Дата размещения статьи: 28.10.2020
Изучению отдельных теоретико-правовых аспектов реализации международно-правовых основ организации института адвокатуры в Российской Федерации в последнее время посвящены работы многих исследователей. Однако эти работы затрагивают лишь различные сферы данной проблематики.
Комплексное же, доктринальное исследование вопросов реализации Россией международных стандартов адвокатской деятельности не представляется возможным произвести, не рассмотрев проблему определения понятия "международные стандарты адвокатской деятельности", важным также представляется необходимость осмысления роли и значения международных стандартов адвокатской деятельности как особого регулятора общественных отношений. В рамках данной работы рассмотрен также историко-правовой аспект становления, формирования и развития самих международных стандартов деятельности адвокатуры, сделана попытка периодизации процессов их формирования.
Основным источником права, определяющим организацию, принципы и порядок деятельности адвокатуры в Российской Федерации, безусловно, является прежде всего российское законодательство. При этом как законодатель, так и правоприменитель не может не учесть значительный массив норм принципов и правил, разработанный в рамках сотрудничества государств на международной арене, закрепленных как в многосторонних соглашениях России, так и в конвенциях, декларациях и иных документах, являющихся носителями международных стандартов адвокатуры, которые согласно Конституции Российской Федерации представляют собой "составную и неотъемлемую часть правовой системы России" <1>. Более того, Основной Закон закрепляет также принцип примата международного права: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора", что дает нам основания определить международно-правовую норму как приоритетное правило по отношению к норме национального законодательства.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
Рассмотрим позицию Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) относительно применения международных стандартов адвокатской деятельности, отраженную в постановлениях Пленума ВС РФ и решениях ВС РФ <2>.
--------------------------------
<2> Адвокатская деятельность и адвокатура: Сборник нормативных актов и документов: В 2 т. / Под общ. ред. Ю.С. Пилипенко. М.: Федеральная палата адвокатов РФ, 2017. Т. II. 736 с.
В постановлениях Пленума ВС РФ неоднократно указывается, что "международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц" <3>. Кроме того, в указанном Постановлении указывается первостепенная роль именно международных договоров как определяющих документов в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина.
Пленум указывает на обязательность дальнейшего совершенствования судебной деятельности путем реализации позиций и требований международного права на внутригосударственном уровне. Для достижения правильного и единообразного понимания и применения судами международных стандартов при отправлении правосудия Пленум ВС РФ постановляет дать следующие разъяснения:
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17).
--------------------------------
<3> Постановление от 10 октября 2003 г. N 5 (ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2013 N 4) "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Российская газета. 2013. 5 июля.
Исходя из самого определения адвокатской деятельности, содержащегося в профильном законе, о том, что таковой является "квалифицированная юридическая помощь... в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию" <4>, выделяем группу международно-правовых документов в области прав человека как одного из основных "носителей" международных стандартов адвокатской деятельности. Важное значение имеет определение Пленумом ВС РФ дефиниции "общепризнанные принципы международного права", которые необходимо понимать как "основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо". Таким образом, Пленум ВС РФ указывает на установление в императивном порядке обязательности неуклонного соблюдения судами общепризнанных принципов международного права при осуществлении правосудия, что дает возможность адвокату применять их как нормы прямого действия при осуществлении своей деятельности. В данном случае речь в первую очередь идет о таких общепризнанных принципах международного права, как: принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
Общепризнанная норма международного права определяется Пленумом ВС РФ как "правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного".
2. Международные договоры Российской Федерации, так же как и общепризнанные принципы и нормы международного права, являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Пленум ВС РФ указывает, что при отправлении судом правосудия в рамках гражданского, административного и уголовного судопроизводства международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для России и положения которого не требуют издания специального внутригосударственного акта, применяется наравне с нормой национального права. Речь идет как о договорах, заключенных от имени Российской Федерации, так и о межправительственных и межведомственных договорах.
3. Судебные органы компетентны ссылаться в решении лишь на международные договоры, ратифицированные в порядке, установленном в договоре, в соответствии со ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. <5> и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" <6>.
