Дата размещения статьи: 14.07.2014
В современной России качественная модернизация общества и государства происходит в соответствии с Конституцией страны, принятой 12 декабря 1993 г. С того времени прошло 20 лет, и неудивительно, что развитие общественных отношений, экономики потребовало укрепления гарантий судебной защиты прав и интересов гражданина.
Высшей юридической силой наряду с Конституцией РФ обладает закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимый в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации. Об этом мы достаточно подробно писали ранее в своих статьях, посвященных избранной теме исследования <1>.
--------------------------------
<1> Фоков А.П. Объединение Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: "за" и "против" // Российский судья. 2013. N 8. С. 2 - 5; Фоков А.П. О поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" // Российский судья. 2013. N 11. С. 2 - 8.
С идеей объединения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда (для чего необходимы поправки в Конституцию России) Президент РФ Владимир Путин выступил 21 июня 2013 г. на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума.
"В целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с органами государственной власти и органами местного самоуправления предлагаю объединить Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России. Вопрос серьезный, нужно все тщательно продумать и взвесить. Прошу Администрацию Президента, представителей органов судейского сообщества, парламента объединить свои усилия в этой работе. Просил бы вас подготовить к рассмотрению этот вопрос на осенней сессии. Сам проект закона будет внесен в парламент в ближайшее время", - сказал В. Путин <2>.
--------------------------------
<2> Официальный сайт: Кремлин.ru (14.10.2013).
Президент РФ В.В. Путин, используя полномочия (п. "г" ст. 84 Конституции), 7 октября 2013 г. внес законопроект о поправке к Конституции Российской Федерации, что предусматривает создание одного высшего судебного органа - Верховного Суда РФ. Тем самым Высший Арбитражный Суд Российской Федерации подлежал упразднению, а отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия должны быть переданы вновь создаваемому Верховному Суду Российской Федерации <3>.
--------------------------------
<3> Официальный сайт: Государственная Дума Федерального Собрания (14.10.2013).
После одобрения законов Государственной Думой Федерального Собрания и Советом Федерации 5 февраля 2014 г. Президент Российской Федерации В. Путин подписал пакет законов, регулирующих юрисдикцию нового Верховного Суда Российской Федерации, определяющих его компетенцию и полномочия, процедуру отбора кандидатов.
Таким образом, 7 февраля 2014 г. "Российская газета" опубликовала тексты:
1) Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации".
2) Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".
3) Федерального закона Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 16-ФЗ "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
4) Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" <4>.
--------------------------------
<4> Официальный сайт: Российская газета. 2014. 7 февраля. N 27 (6299).
В СМИ достаточно осторожно обсуждается законодательная инициатива, в частности, В. Куликов <5> полагает, что именно "от новой инстанции зависит, как сложится дальше судебная практика, насколько надежно будут защищены права граждан. Как задумывается, слияние двух высших инстанций позволит вырабатывать единые правовые подходы, чтобы в разных судах не выходило разнобоя, когда в одной и той же ситуации выносятся прямо противоположные решения. Многие эксперты, опрошенные "Российской газетой", не сомневаются, что объединение двух высших судебных инстанций в целом послужит укреплению судебной системы".
--------------------------------
<5> Куликов В. Судный день // Российская газета. 2014. 7 февраля. N 27 (6299).
Накануне принятия законов о юрисдикции нового Верховного Суда Российской Федерации журнал "Российский судья" опубликовал материал В. Ершова <6>, в котором автор, рассматривая роль "суда в системе органов государственной власти", не исключает и последующие изменения Конституции России и дополнения в национальные кодексы и другие федеральные законы. Размышляя, В. Ершов вполне обоснованно указывает на то, что в Конституции России отсутствует термин "подведомственность". Характерно, что, например, ст. 126 Конституции России содержит лишь термин "подсудность": "Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции". Показательно также, что как в ст. 4 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции", так и в ст. 4 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" применяется термин "компетенция", а не "подведомственность". Вместе с тем в АПК РФ и ГПК РФ законодателем использован термин "подведомственность", что, по мнению ученого, необходимо скорректировать в законодательном порядке.
