Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц > Деятельность юрлиц: новые вводные (Егорова Н.)

Деятельность юрлиц: новые вводные (Егорова Н.)

Дата размещения статьи: 14.07.2014

В настоящее время согласно Гражданскому кодексу юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), который вступает в силу с 1 сентября 2014 г., вводит еще и новую классификацию - унитарные и корпоративные юрлица. Указанное деление производится в зависимости от наличия или отсутствия у учредителей (участников) юрлиц прав выступать в качестве членов таких юрлиц и формировать их высшие коллегиальные органы.
Новая классификация продолжила свое развитие и в положениях Гражданского кодекса, регламентирующих деятельность хозяйственных обществ. Корпоративные юрлица делятся на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим отнесены хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Наиболее значимые изменения коснулись хозяйственных товариществ и обществ, которые, как уже было сказано, относятся к коммерческим корпоративным юрлицам.

"Форменный" порядок

В соответствии с Законом N 99-ФЗ хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. При этом из Гражданского кодекса исключается упоминание о таких организационно-правовых формах, как закрытые и открытые акционерные общества, а также об обществах с дополнительной ответственностью.
В то же время предусмотрено деление обществ на публичные и непубличные. К публичным отнесены акционерные общества, акции и ценные бумаги которых, конвертируемые в акции этих обществ, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. АО и ООО, которые не наделены указанными признаками, являются непубличными.

Решение общего собрания

Довольно интересные положения содержатся в ст. 67.1 ГК в редакции Закона N 99-ФЗ. В общем и целом данная норма устанавливает особенности управления и контроля в хозяйственных обществах и товариществах. Здесь же определены вопросы, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Но самое загадочное скрыто в п. 3 данной нормы. В нем определен порядок подтверждения решения, принятого общим собранием общества, и состав присутствующих при этом участников. В данном случае предусмотрено три варианта развития событий. Так, в отношении публичного АО данные факты подтверждает лицо, которое ведет реестр акционеров такого общества и выполняет функции счетной комиссии. У непубличных АО есть право выбора: решение общего собрания и состав присутствующих участников могут подтверждаться либо регистратором, либо нотариально. Ну и, наконец, в отношении ООО указанные факты подтверждаются нотариально, если иной порядок не предусмотрен в уставе или в решении общего собрания, принятом единогласно всеми участниками общества.
По большому счету в самом выгодном положении в этой части оказались ООО - они при желании вполне могут обойтись без нотариуса. У крупных публичных АО также особых трудностей с применением новых требований не будет. Как правило, в таких обществах представители регистратора включаются в счетную комиссию.
Другое дело все оставшиеся общества. Здесь даже вопрос не в том, что, очевидно, нововведение влетит им в копеечку. Тут не очень понятна и сама процедура подобного заверения (подтверждения). Выходит, что регистратор или нотариус по идее должны непосредственно присутствовать на собрании. То есть если в Уставе АО закреплено, что общее собрание проводится, например, в лесу, то на пикник придется звать и нотариуса? Кстати говоря, остается лишь догадываться, что именно нотариус (регистратор) должен завизировать. С одной стороны, Законом N 99-ФЗ прямо установлено, что от него требуется подтвердить два факта:
- принятие обществом решения;
- состав присутствующих участников.
С другой стороны, возьмем, к примеру, Закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ об акционерных обществах. В соответствии со ст. ст. 62 и 63 данного Закона имеют место два протокола: один - об итогах голосования, второй - итоговый протокол общего собрания. И тот и другой должны быть изготовлены не позднее трех (!) рабочих дней с момента закрытия общего собрания соответственно. А какой из них должен заверять нотариус (регистратор)?
Второй вопрос связан с подтверждением состава присутствующих участников. Тут вот в чем загвоздка. По-хорошему нотариус (регистратор) в этом случае должен установить личность каждого присутствующего участника. А как это можно реализовать, если общее собрание акционеров проводится в форме заочного голосования?
Очевидно, что нововведение призвано защитить права акционеров, контрагентов общества и т.д. (протокол задним числом не подпишешь и т.п.). Однако представляется, что законодатели все же несколько перегнули палку. Во всяком случае на сегодняшний день имеется куда больше вопросов, нежели ответов насчет того, как же это будет работать на деле.

