Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 01.04.2017
Проводимый Генеральной прокуратурой Российской Федерации в течение почти 10 лет мониторинг правоприменительной практики использования органами внутренних дел внепроцессуальных полномочий по проверке финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц с целью выявления возможных экономических и налоговых преступлений свидетельствует о том, что зачастую эти полномочия используются для необоснованного вмешательства в бизнес и существенно препятствуют свободе предпринимательства.
В 2006 - 2008 годах сотрудниками органов внутренних дел ежегодно в порядке п. 25 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" проводилось свыше 200 тыс. проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц. При этом решение о возбуждении уголовного дела принималось лишь в 13 - 14% случаев.
С принятием Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" были значительно сужены полномочия органов внутренних дел по проверке бизнеса, а также определена процедура проведения гласного ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (далее - обследование) с целью решения задач ОРД по выявлению экономических преступлений и лиц, их совершивших.
Принятие этого Федерального закона и комплекс надзорных мер Генеральной прокуратуры Российской Федерации, направленных на устранение нарушений в данной сфере (в адрес Министра внутренних дел Российской Федерации неоднократно вносились представления и протесты, по результатам рассмотрения которых МВД России издан Приказ от 1 апреля 2014 г. N 199, которым утверждены новые Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (далее - Инструкция) и Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжение о его проведении, и др.), способствовали в первую очередь снижению давления на бизнес путем существенного сокращения числа проводимых проверок.
Кроме того, 31 января 2013 г. в целях обеспечения исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности при проведении органами внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия "обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", надлежащего реагирования на обращения граждан и юридических лиц Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я. Чайкой издано указание 49/69 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований законодательства об оперативно-розыскной деятельности при проведении органами внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия "обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств".
В дальнейшем в целях реализации государственной политики по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности и обеспечению ее гарантированной защиты 10 апреля 2014 г. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гринем прокурорам субъектов Российской Федерации направлено информационное письмо, в котором указано на недопустимость формального подхода к прокурорскому надзору за исполнением требований законодательства при проведении органами внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия "обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств".
Анализ докладных записок прокуроров субъектов Российской Федерации показывает, что сотрудниками органов внутренних дел ежегодно проводится 13 - 16 тыс. обследований, при этом около половины таких мероприятий выполняется в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Например, в 2015 году сотрудниками органов внутренних дел проведено 13 964 гласных обследований (в 2014 г. - 15 552 (10,2%)), при этом около половины таких мероприятий выполнено в отношении субъектов предпринимательской деятельности (6 177 (44,2%) - в 2015 г. и 6 832 (43,9%) - в 2014 г.). Аналогичная тенденция наблюдается и в текущем году.
Так, за январь - июнь 2016 года сотрудниками полиции проведено 7785 указанных оперативно-розыскных мероприятий (АППГ - 9148 (-15%)). Как и прежде, не больше половины из них осуществлено в отношении юридических и физических лиц, занимающихся коммерцией, - 2 899, или 37,2%.
Вместе с тем материалы с результатами ОРМ "обследование" в отношении субъектов предпринимательской деятельности направлялись в следственные органы только в каждом третьем случае (в 2014 г. - 1991 (29%), в 2015 г. - 1 634 (26,4%), в 2016 г. - 952 (32,8%)).
При этом доля таких ОРМ, послуживших основанием для возбуждения уголовных дел, еще меньше и ежегодно составляет не больше 15% (в 2014 г. - 873 (12,8%), в 2015 г. - 713 (11,5%), в 2016 г. - 412 (14,2%)).
Соответственно, судебную оценку в рамках приговора такие материалы получают еще в меньшем количестве случаев.
Большое количество нарушений при проведении названного гласного ОРМ выявляется прокурорами в ходе осуществления надзорной деятельности. В 2015 году установлено 955 нарушений, при этом больше половины - 50,4% от их числа приходилось на обследования в отношении субъектов предпринимательской деятельности (АППГ - 59,3%). Только в первом полугодии текущего года прокурорами уже выявлено 1029 нарушений, 55,4% (570) из них - при проведении обследований у представителей бизнес-сообщества.
Значительное количество выявляемых нарушений составляют факты проведения рассматриваемого гласного ОРМ при отсутствии достаточных оснований, по формальным рапортам оперативных работников, составленным по непроверенной оперативной информации конфидентов или анонимных источников.
Также повсеместно обследования проводятся как на основании информации, не содержащей сведения о преступлении, так и при отсутствии информации, подтверждающей достоверность сведений о необходимости осуществления рассматриваемого ОРМ.
