Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Расчеты > Финансово-правовые особенности расчетных отношений (Саттарова Н.А.)

Финансово-правовые особенности расчетных отношений (Саттарова Н.А.)

Дата размещения статьи: 09.12.2021

Комплексный характер правового регулирования современных расчетов указывает на взаимосвязь норм гражданского права и других отраслей права в упорядочении расчетных отношений <1>.
--------------------------------
<1> Саттарова Н.А. Современная характеристика расчетных правоотношений // Юридический мир. 2021. N 5. С. 45.

Финансово-правовой аспект расчетных отношений определяется целью исполнения публично-правовых обязанностей субъектов финансовых правоотношений. В рассматриваемом аспекте финансовое правоотношение будет основным, первичным по отношению к расчетному. При этом правовое регулирование расчетов будет осуществляться комплексно нормами гражданского права и нормами финансового права, в зависимости от вида финансового правоотношения. Например, порядок расчета при уплате налога будет регулироваться как нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 46 "Расчеты"), так и нормами Налогового кодекса Российской Федерации (глава 8 "Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов"), а также Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (глава 6 "Общие положения о доходах бюджетов").

Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, что определяет социально-политическую сущность указанного правоотношения. Любому государству необходимы финансовые ресурсы, оно мобилизует денежные средства для финансирования социально значимых мероприятий, реализации социальных интересов. Особенность финансовых правоотношений в том, что они имеют имущественный характер, "всегда возникают (в конечном счете) по поводу денежных средств" <2>, рассматриваются как властеотношение <3>, поскольку одним из субъектов всегда является государство (муниципальное образование), "возникновение, изменение и прекращение всегда связаны непосредственно с законом (или иным нормативным актом)" <4>, выражают публичные интересы.
--------------------------------
<2> Советское финансовое право: учебник для вузов / В.В. Бесчеревных, М.Л. Коган, Н.А. Куфакова и др.; отв. ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкин. М.: Юридическая литература, 1982. С. 48.
<3> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 93.
<4> Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. 2-е изд., стереотип. М., 2017. С. 124.

Финансовые правоотношения принято классифицировать по различным основаниям. По видам финансово-правовых институтов различают основные: бюджетные; налоговые; финансово-контрольные; по поводу валютного регулирования и др. Следовательно, расчетные правоотношения, являясь производными от финансовых, обеспечивают формирование и использование денежных фондов и также ориентированы для целей реализации публичного интереса. Из этого следует, что расчетные отношения в сфере публичных финансов обусловлены обязательствами по формированию, распределению и использованию бюджетных средств.

Расчетные отношения, возникающие из основных, финансовых правоотношений, имеют свои особенности, которые проявляются в субъектном составе, назначении платежа, в порядке и формах расчетов. Рассмотрим особенности расчетных правоотношений в бюджетной сфере. Так, в процессе зачисления денежных средств в бюджеты всех уровней возникают бюджетные расчетные отношения, которые обеспечивают мобилизацию (фондирование) денежных средств в бюджетах бюджетной системы. В основе расчетных отношений лежит обязательство плательщиков и иных субъектов финансовых отношений по перечислению и зачислению доходов в конкретный бюджет для дальнейшего их распределения и использования.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ). По смыслу БК РФ доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства - часть государственной казны. Виды доходов бюджетов являются основанием классификации расчетных отношений по зачислению: 1) налоговых доходов; 2) неналоговых доходов; 3) безвозмездных платежей. Кроме того, внутри классификационного ряда можно выделить расчетные отношения, возникающие: при добровольном перечислении обязательных платежей и при принудительном взыскании денежных средств, осуществляемом уполномоченными субъектами соответствующих правоотношений. Следует также отметить, что расчеты по зачислению денежных средств в бюджеты с учетом комплексного характера их правового регулирования наглядно демонстрируют характер основных правоотношений, возникающих при зачислении денежных средств. Так, зачисление налоговых доходов свидетельствует о приоритете налоговых правоотношений, а зачисление дотаций, субвенций - о межбюджетных отношениях.

Расчетные отношения по зачислению денежных средств в бюджеты бюджетной системы обеспечивают для плательщика перечисление обязательных платежей в соответствующий бюджет, для получателя денежных средств - исполнение бюджета по доходам.

Финансово-правовые особенности расчетных отношений проявляются также в сфере бюджетных расходов. Выплата денежных средств из бюджета осуществляется в целях финансового обеспечения задач и функций государства и является основанием возникновения соответствующих расчетных отношений. Отношения по расходам бюджетов будут основными правоотношениями, а расчетные - производными, при которых осуществляется списание денежных средств с единого счета бюджета.

Как известно, обязательным участником финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование, в расчетных отношениях указанные публичные субъекты также будут выступать участниками соответствующих правоотношений. Непосредственными участниками расчетных правоотношений являются органы государственной (муниципальной) власти. Так, ключевая роль в исполнении бюджетов отводится Федеральному казначейству, являющемуся органом специальной компетенции, который осуществляет учет денежных поступлений и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисляет распределенные суммы поступлений на единые счета соответствующих бюджетов в соответствии с БК РФ. Порядок учета денежных поступлений в бюджетную систему и их распределение между бюджетами бюджетной системы закреплен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. N 66н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (ред. от 15.12.2020). Таким образом, формирование, распределение и использование денежных средств в казне государства обеспечивается казначейским обслуживанием, в чем также проявляется финансово-правовой аспект расчетных отношений. Казначейское обслуживание бюджета основано на функционировании единого счета, где фиксируются поступающие в бюджет и расходующиеся из бюджета денежные средства.

В расчетных отношениях при казначейском обслуживании участвуют: а) прямые участники системы казначейских платежей <5> и 2) косвенные участники системы казначейских платежей <6>, которые осуществляют казначейские платежи в разном порядке: прямые участники осуществляют казначейские платежи посредством предоставления распоряжений оператору системы казначейских платежей, а косвенные участники предоставляют распоряжения прямым участникам системы казначейских платежей.
--------------------------------
<5> Прямыми участниками системы казначейских платежей являются: 1) Федеральное казначейство Российской Федерации (далее - Федеральное казначейство России); 2) финансовые органы субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ) (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами; 3) администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, получатели средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; 4) федеральные бюджетные и автономные учреждения; 5) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе России.
<6> Косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Финансово-правовой аспект расчетных отношений также характеризуется участием в них посредников - кредитных организаций, которые являются субъектами финансовых правоотношений и обеспечивают проведение всех процедур списания и зачисления денежных средств по соответствующим счетам. Важно отметить, что кредитные организации участвуют в отношениях: а) в сфере государственного финансового контроля; б) обеспечивающих фискальные интересы государства (муниципальных образований); в) возникающих в системе денежного обращения и осуществления валютных операций; г) возникающих в процессе бюджетной деятельности государства (муниципальных образований). Например, налоговые правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) опосредуют участие в них субъектов расчетных отношений, обеспечивающих перевод денежных средств. Так, уплата налогов организациями-налогоплательщиками осуществляется через открытые в обслуживающем банке счета (отношения банк - клиент, основанные на договоре). Отношения налогоплательщика с государством (с участием банков) - налоговые отношения, отношения банк - государство (по перечислению налогов) также являются налоговыми. В основном расчетные отношения в налоговом праве возникают в связи с уплатой и взысканием налогов. В качестве иных расчетных отношений следует рассматривать отношения по возврату и зачету излишне уплаченного или взысканного налога.

Безналичные расчеты в современных условиях организуются согласно определенным принципам. В экономической литературе выделяются следующие принципы:
- правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия обусловлена ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества;
- осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам;
- поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей;
- наличие согласия плательщика на перевод денежных средств;
- срочность платежа, характеризующаяся своевременным и полным выполнением платежных обязательств;
- принцип периодической очередности платежей;
- контроль за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения;
- имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий.

Ключевые принципы, на которых строятся расчеты, возникающие из гражданско-правовых отношений, тесно связаны с принципами расчетов в публично-правовых отношениях. Так, к числу руководящих принципов финансовой деятельности государства принято относить: законность; приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений; федерализм; единство финансовой политики и денежной системы; равноправие субъектов РФ в сфере финансовой деятельности; социальную направленность финансовой деятельности государства и муниципальных образований; гласность; плановость. Указанные принципы определяют исходные начала, основной вектор расчетов, возникающих из финансовых правоотношений, основными из которых являются:
- обеспечение эффективных расчетов и безопасности национальной платежной системы;
- приоритет императивных предписаний в правовом регулировании перевода денежных средств;
- контроль и надзор за операциями с денежными средствами в рамках противодействия коррупции и легализации доходов, полученных преступным путем;
- ответственность за нарушение расчетной дисциплины;
- действующее законодательство не предусматривает использование цифровых денег в расчетах по обязательным (фискальным) платежам.

В зависимости от вида финансовых расчетных отношений (бюджетные, налоговые и т.д.) выделяются специфические принципы расчетов. Например: осуществление операций по казначейскому счету, невозможность обращения взыскания на денежные средства единого казначейского счета и т.д. Кроме того, расчеты в бюджетной сфере обеспечивают реализацию отдельных принципов бюджетной системы (принцип единства кассы, принцип прозрачности (открытости), принцип адресности).

В заключение можно сделать следующие выводы:
- расчетные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обеспечивают формирование, распределение и использование денежных ресурсов - бюджетных средств;
- финансовые расчетные отношения следует классифицировать по видам, в зависимости от основного вида финансового правоотношения, возникающего в процессе:
аккумулирования (накопления) денежных средств как следствие исполнения публичных обязательств;
зачисления денежных средств в соответствующие бюджеты;
расходования бюджетных средств;
- одним из участников расчетных отношений всегда выступает государство (муниципальное образование) в лице уполномоченного органа специальной компетенции - субъекта финансового правоотношения;
- принципы расчетов в сфере финансовой деятельности государства имеют двуединую характеристику: с одной стороны, они не зависят от характера основного финансового правоотношения, с другой - имеют свои особенности, обеспечивающие реализацию отдельных принципов финансового права.

Литература

1. Карасева М.В. Финансовое правоотношение / М.В. Карасева. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2001. 283 с.
2. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права / Е.А. Ровинский. 2-е изд., стереотип. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2017. 175 с.
3. Саттарова Н.А. Современная характеристика расчетных правоотношений / Н.А. Саттарова // Юридический мир. 2021. N 5. С. 44 - 49.
4. Советское финансовое право: учебник для вузов / В.В. Бесчеревных, М.Л. Коган, Н.А. Куфакова [и др.]; ответственные редакторы В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкин. Москва: Юридическая литература, 1982. 423 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Финансово-правовые особенности расчетных отношений (Саттарова Н.А.)

Дата размещения статьи: 09.12.2021

подробнее>>

Стратегически важные меры государственно-правового регулирования безналичных расчетов в России (Вавилова Е.М.)

Дата размещения статьи: 16.02.2021

подробнее>>

Момент расчета: теория и практика (Белов В.А.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>

Национальная система платежных карт и ее значение для национальной платежной системы России (Хоменко Е.Г.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

подробнее>>

Понятие и принципы исполнения расчетного обязательства (Лутохина О.Н.)

Дата размещения статьи: 08.10.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.