Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор транспортной экспедиции > Договор экспедиции: бухгалтерский учет и налогообложение (Никонов П.А.)

Договор экспедиции: бухгалтерский учет и налогообложение (Никонов П.А.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

Договоры купли-продажи могут содержать условие о доставке товара компанией-продавцом непосредственно на склад покупателя. Организацию доставки нередко поручают экспедиторским компаниям. Как отражаются в учете организации-продавца расходы, связанные с доставкой товара до склада покупателя, оплатой экспедиторских услуг? 

Условия договора купли-продажи могут предполагать обязанность продавца доставить товар непосредственно на склад покупателя (п. 1 ст. 454, абз. 2 п. 1 ст. 458 ГК РФ). Если компания-продавец не имеет собственного автотранспорта, сотрудников, занятых перевозкой, она привлекает специализированную организацию. Если у последней имеется собственный транспорт и она самостоятельно осуществляет доставку груза, заключается договор перевозки груза. По такому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

Однако далеко не всегда специализированные организации доставляют грузы своими силами, зачастую они лишь оказывают услуги по экспедированию, заключая от своего имени договоры с перевозчиками (автотранспортными фирмами и др.). В этом случае с такой организацией заключается договор транспортной экспедиции.

В отличие от договора перевозки, экспедитор (как сторона договора транспортной экспедиции) не принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения и выдаче его получателю. Он лишь обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Например, организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также исполнить другие обязанности, связанные с перевозкой. Предметом договора экспедиции является оказание транспортно-логистических услуг (Письмо Минфина России от 11.09.2017 N 24-02-08/58553).

Договор должен заключаться в письменной форме. Клиент обязан выдать экспедитору доверенность, если та необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ). Кроме того, клиент обязан предоставить экспедитору документы и информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также другую информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором.

Экспедитор в свою очередь обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у него дополнительные данные. При непредоставлении клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей вплоть до ее предоставления.

Организации, являющейся клиентом по договору транспортной экспедиции, не следует относиться легкомысленно к данному требованию. Если из-за указания клиентом недостоверных сведений о грузе у экспедитора возникнут дополнительные расходы (например, из-за задержки груза таможней), их сумму придется возместить. Поясним сказанное на следующем примере: клиент сообщил экспедитору недостоверные сведения о грузе, в результате чего при досмотре транспортного средства на таможне было выявлено несоответствие между задекларированным товаром и грузом, обнаруженным при вскрытии контейнера. Был составлен акт таможенного досмотра, машина была отправлена на стоянку временного хранения. В результате экспедитор потребовал от клиента оплатить сверхнормативный простой транспортного средства, выставив дополнительные счета. Ситуация усугубилась тем, что контейнер для перевозки груза экспедитор арендовал у другой компании. Соответственно, он потребовал от клиента - виновника простоя сумму, предъявленную владельцем контейнера за сверхнормативное пользование данным контейнером. Судебные расходы, понесенные экспедитором в связи с судебным разбирательством, нерадивый клиент должен был компенсировать (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.05.2014 N Ф07-3835/14 по делу N А56-42582/2013).

Договоры транспортной экспедиции имеют двойственную природу и могут рассматриваться как разновидность договора оказания услуг (исполнитель выполняет услуги, связанные с перевозкой) или как посреднический договор (исполнитель организует выполнение услуг, связанных с перевозкой).

Однозначно говорить об отсутствии посреднической деятельности можно, лишь если экспедитор самостоятельно перевозит груз. Когда же перевозка осуществляется третьим лицом на основании заключенного экспедитором договора, деятельность экспедитора может рассматриваться только как посредническая. В этом случае к договору транспортной экспедиции могут применяться правила о договоре комиссии, агентирования и договоре поручения.

Многие специалисты высказывают точку зрения, что на посреднический характер договоров транспортной экспедиции косвенно указывают нормы Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". Так, в силу п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ компания, продающая товар, являющаяся в договоре транспортной экспедиции клиентом, обязана выплатить экспедитору причитающееся вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

Однако есть судебная практика, не признающая подобный подход. В частности, АС Поволжского округа в Постановлении от 09.10.2015 N Ф06-1353/2015 указал, что транспортно-экспедиционная деятельность признается по действующему законодательству самостоятельным видом деятельности и не является посреднической. Договор транспортной экспедиции не относится к посредническим договорам, поскольку признается самостоятельным видом гражданско-правового договора.

Бухгалтерский учет 

Для учета организацией-продавцом расходов, связанных с доставкой товара покупателю, вознаграждения экспедитора за организацию доставки, стоимости услуг транспортной компании имеет значение, какой вид активов был продан. Так, если по договору купли-продажи продавец продает продукцию собственного производства либо покупные товары, расходы по договору транспортной экспедиции квалифицируются как расходы по обычным видам деятельности. Они отражаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу".

Когда продается имущество, не относящееся к товарам или продукции собственного производства, расходы по договору транспортной экспедиции будут являться прочими расходами. Их необходимо будет относить в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".

Стоимость услуг, приобретенных по договору транспортной экспедиции, учитывается в составе расходов в том отчетном периоде, в котором подписан акт приемки-сдачи оказанных услуг (п. 16, 18 ПБУ 10/99), вне зависимости от даты оплаты.

Кроме того, имеет значение, как в условиях договора описан порядок возмещения затрат экспедитора. Понятно, что клиент в той или иной форме в любом случае возместит расходы экспедитора, связанные с выполнением заказа. Однако эти расходы могут не выделяться отдельной строкой, а быть "зашитыми" в фиксированные тарифы на экспедиторские услуги. Либо они могут упоминаться в договоре особо, выделяться отдельной строкой и возмещаться клиентом в соответствии с документами, предоставляемыми компанией-экспедитором.

Бухгалтерские записи в первом и втором случае будут различаться (табл. 1 и 2).

 

Таблица 1 

Договор транспортной экспедиции не предусматривает отдельного возмещения затрат экспедитора 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Д-т

К-т

Стоимость услуг экспедитора без НДС (сумма уплачиваемого вознаграждения) списана как расходы на продажу, если заказчиком (клиентом) использованы услуги транспортной экспедиции с целью доставки реализованной продукции (товаров) до покупателя

44

60, субсч. "Расчеты с экспедитором"

Или стоимость услуг экспедитора без НДС (сумма уплачиваемого вознаграждения) списана как прочие расходы, если заказчиком (клиентом) использованы услуги транспортной экспедиции с целью доставки реализуемых объектов основных средств (материалов) до покупателя

91-2

60, субсч. "Расчеты с экспедитором"

Отражен предъявленный экспедитором НДС с суммы вознаграждения на основании счета-фактуры

19

60, субсч. "Расчеты с экспедитором"

Налог на добавленную стоимость принят к вычету

68, субсч. "Расчеты по НДС"

19

Оплачена экспедитору стоимость оказанных им услуг

60, субсч. "Расчеты с экспедитором"

50, 51

 

Таблица 2 

Договор транспортной экспедиции предусматривает возмещение затрат экспедитора (возмещаемые расходы выделены в документах экспедитора отдельной строкой) 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Д-т

К-т

Возмещаемые расходы без НДС списаны как затраты на продажу, если заказчиком (клиентом) использованы услуги транспортной экспедиции с целью доставки реализованной продукции (товаров) до покупателя

44

76, субсч. "Расчеты с экспедитором по возмещаемым расходам"

Или возмещаемые расходы без НДС списаны как прочие расходы, если заказчиком (клиентом) использованы услуги транспортной экспедиции с целью доставки реализуемых объектов основных средств (материалов) до покупателя

91-2

76, субсч. "Расчеты с экспедитором по возмещаемым расходам"

Отражен предъявленный экспедитором НДС (на основании счета-фактуры). Если в договоре транспортной экспедиции установлены фиксированные тарифы, включающие в себя как вознаграждение экспедитора, так и возмещаемые клиентом расходы, база по НДС у экспедитора определяется исходя из всех сумм, поступивших экспедитору от клиента

19

76, субсч. "Расчеты с экспедитором по возмещаемым расходам"

Налог на добавленную стоимость принят к вычету

68, субсч. "Расчеты по НДС"

19

Отражена оплата экспедитору возмещаемых расходов

76, субсч. "Расчеты с экспедитором по возмещаемым расходам"

50, 51

Как было рассмотрено выше, при нарушении организацией-клиентом условий договора транспортной экспедиции ей придется компенсировать дополнительные затраты экспедитора. В учете суммы компенсаций таких затрат отражаются как расходы по обычным видам деятельности. Что касается предъявленных экспедитором неустоек (штрафов, пеней) за нарушение договорных обязательств, то они включаются в состав прочих расходов. При этом они принимаются к учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией (п. 14.2 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Соответственно, расходы в виде санкций за нарушение условий договора признаются на дату получения решения суда или на дату направления письменного подтверждения о готовности заплатить штраф либо на дату оплаты неустойки (штрафа, пени).

 

Налогообложение 

Налог на добавленную стоимость 

В общем случае суммы НДС, предъявленные организации при приобретении услуг, связанных с доставкой товара (в том числе налог, включенный в стоимость перевозки и вознаграждение экспедитора), подлежат вычету после принятия к учету оказанных услуг, если они приобретены для осуществления облагаемых НДС операций. Вычет производится на основании оформленных в соответствии с требованиями налогового законодательства счетов-фактур при наличии соответствующих первичных документов (п. п. 1, 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).

Если по условиям договора транспортной экспедиции услуги по доставке товара приобретаются от имени экспедитора, в выставляемом транспортной компанией счете-фактуре в качестве заказчика (покупателя) указывается именно экспедитор. При этом грузоотправителем является организация-клиент, и ей также необходим счет-фактура, чтобы произвести вычет налога. Сумму НДС, предъявленную автотранспортной компанией в стоимости услуг по доставке товара, клиент (грузоотправитель) может принять к вычету на основании счета-фактуры, который ему должен выставить экспедитор. В этом документе экспедитор приведет сведения из счета-фактуры, выданного на его имя перевозчиком.

Кроме того, экспедитор должен передать организации-клиенту заверенную им копию исходного счета-фактуры, выставленного транспортной компанией. Полученный от экспедитора счет-фактуру организация-клиент регистрирует в книге покупок.

Экспедитор должен выдать клиенту и второй счет-фактуру, на этот раз - на сумму своего вознаграждения. Это должно быть сделано в течение пяти календарных дней с момента подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг транспортной экспедиции. Этот счет-фактуру организация-клиент также регистрирует в своей книге покупок.

Если экспедитор применяет фиксированные тарифы на свои услуги, включающие в себя как его вознаграждение, так и возмещаемые клиентом расходы, то базу по НДС он будет исчислять исходя из всех сумм, поступивших от клиента. При этом у экспедитора нет оснований производить оформление счетов-фактур в порядке, аналогичном применяемому посредниками.

Экспедитор выставляет один счет-фактуру, где в качестве продавца указывает себя. Счет-фактура при этом заполняется в общеустановленном порядке.

 

Налог на прибыль 

Вознаграждение экспедитора за организацию перевозки и стоимость услуг автотранспортной компании являются для организации-клиента расходами, связанными с реализацией товара (или иного имущества).

В общем случае расходы, связанные с реализацией имущества (за исключением продукции собственного производства), уменьшают сумму доходов, полученных от реализации данного имущества (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Когда речь идет о реализации продукции собственного производства, расходы по ее доставке покупателю отражаются в налоговом учете следующим образом. Стоимость услуг перевозчика относится в состав материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Суммы вознаграждения экспедитору учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении метода начисления данные затраты признаются на день оказания услуг по перевозке имущества (даты подписания отчета экспедитора и акта приемки-сдачи оказанных услуг) (п. 1, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Для подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов, в том числе экспедиторской расписки, которая является неотъемлемой частью экспедиторских документов договора транспортной экспедиции (Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, Письма Минфина России от 05.07.2017 N 03-03-06/1/42369, от 22.03.2017 N 03-03-06/1/16317).

Суммы санкций за нарушение организацией-клиентом условий договора транспортной экспедиции, признанные или подлежащие уплате на основании решения суда, отражаются ею в составе внереализационных расходов. Датой признания расходов является дата признания санкций либо дата вступления в законную силу решения суда.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г., с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система "Гарант" [Электронный ресурс].
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система "Гарант" [Электронный ресурс].
3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н // Российская газета. 1999. N 116 (начало - п. 16 Положения), N 117, 23 июня (п. 16 Положения - конец).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Договор экспедиции: бухгалтерский учет и налогообложение (Никонов П.А.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

подробнее>>

Проблемные вопросы соблюдения претензионного (досудебного) порядка в транспортных спорах, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции (Бажина М.А.)

Дата размещения статьи: 28.08.2020

подробнее>>

О возмещении ущерба в рамках договора транспортной экспедиции (Фирфарова Н.В.)

Дата размещения статьи: 22.07.2015

подробнее>>

Экспедитор - это посредник? (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 01.02.2015

подробнее>>

К вопросу о соотношении транспортных договоров и транспортной логистики (Соловьева М.А.)

Дата размещения статьи: 13.01.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.