Государственные гарантии защиты прав предпринимателей являются важнейшим элементом предпринимательской деятельности. Осуществляя защиту своих прав, предприниматели (коммерческие организации и индивидуальные предприниматели) вправе прибегать к общегражданским способам защиты прав. Каких-либо особенностей, обусловленных спецификой предпринимательской деятельности, среди способов защиты прав в целом нет. Это предопределено российской концепцией общегражданского законодательства, которое рассматривает предпринимательскую деятельность как разновидность обычного гражданского оборота.
Соответствующие способы защиты гражданских прав предусмотрены в ст. 12 ГК РФ. К ним относятся: (признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; принуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Данный перечень не является исчерпывающим; в законе могут быть предусмотрены и иные способы защиты гражданских, в том числе и предпринимательских, прав. Выбор способа защиты нарушенного или оспоренного права осуществляется самим потерпевшим, хотя при этом в целом объективно предопределяется характером нарушения.
Вступая в отношения с различными органами власти и управления, отдельными должностными лицами, предприниматели иной раз сталкиваются с незаконными их действиями. В этом случае они вправе прибегнуть к судебной защите. Но, как известно, суды рассматривают дела довольно долго. Кроме того, рассмотрение дела сопровождается судебными издержками, которые зачастую весьма ощутимо сказываются и на ведении бизнеса.
Довольно часто гораздо выгоднее и быстрее прибегнуть к мерам более оперативного характера, с тем, чтобы устранить нарушения права. С этой целью предприниматель или коммерческая организация вправе прибегнуть к обжалованию актов или действий, нарушающих его права, в административном порядке.
Важнейшую роль в регулировании отношений, возникающих при проверке предпринимательской деятельности, играет Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данный Закон устанавливает порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственными органами. Закон распространяется на все контрольные мероприятия в отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, кроме действий, связанных с прокурорским, налоговым, финансовым, валютным и банковским надзором, оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, следствием и судом, административным расследованием. Кроме того, под действие указанного Закона не подпадают контрольные мероприятия в пунктах пропуска через госграницу и мероприятия по расследованию причин возникновения техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), несчастных случаев на производстве.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Дата размещения статьи: 18.08.2021
Надзор за соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (Худякова Н.В.)Административное давление, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах всех уровней, "произвол" контролирующих органов, бюрократизация бизнес-процессов, административные барьеры, сложность и изменчивость норм-требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, - все это факторы, негативно влияющие на предпринимательскую активность в нашей стране.
Дата размещения статьи: 06.03.2021
Проблемы противодействия воспрепятствованию законной предпринимательской или иной деятельности уголовно-правовыми средствами (Цепелев К.В., Чернявский Д.О.)Зачастую субъекты экономической деятельности подвергаются незаконному давлению со стороны должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, которые рассматривают предпринимателей как источник незаконного обогащения. Наиболее жесткими являются уголовно-правовые средства защиты прав и законных интересов предпринимателей, которые должны выступать гарантией от незаконного давления на участников экономической деятельности со стороны должностных лиц правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
Дата размещения статьи: 07.07.2020
Поощрение как способ государственного стимулирования предпринимательской деятельности (Тимошенко А.А.)Форма государственной поддержки, основанная на применении двух видов мер поощрения - материального и морального - добросовестных субъектов предпринимательства в виде соответствующей позитивной оценки, может быть направлена на повышение их деловой репутации, дальнейшую активизацию их созидательной деятельности, усиление заинтересованности в укреплении социально-экономической ситуации в стране.
Дата размещения статьи: 13.04.2017
Защита прокурором прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности (Хромушин П.Н.)Генеральной прокуратурой Российской Федерации с учетом поставленных Президентом Российской Федерации задач по улучшению делового климата и созданию благоприятной деловой среды в первом полугодии 2016 года проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в области инвестиционной деятельности. В ходе ее выявлены нарушения закона при нормативно-правовом регулировании, предоставлении мер поддержки инвестиционным проектам, прохождении разрешительных процедур, заключении концессионных соглашений.
Дата размещения статьи: 07.04.2017
О новациях в законодательстве, регулирующем взаимоотношения контрольно-надзорных органов и бизнеса (Шапиева О.Г.)Развитие бизнеса - одна из приоритетных задач современной России. В этом направлении много сделано, прежде всего подготовлена нормативная база для эффективной защиты прав предпринимателей. Введенный трехлетний мораторий на плановые проверки добросовестных субъектов малого бизнеса уменьшил число мероприятий, предложенных контролерами ко включению в план проведения проверок на 2016 год. Число поступивших в органы прокуратуры предложений контролеров о включении проверок хозяйствующих субъектов в план на 2016 год составило 657 тыс. А пять лет назад таких предложений было вдвое больше.
Дата размещения статьи: 01.04.2017
О состоянии законности при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности (Михалюк Р.В., Разуваев Д.П.)С принятием Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" были значительно сужены полномочия органов внутренних дел по проверке бизнеса, а также определена процедура проведения гласного ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"с целью решения задач ОРД по выявлению экономических преступлений и лиц, их совершивших.
Дата размещения статьи: 03.03.2017
Пройти проверку на пять (Трапаидзе К.)Прежде всего следует помнить, что в течение первых трех лет существования юридического лица последнее освобождается от проверочных мероприятий. Это подтверждено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" В части 2 ст. 9 данного Закона говорится, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. До 2018 года действует мораторий на проверки малого бизнеса, кроме предпринимателей, работающих в некоторых определенных сферах, которые перечислены в Законе N 294-ФЗ.
Дата размещения статьи: 09.01.2017
Реализация принципов свободы и ограничения предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении (Ермолова О.Н.)Принцип свободы предпринимательской деятельности закрепляется в ряде статей Конституции РФ. Согласно п. 1 ст. 34 Основного Закона РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Второй нормой, закрепляющей идею свободы предпринимательской деятельности, являются правила пункта 1 ст. 8 о свободе экономической деятельности, а также о единстве экономического пространства и свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств.
Дата размещения статьи: 19.09.2016
Особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Кванина В.В.)Виды государственной поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего бизнеса, предусмотрены Федеральным законом от 24 июня 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Как свидетельствует практика, предприниматели чаще всего заинтересованы в имущественной помощи со стороны государства, так как главной проблемой, особенно при начале осуществления бизнеса, выступает отсутствие имущества, в том числе недвижимого имущества, необходимого для ведения бизнеса.
Дата размещения статьи: 17.09.2016
Некоторые проблемы института контроля (надзора) предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации (Трофимчук Н.В.)Правовое регулирование предпринимательской деятельности на современном этапе своего развития не имеет системообразующего вектора. По этой причине институт государственного контроля (надзора) предпринимательской деятельности представляет собой сложную и постоянно меняющуюся систему норм, регламентов, правил. Принимаемые нормативные акты зачастую сложны в применении, содержат обширное специальное регулирование и большое количество бланкетных норм, отсылающих к подзаконным нормативным правовым актам.
Навигация по разделу: [1] [2] [3] [4] [5]
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Навигация