--------------------------------
<6> Ершов В.В. Размышления к 20-летнему юбилею Конституции России // Российский судья. 2013. N 12. С. 3 - 14.
Действительно, возможна "подведомственность или родовая подсудность, подсудность по роду дел", - писал Е.В. Васьковский <7>, а В.М. Жуйков <8> полагал, что теперь все дела по спорам о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов могут по заявлениям заинтересованных лиц рассматриваться в судах, для разграничения компетенции между судами различных подсистем, было бы логичным использовать термин "подсудность".
--------------------------------
<7> Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 130.
<8> Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М.: Городец, 1997. С. 193.
Рассуждения В. Ершова о том, что термин "подведомственность" этимологически происходит от слова "ведомство", означающего учреждение или совокупность учреждений, обслуживающих какую-либо область государственного управления <9>, можно принять. Тем более что при таком понимании подведомственность означает, что органом государственной власти ("ведомством") в соответствии с Конституцией России является "суд".
--------------------------------
<9> Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973. С. 15 - 16.
В этой связи совершенно справедливо В. Ершов полагает, что, во-первых, в соответствии с Конституцией России и изложенными научными аргументами... термин "подведомственность", примененный в ГПК РФ и АПК РФ, является по меньшей мере дискуссионным. Во-вторых, предлагает в дальнейшем в научной литературе обсудить предложение об использовании в ГПК РФ и АПК РФ только термина "подсудность". Такое предложение, считает ученый, приобретает еще большую актуальность в свете инициативы Президента РФ В.В. Путина об объединении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также внесенного 7 октября 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
Достаточно важным представляется и дальнейшее законодательное обеспечение деятельности Пленума Верховного Суда Российской Федерации, так как до настоящего времени о работе данного органа высших судов мы могли судить по материалам Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Тем более важно, что в научной литературе данная проблематика освещена недостаточно, а имеющиеся материалы основаны лишь на анализе и оценке текстов постановлений Пленумов высших судов, но никак не процедур, связанных с подготовкой выработки важных судебных актов.
Так, В. Дорошков <10> (длительное время - секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации, в отставке) в научной статье, опубликованной в журнале "Российский судья", подчеркивает, что "принятию любого постановления Пленума предшествует титанический труд не только судей, аппарата Верховного Суда РФ, но и судей всех судов общей юрисдикции, заинтересованных ведомств, ученых".
--------------------------------
<10> Дорошков В.В. История и пути совершенствования Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ // Российский судья. 2013. N 12. С. 14 - 20.
Следовательно, немаловажно, каким образом будут определены цели и задачи Пленума нового состава Верховного Суда Российской Федерации, компетенция и полномочия, что необходимо для эффективной реализации принятых разъяснений по различным вопросам судебной практики.
Принятие Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" потребует изменения следующих актов федерального законодательства, о чем мы писали ранее и повторяем вновь, так как указанное очень важно для эффективной деятельности нового Верховного Суда Российской Федерации.
1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
6. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации".
7. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации".
8. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
9. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении".
10. Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии".
11. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
12. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации".
13. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ).
14. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
15. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ).
16. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
17. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
18. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране".
19. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах".
20. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
21. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации".
22. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
23. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
24. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
25. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
26. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
27. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
28. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Более того, необходимо вновь и вновь обратиться к мнению ученых о том, что поправки в Конституцию требуют новых подходов и к деятельности органов судейского сообщества <11>.
--------------------------------
<11> Клеандров М.И. Объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации и конфигурация судейского сообщества // Журнал российского права. 2013. N 9. С. 52 - 60.
Следовательно, законодательный процесс формирования нового Верховного Суда Российской Федерации будет не только продолжительным, но и наукоемким.
Просим читателей журнала "Российский судья" принять участие в предстоящей дискуссии по данному вопросу.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.
Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.
Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.
Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".
Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам.
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Дата размещения статьи: 28.02.2021
Навигация