ответные (финансовые) меры воздействия за их антиконкурентные действия на евразийской таможенной территории путем введения антидемпинговых, компенсационных или специальных пошлин исходя из принципов неотвратимости, эффективности, соразмерности, обеспеченности и определенности, что позволяет восстановить общие принципы и правила конкуренции на Евразийском экономическом пространстве, нормализовать обычный ход торговли, наладить эффективное функционирование товарных рынков и обеспечить условия для неуклонного роста финансово-экономических показателей той или иной отрасли экономики ЕАЭС, пострадавшей от недобросовестной конкуренции.
Особые пошлины (антидемпинговые, компенсационные или специальные) как дисциплинарная мера защиты общего рынка ЕАЭС от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний выполняют двуединую фискально-протекционистскую функцию:
- с одной стороны, особые пошлины являются источником пополнения доходной части национальных бюджетов стран - членов ЕАЭС <3> за счет изъятия, по существу, внутренних финансовых ресурсов иностранных компаний (при демпинговом импорте), специфических субсидий экспортирующего иностранного государства (при субсидированном импорте) или дохода в форме "эффекта от масштаба", полученного компаниями-экспортерами (при возросшем импорте);
- с другой стороны, особые пошлины служат эффективным инструментом протекционистской политики ЕЭК, направленной на защиту внутреннего рынка ЕАЭС от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний посредством нейтрализации негативного воздействия демпингового, субсидированного или возросшего импорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на отрасль экономики организации Евразийской экономической интеграции.
--------------------------------
<3> Писенко К.А., Гаспарян Э.Г. Финансово-правовые аспекты регулирования уплаты антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин во внешней торговле в контексте евразийской интеграции // Финансовое право. 2017. N 8. С. 20 - 21.

Неразрывное единство фискальной и протекционистской функций, выполняемых особыми пошлинами, заложено в самой основе механизма таможенно-тарифного и нетарифного регулирования общего рынка ЕАЭС.
Третья характеристика: особые пошлины являются временными мерами защиты общего рынка ЕАЭС от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний.
Срок их применения не может быть сколько угодно долгим: он ограничен вполне определенным периодом времени (пять лет для антидемпинговых и компенсационных пошлин и четыре года для специальных пошлин с даты их введения в действие), который необходим и достаточен не только для устранения ущерба отрасли экономики ЕАЭС, но и для облегчения процесса ее адаптации к меняющимся условиям конкуренции, а также формирования защитного иммунитета от ввоза аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров на евразийскую таможенную территорию. Более того, в течение всего срока действия особых пошлин уровень защиты отрасли экономики ЕАЭС нецелесообразно, как показывает практика, поддерживать неизменным: он должен последовательно снижаться через определенные интервалы времени, по мере роста конкурентоспособности компаний ЕАЭС, производящих аналогичные или непосредственно конкурирующие товары. Иначе говоря, протекционистская политика ЕЭК должна быть достаточно умеренной, а именно ограниченной по времени и убывающей по степени поддержки отрасли экономики ЕАЭС.
Четвертая характеристика: особые пошлины являются дискриминационными мерами защиты общего рынка ЕАЭС от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний.
Прежде всего антидемпинговые, компенсационные или специальные пошлины в качестве мер защиты применяются избирательно: они защищают от недобросовестной конкуренции ту (и только ту) отрасль экономики ЕАЭС, предприятия которой производят товары, аналогичные товарам, ввезенным компаниями-экспортерами. Иначе говоря, особыми пошлинами облагаются не все товары, ввозимые на евразийскую таможенную территорию, а исключительно аналогичные или непосредственно конкурирующие товары, которые являются объектом расследования, проводимого Департаментом защиты внутреннего рынка, на предмет демпингового, субсидированного или возросшего их ввоза на товарный рынок ЕАЭС.
Далее ставки особых пошлин устанавливаются дифференцированно в отношении каждой иностранной компании, поставляющей на товарный рынок ЕАЭС один и тот же товар. Например, Коллегия ЕЭК приняла решение от 21 октября 2014 г. N 191 установить сроком на пять лет в отношении металлопроката с полимерным покрытием (коды по ТН ВЭД ЕАЭС - 7210 70 800 0, 7210 90 300 0, 7210 90 800 0, 7212 40 800 0, 7212 60 000 0 и 7225 99 000 0) антидемпинговую пошлину в следующих размерах: компании Angang Steel Co., Ltd. - 11,87%; группе компаний POSCO - 10,34%; компании Shandong Guanzhou Co., Ltd. - 6,98%; прочим производителям КНР - 20,20%.
Наконец, ставки особых пошлин носят индивидуализированный характер, т.е. они устанавливаются в отношении каждого иностранного государства (принцип страны происхождения товара), компании которого осуществляют демпинговый, субсидированный или возросший импорт аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на общий рынок ЕАЭС. В частности, решением Коллегии ЕЭК от 14 мая 2013 г. N 113 установлен сроком на пять лет следующий размер ставок антидемпинговых пошлин на легковые автомобили: Германия - ставка 29,6% на все марки автомобилей; Италия - ставка 23% на марки "Пежо" и "Ситроен", произведенные Sevel S.p.A.; Турция - ставка 11,1% на марки "Форд", произведенные Ford Otomotiv Sanayi Anonim Sirketi.
В целом применение ставок особых пошлин (антидемпинговых, компенсационных или специальных) позволяет ЕЭК проводить политику селективного протекционизма, обеспечивая надежную защиту от недобросовестной конкуренции со стороны конкретных компаний-экспортеров не экономики в целом, а лишь отдельных отраслей экономики в ЕАЭС, производящих аналогичные или непосредственно конкурирующие товары. Иначе говоря, применение особых пошлин предполагает введение в практику использования инструментов торговой политики ЕЭК принципа адресной направленности, что позволяет не только обеспечивать необходимую степень защиты вполне определенных компаний в ЕАЭС, но и выводить из сферы протекции те процессы, которые направлены на нейтрализацию форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, забастовок, перебоев на транспорте и т.д.).

Литература

1. Джабиев А.П. Применение особых видов пошлин - инструмент защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции / А.П. Джабиев // Таможенное дело. 2017. N 4. С. 14 - 17.
2. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз: таможенно-тарифное регулирование общего рынка / Г.Г. Мокров. СПб.: Интермедия, 2018. 254 с.
3. Писенко К.А. Финансово-правовые аспекты регулирования уплаты антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин во внешней торговле в контексте евразийской интеграции / К.А. Писенко, Э.Г. Гаспарян // Финансовое право. 2017. N 8. С. 19 - 23. 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи