Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор перевозки > Поиграем в перевозку (Кулаков В., Филиппова С.)

Поиграем в перевозку (Кулаков В., Филиппова С.)

Дата размещения статьи: 21.12.2015

С чемоданом и ластами турист отправляется в долгожданное путешествие. Он прибывает в аэропорт, проходит на стойку регистрации и... узнает, что на его рейс регистрация закрыта. Все места заняты. Тут он впервые и слышит про овербукинг - условие договора пассажирской перевозки, согласно которому перевозчик продает авиабилетов больше, чем имеется мест в самолете.

О пальмах мечтаем - договор не читаем

Череда громких скандалов с туроператорами, изменения курса валют привели наших соотечественников к идее отказываться от организации отдыха с помощью специализированных агентств в пользу самостоятельного планирования путешествий. Возможности сети Интернет позволяют не выходя из дома самостоятельно забронировать отель, приобрести страховой полис, купить авиабилет и наслаждаться мечтами о чудном отдыхе, при этом радуясь, как выгодно удалось приобрести все составляющие будущей поездки.
Ожидаемая экономия может оказаться очень ощутимой. При приобретении билетов, бронировании гостиницы, заключая договор страхования, будущий турист редко вчитывается в условия заключаемых им договоров. Его мысли где-то под пальмой, а вовсе не в приземленных сухих строках публичной оферты, правил пассажирской перевозки, правил страхования. Ему незачем думать о причинах столь невысокой цены: по его мнению, это головная боль авиакомпании, отеля или страховщика.
И вот настал день икс. С чемоданом и ластами турист отправляется в долгожданное путешествие. Он прибывает в аэропорт, проходит на стойку регистрации, и... на его рейс регистрация закрыта. Все места заняты. Тут он впервые и узнает про овербукинг - условие договора пассажирской перевозки, согласно которому перевозчик продает авиабилетов больше, чем имеется мест в самолете.
Согласно тем самым непрочитанным, но принятым условиям перевозки перевозчик не гарантирует места в транспортном средстве всем пассажирам, а только первым, явившимся на регистрацию до того момента, пока самолет не будет заполнен. Тем пассажирам, которые явились позднее, перевозчик в соответствии с условиями заключенного договора может предоставить компенсацию в обусловленном размере, как правило, равном стоимости авиабилета с небольшой неустойкой, либо место на следующем рейсе данной авиакомпании или авиакомпании-компаньона (на началах код-шеринга), направляющемся тем же маршрутом. При этом на следующем рейсе мест может также не оказаться.
В такой ситуации неудачливый турист теряет бронь в гостинице, за что по условиям договора с гостиницей может взиматься неустойка или предусматриваться условие об утрате задатка, если бронь гостиницы обеспечивалась задатком. Если перевозка была составной - включала в себя остановку в пути следования, смену вида транспорта, авиакомпанию, иные осложнения маршрута, спланированные туристом, то потери туриста могут серьезно увеличиваться. Он может потерять стоимость авиабилета на рейс, куда он не явился, его круизное судно уже уплывет, матч, билеты на который были приобретены, уже состоится. Список можно продолжать. Чем более сложный маршрут туриста, тем большие потери он может понести вследствие реализации условия об овербукинге.

Что же такое овербукинг?

Все чаще туристы в надежде получить возмещение причиненных потерь обращаются за правовой помощью. Для того чтобы определить ее порядок и способы оказания, попробуем разобраться, что за отношения возникают при овербукинге.
В настоящее время включение в договор пассажирской перевозки условия об овербукинге специально не регламентировано законом.
Министерством транспорта РФ разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым закрепляется возможность продажи билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна (овербукинг). Он находится в процессе обсуждения, пока говорить о его принятии в ближайшее время не приходится.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
Исходя из определения договор является консенсуальным, то есть считается заключенным с момента достижения соглашения, и с этого же момента у сторон возникают субъективные права и обязанности. Перевозчик обязан перевезти пассажира, а пассажир - оплатить проезд. Иначе говоря, обязательство перевозчика возникает в момент заключения договора, в договоре установлен срок его исполнения - дата и время, когда перевозчик обязан совершить рейс.
Условие об овербукинге в случаях, когда для реализации интереса пассажира в перевозке при непредоставлении места на первоначальный рейс предлагается замена рейса, нельзя рассматривать как установление факультативного обязательства (ст. 308.2 ГК). Для того чтобы подобное обязательство соответствовало признакам факультативного, в договоре следует точно описывать как первоначальное, так и заменяющее обязательство. В реальной практике такие случаи не встречаются. Перевозчик, продавая билет, не знает, на какие из его рейсов будут распроданы все места. В силу этого заранее указать точно рейс, где будут места для пассажира, перевозчик оказывается не готов.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, а на основании п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий по общему правилу не допускаются.
Согласно норме второй части п. 2 ст. 310 ГК РФ в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства могут быть предоставлены договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне. Это значит, что в рассматриваемом нами случае пассажирской перевозки транспортом общего пользования право одностороннего отказа от исполнения обязательства может быть предоставлено гражданину-пассажиру, при этом могут быть определены сроки и условия реализации этого права, но не перевозчику - профессиональному субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров.
Предоставление подобного права перевозчику не будет коррелировать с общими подходами законодателя, направленными на максимальную защиту прав потребителя.

Свобода договора

Перевозчики обычно ссылаются на правила о свободе договора, а также на представление полной и достоверной информации пассажиру об овербукинге в правилах тарифного плана, с которыми пассажир ознакомлен.
Действительно, в соответствии со ст. ст. 1, 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора, который в том числе включает право заключать договор на любых условиях (п. 4 ст. 421 ГК). Вместе с тем свобода договора не безгранична. Одна из основных задач правового регулирования обязательственных отношений - обеспечить надлежащую охрану интересов слабых субъектов. Именно пассажир и является слабой стороной в этом случае.
Договор перевозки пассажира имеет черты публичного договора и договора присоединения (ст. ст. 426, 428 ГК РФ).
Для таких договоров возможности произвольной выработки условий договора сильной стороной - в данном случае перевозчиком - должны нивелироваться законом путем предоставления преференций присоединяющемуся к договору слабому субъекту.
Любое иное регулирование отношений с участием таких субъектов не отвечало бы принципу справедливости.
В случае с овербукингом потребители ставятся в ситуацию, когда право на перевозку будет осуществлено тем пассажиром, который раньше зарегистрировался на рейс.
В таком случае потребители услуги воздушной перевозки оказываются в заведомо неравном положении, например лица, имеющие доступ в Интернет и не имеющие его, что противоречит публичности договора перевозки с гражданином (ст. 426 ГК РФ).

Все зависит от случая

На рынке пассажирских авиаперевозок сегодня множество субъектов. Для привлечения пассажиров используются: предоставление особого сервиса; удобные расписания рейсов; помощь в составлении сложных маршрутов; выгодная цена. Каждая авиакомпания выбирает собственный способ создания конкурентных преимуществ.
Одним из способов получения прибыли при низкой цене билетов является полное заполнение воздушного судна, в том числе посредством овербукинга. Процент допустимого перебронирования авиакомпания определяет на основании оценки статистики отказов от перевозки по инициативе пассажира.
Заключая договор перевозки с условием овербукинга, перевозчик не знает, кого из пассажиров он будет перевозить и сколько именно пассажиров останется без места. А пассажир также не знает, удастся ли ему улететь.
По сути, этот договор включает в себя элементы договора игры (ст. 1062 ГК РФ), согласно которому то или иное последствие возникает в зависимости от события, наступление которого ни одна из сторон договора не могут предсказать точно.
В случае с овербукингом таким обстоятельством является факт покупки большего числа билетов, чем мест в воздушном судне, и явка на регистрацию после других пассажиров.
Отметим, что договоры игры и пари хотя и допускаются законодателем, но не поощряются им.
Об этом свидетельствует, например, частичное ограничение судебной защиты прав из таких договоров. Вряд ли целесообразно дополнительно распространять игровые договоры, тем более в область социально значимую - пассажирскую перевозку.

Добросовестный ли перевозчик?

Перевозчик является предпринимателем, и риск продажи не того количества билетов, на которое он рассчитывал, является его предпринимательским риском (ст. 2 ГК РФ), который никак не может быть переложен на другое лицо (за исключением случая страхования предпринимательского риска). При избыточной продаже билетов перевозчик заведомо знает, что кто-то из пассажиров не сможет воспользоваться билетом. Он осознает, что не исполнит договор перевозки, однако относится к этому безразлично. Иначе говоря, имеется умысел перевозчика: заключая договор, он заведомо знает, что может не исполнить обязательство, но не предпринимает мер должной заботливости и предусмотрительности. Если вполне объяснимы дополнительные основания для отказа от исполнения обязательств или ограничения ответственности по воздушной перевозке, связанные с метеоусловиями или неисправностью воздушного судна, то в случае с овербукингом речь идет об умышленном нарушении обязательства, которое не может влечь ограничения ответственности перевозчика или наделения его правом одностороннего отказа.
Перевозчика, продающего билеты с условием об овербукинге, вряд ли можно рассматривать как добросовестного.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. То же требование установлено и п. 3 ст. 307 ГК РФ. Известно, что добросовестность в гражданском законодательстве понимается в объективном и субъективном смысле. В первом случае требование добросовестности предполагает должное поведение в ситуации правовой неопределенности. Во втором она понимается как уважительное незнание о том или ином обстоятельстве, наступление которого влекут те или иные юридически значимые последствия. Ни в первом, ни во втором понимании добросовестности в поведении перевозчика нет.
Действия перевозчика по заключению договора, заведомо предусматривающего возможность его неисполнения, а также по отказу от исполнения обязательства договора с условием овербукинга могут быть квалифицированы как злоупотребление правом. Согласно п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, мы выяснили, что включение в договор условий об овербукинге незаконно. Это значит, что независимо от наличия в договоре пассажирской перевозки подобных условий обязательство по перевозке пассажира должно быть исполнено.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должник обязан возместить убытки кредитора в полном объеме (ст. ст. 15, 393 ГК РФ). Все потери пассажира, возникшие в результате реализации условия об овербукинге, подлежат возмещению.
При этом определение в договоре ограничения размера возмещения указанной в нем суммой компенсации не соответствует закону. В соответствии с п. 2 ст. 400 ГК РФ соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Отказ в посадке при условиях продажи большего количества билетов видится как незаконное ограничение перевозчиком своей ответственности перед пассажиром.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

15 декабря 2015 г.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"

Данным законом минимальный размер оплаты труда увеличивается с 1 января 2016 г. до 6204 рублей в месяц (увеличение на 4%).




8 декабря 2015 г.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Законопроект разработан в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок, снижения рисков злоупотреблений при осуществлении государственных и муниципальных закупок.




1 декабря 2015 г.
Проект Федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий Конституционному суду РФ признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают Конституцию РФ.




25 ноября 2015 г.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 177 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)"

Цель законопроекта -  создание условий, позволяющих сельхозтоваропроизводителям, оказавшимся в сложном финансовом положении из-за неблагоприятных внешних условий (засуха, наводнение, резкое удорожание стоимости сельскохозяйственной техники, горюче-смазочных материалов и т.п.), воспользоваться дополнительными возможностями для восстановления своей финансово-хозяйственной деятельности и избежания процедуры банкротства.




16 ноября 2015 г.
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части расширения сферы взаимного страхования"

Принятие законопроекта создаст предпосылки для функционирования в рамках действующего законодательства страховых институтов, основанных на традиционных (партнерских) принципах, послужит повышению прозрачности на рынке страхования и минимизации злоупотреблений со стороны страховщиков.



В центре внимания:


Поиграем в перевозку (Кулаков В., Филиппова С.)

Дата размещения статьи: 21.12.2015

подробнее>>

Обстоятельства, освобождающие морского перевозчика от ответственности: анализ конвенций о договоре морской международной перевозки грузов (Малюков К.А.)

Дата размещения статьи: 20.11.2015

подробнее>>

Роль ТН и ТТН в перевозке грузов (Снегирев А.Г.)

Дата размещения статьи: 08.10.2015

подробнее>>

Правовое регулирование международных комбинированных перевозок грузов, пассажиров и багажа (Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М.)

Дата размещения статьи: 02.06.2015

подробнее>>

Страхование грузов при международных перевозках (Колюшенко Н.Ф.)

Дата размещения статьи: 21.03.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта