Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц > Реорганизация юридических лиц (Дворянкина Н.Р.)

Реорганизация юридических лиц (Дворянкина Н.Р.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

Реорганизацией юридических лиц является окончание функционирования юридических лиц, когда при этом их права, а также обязанности не будут прекращены, а перейдут к другим лицам на основании правил универсального правового преемства.

В современном ГК РФ до сих пор не содержится понятия, а также сущностных признаков такого института, как реорганизация. Но при этом нужно поддержать позицию В.А. Белова по поводу того, что не существует надобности закрепления на законодательном уровне такого понятия, как реорганизация. Достаточно будет того, что такое понятие определят в пределах науки. Автор указывает на то, что объединение различных форм пусть и единого процесса в общее законодательное определение является не очень корректным, и это только повод для жаркой научной дискуссии. Определение на законодательном уровне термина "реорганизация" не изменит данный процесс. Бессмысленно изыскание общего законодательного определения явления, которое само по себе содержит противоречие его форм. Более того, в законодательстве нет определения создания юридических лиц и их ликвидации. Установление нормативной регламентации определения "реорганизация" является трудновыполнимой задачей для законодателя <1>.
--------------------------------
<1> Белов В.А. Гражданское право: в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. С. 212.

Правовая наука, юридическая практика не разработали четкого критерия в области оценки сути реорганизации юридического лица, на основании этого в разных областях деятельности имеются разнообразные подходы к разрешению вопросов правовой природы. Указанные проблемы являются препятствием в области разработки универсальной дефиниции реорганизации юридических лиц. Мы считаем, что изучать понятия, а также суть реорганизации нужно в пределах юридической науки с целью разработки самых оптимальных ее определений. На основании этого проанализируем доктринальные определения такого института, как реорганизация юридических лиц.
Законодатель закрепил правовые начала реорганизации юридических лиц в Гражданском кодексе Российской Федерации в виде общих положений, призванных регулировать порядок осуществления данной процедуры, которые изложены в статьях 57 - 60.2; кроме того, в законе установлены отдельные нормы, определяющие условия реорганизации отдельных видов юридических лиц: хозяйственных товариществ и обществ (ст. 68), обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерных обществ (ст. 104), производственных кооперативов (ст. 106.6) и др. Тем не менее следует отметить факт отсутствия в гражданском законодательстве правил, определяющих понятие реорганизации и ее сущностные черты <2>.
--------------------------------
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС "КонсультантПлюс".

В связи с этим отдельные исследователи приводят в пример мнение, которое высказывал в своих трудах В.Г. Яньков, отмечавший обязанность законодателя соблюдать важнейшее требование нормотворчества об однозначности и непротиворечивости используемой терминологии (отсутствии двойного или даже тройного смысла терминов), подчеркивавший, что точность и строгость легальных понятий оказывают прямое влияние на разработку доктринальных проблем права и применение закона <3>.
--------------------------------
<3> Яньков В.Г. Проблемные аспекты реорганизации юридических лиц // Научная мысль. 2016. N 2 (20). С. 75.

А есть ли необходимость объединять в одном понятии несколько различных форм? Думаем, это будет неправильно, да и для законодателя дать нормативное определение явлению, содержащему в себе противоречивость форм, очень трудная задача. К тому же установленное законом определение вряд ли будет хоть как-то влиять на проблемы, возникающие по ходу проведения процедуры реорганизации.
Ценность выработки этого термина гражданско-правовой доктриной будет более полезна в практическом применении, поскольку поможет в решении тех или иных проблем, возникающих в отношении вопросов проведения реорганизации. Сегодня наука еще не выработала однозначного подхода, определившего понимание реорганизации юридического лица и ее сущностные признаки <4>.
--------------------------------
<4> Братская Е.А. Понятие создания, реорганизации и ликвидации юридического лица // Современные проблемы права, экономики и управления. 2017. N 1 (4). С. 34.

Большинство ученых видят основную черту реорганизации юридического лица в законодательно определенном процессе, направленном на прекращение и (или) возникновение юридических лиц. Однако некоторые все же реорганизацию видят в прекращении юридического лица.
Зенин И.А. видит в реорганизации возникновение юридического лица, отрицая только случай присоединения <5>. Его поддерживает З.В. Галазова, определяя реорганизацию "не как прекращение юридического лица, а как способ создания нового юридического лица путем изменения размера консолидированного капитала.
--------------------------------
<5> Зенин И.А. Гражданское право. Общая часть: учебник для академического бакалавриата. 19-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт", 2019. С. 77.

Прекращение, имеющее при этом место, является не целью, а следствием достижения указанной цели и носит формально-регистрационный характер, аналогичный изменению наименования юридического лица" <6>.
--------------------------------
<6> Галазова З.В. Реорганизации юридического лица: теоретико-правовое обоснование: моногр. М.: Юстицинформ, 2017. С. 106.

Пожалуй, в некотором смысле этот вывод заслуживает внимания и поддержки, однако, если рассматривать процесс реорганизации, на наш взгляд, прекращение будет, по сути, предпосылкой образования нового юридического лица, а следствием будет являться правопреемство.
Авторы в реорганизации видят признаки возникновения и прекращения юридического лица. Мы тоже признаем за реорганизацией статус специфического явления, которому свойственно одновременное сочетание признаков возникновения и прекращения. Но, как отмечает И.А. Зенин, "невозможно говорить о создании и прекращении юридических лиц как об определяющих признаках реорганизации, поскольку они свойственны не всем ее формам" <7>.
--------------------------------
<7> Зенин И.А. Гражданское право. Общая часть: учебник для академического бакалавриата. 19-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт", 2019. 489 с.

С объективной точки зрения он совершенно прав, ведь в попытке определить реорганизацию мы отчетливо видим в прекращении и возникновении юридического лица лишь один из сущностных признаков реорганизации, но не единственно достаточный для установления легального определения в законе рассматриваемого правового явления <8>.
--------------------------------
<8> Яньков В.Г. Проблемные аспекты реорганизации юридических лиц // Научная мысль. 2016. N 2 (20). С. 75.

На основании рассмотренных подходов необходимо отметить, что многие исследователи реорганизацию представляют как процесс прекращения или возникновения деятельности юридического лица с переходом прав и обязанностей правопреемства, и, так как, по сути, процесс подразумевает под собой наличие определенных действий, из этого можно заключить, что по существу реорганизация юридического лица - это не одномоментный юридический факт, а правовое последствие комплекса юридических фактов, а точнее сказать, юридических актов. То есть заключению одного акта, признающего правовой факт завершения реорганизации, способствует совершение множества других актов.
Таким образом, реорганизация юридических лиц - это процедура, представляющая собой сложный юридический состав, конечной целью которой является переход всех (части) прав и обязанностей от одного лица к другому либо изменение организационно-правовой формы.
В юридических литературных источниках, кроме этого, указывают на то, что нужно помнить про экономические и социальные основы реорганизации юридических лиц. В.Г. Яньков говорит о реорганизации при помощи ее экономической сути на основании того, что реорганизация юридического лица - это правовая форма, в которую облекают процесс централизации производств и капиталов экономикой буржуазного государства. Во время ведения деятельности юридических лиц порой появляется надобность объединения капиталов с капиталами иных фирм для более крепкого бизнеса, для более стабильного производства на рынке товаров, работ и услуг. Данное структурное изменение возможно только во время использования реорганизации юридических лиц <9>.
--------------------------------
<9> Там же.

Стоит поддержать мнение З.В. Галазовой по поводу того, что реорганизацию юридических лиц не все время связывают с прекращением реорганизуемых обществ, а она будет выступать в качестве причины появления правового преемства <10>.
--------------------------------
<10> Галазова З.В. Реорганизации юридического лица: теоретико-правовое обоснование: моногр. М.: Юстицинформ, 2017. С. 222.

Помимо этого, некоторые авторы указывают на то, что все типы реорганизации (помимо выделения) повлекут прекращение функционирования юридических лиц. По крайней мере одно юридическое лицо прекратит свою работу, но следует сказать, что права и обязанности не будут прекращены, а будут переданы вновь созданному юридическому лицу в соответствии с правилами правопреемства.
Помимо этого, в ГК РФ определяется, что реорганизуемые юридические лица, после того как будут внесены соответствующие записи по поводу начала процедуры реорганизации в Единый государственный реестр юридических лиц, два раза с периодом в один месяц публикуют в СМИ уведомления насчет проведения процедуры реорганизации.
На основании ГК РФ принято выделять добровольную и принудительную реорганизацию.
Исследуя вопросы по поводу добровольного типа реорганизации и основываясь на ГК РФ, нужно указать на то, что периоды ее проведения могут определяться самими участниками.
Таким образом, стоит отметить, что со времени принятия определенных решений уполномоченными на это государственными органами у юридических лиц будут установлены определенные обязанности по проведению и завершению реорганизации до момента истечения указанных в решениях периодов времени, а у уполномоченных органов при этом возникают права для отслеживания выполнения властного предписания в области проведения реорганизации, и при ее неосуществлении в определенные периоды времени должны быть приняты законные меры, направляемые на проведение либо окончание реорганизации.
Помимо этого, принято выделять такие типы реорганизации, как:
- слияние ряда юридических лиц в одно;
- присоединение юридического лица к другому;
- разделение одной организации на ряд отдельных организаций;
- выделение из состава организации (не прекращающей свою деятельность) одной либо нескольких новейших организаций;
- преобразование юридических лиц из одних организационно-правовых типов в другие (п. 1 ст. 57 ГК РФ) <11>.
--------------------------------
<11> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС "КонсультантПлюс".

