Дата размещения статьи: 09.12.2021
Комплексный характер правового регулирования современных расчетов указывает на взаимосвязь норм гражданского права и других отраслей права в упорядочении расчетных отношений <1>.
--------------------------------
<1> Саттарова Н.А. Современная характеристика расчетных правоотношений // Юридический мир. 2021. N 5. С. 45.
Финансово-правовой аспект расчетных отношений определяется целью исполнения публично-правовых обязанностей субъектов финансовых правоотношений. В рассматриваемом аспекте финансовое правоотношение будет основным, первичным по отношению к расчетному. При этом правовое регулирование расчетов будет осуществляться комплексно нормами гражданского права и нормами финансового права, в зависимости от вида финансового правоотношения. Например, порядок расчета при уплате налога будет регулироваться как нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 46 "Расчеты"), так и нормами Налогового кодекса Российской Федерации (глава 8 "Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов"), а также Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (глава 6 "Общие положения о доходах бюджетов").
Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, что определяет социально-политическую сущность указанного правоотношения. Любому государству необходимы финансовые ресурсы, оно мобилизует денежные средства для финансирования социально значимых мероприятий, реализации социальных интересов. Особенность финансовых правоотношений в том, что они имеют имущественный характер, "всегда возникают (в конечном счете) по поводу денежных средств" <2>, рассматриваются как властеотношение <3>, поскольку одним из субъектов всегда является государство (муниципальное образование), "возникновение, изменение и прекращение всегда связаны непосредственно с законом (или иным нормативным актом)" <4>, выражают публичные интересы.
--------------------------------
<2> Советское финансовое право: учебник для вузов / В.В. Бесчеревных, М.Л. Коган, Н.А. Куфакова и др.; отв. ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкин. М.: Юридическая литература, 1982. С. 48.
<3> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 93.
<4> Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. 2-е изд., стереотип. М., 2017. С. 124.
Финансовые правоотношения принято классифицировать по различным основаниям. По видам финансово-правовых институтов различают основные: бюджетные; налоговые; финансово-контрольные; по поводу валютного регулирования и др. Следовательно, расчетные правоотношения, являясь производными от финансовых, обеспечивают формирование и использование денежных фондов и также ориентированы для целей реализации публичного интереса. Из этого следует, что расчетные отношения в сфере публичных финансов обусловлены обязательствами по формированию, распределению и использованию бюджетных средств.
Расчетные отношения, возникающие из основных, финансовых правоотношений, имеют свои особенности, которые проявляются в субъектном составе, назначении платежа, в порядке и формах расчетов. Рассмотрим особенности расчетных правоотношений в бюджетной сфере. Так, в процессе зачисления денежных средств в бюджеты всех уровней возникают бюджетные расчетные отношения, которые обеспечивают мобилизацию (фондирование) денежных средств в бюджетах бюджетной системы. В основе расчетных отношений лежит обязательство плательщиков и иных субъектов финансовых отношений по перечислению и зачислению доходов в конкретный бюджет для дальнейшего их распределения и использования.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ). По смыслу БК РФ доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства - часть государственной казны. Виды доходов бюджетов являются основанием классификации расчетных отношений по зачислению: 1) налоговых доходов; 2) неналоговых доходов; 3) безвозмездных платежей. Кроме того, внутри классификационного ряда можно выделить расчетные отношения, возникающие: при добровольном перечислении обязательных платежей и при принудительном взыскании денежных средств, осуществляемом уполномоченными субъектами соответствующих правоотношений. Следует также отметить, что расчеты по зачислению денежных средств в бюджеты с учетом комплексного характера их правового регулирования наглядно демонстрируют характер основных правоотношений, возникающих при зачислении денежных средств. Так, зачисление налоговых доходов свидетельствует о приоритете налоговых правоотношений, а зачисление дотаций, субвенций - о межбюджетных отношениях.
Расчетные отношения по зачислению денежных средств в бюджеты бюджетной системы обеспечивают для плательщика перечисление обязательных платежей в соответствующий бюджет, для получателя денежных средств - исполнение бюджета по доходам.
Финансово-правовые особенности расчетных отношений проявляются также в сфере бюджетных расходов. Выплата денежных средств из бюджета осуществляется в целях финансового обеспечения задач и функций государства и является основанием возникновения соответствующих расчетных отношений. Отношения по расходам бюджетов будут основными правоотношениями, а расчетные - производными, при которых осуществляется списание денежных средств с единого счета бюджета.
Как известно, обязательным участником финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование, в расчетных отношениях указанные публичные субъекты также будут выступать участниками соответствующих правоотношений. Непосредственными участниками расчетных правоотношений являются органы государственной (муниципальной) власти. Так, ключевая роль в исполнении бюджетов отводится Федеральному казначейству, являющемуся органом специальной компетенции, который осуществляет учет денежных поступлений и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисляет распределенные суммы поступлений на единые счета соответствующих бюджетов в соответствии с БК РФ. Порядок учета денежных поступлений в бюджетную систему и их распределение между бюджетами бюджетной системы закреплен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. N 66н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (ред. от 15.12.2020). Таким образом, формирование, распределение и использование денежных средств в казне государства обеспечивается казначейским обслуживанием, в чем также проявляется финансово-правовой аспект расчетных отношений. Казначейское обслуживание бюджета основано на функционировании единого счета, где фиксируются поступающие в бюджет и расходующиеся из бюджета денежные средства.
В расчетных отношениях при казначейском обслуживании участвуют: а) прямые участники системы казначейских платежей <5> и 2) косвенные участники системы казначейских платежей <6>, которые осуществляют казначейские платежи в разном порядке: прямые участники осуществляют казначейские платежи посредством предоставления распоряжений оператору системы казначейских платежей, а косвенные участники предоставляют распоряжения прямым участникам системы казначейских платежей.
--------------------------------
<5> Прямыми участниками системы казначейских платежей являются: 1) Федеральное казначейство Российской Федерации (далее - Федеральное казначейство России); 2) финансовые органы субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ) (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами; 3) администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, получатели средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; 4) федеральные бюджетные и автономные учреждения; 5) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе России.
<6> Косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
Финансово-правовой аспект расчетных отношений также характеризуется участием в них посредников - кредитных организаций, которые являются субъектами финансовых правоотношений и обеспечивают проведение всех процедур списания и зачисления денежных средств по соответствующим счетам. Важно отметить, что кредитные организации участвуют в отношениях: а) в сфере государственного финансового контроля; б) обеспечивающих фискальные интересы государства (муниципальных образований); в) возникающих в системе денежного обращения и осуществления валютных операций; г) возникающих в процессе бюджетной деятельности государства (муниципальных образований). Например, налоговые правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) опосредуют участие в них субъектов расчетных отношений, обеспечивающих перевод денежных средств. Так, уплата налогов организациями-налогоплательщиками осуществляется через открытые в обслуживающем банке счета (отношения банк - клиент, основанные на договоре). Отношения налогоплательщика с государством (с участием банков) - налоговые отношения, отношения банк - государство (по перечислению налогов) также являются налоговыми. В основном расчетные отношения в налоговом праве возникают в связи с уплатой и взысканием налогов. В качестве иных расчетных отношений следует рассматривать отношения по возврату и зачету излишне уплаченного или взысканного налога.
Безналичные расчеты в современных условиях организуются согласно определенным принципам. В экономической литературе выделяются следующие принципы:
- правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия обусловлена ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества;
- осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам;
- поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей;
- наличие согласия плательщика на перевод денежных средств;
- срочность платежа, характеризующаяся своевременным и полным выполнением платежных обязательств;
- принцип периодической очередности платежей;
- контроль за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения;
- имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий.
Ключевые принципы, на которых строятся расчеты, возникающие из гражданско-правовых отношений, тесно связаны с принципами расчетов в публично-правовых отношениях. Так, к числу руководящих принципов финансовой деятельности государства принято относить: законность; приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений; федерализм; единство финансовой политики и денежной системы; равноправие субъектов РФ в сфере финансовой деятельности; социальную направленность финансовой деятельности государства и муниципальных образований; гласность; плановость. Указанные принципы определяют исходные начала, основной вектор расчетов, возникающих из финансовых правоотношений, основными из которых являются:
- обеспечение эффективных расчетов и безопасности национальной платежной системы;
- приоритет императивных предписаний в правовом регулировании перевода денежных средств;
- контроль и надзор за операциями с денежными средствами в рамках противодействия коррупции и легализации доходов, полученных преступным путем;
- ответственность за нарушение расчетной дисциплины;
- действующее законодательство не предусматривает использование цифровых денег в расчетах по обязательным (фискальным) платежам.
В зависимости от вида финансовых расчетных отношений (бюджетные, налоговые и т.д.) выделяются специфические принципы расчетов. Например: осуществление операций по казначейскому счету, невозможность обращения взыскания на денежные средства единого казначейского счета и т.д. Кроме того, расчеты в бюджетной сфере обеспечивают реализацию отдельных принципов бюджетной системы (принцип единства кассы, принцип прозрачности (открытости), принцип адресности).
В заключение можно сделать следующие выводы:
- расчетные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обеспечивают формирование, распределение и использование денежных ресурсов - бюджетных средств;
- финансовые расчетные отношения следует классифицировать по видам, в зависимости от основного вида финансового правоотношения, возникающего в процессе:
аккумулирования (накопления) денежных средств как следствие исполнения публичных обязательств;
зачисления денежных средств в соответствующие бюджеты;
расходования бюджетных средств;
- одним из участников расчетных отношений всегда выступает государство (муниципальное образование) в лице уполномоченного органа специальной компетенции - субъекта финансового правоотношения;
- принципы расчетов в сфере финансовой деятельности государства имеют двуединую характеристику: с одной стороны, они не зависят от характера основного финансового правоотношения, с другой - имеют свои особенности, обеспечивающие реализацию отдельных принципов финансового права.
Литература
1. Карасева М.В. Финансовое правоотношение / М.В. Карасева. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2001. 283 с.
2. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права / Е.А. Ровинский. 2-е изд., стереотип. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2017. 175 с.
3. Саттарова Н.А. Современная характеристика расчетных правоотношений / Н.А. Саттарова // Юридический мир. 2021. N 5. С. 44 - 49.
4. Советское финансовое право: учебник для вузов / В.В. Бесчеревных, М.Л. Коган, Н.А. Куфакова [и др.]; ответственные редакторы В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкин. Москва: Юридическая литература, 1982. 423 с.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 09.12.2021
Дата размещения статьи: 16.02.2021
Дата размещения статьи: 05.04.2017
Дата размещения статьи: 19.09.2016
Дата размещения статьи: 08.10.2015
Навигация