Действующим законодательством предусматривается государственная регистрация юридического лица (ст. 51 ГК РФ), а также физического лица (гражданина) в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). При этом в отношении юридического лица в Законе о введении в действие ГК РФ (ст. 8) указывается на то, что порядок такой регистрации должен определяться специальным федеральным законом. Поскольку в п. 3 ст. 23 ГК РФ предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, то логично, что законодатель принял объединяющий законодательный акт, который регулирует государственную регистрацию как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.
Реализуя положения ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает правообразующее значение государственной регистрации, т.е. с момента регистрации организация считается созданной в качестве юридического лица, а гражданин становится индивидуальным предпринимателем. Данный Закон предусматривает также регистрацию иных действий в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя (например, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица).
Статья 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит определение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которого можно выделить ее следующие признаки:
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Оба реестра открыты для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде. Юридическое лицо считается созданным, а гражданин становится индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации.
Документы, представляемые на регистрацию, перечислены в Законе о госрегистрации. Требования к их оформлению утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
За регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.
Государственная регистрация изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов с 1 сентября 2014 года в соответствие с нормами ГК РФ не облагается государственной пошлиной.
Решение о регистрации принимается регистрирующим органом на основании представленных документов и является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Внесение записи в ЕГРЮЛ признается моментом государственной регистрации (п. 1 и п. 2 ст. 11 Закона о госрегистрации).
Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 ГК РФ).
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Отказ в регистрации юридического лица допускается только в случаях, предусмотренных ст. 23 Закона о госрегистрации.
Отказ в регистрации может быть обжалован в соответствии с главой VIII.1 Закона о госрегистрации. Кроме того, регистрирующий орган несет ответственность за необоснованный отказ в государственной регистрации (ст. 24 Закона о госрегистрации).
Не позднее одного рабочего дня со дня государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ (далее - свидетельство) либо направить свидетельство по почте. Соответствующий способ указывается заявителем в заявлении. Если он не выбран, свидетельство отправляется по почте по указанному заявителем в заявлении почтовому адресу. Если же заявление подавалось через многофункциональный центр, регистрирующий орган в установленный срок направляет свидетельство в многофункциональный центр для его выдачи. Регистрирующий орган и многофункциональный центр производят выдачу свидетельства заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально.
При поступлении в регистрирующий орган документов в электронном виде документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, представляются регистрирующим органом в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей.
Сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, перечислены в п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Кроме того, в ЕГРЮЛ подлежат включению следующие сведения:
об указании в учредительном документе юридического лица, что полномочия выступать от его имени предоставлены нескольким лицам;
В случае изменения данных сведений, за исключением указанных в п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации, юридическое лицо в течение трех рабочих дней обязано сообщить об этом в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в ЕГРЮЛ данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.
Несвоевременное представление, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган может повлечь административную ответственность (ч.ч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ). В случае предоставления в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, сведения о подставных лицах виновное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, ст. 173.1, 173.2 УК РФ).
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Дата размещения статьи: 19.11.2021
Новое в порядке государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Рябинин В.В.)Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется ФНС в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Процесс регистрации создаваемого юридического или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заключается в представлении установленного перечня документов, подписанных уполномоченными лицами, с приложением документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, в регистрирующий орган.
Дата размещения статьи: 12.03.2018
Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: переход на электронный документооборот (Данченко С.П.)Взаимодействие с регистрирующим органом переводится в электронный вид. А в связи с тем, что в ходе осуществления предпринимательской деятельности нередко приходится сталкиваться с вопросами государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, знание действующих правовых норм, регулирующих данную сферу общественных отношений, является необходимым. Рассмотрим последние изменения, внесенные в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Дата размещения статьи: 14.05.2016
Спорные вопросы, возникающие при государственной регистрации (Рябинин В.В.)Мы рассмотрели примеры судебных решений по отказам в государственной регистрации и выбрали наиболее интересные. Возможна ли двухсторонняя печать документов, представляемых в налоговые органы для государственной регистрации? Насколько полно должны отражаться сведения о кодах ОКВЭД при заполнении документов, представляемых для государственной регистрации? Как должны быть указаны полномочия лица, которое подписывает документы, направляемые на государственную регистрацию, с помощью ЭЦП?
Дата размещения статьи: 24.03.2016
Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)В последние годы произошли существенные изменения, касающиеся процедуры регистрации юридических лиц, по некоторым вопросам изменилась позиция правоприменительных органов. Где и в какие сроки осуществляется регистрация юридических лиц? Какие документы требуются для государственной регистрации юридического лица? Какие требования предъявляются к адресу юридического лица? В каком порядке представляются документы для государственной регистрации юридического лица? В каких случаях и в каком порядке осуществляется проверка документов регистрирующим органом?
Дата размещения статьи: 21.03.2016
Где эта улица, где этот дом... (Афаунова Ф.)С 1 января 2016 г. вступили в силу существенные изменения корпоративного законодательства и смежных с ним законодательных актов. Их целью являются обеспечение достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, а также повышение степени защиты участников обществ с ограниченной ответственностью. В частности изменения внесены в процедуру государственной регистрации изменения адреса в случае изменения места нахождения юридического лица.
Дата размещения статьи: 10.06.2015
Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)В конце марта 2015 г. в ряд законов внесли поправки, с помощью которых предполагается сделать данные в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей более достоверными. Однако для вступления большей их части в силу предусмотрены дальние сроки - июль 2015 г., январь 2016 г. и даже январь 2017 г. Поэтому пока мы рассмотрим только те изменения, которые начали действовать уже с момента опубликования Закона, а именно - с 31 марта 2015 г.
Дата размещения статьи: 11.01.2015
Ложные сведения в ЕГРЮЛ обойдутся дорого (Оникиенко И., Афанасьева И.)В законодательство предлагается внести ряд поправок, ужесточающих ответственность за представление недостоверных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Цель, безусловно, благая и правильная, но методы, которыми планируют искоренять такое поведение, оцениваются неоднозначно, положения законопроекта вызывают ряд вопросов и сомнений.
Дата размещения статьи: 27.12.2014
Госрегистрация организаций и индивидуальных предпринимателей (Чулкова Л.)В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) фиксируются факты создания, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) и ликвидации юридических лиц, а также фиксируются изменения, произведенные в учредительных документах и в регистрационных данных юридического лица, содержащихся в ЕГРЮЛ; в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) - факт государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также фиксируется изменение сведений об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в ЕГРИП.
Дата размещения статьи: 13.12.2014
Борьба за достоверность: преграды и перспективы (Серебряная А.)В целях обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, предполагается предоставить регистрирующему органу право проверять достоверность данных, включаемых (включенных) в ЕГРЮЛ.Кроме этого, регистрирующий орган вправе будет вносить в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; об учредителях (участниках) юридического лица; лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в случае получения подтвержденной информации.
Дата размещения статьи: 06.09.2014
Обжалование отказа в госрегистрации: новые вводные (Ковалев Д.)Статьей 23 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. При этом за необоснованный отказ в госрегистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ (п. 1 ст. 24 Закона N 129-ФЗ).
Навигация по разделу: [1] [2]
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Навигация