Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Ложные сведения в ЕГРЮЛ обойдутся дорого (Оникиенко И., Афанасьева И.)

Ложные сведения в ЕГРЮЛ обойдутся дорого (Оникиенко И., Афанасьева И.)

Дата размещения статьи: 11.01.2015

Недобросовестное поведение предпринимателей - бич российской экономики. В условиях общего ужесточения контроля государства за их деятельностью борьба с проявлениями этой недобросовестности становится все более актуальной. Законодатели решили взяться за наведение порядка в ЕГРЮЛ, в котором зачастую указаны недостоверные сведения. В середине октября в Госдуму внесен соответствующий законопроект. Какие барьеры хотят поставить, чтобы не допустить проникновения недостоверных сведений в реестр?
В законодательство предлагается внести ряд поправок, ужесточающих ответственность за представление недостоверных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Цель, безусловно, благая и правильная, но методы, которыми планируют искоренять такое поведение, оцениваются неоднозначно, положения законопроекта вызывают ряд вопросов и сомнений.

Согласно поправкам предлагается дополнить ст. 170.1 УК РФ ч. 1.1, вводящей уголовную ответственность за представление документов, содержащих заведомо ложную информацию, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений с наказанием в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до полутора лет.
Важно отметить, что поправки уточняют ст. ст. 173.1 и 173.2 УК РФ и определение "подставного лица", под которым предлагается понимать не только лицо, являющееся участником или органом управления юридического лица, путем введения в заблуждение либо без ведома которого внесены данные в отношении его в ЕГРЮЛ, а также и лицо, у которого отсутствуют цели управления юридическим лицом либо получения прибыли от его законной деятельности.
При этом в большинстве случаев такие лица сознательно соглашаются участвовать в серых схемах, изначально понимая их фиктивный характер, в связи с чем действующее правовое регулирование в этой части уже давно не отвечает современным реалиям и, безусловно, нуждается в корректировке.
Согласно действующей редакции ст. 170.1 УК РФ уголовная ответственность за представление недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может быть применена только при установлении целей приобретения чужого имущества, в результате чего данная норма фактически не работает, так как сложно доказать преступления с подобными составами. Так, по статистике за 2013 год по ч. 1 ст. 170.1 УК РФ было осуждено 16 лиц, из которых 14 лицам назначен штраф, а двое лиц освобождены от наказания.
Учитывая изложенное, введение уголовной ответственности за сам факт представления подложных сведений вне зависимости от целей совершения указанных деяний должно стимулировать предпринимателей к представлению достоверной информации, вносимой в ЕГРЮЛ, принимая во внимание серьезные последствия выявления соответствующих нарушений.
Предлагается также внести изменения в ст. 14.25 КоАП РФ, согласно которым нарушения, касающиеся представления недостоверных сведений при государственной регистрации, выделены в особую группу с наказанием в виде дисквалификации на срок от одного до трех лет для должностных лиц, совершающих такие нарушения повторно. При этом согласно поправкам в ст. 4.5 КоАП РФ предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности до одного года за нарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем предлагается ограничить возможность регистрации в ЕГРЮЛ сведений с участием физических лиц, которые ранее были замечены в создании и деятельности недобросовестных компаний, исключенных из ЕГРЮЛ и имеющих задолженность перед бюджетом, либо в отношении которых содержится запись о недостоверности сведений, если с момента исключения компании из ЕГРЮЛ или внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ о недостоверности не прошло трех лет.
Перспектива оказаться в черном списке, безусловно, будет способствовать снижению привлекательности использования фирм-однодневок.
Следует также отметить, что законопроектом вводятся дополнительные требования к регистрации адреса места нахождения компании. В частности, вводится требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих права на объект недвижимости, по адресу которого будет располагаться компания. В реестр будут включаться сведения о том, что компания находится в процессе изменения своего места нахождения.
По мнению разработчиков, указанные меры позволят бороться с проблемой регистрации компаний по "массовым адресам" и последующим уклонением недобросовестных лиц от претензий кредиторов и исполнения обязательств перед бюджетом, а также позволят контрагентам своевременно отслеживать соответствующие изменения в реестре.
Заявить о внесении в ЕГРЮЛ недостоверных сведений сможет любое заинтересованное лицо. При поступлении соответствующего заявления регистрирующий орган должен будет провести проверку достоверности сведений в ЕГРЮЛ посредством направления так называемого уведомления о недостоверности компании, в отношении которой поступило обращение, на которое необходимо будет отреагировать в течение 30 дней.
В случае подтверждения факта представления регистрирующему органу недостоверной информации, а также в случае непредставления юридическим лицом ответа в указанный срок в ЕГРЮЛ должна быть внесена соответствующая отметка о недостоверности тех или иных сведений.
При этом отражать информацию в ЕГРЮЛ предлагается не только при подтверждении факта недостоверности сведений, но и при поступлении в регистрирующий орган обращения о недостоверности от любого заинтересованного лица, что позволит вовремя отреагировать на попытки внести в ЕГРЮЛ заведомо ложные сведения.
Тем не менее такой подход вызывает опасения о возможности использования предлагаемого инструмента в качестве средства недобросовестной конкуренции, поскольку заявить о недостоверности сведений сможет фактически любое лицо, при этом проектом в настоящее время не предусматривается требований к представлению подтверждающих обоснованность обращения документов. Вместе с тем сведения об оспаривании автоматически смогут вноситься в реестр на период проведения проверки, что, очевидно, повлечет репутационные риски для компании.
Необходимо учитывать, что процедура проведения проверки регистрирующим органом законопроектом не определена. Это вызывает вопросы: по каким критериям внесенные в ЕГРЮЛ сведения могут признаваться недостоверными, с какого момента должна будет производиться регистрация сведений о недостоверности в ЕГРЮЛ, а также каким образом можно будет оспорить внесенные сведения о недостоверности, если они внесены по ошибке или небрежности, например в случае непредставления компанией в установленный срок данных, подтверждающих достоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, по запросу регистрирующего органа?
Принимая во внимание курс на ужесточение фискальных мер, принятие предлагаемых поправок - вопрос времени. Тем не менее на данном этапе очевидно, что для обеспечения их эффективной работы при рассмотрении законопроекта нужно дополнительно проработать процедуру реализации предлагаемых механизмов во избежание создания дополнительных бюрократических барьеров для участников бизнеса.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


