Дата размещения статьи: 17.12.2020
В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность приобретает проблема правового регулирования деятельности хостелов в многоквартирных домах. Существуют две противоположные позиции. Согласно экономическому подходу обосновывается необходимость закрепления правового регулирования хостелов в условиях дефицита средств размещения в нашей стране и развития внутреннего туризма. Такой подход отрицает возможность введения запрета на размещение хостелов в многоквартирных домах <1>. Вторая позиция основывается на социальном подходе, в соответствии с которым хостелы в многоквартирных домах являются недопустимым средством размещения, поскольку ущемляют права граждан на жилище.
--------------------------------
<1> Суслова С.И. Хостелы: проблемы правового регулирования // Туризм: право и экономика. 2016. N 2. С. 3 - 6.
Сторонники первого подхода высказывают опасение о законодательном запрете деятельности хостелов, который может привести:
- к потенциальной "криминализации" деятельности хостелов;
- ухудшению экономического положения ряда субъектов РФ;
- подрыву основ туристической и гостиничной деятельности;
- несоблюдению трудового законодательства.
Сторонники второго подхода ссылаются на судебную практику. Согласно позиции судов "использование квартиры, имеющей статус жилого помещения, собственником, а также иными лицами в качестве меблированных комнат или для организации хостела, т.е. для временного заселения посторонних лиц на возмездной основе, противоречит как пункту 3 статьи 288 ГК РФ, так и пункту 2 статьи 17 ЖК РФ" <2>.
--------------------------------
<2> Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2015 по делу N 33-12940 // СПС "КонсультантПлюс".
Мы придерживаемся позиции ряда ученых и практиков о том, что запрет на размещение хостелов в жилых домах не решит проблему защиты жилищных прав граждан, так как эти средства размещения переместятся "в тень" <3>, что не выгодно как государству, так и собственно жильцам многоквартирных домов, так как эти отношения полностью уйдут из сферы правового регулирования и криминализуются.
--------------------------------
<3> Сидякин А. Если запретить хостелы, они уйдут в тень. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/365356 (дата обращения: 10.12.2017).
Полагаем, что ответ на этот вопрос кроется не только в законодательстве, но и в области обеспечения реализации норм права, иными словами, в критериях эффективности деятельности как судебных органов, так и органов контроля и надзора. Следовательно, в первую очередь важно определиться с терминологическим аппаратом: что понимать под хостелами и средствами размещения.
Хостел - европейская система размещения, предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок жилье, представляющее собой, как правило, спальное место без дополнительных удобств в комнате <4>.
--------------------------------
<4> Куцина С. Правовой режим жилого помещения // ЭЖ-Юрист. 2016. N 28. С. 14.
В российском законодательстве отсутствует понятие "хостел". В настоящее время действует ГОСТ Р 56184-2014 "Национальный стандарт РФ. Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам" (утв. приказом Росстандарта <5>). В соответствии с ГОСТом допускается размещение хостелов в одной или нескольких квартирах жилого дома, на одном или нескольких этажах.
--------------------------------
<5> Приказ Росстандарта от 23.10.2014 N 1393-ст "Об утверждении национального стандарта" // СПС "КонсультантПлюс".
Никаких запретов на размещение в квартире хостела действующее российское законодательство не предусматривает. При этом в литературе и в судебной практике указывается на необходимость перевода квартиры в нежилое помещение <6> (решение Верховного Суда РФ от 03.03.2016 N АКПИ15-1535 <7>, Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 N 304-ЭС16-10165 <8>).
--------------------------------
<6> Бычков А.И. Индустрия гостеприимства в России. М.: Инфотропик Медиа, 2017. 420 с.
<7> Решение Верховного Суда РФ от 03.03.2016 N АКПИ15-1535 "Об удовлетворении искового заявления о признании частично недействующим пункта 4.1 национального стандарта РФ ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2014 N 1393-ст" // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 N 304-ЭС16-10165 по делу N А45-13856/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
Государственной Думой Федерального Собрания РФ принят в окончательной редакции проект федерального закона N 69251-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии" (в части введения классификации объектов туристской индустрии и уточнения сроков наступления административной ответственности за нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг).
Законопроект закрепляет понятие "гостиница" и иное средство размещения - имущественный комплекс (здание или часть здания, прилегающая к нему территория, помещение, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг <9>.
--------------------------------
<9> Проект федерального закона N 69251-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии". URL: http://asozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).
Законопроектом N 69251-7 предполагается поэтапное введение обязательной классификации гостиниц, включая хостелы.
Таким образом, имеют место противоречия в правовом регулировании хостелов с точки зрения жилищного законодательства и туристской деятельности.
Обратимся к правоприменительной практике в ответ на критические замечания ряда экспертов, что низкое качество оказываемых услуг в хостелах, невыполнение минимальных требований к указанным объектам размещения вызывают негативную оценку отдыхающих и создают неблагоприятный имидж для туристического региона <10>.
--------------------------------
<10> Суслова С.И. Хостелы: проблемы правового регулирования // Туризм: право и экономика. 2016. N 2. С. 3 - 6.
Так, с начала 2016 г. Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы совместно с Роспотребнадзором и прокуратурой города провел 214 проверок хостелов на соответствие санитарным нормам. При этом по результатам проверок, прошедших на основании жалоб граждан в Роспотребнадзор, в этом году была приостановлена деятельность лишь 35 хостелов <11>. Данный пример убедительно доказывает, что подавляющее число хостелов соответствует предъявляемым требованиям.
--------------------------------
<11> Около 200 московских хостелов допустили к работе на ЧМ-2018.
Другой аспект проблемы связан с разработкой концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" на 2019 - 2025 годы", в которой, по нашему мнению, упорядочивание деятельности хостелов должно иметь место.
Анализ регионального законодательства о туризме позволяет утверждать, что без хостелов эта отрасль будет испытывать серьезные проблемы, что чревато для ряда субъектов РФ ухудшением экономического состояния, ростом безработицы, падением платежеспособности населения.
Мы не разделяем позицию С.И. Сусловой о том, что низкое качество оказываемых услуг в большинстве хостелов приводит к тому, что в крупных туристических центрах России наметилась тенденция давления на хостелы с целью их закрытия <12>.
--------------------------------
<12> Суслова С.И. Хостелы: проблемы правового регулирования. С. 3 - 6.
Охарактеризуем ряд нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, в которых закреплено особое положение хостелов в сфере туризма и гостиничного бизнеса.
Можно выделить восемь основных направлений в этой области:
1) установление взаимосвязи деятельности хостелов с социально-экономическим развитием региона;
2) определение роли хостелов в рамках осуществления концепций и стратегий развития туризма;
3) указание на взаимосвязь хостелов и молодежного туризма;
4) закрепление роли хостелов в гостиничной индустрии;
5) проведение конкурсов на лучший хостел;
6) указание на роль хостелов в процессе реализации мер по социальной защите инвалидов;
7) выявление особой роли хостелов в реализации краудсорсинговых проектов;
8) стимулирование соблюдения трудового законодательства.
Так, Постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 N 16/319-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года" <13> определяет, что, несмотря на наличие в Ульяновской области некоторой инфраструктуры по размещению и обслуживанию гостей, ряд вопросов комфортного пребывания и отдыха туристов в городе Ульяновске требует вдумчивого решения.
--------------------------------
<13> Ульяновская правда. 2015. N 96.
Отметим и то, что в целях развития кластера культурных и креативных сфер деятельности в Ульяновске необходимо создание комплекса относительно недорогих гостиниц и хостелов в центрах культурной активности, что позволит привлечь дополнительных гостей в Ульяновск. Следует также продолжать реализацию мероприятий по развитию сектора услуг в сфере общественного питания в Ульяновске. Таким образом, основной задачей по данному направлению следует определить повышение качества обслуживания в местах размещения туристов города Ульяновска.
В указанном Постановлении Правительства Ульяновской области также закрепляется, что в связи с вышеизложенным Правительству, Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области, а также профильным организациям и учреждениям области следует сконцентрироваться на реализации следующих мероприятий по рассматриваемому направлению:
- стимулирование формирования полноценного сектора гостеприимства в части открытия гостиниц и хостелов в городе Ульяновске, особенно на туристических маршрутах, повышая при этом качество обслуживания;
- стимулирование формирования полноценного сектора гостеприимства в части открытия баров и ресторанов в городе Ульяновске, особенно на туристических маршрутах, при экономическом стимулировании развития данного сектора экономики в Ульяновске;
- стимулирование формирования полноценного сектора гостеприимства в части формирования дружелюбной общественной среды в городе.
Постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 28.04.2017 N 1565 "О Программе поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Казани на 2017 - 2019 годы" <14> закрепляет, что в целях улучшения состояния городской бизнес-среды, обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в сферах городской экономики, требующих поддержки, и сбалансированного социально-экономического развития муниципального образования г. Казани в целом определены особо приоритетные направления, к которым относится и создание хостелов.
--------------------------------
<14> URL: http://docs.cntd.ru/document/446452341 (дата обращения: 10.12.2017).
В Указе губернатора Омской области от 05.09.2016 N 154 "Об утверждении Концепции развития туристского сектора Омской области до 2025 года" <15> определяется, что развитию внутреннего и въездного туризма способствует состояние гостиничной сети. Состояние гостиничной базы Омской области заметно улучшилось за последние пять лет: осуществлена модернизация ряда отелей, появились новые гостевые дома и хостелы. В данном нормативном правовом акте также указывается, что сохраняется нехватка средств размещения повышенной комфортности, препятствующая организации в области мероприятий с высоким уровнем представительства.
--------------------------------
<15> URL: http://docs.cntd.ru/document/432998237 (дата обращения: 10.12.2017).
Кроме того, в ряде муниципальных образований Омской области, располагающих природными и культурно-историческими достопримечательностями, привлекательными для путешественников, отмечается отсутствие средств размещения либо их недостаточное количество. Решение этого вопроса может быть достигнуто путем стимулирования предпринимательской активности в сегменте малого и среднего бизнеса. Частная инициатива в сфере гостеприимства (мини-гостиницы, хостелы, гостевые дома) позволит увеличить емкость средств размещения, количество рабочих мест в малых городах и сельской местности. По мнению губернатора Омской области, необходимо учитывать потенциал роста частных гостиниц при разработке программ развития коммунальных сетей и при необходимости нормировать объем туристского потока для обеспечения комфортных условий жизни местного населения, отдыха туристов и соблюдения норм рекреационной нагрузки на природные территории.
Постановление Правительства Ярославской области от 13.08.2014 N 797-п "Об утверждении Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года" <16>, в свою очередь, устанавливает, что ключевым фактором формирования и развития продуктов молодежного туризма, как показывают исследования, выступает их ценовая доступность. Кроме того, мировой опыт доказал, что наиболее соответствует молодежному отдыху формат размещения в хостелах. С учетом числа и разнообразия молодежных событийных мероприятий, проводимых в том числе агентством по делам молодежи Ярославской области, их посещаемости, а также интереса и узнаваемости Ярославской области в глазах современной молодежи возможно прогнозировать значительный туристский поток в этой целевой группе.
--------------------------------
<16> СПС "КонсультантПлюс".
В данной Стратегии прямо указывается:
- для размещения данного потока целесообразно создать сеть из 20 хостелов на территории Ярославской области со средним числом мест 50;
- исходя из указанных факторов целесообразно увеличить число хостелов в городе Ярославле до 6, создать 4 хостела в городе Рыбинске, по 3 в городах Угличе и Ростове, по 2 в городах Мышкине, Тутаеве, Переславле-Залесском и Гаврилов-Яме.
Распоряжение Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 05.11.2015 N 1612-р "О проведении городского конкурса "Лучший Хостел г. Улан-Удэ" <17> определяет, что цель конкурса состоит в стимулировании конкурентоспособности предприятий гостиничного бизнеса г. Улан-Удэ и содействии развитию предпринимательской инициативы на территории г. Улан-Удэ, а также повышении уровня качества обслуживания туристов.
--------------------------------
<17> URL: http://www.ulan-ude-eg.ru/upload/public/Vestnik_44(2015).pdf (дата обращения: 10.12.2017).
Отметим, что задачи конкурса состоят в следующем:
- выявление инвестиционной привлекательности сегмента экономичных средств размещения;
- привлечение субъектов малого предпринимательства к развитию туризма в г. Улан-Удэ;
- выявление и поощрение эффективно работающих хостелов.
Обратим внимание и на критерии оценки конкурса "Лучший хостел г. Улан-Удэ": соответствие минимальным стандартам качества предоставляемых услуг (необходимый минимум для хостела, качество и состояние оборудования номерного фонда); наличие асфальтированных подъездных путей к центральному входу средства размещения; благоустройство прилегающей территории; наличие пандуса для маломобильных граждан; наличие информационных указателей об аварийных выходах; наличие "тревожной кнопки" для вызова службы безопасности; наличие круглосуточной службы приема с зоной для отдыха и ожидания; наличие сейфа для хранения ценностей гостей; наличие места для хранения багажа; наличие услуг питания (завтрак); наличие рекламно-информационных материалов в хостеле; состояние постельных принадлежностей (постельное белье); смена постельного белья и полотенец; периодичность уборки номеров (с учетом недельного проживания гостя); коэффициент загрузки (%); услуга питания, количество посадочных мест (с зоной приготовления пищи); предоставление принадлежностей для мелкого ремонта одежды (нитки, иголки); предоставление медицинской аптечки для оказания первой доврачебной помощи и вызов скорой помощи; наличие услуги "утренняя побудка" (по просьбе проживающего гостя); наличие услуги Интернета (Wi-Fi), телевидения/радиовещания; предоставление экскурсионных и туристических услуг по предварительным заказам проживающих; предоставление утюга, гладильной доски; предоставление предметов личной гигиены: зубных щеток, шампуней и т.п.; наличие в штате организации специалистов, получивших образование в учебных заведениях, готовящих кадры для гостинично-туристской отрасли; мотивация персонала (дополнительное образование, корпоративные программы обучения, повышение квалификации и др.); внутрифирменные традиции, фирменный стиль; наличие коллективного договора.
В свою очередь, Постановление Администрации Приморского края от 07.09.2017 N 371-па "О ежегодном конкурсе "Лидеры туриндустрии Приморья" <18> (с изм. и доп.) устанавливает, что конкурс проводится по семи номинациям: "За высокие достижения в сфере въездного туризма в Приморском крае"; "За высокие достижения в сфере внутреннего туризма в Приморском крае"; "Лучшая выпускная квалификационная работа в сфере туризма и гостеприимства"; "Лучшее средство размещения гостиничного и негостиничного типа"; "Лучшее предприятие питания"; "За развитие познавательного и экологического туризма на территории особо охраняемой природной территории"; "Лучший реализованный проект по развитию инфраструктуры туризма и гостеприимства".
--------------------------------
<18> URL: http://docs.cntd.ru/document/450340572 (дата обращения: 10.12.2017).
Распоряжением префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы от 23.01.2013 N 24-рп "О результатах реализации пилотного краудсорсингового проекта по развитию научно-промышленных структур Зеленограда" <19> была утверждена карта ключевых мероприятий из топ-10 идей, получивших наибольший рейтинг при голосовании на площадке пилотного краудсорсингового проекта по развитию научно-промышленных структур Зеленоградского административного округа г. Москвы "Новые пути развития Зеленограда", а также из тех мероприятий, что были отмечены при голосовании экспертного совета проекта. Важной составляющей этой карты является идея - "Зеленоград - центр промышленного туризма", для реализации которой предусматривается создание гостиниц и хостела в городе и стоянки для кемперов на Ленинградском шоссе.
--------------------------------
<19> URL: http://docs.cntd.ru/document/440503186 (дата обращения: 10.12.2017).
Отметим и Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2017 N 86-РЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Карачаево-Черкесской Республике" <20>, который направлен на реализацию государственной политики в области социальной защиты инвалидов и других маломобильных групп населения с целью создания им равных с другими гражданами возможностей в осуществлении прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством КЧР, и регулирует правоотношения в сфере обеспечения им беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Карачаево-Черкесской Республике, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. В этом нормативном правовом акте указывается, что хостелы относятся к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан.
--------------------------------
<20> URL: http://parlament09.ru/node/6309 (дата обращения: 27.12.2017).
Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2017 N 23-рп "О мерах развития гостиничной отрасли в Санкт-Петербурге" <21> устанавливает, что цель Программы - развитие приоритетных сегментов гостиничной отрасли: трехзвездочных гостиниц, хостелов и гостиниц на базе плавательных средств, а задача Программы - развитие условий для создания комфортной предпринимательской среды и привлечения внебюджетных инвестиций в строительство гостиниц.
--------------------------------
<21> URL: http://docs.cntd.ru/document/456058752.
Большое значение в деятельности хостелов имеют и профессиональные союзы. Так, в Уставе Межрегионального профсоюза работников сферы обслуживания, гостиничного, туристско-развлекательного и медико-рекреационного комплексов "Отечественная инициатива" <22> (г. Владимир) указывается, что указанный межрегиональный профсоюз является добровольным общественным объединением граждан, работающих в организациях сферы обслуживания, в том числе гостиничного, туристско-развлекательного и медико-рекреационного комплексов, для представительства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов межрегионального профсоюза.
--------------------------------
<22> URL: https://corp.amaks-hotels.ru/prof/ustav/ (дата обращения: 10.12.2017).
Обратим внимание на ряд положений Устава данного профсоюза, которые не в полной мере соответствуют трудовому законодательству, что может негативно сказаться на реализации его защитной функции. Так, например, в Федеральном законе от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <23> указывается, что профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
--------------------------------
<23> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
Отметим и проблему соблюдения профессиональных стандартов в сфере деятельности хостелов. В настоящий момент, когда хостелы в многоквартирных домах не запрещены, можно утверждать, что они могут применяться к работникам этих организаций.
Рассмотрим, каким образом в данной сфере, например, может быть реализован Приказ Минтруда России от 05.09.2017 N 657н "Об утверждении профессионального стандарта "Горничная" (зарегистрирован в Минюсте России 22.09.2017 N 48308) <24>, в котором указывается, что в обобщенные трудовые функции горничной входят:
--------------------------------
<24> URL: http://sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-05092017-N-657n/professionalnyi-standart/ (дата обращения: 10.12.2017).
1. Уборка номерного фонда гостиничных комплексов и иных средств размещения:
- текущая уборка номерного фонда гостиничных комплексов и иных средств размещения;
- уборка номерного фонда гостиничных комплексов и иных средств размещения после выезда гостей;
- генеральная уборка номерного фонда гостиничных комплексов и иных средств размещения.
2. Планирование, организация и контроль работы бригады горничных в гостиничных комплексах и иных средствах размещения:
- получение и использование расходных материалов, уборочной техники бригадой горничных гостиничных комплексов и иных средств размещения;
- планирование и организация работы бригады горничных гостиничных комплексов и иных средств размещения;
- контроль работы подчиненных и подготовка отчетности о работе бригады горничных гостиничных комплексов и иных средств размещения.
Таким образом, анализ законодательства о деятельности хостелов в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что четкое законодательное регулирование и установление пределов их размещения в многоквартирных домах позволит создать базу для развития въездного туризма как одного из перспективных путей решения поставленной Президентом РФ В.В. Путиным задачи по импортозамещению, увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта страны.
Библиография
1. Андреев Ю.Н. Соседские отношения в гражданском праве России: теория и практика. М.: Норма; Инфра-М, 2016. 208 с.
2. Бычков А.И. Индустрия гостеприимства в России. М.: Инфотропик Медиа, 2017. 420 с.
3. Громова О.О. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых мигрантами из государств - участников СНГ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 180 с.
4. Давыдова О.В. Хостел в квартире // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. N 4. С. 16 - 24.
5. Куцина С. Правовой режим жилого помещения // ЭЖ-Юрист. 2016. N 28. С. 14.
6. Суслова С.И. Хостелы: проблемы правового регулирования // Туризм: право и экономика. 2016. N 2. С. 3 - 6.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.
Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.
Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.
Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
Дата размещения статьи: 13.01.2021
Дата размещения статьи: 17.12.2020
Дата размещения статьи: 07.12.2020
Дата размещения статьи: 21.01.2019
Дата размещения статьи: 21.01.2019
Навигация