Например, прокуратурой г. Кемерово в ходе надзорной проверки выявлено, что распоряжение заместителя начальника полиции по оперативной работе УМВД России по г. Кемерово от 31 марта 2015 г. N 34 о проведении обследования в отношении ООО "Ломбард 42" вынесено при отсутствии сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния и содержало лишь указание на наличие спорных взаимоотношений между учредителями хозяйствующего субъекта.
В ходе ОРМ сотрудниками ОЭБиПК УМВД России по г. Кемерово безосновательно изъято имущество граждан, находящееся в залоге у ООО "Ломбард 42", которое впоследствии передано одному из учредителей общества, тогда как оно подлежало возврату лицу, у которого производилось изъятие, или же передаче с материалами ОРД в следственные органы для осуществления уголовного преследования.
Продолжают выявляться многочисленные факты вынесения распоряжений об обследовании без предварительной проверки сведений о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации исключительно на основании непроверенной оперативной информации.
Кроме того, в подразделениях уголовного розыска органов внутренних дел широкое распространение получила практика проведения гласных обследований по информации о нарушениях миграционного законодательства, зачастую при отсутствии данных о признаках уголовно наказуемого деяния или иных предусмотренных законом оснований для осуществления оперативно-розыскной деятельности. В своем большинстве распоряжения о проведении обследования выносились лишь для придания законности нахождению сотрудников полиции на территории юридического лица. В таких случаях оперативно-розыскное мероприятие ограничивалось осмотром без изъятия предметов и документов.
Отсутствие правовой определенности оснований проведения данного вида ОРМ создает устойчивые предпосылки для необоснованно широкой трактовки сотрудниками полиции возможности его применения.
С целью повышения показателей оперативно-служебной деятельности в сфере борьбы с определенными категориями экономических преступлений проведение гласного ОРМ "обследование" повсеместно используется в ходе различных оперативно-профилактических операций и, как правило, в отсутствие какой-либо проверенной оперативной информации о совершенных или совершаемых преступлениях.
Например, сотрудниками ОУР УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве такие ОРМ в основном выполнялись на основании данных о незаконном проживании и осуществлении трудовой деятельности иностранными гражданами в помещениях ресторанов, ночных клубов и иных подобных объектах. При этом вследствие отсутствия ведомственного контроля ими грубо нарушался порядок учета и документирования проведенных обследований, что способствовало совершению коррупционного преступления.
На сегодняшний день практически исчерпаны возможности профилактического воздействия надзорной деятельности прокуроров, поскольку нарушения в работе органов внутренних дел выявляются спустя значительный период времени после их совершения и разрушения бизнеса несговорчивых в коррупционном плане предпринимателей.
Таким образом, отсутствие законодательно закрепленного независимого превентивного процессуального судебного контроля или прокурорского надзора, санкционирующего проведение названного гласного ОРМ, исключает возможность адекватной защиты субъектов малого и среднего предпринимательства от необоснованного давления со стороны правоохранительных органов.
В этой связи с участием сотрудников управления по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью был подготовлен проект закона, в котором предлагается предоставить прокурору полномочия по согласованию проведения ряда оперативно-розыскных мероприятий, касающихся субъектов предпринимательской деятельности, а также отмены незаконных и необоснованных постановлений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые позволят прокурору в оперативном режиме оценить законность и обоснованность гласных оперативно-розыскных мероприятий на стадии их подготовки, а также своевременно принимать меры к предупреждению, пресечению и устранению нарушений закона.
Реализация данных полномочий не приведет к разглашению сведений, составляющих охраняемую законом тайну, поскольку рассматриваемое ОРМ будет осуществляться гласно, а также не повлечет временных задержек при принятии решения о согласовании обследования, поскольку соответствующие обращения органов внутренних дел будут рассматриваться предварительно уполномоченными прокурорами во внеочередном порядке.
Кроме того, предлагаемая практика полностью соответствует тенденциям в изменении законодательства Российской Федерации, направленным на учет интересов частного бизнеса при реализации властных полномочий, и нашла отражение в проекте Федерального закона N 490175-6 "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Принятие этого Закона позволит создать дополнительные гарантии прав предпринимателей, снизить риски необоснованного вмешательства в их деятельность и будет способствовать повышению уровня защиты бизнеса.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.
В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).
Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.
Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.
Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
Дата размещения статьи: 13.04.2017
Дата размещения статьи: 07.04.2017
Дата размещения статьи: 01.04.2017
Дата размещения статьи: 03.03.2017
Дата размещения статьи: 09.01.2017
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|