Нужно сказать о том, что в каждом случае помимо выделения будет прекращено функционирование одной фирмы, но при этом права и обязанности перейдут к вновь созданной (а при присоединении - к существующей) фирме по правилам универсального правового преемства.
Правовое преемство будет иметь место и при таком типе реорганизации организаций, как выделение, на основании того, что к вновь создаваемым (выделяющимся) юридическим лицам в таком случае перейдут некоторые права и обязанности остающейся фирмы (а не только долг либо имущественный актив) <12>.
--------------------------------
<12> Галазова З.В. Реорганизации юридического лица: теоретико-правовое обоснование: моногр. М.: Юстицинформ, 2017. С. 111.

Во время проведения слияния, преобразования либо присоединения юридических лиц надо получать обязательно согласие соответствующего государственного органа.
В передаточных актах и распределительных балансах есть основополагающие положения, а также условия по поводу правового преемства на основании всех прав обязательств, а помимо этого, в области передачи имущества реорганизованной фирмы в отношении каждого кредитора и каждого должника.
Данную документацию утверждают учредители организации или определенные органы, на основании решения которых в последующем будут проводить прекращение функционирования организации.
Передаточный акт либо разделительный баланс необходимо представить для государственной регистрации нового юридического лица либо для внесения соответствующих изменений в учредительные документы уже существующего юридического лица <13>.
--------------------------------
<13> Яньков В.Г. Проблемные аспекты реорганизации юридических лиц // Научная мысль. 2016. N 2 (20). С. 75.

В 2014 году были внесены существенные изменения в институт регулирования порядка проведения реорганизации юридических лиц, был надлежащим образом изменен порядок осуществления прав кредиторами реорганизуемого юридического лица. В частности, это касается права требования реорганизуемого юридического лица досрочного исполнения обязательства должником, а при невозможности - досрочного исполнения прекращения обязательства и возмещения связанных с этих убытков. Стоит отметить также тот факт, почему в гражданском законодательстве по реорганизации юридических лиц достаточное внимание уделяется защите прав кредиторов. Это связано в первую очередь с тем, что для кредитора важно, кто обязан возвращать ему долг, но нет никакой разницы, кто именно будет возвращать долг.
А также статья 60 Гражданского кодекса Российской Федерации в настоящее время закрепляет в качестве общего правила право кредиторов реорганизованного юридического лица обращаться за защитой своих прав в суд.
На практике часто можно наблюдать такое явление, как создание организации, которая явно неспособна выполнить обязательства перед кредиторами, и в большинстве случаев реорганизация направлена на невыплату определенных долгов кредиторам.
Анализируя вопросы реорганизации юридического лица, описанные выше, можно прийти к выводу, что данный институт гражданского права находится еще в стадии становления по мере развития практики по данному вопросу. Законодатель закрепил правовые начала реорганизации юридических лиц в Гражданском кодексе Российской Федерации в виде общих положений, призванных регулировать порядок осуществления данной процедуры, которые изложены в статьях 57 - 60.2 ГК РФ.
Учитывая вышеописанное, можно подвести итог: реорганизация юридических лиц - это процедура, представляющая собой сложный юридический состав, конечной целью которого является переход всех (части) прав и обязанностей от одного лица к другому либо изменение организационно-правовой формы.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
2. Белов В.А. Гражданское право: в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 451 с.
3. Братская Е.А. Понятие создания, реорганизации и ликвидации юридического лица // Современные проблемы права, экономики и управления. 2017. N 1 (4). С. 34 - 37.
4. Галазова З.В. Реорганизации юридического лица: теоретико-правовое обоснование: моногр. М.: Юстицинформ, 2017. 581 с.
5. Зенин И.А. Гражданское право. Общая часть: учебник для академического бакалавриата. 19-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 489 с.
6. Яньков В.Г. Проблемные аспекты реорганизации юридических лиц // Научная мысль. 2016. N 2 (20). С. 74 - 76.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Реорганизация юридических лиц (Дворянкина Н.Р.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

подробнее>>

К проблеме конвергенции способов оспаривания реорганизации юридических лиц в законодательстве и судебно-арбитражной практике (Нуждин Т.А.)

Дата размещения статьи: 27.11.2021

подробнее>>

Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (Черепанова Ю.П.)

Дата размещения статьи: 22.11.2021

подробнее>>

Общество поглощения. Особенности отчетности при присоединении компаний (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 19.10.2021

подробнее>>

Правила разделения. Особенности отчетности компаний при реорганизации (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 23.08.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.