--------------------------------
<5> Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст. 772.
<6> Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
4. Обращается внимание на целый перечень международных договоров, имеющих прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации. При этом суды должны учитывать, что согласие на обязательность международного документа для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона.
5. Международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно. Проведенный в рамках данного исследования обзор международных документов показал наличие указанных норм в следующих документах: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. <7>, Конвенция о психотропных веществах 1971 г. <8>, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. <9>, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. <10>, Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 г. <11>, Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху 2004 г. <12>
--------------------------------
<7> Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (с изм. от 25.03.1972) // Бюллетень международных договоров. 2000. N 8. С. 15 - 50.
<8> Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21.02.1971) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981. Вып. XXXV. С. 416.
<9> Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (заключена в г. Нью-Йорке 17.12.1979) // Сборник международных договоров СССР. М., 1989. Вып. XLIII. С. 99 - 105.
<10> Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (заключена в г. Гааге 16.12.1970) (с изм. от 10.09.2010) // СПС "Гарант".
<11> Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12.12.2000) // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.
<12> Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3883.
В соответствии с основными принципами национального уголовного права международно-правовые нормы, закрепляющие отдельные признаки какого-либо состава преступления, являются применимыми в Российской Федерации только в ситуации, когда в норме Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) содержится прямое и однозначное указание на необходимость применения международного договора Российской Федерации (подобные положения содержаться, например, в ст. 355 и 356 УК РФ) <13>.
--------------------------------
<13> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
6. Пленум ВС РФ указывает на необходимость соблюдения принципа примата международного права.
7. В Постановлении Пленума ВС РФ заостряется внимание на том факте, что основанием для отмены или обжалования решения суда может выступать некорректное использование судебным органом международного права.
8. Для разрешения сложностей при толковании положений международного права Пленум ВС РФ рекомендует использовать акты и решения международных организаций.
9. При осуществлении дополнительного образования судей и работников аппаратов судов Пленум ВС РФ рекомендует обращать особое внимание на изучение международных стандартов адвокатской деятельности.
Как видим, позиция Пленума ВС РФ однозначно определяет приоритетное значение международных стандартов и правил в вопросах правового регулирования судебного судопроизводства. Добавим к этому, что современные процессы глобализации и межгосударственной интеграции также выводят на первый план необходимость установления правил, обязательных для различных государств, которые направлены на взаимодействие в самых разнообразных сферах жизнедеятельности, в том числе и в вопросах осуществления правозащитной деятельности. Такие правила закрепляются в двух- и многосторонних соглашениях.
Как представляется, наиболее концептуально важными из них являются те правила, установленные в международно-правовых документах, которые принимаются значительным количеством государств путем многократного их применения и закрепляются как в международном праве, так и в национальном праве государств как "правовые стандарты" в той или иной сфере жизнедеятельности человека. Отсюда международно-правовые стандарты деятельности адвоката должны применяться в России в порядке применения профильного отраслевого материального и процессуального законодательства, в том числе и Федерального закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" и наравне с указанными актами.
Из этого актуализируется проблематика определения международных стандартов адвокатской деятельности, выводятся на первый план вопросы их становления, развития, а также перспективы применения в России.
В последних диссертационных исследованиях авторы указывают на тот факт, что "адвокатская деятельность... отвечает всем основным требованиям, предъявляемым международными актами к осуществлению юристами такой деятельности, и соответствует мировому опыту, который должен лежать в основе разработки концепции регулирования сферы юридической помощи..." <14>
--------------------------------
<14> Суворова А.Ю. Адвокатская деятельность: содержание, виды (теоретико-правовой анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 14.
Основной отличительной особенностью международных стандартов адвокатской деятельности является в первую очередь то, что они не регламентируют преимущественно сотрудничество государств в сфере обеспечения защиты прав человека адвокатом, а определяют совместно выработанные многими государствами принципиальные подходы к функционированию института адвокатуры - организации и деятельности национальных адвокатских образований и адвокатов в частности.
Принципиальное отличие международных стандартов от всех иных норм международного права заключается в том, что международные правовые стандарты адвокатуры находят свое закрепление в конвенциях особого порядка, положения которых официально признаются и принимаются значительным количеством (большинством) государств.
Выделим, на наш взгляд, наиболее важные факторы, определяющие объективную заинтересованность Российской Федерации в принятии международных стандартов адвокатуры. В данном аспекте интересным и уместным представляется исследование, проведенное М.А. Баймуратовым и В.А. Григорьевым, связанное с выделением мотивации государства на восприятие международных стандартов в сфере местного самоуправления <15>.
--------------------------------
<15> Баймуратов М.А., Григорьев В.А. Муниципальная власть: актуальные проблемы становления и развития в Украине: Монография / М.А. Баймуратов, В.А. Григорьев. Одесса: Юридическая литература, 2003. С. 164.
К первому, наиболее общему уровню автор относит задачу-мотив - изучение, освоение и внедрение международных стандартов; вторая задача-мотив направлена на обмен опытом с иными государствами; третья задача-мотив, по мнению авторов приведенной работы, заключается в становлении и развитии разнопланового и многоуровневого сотрудничества с зарубежными партнерами, которое проявляется путем разнообразных коллаборационных связей.
К приведенному следует добавить, что применение единых, общих для нескольких государств стандартов предопределяет определенную унификацию и систематизацию принципов и правил в конкретной сфере правовых отношений. В таких условиях происходят процессы гармонизации правовых систем различных государств. Представляется, что гармонизация адвокатского законодательства предопределяет и обеспечивает процессы сближения правовых систем в вопросах участия адвоката в осуществлении правозащитной деятельности.
Отдельные отрасли законодательства и институты различных систем права приобретают общие черты, имплементируют единые, общие для различных государств нормы и принципы.
Таким образом, заинтересованность государства в восприятии международных стандартов адвокатской деятельности проявляется в следующем:
Кроме того, возникновение значительного количества международно-правовых документов, регламентирующих различные аспекты адвокатской деятельности, предопределяют еще один интересный для нашего исследования процесс - интернационализацию правового регулирования адвокатской деятельности. В процессе интернационализации адвокатского законодательства право Российской Федерации в этой сфере проявляется во взаимосвязи с правом иных государств <16>.
--------------------------------
<16> Квач И.В. Применение международных стандартов адвокатской деятельности в правовом регулировании деятельности адвокатуры // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник статей Международной научно-практической конференции (20 мая 2018 г., г. Оренбург): В 3 ч. Ч. 2. Уфа: АЭТЕРНА, 2018. С. 107.
Учитывая вышеизложенное, можем констатировать, что под международно-правовыми стандартами адвокатской деятельности следует понимать систему международно-правовых норм и принципов, признаваемых мировым сообществом (значительным количеством государств), регулирующих, закрепляющих и развивающих вопросы, связанные с организацией и осуществлением адвокатской деятельности.
Международные стандарты адвокатской деятельности на сегодняшний день занимают приоритетное значение в системе норм права, регулирующих адвокатскую деятельность.
Перспективы применения международных стандартов адвокатской деятельности определяются в первую очередь в заинтересованности Российского государства в их восприятии и проявляются в следующем:
Литература
1. Баймуратов М.А. Муниципальная власть: актуальные проблемы становления и развития в Украине: Монография / М.А. Баймуратов, В.А. Григорьев. Одесса: Юридическая литература, 2003. 248 с.
2. Квач И.В. Применение международных стандартов адвокатской деятельности в правовом регулировании деятельности адвокатуры / И.В. Квач // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Оренбург, 20 мая 2018 г.): В 3 ч. Ч. 2. Уфа: АЭТЕРНА, 2018. С. 105 - 107.
3. Суворова А.Ю. Адвокатская деятельность: содержание, виды (теоретико-правовой анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.Ю. Суворова. М., 2016. 30 с.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.
Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.
Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 11.12.2020
Дата размещения статьи: 26.11.2020
Дата размещения статьи: 28.10.2020
Дата размещения статьи: 23.09.2020
Навигация