11 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 356734-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления статуса земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами"

Внесение данного законопроекта обусловлено тем, что несмотря на социально-экономическую и экологическую значимость участков недр, отмечена правовая неопределённость статуса земель, под которыми такие участки расположены и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Такая неопределённость приводит к спорным ситуациям, а также является коррупциогенным фактором.




1 января 2018 г.
Вступает в силу Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Данным законом устанавливается, что передача на безвозмездной основе имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, не облагается НДС. Имеется ввиду передача имущества акционерным обществом, созданным в целях реализации таких соглашений, 100% акций которого принадлежит РФ, а также созданными с его участием хозяйственными обществами, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон. Кроме того, исключается обязанность восстановления акционерным обществом и управляющими компаниями ОЭЗ сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении такого имущества.




26 декабря 2017 г.
Проект Федерального закона № 350175-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения понятия "иностранный инвестор")"

Данный законопроект направлен на создание эффективного механизма пресечения получения российскими юридическими лицами и гражданами необоснованных преимуществ, предусмотренных для иностранных инвесторов, а также совершенствование норм инвестиционного законодательства.




19 декабря 2017 г.
Проект Федерального закона № 344476-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольно

Законопроект вносит запрет на производство так называемого "сухого алкоголя", который представляет собой порошкообразное вещество, которое при добавлении воды в определенной пропорции преобразуется в алкогольный напиток. Исследованиями выявлено, что данное вещество является смертельно опасным если существенно увеличить концентрацию "сухого алкоголя" на количество жидкости.




1 декабря 2017 г.
Проект Федерального закона № 329665-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в части уточнения обстоятельств непреодолимой силы в отношении договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке)"

Законопроект предусматривает защиту прав залогодателей-физических лиц при заключении ими договора ипотеки жилого дома или квартиры в случае, если расчет по такому договору осуществлялся в иностранной валюте, изменение курса которой привело к существенному повышению цены договора в рублевом эквиваленте в результате финансово-экономического кризиса, изменения валютного курса, девальвации национальной валюты и других не зависящих от воли сторон договора о залоге недвижимого имущества обстоятельств. 



В центре внимания:


Спорные вопросы, возникающие при государственной регистрации (Рябинин В.В.)

Дата размещения статьи: 14.05.2016

подробнее>>

Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

подробнее>>

Где эта улица, где этот дом... (Афаунова Ф.)

Дата размещения статьи: 21.03.2016

подробнее>>

Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)

Дата размещения статьи: 10.06.2015

подробнее>>

Ложные сведения в ЕГРЮЛ обойдутся дорого (Оникиенко И., Афанасьева И.)

Дата размещения статьи: 11.01.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта