Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Процессуальная форма государственного контроля (надзора) (Никонова Ю.Ш.)

Процессуальная форма государственного контроля (надзора) (Никонова Ю.Ш.)

Дата размещения статьи: 17.01.2019

Государственный контроль (надзор) как вид юридической деятельности <1>, направленной на предупреждение, выявление, пресечение нарушений обязательных требований и устранение последствий выявленных нарушений, осуществляется органами исполнительной власти посредством последовательно совершаемых, взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий.
--------------------------------
<1> О понятии "юридическая деятельность" см.: Карташов В.Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990. С. 12.

В целях оптимизации таких действий возникает "потребность в разработке системы общеобязательных правил, определяющих конкретные виды, характер, последовательность, продолжительность (срочность), а также порядок документального оформления действий" <2>.
--------------------------------
<2> Стахов А.И. Административно-процессуальные формы деятельности публичной администрации в России: понятие и характерные признаки // Административное право и процесс. 2013. N 1. С. 11 - 14.

Установленные правила позволяют выстроить процессуальные действия должностных лиц контрольно-надзорных органов в одну цикличную динамичную систему по реализации контрольных (надзорных) функций и обусловленных ими контрольных (надзорных) полномочий, состоящую из логически связанных между собой и последовательно сменяющих друг друга этапов, стадий и производств.
В результате образуется систематизированная контрольно-процессуальная форма деятельности органов исполнительной власти, понятие которой определяется через юридическую процессуальную форму.
Процессуальная форма - категория не новая, однако четкого определения ее в науке еще не сложилось.
В основу положено общетеоретическое понимание процессуальной формы, предложенное в 70-х гг. XX в. В.М. Горшеневым и П.Е. Недбайло. По мнению авторов, "под процессуальной формой следует понимать совокупность однородных процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового результата. Другими словами, процессуальная форма представляет собой особую юридическую конструкцию, воплощающую принципы наиболее целесообразной процедуры осуществления определенных полномочий" <3>.
--------------------------------
<3> Горшенев В.М., Недбайло П.Е. Юридическая процессуальная форма: теория и практика. М.: Юрид. лит., 1976. С. 13.

Более развернутое определение дает В.Н. Карташов, полагая, что процессуальная форма деятельности обеспечивает строго регламентированный порядок разрешения юридических дел, условия вступления субъектов и участников в юридический процесс и выбытия из него, процессуальный режим, стадии и производства, процедуру использования способов и средств, порядок принятия, вступления в силу, обжалования (опротестования) и исполнения решений <4>.
--------------------------------
<4> Карташов В.Н. Указ. соч. С. 4 - 5.

В дополнение можно отметить, что "эта категория объединяет процедурные требования к порядку осуществления любой из разновидностей процесса (учредительного, правотворческого, контрольного, надзорного), унифицирует и само содержание процессуальной деятельности (основания, стадии, сроки, процессуальное оформление результатов и т.д.)" <5>.
--------------------------------
<5> Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. С. 245.

Подобным образом юридическую процессуальную форму характеризуют И.М. Погребной <6>, Е.Г. Лукьянова <7>, И.В. Панова <8>, М.С. Строгович <9> и М.Л. Якуб <10> (в уголовном процессе), И.В. Решетникова <11> и Ю.Н. Зипунникова <12> (в гражданском процессе), В.М. Горшенев и П.Е. Недбайло <13>, И.А. Галаган <14> (в административном процессе) и многие другие.
--------------------------------
<6> Погребной И.М. Общетеоретические проблемы производств в юридическом процессе. Харьков, 1982. С. 7.
<7> Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М.: НОРМА, 2003. С. 231.
<8> Панова И.В. Юридический процесс: Монография. М.: Инфра-М; Норма; Znanium.com, 2017. С. 9.
<9> Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 51.
<10> Якуб М.Л. Процессуальная форма в советском уголовном судопроизводстве. М.: Юрид. лит., 1981. С. 9.
<11> Решетникова И.В. Унификация процессуального законодательства. Ждать ли революций?! // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 3. С. 3 - 9.
<12> Зипунникова Ю.Н. К вопросу о пределах действия процессуальной формы // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 8; Зипунникова Ю.Н. Принципы гражданской процессуальной формы: к постановке проблемы // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 9. С. 8 - 12.
<13> Горшенев В.М., Недбайло П.Е. Юридическая процессуальная форма: теория и практика. М.: Юрид. лит., 1976. С. 138.
<14> Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Процессуальное регулирование. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. С. 67.

В целом все ученые, занимавшиеся исследованием процессуальной формы, несмотря на небольшие расхождения в содержании данного понятия, сходятся в том, что процессуальная форма характеризует процессуальную деятельность участников юридического процесса, обеспечение прав и обязанностей которых гарантируется. Процессуальная деятельность протекает последовательно, стадийно в условиях определенного процессуального режима. Порядок такой деятельности нормативно урегулирован, ее результаты подлежат оформлению и закреплению в процессуальных актах.
То есть процессуальная форма является логическим объединением всех элементов процессуальной деятельности для достижения ее целей и задач, закрепляет целесообразные способы реализации властных полномочий.
Однако несмотря на то, что разработка понятия юридической процессуальной формы получила поддержку и понимание у большинства ученых-процессуалистов, имеются и критические заявления в адрес данной категории. Так, по мнению В.Н. Протасова, "категория "процессуальная (процедурная) форма" - это вчерашний день теории процесса и процедуры в целом. При нынешнем уровне развития категориального аппарата общеправовой процессуальной теории понятие "процессуальная форма" можно использовать лишь для того, чтобы подчеркнуть значение юридического процесса как средства (формы) реализации иных материально-правовых отношений. Не нужно требовать от этого понятия большего, чем оно может дать. Кроме как к путанице это ни к чему не приведет" <15>.
--------------------------------
<15> Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М.: Юрид. лит., 1991. С. 141 - 142.

В словах ученого, несомненно, есть доля истины. Тем более в научной литературе имеются работы, в которых авторы указывают на тождественность понятий "процессуальная форма" и "процесс". Так, А.И. Стахов относит административный процесс к систематизированным административно-процессуальным формам деятельности <16>, А.В. Новиков, говоря об административно-процессуальной форме, отмечает, что этимологически данное словосочетание коррелирует и производно от термина "административный процесс", содержательно данные понятия принципиально тождественны друг другу и вполне могут использоваться как синонимы <17>.
--------------------------------
<16> Стахов А.И. Административно-процессуальные формы деятельности публичной администрации в России: понятие и характерные признаки // Административное право и процесс. 2013. N 1. С. 11 - 14.
<17> Новиков А.В. Административно-процессуальная форма: научные и правовые реалии // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 70 - 80.

Мы придерживаемся мнения большинства ученых-процессуалистов, полагая, что юридическая процессуальная форма оказывается незаменимым инструментом при исследовании различных правовых форм деятельности, разнообразие которых требует индивидуального подхода к изучению их содержания.
Контрольно-надзорная деятельность не является исключением. Образуя содержание контрольного процесса, контрольно-надзорная деятельность порождает свойственную ей процессуальную форму, которая помогает раскрыть содержание контрольного процесса, охарактеризовать его элементы, выявить особенности и отличительные черты контрольно-надзорной деятельности.
Для обоснования процессуальной формы государственного контроля (надзора) перейдем к рассмотрению сущности контрольного процесса и характеристике его элементов, к которым В.М. Горшенев и И.Б. Шахов относят контрольно-процессуальный режим и его компоненты (принципы, способы и гарантии обеспечения контрольно-процессуальной деятельности), контрольно-процессуальные производства и контрольно-процессуальные стадии <18>.
--------------------------------
<18> Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М.: Юрид. лит., 1987. С. 65.

Контрольно-процессуальный режим можно определить как "нормативно-организационную обстановку разбирательства юридического дела, которая обеспечивает оптимальное благоприятствование всем субъектам контрольного процесса и состоит в реализации принципов контрольно-процессуальной деятельности, способов ее осуществления и гарантий обеспечения достижения результатов контрольного процесса" <19>. Отражая общую атмосферу деятельности участников контрольно-надзорного процесса, контрольно-процессуальный режим выражает собой совокупность требований, "обеспечивающих обстановку целесообразного благоприятствования всему течению процесса" <20>.
--------------------------------
<19> Там же. С. 76.
<20> Там же. С. 66.

Основополагающим элементом процессуального режима следует считать принципы контрольно-процессуальной деятельности, или "основные правовые идеи, нормы общего руководящего характера" <21>.
--------------------------------
<21> Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М.: НОРМА, 2003. С. 231.

Организационное и функциональное состояние системы государственного контроля (надзора) напрямую связано с тем, на каких началах, идеях и концепциях строится организация деятельности контрольно-надзорных органов. Концентрируя в себе интересы общества, бизнеса и государства, принципы контрольно-процессуальной деятельности определяют основные положения и фундаментальные идеи, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного контроля (надзора), они пронизывают всю систему государственного контроля (надзора) и составляют ее идеологическую основу.
Для субъектов контрольно-надзорной деятельности принципы являются правовыми ориентирами, нацелены на формирование правового мышления и правовой культуры. Закрепление в нормах права делает принципы контрольно-процессуальной деятельности общеобязательным требованием для всех участников контрольного процесса.
В своей деятельности должностные лица контрольно-надзорных органов руководствуются целой системой принципов, в которую входят конституционные принципы, общепроцессуальные принципы и специализированные принципы, закрепленные в основополагающем законе о государственном контроле (надзоре) <22>.
--------------------------------
<22> См.: ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ-294). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 26.06.2018).

Формирование принципов государственного контроля (надзора) обусловлено социально-экономическими, политическими и другими закономерностями, влияющими на изменение системы государственного контроля (надзора), их содержание отражает наиболее важные прогрессивные идеи, необходимые для совершенствования такой системы на определенном этапе административной реформы и ускорения процессов ее реформирования. По этой причине, в отличие от конституционных и общепроцессуальных принципов, которые отличаются стабильностью и постоянством, специализированные принципы государственного контроля (надзора), реагируя на изменения системы государственного контроля (надзора), постоянно совершенствуются, развиваются, сменяются в приоритете. Поэтому каждому этапу реформирования системы государственного контроля (надзора) соответствует свой набор специализированных принципов, которые обеспечивают согласованность всех элементов системы государственного контроля (надзора) на промежуточных этапах.
Дальнейшее совершенствование принципов государственного контроля (надзора) обусловлено идеальным образом системы государственного контроля (надзора), который закреплен в Концепции проекта Федерального закона "О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации", разработанной специалистами Минэкономразвития России <23>, и Концепции повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 гг. <24>
--------------------------------
<23> Концепция проекта Федерального закона "О государственном и муниципальном контроле и надзоре в Российской Федерации" (документ опубликован не был).
<24> Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 гг., утв. Председателем Правительства Российской Федерации 19 июня 2014 г. N 3853п-П16. URL: http://gos.hse.ru/upload/Libv/conception.pdf (дата обращения: 26.06.2018).

Концепции кардинально изменили вектор развития системы государственного контроля (надзора), определив новые приоритеты, направленные на смену идеологии в системе государственного контроля (надзора). Построение новой модели предполагается через масштабное реформирование контрольно-надзорной деятельности, реализуемое в формате приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" <25>, основными приоритетными проектами которой являются внедрение системы комплексной профилактики, внедрение риск-ориентированного подхода, внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности <26>.
--------------------------------
<25> Паспорт программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" был утвержден 21 декабря 2016 г. по итогам заседания Президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. URL: http://government.ru/news/25930/ (дата обращения: 26.06.2018).
<26> См.: Приоритетные проекты программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности". URL: http://контроль-надзор.рф/projects/prioritetnye-proekty/ (дата обращения: 26.06.2018).

Новая система профилактики <27> определяется как целое идейное направление, способное изменить мотивацию и мировоззрение должностных лиц контрольно-надзорных органов, переориентировав их на отход от "палочной системы" и на оказание максимальной помощи подконтрольным субъектам в их деятельности. В достижении общей цели (предотвращение возможного вреда) контролирующий и подконтрольный должны стать партнерами, на что в своих выступлениях акцентировал внимание М. Абызов, говоря, что "цель - перейти от репрессивной модели государственного контроля, которая нам во многом досталась еще с советских времен, к современной сервисной, партнерской модели, при которой наши контролирующие органы совместно с бизнесом, в первую очередь, будут работать над предупреждением кризисных ситуаций, наиболее значимых нарушений и, соответственно, предотвращать потенциальные риски для жизни и здоровья наших граждан" <28>.
--------------------------------
<27> Организация профилактики построена на основании Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утв. протоколом заседания проектного комитета от 12 сентября 2017 г. N 61(11). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 26.06.2018).
<28> Из выступления М. Абызова на брифинге по завершении заседания Правительства Российской Федерации 23 ноября 2017 г. URL: http://government.ru/news/30247/ (дата обращения: 26.06.2018).

Риск-ориентированный подход позволит заменить всеобъемлющий (сплошной) контроль (надзор) дифференцированным планированием проверок, что означает переход от сплошных проверок к умному регулированию с определением степени необходимого вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов при осуществлении государственного контроля (надзора) и соразмерность такого вмешательства риску причинения вреда охраняемым законом ценностям <29>.
--------------------------------
<29> URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 26.06.2018).

В результате внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности деятельность каждого органа государственного контроля (надзора) будет подлежать оценке на основании достигнутых значений показателей результативности и эффективности <30>. "Деятельность контрольных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок, величине выписанных штрафов и красивым бумажным отчетам, а по улучшению реальных показателей безопасности. Важно, чтобы не только приходили с проверкой, а фактически замеряли, насколько снизились смертность, травматизм, заболеваемость или экономический ущерб" <31>.
--------------------------------
<30> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р "Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности". URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 26.06.2018).
<31> Из вступительного слова Д. Медведева на селекторном совещании о ходе реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" 5 июля 2017 г. URL: http://government.ru/news/28307/ (дата обращения: 26.06.2018).

Система идей и представлений, закрепленных в Концепциях, отражает желаемое состояние контрольно-надзорной деятельности в действительности, в которой определен баланс интересов государства, бизнеса и потребителей, реализуются цели и задачи государственного контроля (надзора). Закрепление таких идей и представлений в качестве основных принципов государственного контроля (надзора) позволит трансформировать их в систему убеждений субъектов государственного контроля (надзора), предрасположив указанных субъектов к действиям, нацеленным на достижение конечных целей государственного контроля (надзора). Практическая реализация таких принципов изменит взаимоотношения контрольно-надзорных органов с подконтрольными субъектами, представители бизнеса смогут чувствовать себя уверенно и спокойно работать, и вместе с тем контрольно-надзорные органы будут выполнять свои функции в интересах людей.
Принципы контрольного процесса предполагают наличие системы гарантий, которые составляют опорную основу контрольного процесса, имеют охранительное предназначение, призваны создать условия надежности положения всех субъектов контрольного процесса, а также надежности и стабильности всего контрольного процесса.
Гарантиями контрольно-надзорной деятельности можно считать: закрепление административно-правового статуса субъектов контрольно-надзорных правоотношений; урегулированность процедурно-процессуальной регламентации деятельности; подконтрольность, поднадзорность и подотчетность контрольно-надзорных органов перед органами государственной власти и обществом; установление юридической ответственности за ненадлежащее исполнение контрольной деятельности.
Активным элементом контрольно-процессуального режима являются способы осуществления контрольной деятельности (методы, средства, приемы и т.д.), которые в совокупности образуют его организационную основу <32>.
--------------------------------
<32> Подробнее о методах государственного контроля (надзора) см.: Никонова Ю.Ш. Формы и методы государственного контроля (надзора) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. N 3. С. 202 - 210.

Главным элементом контрольного процесса является контрольно-надзорное производство, содержание которого можно определить как "комплекс урегулированных правом взаимообусловленных и взаимосвязанных процессуальных действий, которые образуют определенную совокупность процессуальных правоотношений; требуют установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств административно-надзорного дела; обусловливают необходимость закрепления, официального оформления полученных результатов в соответствующих процессуальных актах-документах" <33>.
--------------------------------
<33> Зырянов С.М. Административный надзор органов исполнительной власти: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 55 с.

По структуре контрольно-надзорное производство представляет собой системное образование, комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий, которые обладают способностью преобразовываться или переходить из одного состояния в другое: действия в процедуру, процедуры в этапы стадии, этапы стадии в стадию, стадии в производство, тем самым предопределяя конечный результат контрольно-надзорной деятельности, наступление которого обусловлено взаимосвязью и последовательностью всех перечисленных элементов. Иначе говоря, контрольно-надзорная деятельность, как правоприменительная деятельность, "складывается из последовательной, взаимообусловленной системы действий, отдельных операций, образующих стадии применения права" <34>.
--------------------------------
<34> Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т. Свердловск, 1973. Т. 2. С. 219.

Стадии представляют собой "относительно самостоятельные этапы процесса, на каждом из которых решаются специфические задачи производства и с этой целью совершаются строго определенные правовыми нормами юридические действия и составляются (издаются) юридические документы (правовые акты)" <35>. Каждая процессуальная стадия имеет свои признаки и элементы <36>, с помощью которых устанавливаются ее пределы и границы.
--------------------------------
<35> Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 400 - 402.
<36> Панова И.В. Указ. соч. С. 43 - 44.

Вопрос о стадиях контрольного процесса в научных кругах не остался без внимания <37>. Ученые едины во мнении о стадийности природы контрольного процесса, однако имеются небольшие расхождения о понимании содержания стадий.
--------------------------------
<37> Правовое регулирование государственного контроля: Монография / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИЗиСП при Правительстве Российской Федерации, 2013. С. 133; Зубарев С.М. Процессуальная природа контроля и надзора // Административное право и процесс. 2016. N 2. С. 10 - 14; Беляев В.П. Стадии контрольного процесса: теоретический аспект // Право и государство. 2015. N 1. С. 57 - 61.

На наш взгляд, при определении стадий контрольного процесса следует учесть его особенности, а именно, что такой процесс имеет двойственную природу, поскольку складывается из позитивных (управленческих) и охранительных (юрисдикционных) процедур. Смешение контрольных (позитивных) и надзорных (юрисдикционных) процедур в контрольном процессе требует соблюдения логики построения и функционального наполнения при разделении их на стадии. Поскольку первостепенное значение приобретает контроль, в первую очередь должны быть реализованы процедуры контрольного характера и достигнуты цели, поставленные перед контролем. В свою очередь, надзорные процедуры, как реакция на нарушения, должны быть реализованы по итогам контроля.
Поэтому представляется возможным определить следующую систему стадий контрольного процесса: стадия мониторинга и информирования; стадия подготовки к мероприятиям по контролю (как планового, так и внепланового характера); стадия проведения мероприятий по контролю; стадия принятия решения по результатам контрольных мероприятий; стадия проверки исполнения решения, принятого по результатам контрольных мероприятий.
Предложенная система стадий контрольного процесса позволяет выделить два вида контрольно-надзорных производств: контрольно-наблюдательное производство и надзорно-восстановительное производство, критерием разграничения которых является соотношение объема выполняемых задач государственного контроля (надзора). То есть первый вид производства нацелен на предупреждение и выявление нарушений обязательных требований, включает процедуры профилактического и превентивного характера, а второй вид производства нацелен на пресечение нарушений обязательных требований, устранение последствий выявленных нарушений, влечет применение к проверяемому лицу специальных мер пресекательно-восстановительного характера и мер административно-правового принуждения.
Такое построение контрольно-надзорной деятельности основывается на системности, логичности, функциональности, целевом предназначении такого вида деятельности, обусловливается порядком совершения процессуальных действий, последовательностью стадий и производств ее осуществления.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: процессуальная форма государственного контроля (надзора) характеризует такой вид деятельности как функционирующую нормативно урегулированную динамическую систему целенаправленной процедурно-процессуальной контрольно-надзорной деятельности уполномоченных субъектов по наблюдению и мониторингу, исходным компонентом которой является целостный комплекс упорядоченных процессуальных действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), образующих цикл, в рамках которого они (действия), в свою очередь, складываются в определенные стадии и производства.
Процессуальная форма государственного контроля (надзора) закрепляет основные требования, предъявляемые к порядку и процедуре осуществления контрольной процессуальной деятельности, оформления и закрепления ее результатов в процессуальных актах. Она показывает основания совершения контрольно-надзорных действий, а также необходимость их совершения, определяет специфику приемов, способов и средств осуществления процессуальной деятельности. Помимо этого, процессуальная форма раскрывает объем процессуальных прав и обязанностей субъектов контрольной процессуальной деятельности, порядок их реализации, а также гарантии их обеспечения. Одним словом, процессуальная форма государственного контроля (надзора) закрепляет специфику правового регулирования контрольно-надзорной (процессуальной) деятельности.

Литература

1. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т. / С.С. Алексеев. Свердловск, 1973. Т. 2: Нормативные юридические акты. Применение права. Юридическая наука (правоведение). 401 с.
2. Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук / В.П. Беляев. Саратов, 2006. 436 с.
3. Беляев В.П. Стадии контрольного процесса: теоретический аспект / В.П. Беляев // Право и государство. 2015. N 1. С. 57 - 61.
4. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР: Процессуальное регулирование / И.А. Галаган. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. 198 с.
5. Горшенев В.М. Контроль как правовая форма деятельности / В.М. Горшенев, И.Б. Шахов. М.: Юридическая литература, 1987. 176 с.
6. Горшенев В.М. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / В.М. Горшенев, П.Е. Недбайло. М.: Юридическая литература, 1976. 280 с.
7. Зипунникова Ю.Н. К вопросу о пределах действия процессуальной формы / Ю.Н. Зипунникова // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 8. С. 8 - 11.
8. Зипунникова Ю.Н. Принципы гражданской процессуальной формы: к постановке проблемы / Ю.Н. Зипунникова // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 9. С. 8 - 12.
9. Зубарев С.М. Процессуальная природа контроля и надзора / С.М. Зубарев // Административное право и процесс. 2016. N 2. С. 10 - 14.
10. Зырянов С.М. Административный надзор органов исполнительной власти: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / С.М. Зырянов. М., 2010. 55 с.
11. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / В.Н. Карташов. М., 1990. 41 с.
12. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права / Е.Г. Лукьянова. М.: Норма, 2003. 240 с.
13. Никонова Ю.Ш. Формы и методы государственного контроля (надзора) / Ю.Ш. Никонова // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. N 3. С. 202 - 210.
14. Новиков А.В. Административно-процессуальная форма: научные и правовые реалии / А.В. Новиков // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 70 - 80.
15. Панова И.В. Юридический процесс: Монография / И.В. Панова. М.: Инфра-М; Норма, 2017. 76 с.
16. Погребной И.М. Общетеоретические проблемы производств в юридическом процессе / И.М. Погребной. Харьков, 1982. 214 с.
17. Правовое регулирование государственного контроля: Монография / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ, 2013. 339 с.
18. Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории / В.Н. Протасов. М.: Юридическая литература, 1991. 143 с.
19. Решетникова И.В. Унификация процессуального законодательства. Ждать ли революций?! / И.В. Решетникова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 3. С. 3 - 9.
20. Стахов А.И. Административно-процессуальные формы деятельности публичной администрации в России: понятие и характерные признаки / А.И. Стахов // Административное право и процесс. 2013. N 1. С. 11 - 14.
21. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса / М.С. Строгович. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 703 с.
22. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. 672 с.
23. Якуб М.Л. Процессуальная форма в советском уголовном судопроизводстве / М.Л. Якуб. М.: Юридическая литература, 1981. 144 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1120504-7 "О внесении изменений в статьи 927 и 938 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.




22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 



В центре внимания:


Управление арестованным и конфискованным имуществом: проблемы и пути их разрешения (Зяблина М.В., Великая Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Правовая природа дохода, получаемого от участия в хозяйственном обществе (Кручинина Н.В., Воробьева Я.А.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Экстремизм как угроза национальной безопасности государства (Бааль Н.Б.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Исковая давность на требование о признании вещного права отсутствующим (Подшивалов Т.П.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Независимая гарантия и поручительство: о целесообразности создания единого личного способа обеспечения обязательства в российском гражданском праве (Трезубов Е.С.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.