Корпоративный договор

Среди нововведений отметим также появление ст. 67.2 "Корпоративный договор". Положения данной нормы регулируют отношения участников хозяйственных обществ, возникающие в связи с заключением ими соглашения об осуществлении своих корпоративных (членских) прав. В этих договорах, в том числе, закрепляется обязанность участников соглашения голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств. В то же время в корпоративном договоре не может быть установлено обязанности его сторон голосовать в соответствии с указаниями органов общества, определять структуру его органов и их компетенцию. Такие условия соглашения являются ничтожными.
Надо сказать, что корпоративный договор может быть заключен как всеми участниками общества, так и отдельными лицами. В последнем случае "соглашенцы" обязаны уведомить общество о заключении кредитного договора, не раскрывая его содержания. Иначе у оставшихся участников общества возникает право требовать причиненных им убытков.
Что касается раскрытия информации о корпоративном договоре, то в публичном акционерном обществе она должна быть раскрыта в пределах, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об АО.
В общем случае информация о содержании корпоративного договора, заключенного участниками непубличного общества, не подлежит раскрытию и является конфиденциальной. В то же время в соответствии со ст. 66 ГК (в ред. Закона N 99-ФЗ) если корпоративным договором предусмотрен иной объем правомочий его участников, нежели пропорционально их долям в обществе, то сведения о таком договоре и о предусмотренном в нем объеме правомочий должны быть отражены в ЕГРЮЛ.
Еще один очень важный момент - "новоиспеченной" ст. 67.2 ГК предусмотрены правовые последствия, возникающие при нарушении корпоративного договора. Соответствующее решение органа хозобщества может быть признано недействительным. Правда, сам по себе данный факт не влечет недействительности сделок хозяйственного общества с третьими лицами, совершенных на основании такого решения. Такие сделки могут быть признаны судом недействительными только в случае, если ее другая сторона знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных корпоративным договором.
Представляется, что благодаря указанной норме "вторую жизнь" получат акционерные соглашения, которые в настоящее время в большинстве случаев не проходили "испытание" судом.

"Смешанная" реорганизация

Закон N 99-ФЗ вносит значительные изменения в положения Гражданского кодекса, касающиеся реорганизации и ликвидации юрлиц.
В первую очередь необходимо отметить, что в ст. 57 ГК в редакции Закона N 99-ФЗ появилось указание на то, что допускается реорганизация юрлица с одновременным сочетанием различных ее форм. Напомним, что в ГК выделено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. То есть с 1 сентября 2014 г. можно будет, что называется, в один заход убить двух и более зайцев.
Отметим также, что Законом N 99-ФЗ также предусмотрена возможность реорганизации двух и более юрлиц, в том числе имеющих разную организационно-правовую форму. Однако здесь уже имеют место ограничения. В данном случае искать их нужно в том числе и в других специальных законах.
В части, касающейся реорганизационных процессов, Законом N 99-ФЗ четко определены последствия решения о признании реорганизации юрлица недействительной. Во-первых, установлено, что названное решение может быть признано судом недействительным не только по требованию его участников, но и иных лиц, если такое право им предоставлено законом. Данное требование должно быть предъявлено в суд не позднее трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (законом может быть установлен иной срок). Ну а теперь, собственно, о последствиях... Признание судом недействительным решения о реорганизации юрлица не влечет ликвидации образовавшегося в ее результате юрлица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, которые были им совершены. Если же решение признано недействительным до окончания реорганизации, то правопреемство наступает только в отношении уже зарегистрированных новых юрлиц, а в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юрлицами. При этом устанавливается солидарная ответственность созданного юрлица по долгам своего правопредшественника в случае невозможности определить правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов между ними, если это привело к существенному ущемлению интересов участников общества, голосовавших против данного решения, и его кредиторов.
Помимо всего прочего, Законом N 99-ФЗ расширены положения, регламентирующие процесс ликвидации общества. При этом детально описан порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юрлица. Плюс ко всему непосредственно в ГК появилась норма о ликвидации недействующего юрлица.

Переходные положения

Закон N 99-ФЗ привнес немалое количество изменений, касающихся деятельности юрлиц, начиная с момента их создания и вплоть до ликвидации. При этом предусмотрены и переходные положения. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями. Но сделать это можно при их первом изменении. Причем при перерегистрации учредительных документов в связи с приведением их в соответствие с обновленными требованиями законодательства госпошлина не взимается.
Также отметим, что акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 г. и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются таковыми вне зависимости от того, указано это в их фирменном наименовании или нет.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Реорганизация юридических лиц (Дворянкина Н.Р.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

подробнее>>

К проблеме конвергенции способов оспаривания реорганизации юридических лиц в законодательстве и судебно-арбитражной практике (Нуждин Т.А.)

Дата размещения статьи: 27.11.2021

подробнее>>

Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (Черепанова Ю.П.)

Дата размещения статьи: 22.11.2021

подробнее>>

Общество поглощения. Особенности отчетности при присоединении компаний (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 19.10.2021

подробнее>>

Правила разделения. Особенности отчетности компаний при реорганизации (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 23.08.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.