Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 09.03.2016
Расторжение государственного контракта в судебном порядке, как правило, не отвечает интересам заказчиков. А относительно возможности одностороннего расторжения госконтракта на стадии исполнения государственного заказа нет единого мнения. Попробуем разобраться.
Правовая база
По общему правилу, закрепленному в ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Основным законодательным актом, регулирующим закупки товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных, муниципальных нужд, выступает Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Таким образом, реализация заказчиком данного правомочия влечет необходимость соблюдения следующих условий:
- основание для одностороннего отказа от исполнения госконтракта должно быть предусмотрено ГК РФ для соответствующего вида обязательства;
- право для одностороннего отказа от исполнения контракта должно быть предусмотрено в самом контракте.
Стоит отметить, что действующее законодательство в ряде случаев не связывает право на односторонний отказ заказчика от исполнения обязательства с каким-либо нарушением со стороны исполнителя, то есть данное право является безусловным.
Минэкономразвития России в письме от 21.09.2015 N Д28и-2821 отмечает, что исходя из системного толкования норм Закона N 44-ФЗ односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта возможен только в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В свете наличия данной позиции тяжело оставить без внимания письмо, в котором Минэкономразвития приходит к выводу, что, если поставщик включил в счет-фактуру недостоверные сведения о номере таможенной декларации, заказчик может расторгнуть контракт или применить предусмотренные в нем меры ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств. То есть Минэкономразвития России заключает, что заказчик вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке в силу ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 21.08.2015 N Д28и-2477).
Учитывая, что основания для одностороннего отказа от исполнения госконтракта должны быть предусмотрены ГК РФ, а в тексте Кодекса отсутствует такое основание для одностороннего отказа исполнять обязательства по договору, как указание в счете-фактуре недостоверной информации о номере таможенной декларации, отказ по данному основанию будет неправомерен.
Мнения специалистов
В юридической литературе отсутствует единообразный подход к решению вопроса о допустимости одностороннего отказа заказчика от исполнения госконтракта при отсутствии нарушения со стороны исполнителя.
Так, А. Кирпичев указывает: "Формулировка ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе сужает возможности одностороннего отказа от контракта до тех случаев, которые прямо предусмотрены для отдельных видов обязательств, то есть указаны в ч. II ГК РФ" <1>. Тем самым данный автор поддерживает предоставление госзаказчику права одностороннего отказа заказчика от исполнения госконтракта.
--------------------------------
<1> Кирпичев А.Е. Отзыв на диссертацию Чумаровой Е.Г. "Гражданско-правовое регулирование государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в России: проблемы теории и практики".
Н. Южанин, в свою очередь, отмечает, что необходимость предусмотреть в контракте условия о возможности одностороннего расторжения контракта в результате отказа от исполнения отдельных видов обязательств касается только тех случаев, когда ГК РФ предусматривает полный отказ от исполнения и расторжение договора <2>.
--------------------------------
<2> Южанин Н.В. Одностороннее расторжение государственного контракта как мера самозащиты прав // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 6.
Как верно заметил Д. Чваненко, "...установление права на отказ от договора посредством ссылки на гражданское законодательство может привести к тому, что контракты будут расторгаться по самым незначительным причинам. Дело в том, что формулировка "по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством" может быть истолкована двояко. С одной стороны, можно заключить, что отказаться можно лишь от нарушенного контракта, то есть право кредитора является условным, причем зависит не только от самого факта нарушения, но и от его характера. С другой стороны, можно прийти к выводу о том, что отказаться можно как в условном, так и в безусловном порядке (то есть по безусловным основаниям, указанным в законе или же в самом государственном контракте)" <3>.
--------------------------------
<3> Чваненко Д.А. К дискуссии о допустимости одностороннего отказа от государственного (муниципального) контракта // Юрист. 2013. N 14.
Данная точка зрения заслуживает безусловной поддержки, ведь, действительно, анализируемая норма предоставляет госзаказчикам широкие возможности отказаться от исполнения госконтракта с неугодным поставщиком.
Отметим мнение А. Егоровой. Она приходит к выводу о наличии среди гражданско-правовых принципов принципа стабильности гражданско-правового договора, который представляет собой руководящее начало гражданского права, устанавливающее для субъектов договорных отношений обязанность по сохранению договора, не допуская его произвольное расторжение или изменение <4>.
--------------------------------
<4> Егорова А.С. Принцип стабильности договора по гражданскому законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
Стабильность гражданского законодательства формирует у участников гражданского оборота уверенность в том, что правила игры не будут изменены внезапно и непредсказуемым образом <5>.
--------------------------------
<5> 20 лет Конституции Российской Федерации: актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства: Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18 - 19 октября 2013 г.): Избранные материалы / А.А. Ананьева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2014.
Полагаем, что несудебный односторонний порядок может применяться только в исключительных случаях, когда право на одностороннее несудебное изменение или расторжение договора обусловлено природой договора, его спецификой, особенностью прав и обязанностей сторон и другими заслуживающими внимания обстоятельствами <6>.
--------------------------------
<6> Егорова А.С. Указ. соч.
Запрет на односторонний отказ от договора, по мнению А. Карапетова, приводит к тому, что:
- стороны до вступления в силу судебного решения остаются связанными своими договорными обязательствами;
- серьезно ограничивается мобильность финансовых потоков и экономическая активность участников оборота, которые вынуждены в течение долгого времени находиться в неизвестности по поводу дальнейшей судьбы договора;
- теряется возможность выгодно и быстро заключить заменяющую сделку, минимизировать свои потери и забыть о допущенном нарушении <7>.
--------------------------------
<7> Карапетов А.Г. Расторжение нарушенного договора в российском и зарубежном праве. М.: Статут, 2007.
Злоупотребление правом?
Однако предоставление ничем не мотивированного права одностороннего отказа заказчику применительно к госконтракту влечет нарушение основной цели его заключения - удовлетворения потребностей государства, обеспечения его жизнедеятельности и выполнения им своих функций.
Возьмем, к примеру, госконтракты, которые квалифицируются как договоры возмездного оказания услуг, к которым должны применяться правила п. п. 1, 2 ст. 782 ГК РФ, предусматривающие как для заказчика, так и для исполнителя право одностороннего отказа от исполнения договора:
1) заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;
2) исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Статья 717 ГК РФ, регулирующая отношения подряда, предусматривает, что заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, "если иное не предусмотрено договором подряда". Таким образом, если положение ст. 717 ГК РФ мы применим к госконтракту, то заказчик всегда может оставить себе право одностороннего отказа от госконтракта без объяснения причин.
Не стоит забывать и об основном последствии для исполнителя при реализации заказчиком права на односторонний отказ: сведения об исполнителе включаются в реестр недобросовестных поставщиков. Это означает, что даже добросовестный исполнитель может быть лишен права в течение двух лет участвовать в госзакупках. Тем самым нарушается еще один принцип гражданского права - запрет злоупотребления правом.
Споры, связанные с оспариванием решений антимонопольного органа об обоснованности отказа заказчика от исполнения госконтракта, в настоящее время получили широкое распространение.
В частности, Арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 10.12.2015 по делу N А43-24497/2014, удовлетворяя требование об одностороннем отказе от исполнения контракта, указал, что отказ от исполнения со стороны заказчика является правомерным только в части приемки и оплаты некачественного товара; качественные товары не составляют комплекта с некачественными товарами и могут быть использованы по прямому назначению.
В деле, рассмотренном Арбитражным судом Московского округа, суд исходил из доказанности государственным заказчиком факта нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, в связи с чем решение об одностороннем отказе от исполнения контракта соответствует нормам действующего законодательства, положениям контракта и является обоснованным (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.12.2015 по делу N А40-13803/15).
Справедливым представляется вывод Арбитражного суда Поволжского округа о том, что расторжение договора на основании ст. ст. 715 и 717 ГК РФ не является основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о соответствующем подрядчике (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2015 N Ф06-770/2015 по делу N А55-18240/2013).
На основании вышеизложенного можно заключить, что возможность одностороннего отказа от исполнения госконтракта представляет собой не только теоретический, но и практический интерес. Судебной практикой вырабатываются определенные подходы, направленные на стабилизацию гражданского оборота, поддержание принципов гражданского права. Полагаем, что право одностороннего безосновательного расторжения госконтракта противоречит принципу стабильности договоров, является злоупотреблением правом, вследствие чего данное право должно реализовываться исключительно при существенном нарушении госконтракта исполнителем.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Законопроектом предусматривается возможность преобразования в народное предприятие любой коммерческой организации и отменяется требование к количеству акций (не менее 49%), которым должны обладать работники к моменту принятия решения о создании народного предприятия, что станет необходимой мерой, предназначенной для увеличения количества народных предприятий и упрощения порядка их создания.
Законопроектом устанавливается ограничение по розничной реализации алкогольной продукции в виде возможности её продажи только в стационарных специализированных торговых объектах. Указанный запрет не распространяется на пиво и иные слабоалкогольные напитки, продажа которых может осуществляться и в иных стационарных торговых объектах.
Целью закона является установление административной ответственности, как за организацию, так и за рекламирование "финансовых пирамид". Положениями закона вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в который включается новая статья 14.62 "Деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества".
Законопроект предусматривает предоставить права мужчинам, оформившим отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование, наравне с женщинами.
Законом продлена дата завершения приватизации жилых помещений на один год - до 1 марта 2017 г. Необходимость принятия указанных изменений вызвана наличием граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье, и ожидающих расселения, которые лишатся после 1 марта 2016 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию.
Дата размещения статьи: 31.03.2016
Дата размещения статьи: 17.03.2016
Дата размещения статьи: 09.03.2016
Дата размещения статьи: 11.02.2016
Дата размещения статьи: 10.02.2016
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |