Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > О юрисдикции нового Верховного Суда РФ: компетенция и полномочия (Фоков А.П.)

О юрисдикции нового Верховного Суда РФ: компетенция и полномочия (Фоков А.П.)

Дата размещения статьи: 14.07.2014

В современной России качественная модернизация общества и государства происходит в соответствии с Конституцией страны, принятой 12 декабря 1993 г. С того времени прошло 20 лет, и неудивительно, что развитие общественных отношений, экономики потребовало укрепления гарантий судебной защиты прав и интересов гражданина.
Высшей юридической силой наряду с Конституцией РФ обладает закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимый в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации. Об этом мы достаточно подробно писали ранее в своих статьях, посвященных избранной теме исследования <1>.
--------------------------------
<1> Фоков А.П. Объединение Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: "за" и "против" // Российский судья. 2013. N 8. С. 2 - 5; Фоков А.П. О поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" // Российский судья. 2013. N 11. С. 2 - 8.

С идеей объединения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда (для чего необходимы поправки в Конституцию России) Президент РФ Владимир Путин выступил 21 июня 2013 г. на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума.
"В целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с органами государственной власти и органами местного самоуправления предлагаю объединить Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России. Вопрос серьезный, нужно все тщательно продумать и взвесить. Прошу Администрацию Президента, представителей органов судейского сообщества, парламента объединить свои усилия в этой работе. Просил бы вас подготовить к рассмотрению этот вопрос на осенней сессии. Сам проект закона будет внесен в парламент в ближайшее время", - сказал В. Путин <2>.
--------------------------------
<2> Официальный сайт: Кремлин.ru (14.10.2013).

Президент РФ В.В. Путин, используя полномочия (п. "г" ст. 84 Конституции), 7 октября 2013 г. внес законопроект о поправке к Конституции Российской Федерации, что предусматривает создание одного высшего судебного органа - Верховного Суда РФ. Тем самым Высший Арбитражный Суд Российской Федерации подлежал упразднению, а отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия должны быть переданы вновь создаваемому Верховному Суду Российской Федерации <3>.
--------------------------------
<3> Официальный сайт: Государственная Дума Федерального Собрания (14.10.2013).

После одобрения законов Государственной Думой Федерального Собрания и Советом Федерации 5 февраля 2014 г. Президент Российской Федерации В. Путин подписал пакет законов, регулирующих юрисдикцию нового Верховного Суда Российской Федерации, определяющих его компетенцию и полномочия, процедуру отбора кандидатов.
Таким образом, 7 февраля 2014 г. "Российская газета" опубликовала тексты:
1) Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации".
2) Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".
3) Федерального закона Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 16-ФЗ "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
4) Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" <4>.
--------------------------------
<4> Официальный сайт: Российская газета. 2014. 7 февраля. N 27 (6299).

В СМИ достаточно осторожно обсуждается законодательная инициатива, в частности, В. Куликов <5> полагает, что именно "от новой инстанции зависит, как сложится дальше судебная практика, насколько надежно будут защищены права граждан. Как задумывается, слияние двух высших инстанций позволит вырабатывать единые правовые подходы, чтобы в разных судах не выходило разнобоя, когда в одной и той же ситуации выносятся прямо противоположные решения. Многие эксперты, опрошенные "Российской газетой", не сомневаются, что объединение двух высших судебных инстанций в целом послужит укреплению судебной системы".
--------------------------------
<5> Куликов В. Судный день // Российская газета. 2014. 7 февраля. N 27 (6299).

Накануне принятия законов о юрисдикции нового Верховного Суда Российской Федерации журнал "Российский судья" опубликовал материал В. Ершова <6>, в котором автор, рассматривая роль "суда в системе органов государственной власти", не исключает и последующие изменения Конституции России и дополнения в национальные кодексы и другие федеральные законы. Размышляя, В. Ершов вполне обоснованно указывает на то, что в Конституции России отсутствует термин "подведомственность". Характерно, что, например, ст. 126 Конституции России содержит лишь термин "подсудность": "Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции". Показательно также, что как в ст. 4 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции", так и в ст. 4 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" применяется термин "компетенция", а не "подведомственность". Вместе с тем в АПК РФ и ГПК РФ законодателем использован термин "подведомственность", что, по мнению ученого, необходимо скорректировать в законодательном порядке.
--------------------------------
<6> Ершов В.В. Размышления к 20-летнему юбилею Конституции России // Российский судья. 2013. N 12. С. 3 - 14.

Действительно, возможна "подведомственность или родовая подсудность, подсудность по роду дел", - писал Е.В. Васьковский <7>, а В.М. Жуйков <8> полагал, что теперь все дела по спорам о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов могут по заявлениям заинтересованных лиц рассматриваться в судах, для разграничения компетенции между судами различных подсистем, было бы логичным использовать термин "подсудность".
--------------------------------
<7> Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 130.
<8> Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М.: Городец, 1997. С. 193.

Рассуждения В. Ершова о том, что термин "подведомственность" этимологически происходит от слова "ведомство", означающего учреждение или совокупность учреждений, обслуживающих какую-либо область государственного управления <9>, можно принять. Тем более что при таком понимании подведомственность означает, что органом государственной власти ("ведомством") в соответствии с Конституцией России является "суд".
--------------------------------
<9> Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973. С. 15 - 16.

В этой связи совершенно справедливо В. Ершов полагает, что, во-первых, в соответствии с Конституцией России и изложенными научными аргументами... термин "подведомственность", примененный в ГПК РФ и АПК РФ, является по меньшей мере дискуссионным. Во-вторых, предлагает в дальнейшем в научной литературе обсудить предложение об использовании в ГПК РФ и АПК РФ только термина "подсудность". Такое предложение, считает ученый, приобретает еще большую актуальность в свете инициативы Президента РФ В.В. Путина об объединении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также внесенного 7 октября 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
Достаточно важным представляется и дальнейшее законодательное обеспечение деятельности Пленума Верховного Суда Российской Федерации, так как до настоящего времени о работе данного органа высших судов мы могли судить по материалам Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Тем более важно, что в научной литературе данная проблематика освещена недостаточно, а имеющиеся материалы основаны лишь на анализе и оценке текстов постановлений Пленумов высших судов, но никак не процедур, связанных с подготовкой выработки важных судебных актов.
Так, В. Дорошков <10> (длительное время - секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации, в отставке) в научной статье, опубликованной в журнале "Российский судья", подчеркивает, что "принятию любого постановления Пленума предшествует титанический труд не только судей, аппарата Верховного Суда РФ, но и судей всех судов общей юрисдикции, заинтересованных ведомств, ученых".
--------------------------------
<10> Дорошков В.В. История и пути совершенствования Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ // Российский судья. 2013. N 12. С. 14 - 20.

Следовательно, немаловажно, каким образом будут определены цели и задачи Пленума нового состава Верховного Суда Российской Федерации, компетенция и полномочия, что необходимо для эффективной реализации принятых разъяснений по различным вопросам судебной практики.
Принятие Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" потребует изменения следующих актов федерального законодательства, о чем мы писали ранее и повторяем вновь, так как указанное очень важно для эффективной деятельности нового Верховного Суда Российской Федерации.
1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
6. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации".
7. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации".
8. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
9. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении".
10. Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии".
11. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
12. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации".
13. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ).
14. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
15. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ).
16. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
17. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
18. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране".
19. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах".
20. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
21. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации".
22. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
23. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
24. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
25. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
26. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
27. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
28. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Более того, необходимо вновь и вновь обратиться к мнению ученых о том, что поправки в Конституцию требуют новых подходов и к деятельности органов судейского сообщества <11>.
--------------------------------
<11> Клеандров М.И. Объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации и конфигурация судейского сообщества // Журнал российского права. 2013. N 9. С. 52 - 60.

Следовательно, законодательный процесс формирования нового Верховного Суда Российской Федерации будет не только продолжительным, но и наукоемким.
Просим читателей журнала "Российский судья" принять участие в предстоящей дискуссии по данному вопросу.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1120504-7 "О внесении изменений в статьи 927 и 938 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.




22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 



В центре внимания:


Управление арестованным и конфискованным имуществом: проблемы и пути их разрешения (Зяблина М.В., Великая Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Правовая природа дохода, получаемого от участия в хозяйственном обществе (Кручинина Н.В., Воробьева Я.А.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Экстремизм как угроза национальной безопасности государства (Бааль Н.Б.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Исковая давность на требование о признании вещного права отсутствующим (Подшивалов Т.П.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Независимая гарантия и поручительство: о целесообразности создания единого личного способа обеспечения обязательства в российском гражданском праве (Трезубов Е.С.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.