Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Неустойка за нарушение исполнения обязательств (Солнцева А.)

Неустойка за нарушение исполнения обязательств (Солнцева А.)

Дата размещения статьи: 31.10.2015

Условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и об уплате им в пользу учреждений неустойки обязательно должны содержаться в государственных (муниципальных) контрактах и гражданско-правовых договорах. В этой статье мы расскажем, как документально подтвердить возникновение обязательства по уплате неустойки, как определить сумму неустойки, а также как отразить в бухгалтерском учете ее начисление.

 

Общие положения 

В ст. 309 ГК РФ говорится, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - согласно обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям.

Если обязательство предусматривает либо позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, оно подлежит исполнению в этот день либо, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).

В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства или просрочки исполнения одним из способов его обеспечения считается предъявление неустойки (п. 1 ст. 329 ГК РФ). 

Примечание. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ).

 

Документальное оформление начисления неустойки 

Из ст. 331 ГК РФ следует, что факт возникновения обязательства по уплате неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением основного обязательства должен быть оформлен в письменном виде. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

По мнению финансового ведомства, изложенному в Письме от 04.09.2012 N 02-06-10/3525, начисление неустойки, а также определение порядка исполнения денежного обязательства учреждения по государственному контракту производятся на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, который содержит сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), и обязательные реквизиты, предусмотренные для первичных учетных документов.

По мнению автора, этим документом можно воспользоваться и при начислении требований по уплате неустойки в рамках гражданско-правового договора.

В то же время Минфин в Письме от 29.05.2015 N 02-07-10/31334 с ссылкой на п. 6 Инструкции N 157н <1> указывает, что учреждения вправе самостоятельно устанавливать формы первичных учетных документов, являющихся основанием для начисления штрафных санкций или их уменьшения в рамках досудебного урегулирования спора по выставленным претензиям, в рамках формирования своей учетной политики, если законодательством РФ не утверждены обязательные формы документов.

--------------------------------

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

 

Расчет и предъявление неустойки в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов 

На основании ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ <2> поставщик в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств и в случае просрочки исполнения обязательств вправе направить заказчику требование о взимании:

- штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;

- пени за просрочку исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 

Размер штрафа оговаривается в контракте в виде фиксированной суммы, устанавливаемой в соответствии с Правилами N 1063 <3>.

--------------------------------

<3> Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. 

Согласно п. 3 этого документа размер штрафа рассчитывается как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.

Исходя из п. п. 5, 6 Правил N 1063 за ненадлежащее исполнение:

1) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, исчисляемой в следующем порядке:

- 10% цены контракта в случае, если она не превышает 3 млн руб.;

- 5% цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн до 50 млн руб.;

- 1% цены контракта в случае, если она находится в пределах от 50 млн до 100 млн руб.;

- 0,5% цены контракта в случае, если она превышает 100 млн руб.;

2) заказчиком обязательств по контракту (за исключением просрочки исполнения обязательств) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

- 2,5% цены контракта в случае, если она не превышает 3 млн руб.;

- 2% цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн до 50 млн руб.;

- 1,5% цены контракта в случае, если она находится в пределах от 50 млн до 100 млн руб.;

- 0,5% цены контракта в случае, если она превышает 100 млн руб.

Согласно положениям ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня в связи с просрочкой исполнения обязательства по контракту начисляется за каждый день просрочки, предусмотренной контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и определяется в размере:

- 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы - для заказчика;

- предусмотренном в порядке, утвержденном Правилами N 1063, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, определенных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), - для поставщика (подрядчика, исполнителя). 

К сведению. 14.09.2012 размер ставки рефинансирования составляет 8,25% годовых (Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У). 

С учетом вышесказанного определение размера пеней, подлежащих уплате заказчикомЗак), можно представить в виде следующей формулы: 

ПЗак = 1 / 300 x СЦБ x О x ДП

где СЦБ - ставка рефинансирования Банка России, указанная на дату уплаты пеней;

О - размер обязательства по контракту, не исполненного в установленный срок (сумма задолженности);

ДП - количество дней просрочки.

Размер пеней, подлежащих уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ППост), рассчитывается по формуле: 

ППост = (Ц - В) x С, 

где Ц - цена контракта;

В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С - размер ставки, рассчитываемой по формуле: 

С = СЦБ x ДП, 

где СЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП - количество дней просрочки.

Коэффициент К устанавливается по формуле: 

К = ДП / ДК x 100%, 

где ДП - количество дней просрочки;

ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 - 50%, размер ставки вычисляется за каждый день просрочки и принимается за 0,01 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.

При К, равном 50 - 100%, размер ставки устанавливается за каждый день просрочки и принимается за 0,02 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.

При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается за 0,03 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.

Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций по уплате неустойки заказчиком и поставщиком.

Уплата неустойки заказчиком (казенным учреждением). Она осуществляется за счет ЛБО, выделенных в установленном порядке казенному учреждению, по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н). 

Пример 1. Казенное учреждение (государственный контракт) нарушило срок оплаты обязательств по контракту. Факт просрочки исполнения обязательств документально подтвержден актом, в котором указано, что учреждение обязано уплатить поставщику пени в сумме 4000 руб. (цифры условные).

В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи: 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты расходы на уплату неустойки (пени) поставщику по государственному контракту

1 401 20 290

1 302 91 730

4000

Перечислена сумма неустойки (пени) с лицевого счета поставщику

1 302 91 830

1 304 05 290

4000

 

Уплата неустойки поставщиком (исполнителем, подрядчиком). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено, что исполнение обязательств по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы РФ может быть возложено на государственного (муниципального) заказчика (Письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959). В таком случае заказчик вправе перечислять поставщику (подрядчику, исполнителю) средства в оплату государственного (муниципального) контракта в сумме, оговоренной контрактом, за вычетом суммы неустойки. При этом заказчик обязан перечислить неустойку в доход бюджетов бюджетной системы РФ. Неустойка перечисляется в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием поставщика (подрядчика, исполнителя), за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) согласно условиям государственного (муниципального) контракта. 

Обратите внимание! Учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту (на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки) осуществляют подведомственные главному администратору администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора о наделении полномочиями (п. п. 2, 3 ст. 160.1 БК РФ). 

В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы в виде неустойки (штрафа, пени) относятся на статью 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ.

Согласно Инструкциям N N 157н, 162н <4> учет неустойки нужно осуществлять на счете 2 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия".

--------------------------------

<4> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н. 

Рассмотрим на примере порядок отражения в учете неустойки, предъявленной поставщику. 

Пример 2. Казенное учреждение, наделенное полномочиями администратора доходов бюджета, заключило государственный контракт на поставку оборудования на сумму 500 000 руб. Исполнителем нарушены сроки поставки, и ему предъявлено требование об уплате пени в сумме 10 000 руб. (цифры условные). Согласно условиям контракта на учреждение возложены обязательства по перечислению неустойки (пени) в доход федерального бюджета.

В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи: 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Предъявлена учреждением в адрес поставщика неустойка (пеня) согласно условиям государственного контракта

1 209 40 560

1 401 10 140

10 000

Отражено поступление оборудования

1 101 34 310

1 302 31 730

500 000

Перечислена с лицевого счета сумма неустойки (пени), удержанная во исполнение обязательств по государственному контракту

1 302 31 830

1 304 05 310

10 000

Поступила в доход бюджета сумма неустойки (пени) по государственному контракту

1 210 02 140

1 209 40 660

10 000

Произведена оплата поставщику по государственному контракту (в сумме неисполненных денежных обязательств)

(500 000 - 10 000) руб.

1 302 31 830

1 304 05 310

490 000

 

Рассмотрим на примере порядок отражения в бюджетном учете суммы неустойки в случае, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) перечисляет ее в бюджет самостоятельно. 

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2. Согласно положениям договора ответственность за перечисление в бюджет суммы неустойки возложена на поставщика. Учреждение наделено полномочиями только по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи: 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Предъявлена учреждением в адрес поставщика неустойка (пеня) согласно условиям государственного контракта

1 209 40 560

1 401 10 140

10 000

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме неустойки (на основании извещения)

1 304 04 140

1 303 05 730

10 000

Поступила на лицевой счет администратора кассовых поступлений сумма неустойки от поставщика

1 303 05 830

1 209 40 660

10 000

 

Предъявление неустойки в рамках исполнения гражданско-правовых договоров 

Гражданско-правовые договоры, заключаемые бюджетными и автономными учреждениями на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, заключаются и исполняются в соответствии с Гражданским кодексом, иными нормативными правовыми актами, а также с учетом Федеральных законов N 44-ФЗ и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Из положений ст. 410 ГК РФ следует, что прекращение исполнения обязательства может производиться путем зачета встречного однородного требования, срок которого наступил, не указан или определен моментом востребования. В этом случае для зачета достаточно заявления одной стороны, оформленного в рамках обычаев делового оборота. Сумма неустойки может быть зачтена в счет предстоящей оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (на основании акта или иного документа, подписанного в одностороннем порядке). То есть поставщику производится оплата за вычетом суммы неустойки.

Бюджетные учреждения, заключающие гражданско-правовые договоры в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, при расчете размера неустойки руководствуются порядком, изложенным выше.

Бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках гражданско-правовых договоров, заключаемых согласно положению, разработанному на основании Федерального закона N 223-ФЗ, порядок расчета неустойки и ее оплаты устанавливают этими договорами. 

Обратите внимание! При предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие учреждения при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 15 данного Закона). 

При возникновении у бюджетного и автономного учреждений права на предъявление к исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) названные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках иной приносящей доход деятельности.

Операции по оплате обязательств с удержанием неустойки, исчисленной согласно гражданско-правовому договору при неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств, отражаются в бухгалтерском учете следующими записями: 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Предъявлена неустойка по условиям гражданско-правового договора

2 209 40 560 (000)

2 401 10 140

Прекращено встречное требование зачетом согласно акту, иному документу в рамках договора, источником финансового обеспечения которого является приносящая доход деятельность

2 302 XX 830 (000)

2 209 40 660 (000)

Прекращено встречное требование зачетом согласно акту, иному документу в рамках договора, источником финансового обеспечения которого являются субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

 

 

в сумме исполненного денежного обязательства

4 302 XX 830 (000)

4 304 06 730 (000)

в сумме исполненного требования по неустойке

2 304 06 830 (000)

2 209 40 660 (000)

 

Рассмотрим на примерах начисление неустойки в бухгалтерском учете учреждений. 

Пример 4. Бюджетное учреждение заключило гражданско-правовой договор на поставку компьютеров для собственных нужд за счет средств субсидии на выполнение государственного задания на сумму 60 000 руб. В акте о принятии компьютеров был указан факт несоблюдения сроков поставки и была проставлена сумма начисленной поставщику неустойки в размере 10 000 руб. Компьютеры относятся к прочим материальным запасам - иному движимому имуществу.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом: 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Предъявлена неустойка по условиям гражданско-правового договора

2 209 40 560

2 401 10 140

10 000

Приняты к учету компьютеры

4 106 31 310

4 101 31 310

4 302 31 730

4 106 31 310

60 000

Перечислена поставщику сумма согласно договору с учетом встречного требования

(60 000 - 10 000) руб.

4 302 31 830

4 201 11 610

50 000

Отражено прекращение встречных требований зачетом согласно акту приемки выполненных работ

4 302 31 830

4 304 06 730

10 000

2 304 06 830

2 209 40 660

 

Пример 5. Автономное учреждение за счет средств приносящей доход деятельности заключило гражданско-правовой договор на выполнение работ по ремонту помещения на сумму 150 000 руб. В связи с ненадлежащим исполнением ремонтных работ, отраженных в акте приема, подрядчику предъявлено требование об уплате неустойки в размере 15 000 руб.

В бухгалтерском учете будут прописаны следующие проводки: 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Предъявлена неустойка по условиям гражданско-правового договора

2 209 40 000

2 401 10 140

15 000

Отражены расходы на оплату ремонтных работ

2 109 60 225

2 302 25 000

150 000

Перечислена исполнителю сумма за выполненные работы согласно договору с учетом встречного требования

(150 000 - 15 000) руб.

2 302 25 000

2 201 11 000

135 000

Отражено прекращение встречных требований зачетом согласно акту приемки выполненных работ

2 302 25 000

2 209 40 000

15 000

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


6 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.




30 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества"

Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.




22 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в РФ"

Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.




16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и ст. 6 ФЗ "О лотереях"

Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.




8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.



В центре внимания:


Правовые и практические вопросы исправления кадастровых ошибок (Храмова И.С.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

Защита ограниченных вещных прав на жилое помещение (Пушкина А.В.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

Потребкооперация - анализ проблем, права в ней? (Алексеевская А.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

Правовые и этические аспекты ведения медицинской документации (Котова Т.Г.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

"Эпоха непрофессионалов" вместо "эры милосердия"? (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.