Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Частная детективная и охранная деятельность > Принципы, обусловленные правовым содержанием и средствами правового регулирования охранной деятельности (Шаронов С.А.)

Принципы, обусловленные правовым содержанием и средствами правового регулирования охранной деятельности (Шаронов С.А.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

Актуальность темы публикации обусловлена возросшим значением охранной деятельности в контексте защиты конституционных прав и свобод граждан. По своему правовому содержанию этот вид предпринимательства представляет собой деятельность коммерческих (охранных) организаций, направленную на защиту объектов охраны от противоправных посягательств, осуществляемую посредством выполнения охранных работ (услуг) на возмездной договорной основе <1>.

--------------------------------

<1> Шаронов С.А. Современное значение и проблемы охранной деятельности в Российской Федерации: цивилистический аспект // Юрист. 2013. N 11. С. 37 - 38. 

По мнению классиков российской цивилистики, категория "принципы" отражает типичные элементы содержания отрасли <2>, а значит, и регулируемых этой отраслью видов деятельности. Следовательно, принципы охранной деятельности отражают элементы ее правового содержания.

--------------------------------

<2> Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. С. 13 - 14. 

Изучение опыта накопленных знаний в исследуемой сфере позволяет сделать вывод об отсутствии доктринальных цивилистических исследований охранной деятельности в целом и ее принципов в частности.

В то же время в результате проведенного анализа было сформулировано авторское понятие "принципы охранной деятельности". Под ними понимаются "основополагающие идеи, общие правила поведения, представляющие собой совокупность целостных ориентиров, идеальных требований, практического опыта, выражающие правовое содержание охранной деятельности и выступающие регулятором отношений, возникающих в процессе ее осуществления".

Это позволило провести многоуровневую классификацию принципов и выделить среди них две группы: 1) принципы, обусловленные правовым содержанием охранной деятельности; 2) принципы, обусловленные средствами правового регулирования охранной деятельности <3>.

--------------------------------

<3> Шаронов С.А. Принципы охранной деятельности: понятие, свойства, классификация // Современное право. 2014. N 5. С. 52 - 57. 

Исследование вышеперечисленных принципов и является целью настоящей публикации. Для достижения этой цели необходимо установить подуровни каждой группы, определить собственно принципы и дать им краткую характеристику, а также внести предложения по совершенствованию гражданского законодательства.

В основу определения подуровней первой группы будет положено предпринимательское содержание охранной деятельности в сочетании с положениями об объектах гражданских прав, неоднократно выступавших первопричиной для различных принципов. Например, Н.А. Баринов полагает, что основанием для выделения принципа "однородности имущественных отношений" является объект "имущество" <4>. В контексте проводимого исследования основанием для классификации наряду с элементами содержания этой деятельности будут выступать и объекты гражданских прав - "объекты охраны" и "результаты охранных работ (услуг)".

--------------------------------

<4> Баринов Н.А. Принцип однородности имущественных отношений в праве // Гражданское право. 2012. N 5. С. 6 - 9. 

Таким образом, подуровнями первой группы являются: 1) принципы, выступающие основанием для деятельности охранных организаций; 2) принципы, обусловленные понятием "объект охраны"; 3) принципы, положенные в основу выполнения охранных работ (услуг); 4) договорные принципы.

Рассмотрим эти подуровни более подробно, выделив среди них отдельные принципы.

Принципы первого подуровня представляют собой основу для непосредственного осуществления охранной деятельности. Например, наличие принципа "непрерывное совершенствование профессиональных навыков работников охранных организаций" обусловлено двумя факторами. Во-первых, исполнение охранных работ (услуг) связано с защитой нематериальных и материальных благ граждан и юридических лиц. Во-вторых, в процессе осуществления охранной деятельности могут использоваться достижения науки и техники (оружие, средства видеонаблюдения и другие технические средства охраны), обращение с которыми требует профессиональных знаний и навыков. Следовательно, отсутствие у охранника этих качеств может привести к тому, что охранные работы (услуги) не будут выполнены либо будут выполнены ненадлежащим образом.

Наличие принципа "непричинение вреда при использовании в охранной деятельности источников повышенной опасности" обусловлено признанием охранной деятельности как деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. Сущность этого принципа заключается в приоритете сохранения жизни и здоровья граждан, сохранности имущества от негативного воздействия этих источников.

Существование принципа "минимизация вреда по отношению к правонарушителю в случае применения охранниками огнестрельного оружия и специальных средств" объясняется тем, что в процессе применения оружия и специальных средств (палка, наручники и др.) необходимо придерживаться приоритета сохранения жизни и здоровья человека, совершившего посягательство на объект охраны. Например, удары резиновой палкой по голове, спине, половым органам человека могут причинить вред его здоровью, а неправильная фиксация наручников - нарушить кровообращение человеческого организма. Так, приговором суда Г.Д. был признан виновным в совершении уголовного преступления. Будучи работником вневедомственной охраны он совершил действия с применением насилия и специальных средств: при задержании Р. надел на него наручники так, что причинил потерпевшему физическую боль и нравственные страдания <5>.

--------------------------------

<5> Определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 декабря 2010 г. N 22-7519 // СПС "КонсультантПлюс". 

Принцип "взаимодействие охранных организаций с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, субъектами антитеррористической защиты" неоднократно подвергался различного рода исследованиям. Проведенный анализ свидетельствует о том, что сфера таких исследований ограничивалась взаимодействием только с правоохранительными органами в лице МВД России. Однако полагаем, что этот подход является ограниченным и необоснованным по следующим основаниям. Во-первых, МВД России является далеко не единственным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность. Ими являются и ФСБ России, и Федеральная служба охраны, и Государственная охрана, и другие. Во-вторых, помимо вышеперечисленных органов власти, функции обеспечения безопасности возложены и на местное самоуправление, совершенствование которого является важнейшей задачей государства <6>. В-третьих, трагические события 29 - 30 декабря 2013 г. в городе-герое Волгограде показали необходимость активизации деятельности антитеррористических комиссий различного уровня и привели к дальнейшей координации деятельности федеральных правоохранительных органов и охранных организаций.

--------------------------------

<6> См. подробнее: Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2013. N 282. 13 декабря. 

Таким образом, исследуемый принцип должен охватывать сферу взаимодействия не только с правоохранительными органами, но и с органами государственной и муниципальной власти, антитеррористическим комиссиями. При этом его реализация должна осуществляться на равноправных началах, поскольку в противном случае следует говорить не о взаимодействии, а о подчинении <7>. Представляется, что средством достижения такого равноправия должен выступать договор, например, "договор взаимодействия".

--------------------------------

<7> Сагиндыкова А.Н. К проблеме взаимодействия полиции с частными охранными организациями в сфере охраны общественного порядка // Российский юридический журнал. 2012. N 3. С. 48 - 60. 

Причиной появления принципов, связанных с объектами охраны (второй подуровень первой группы), является неоднозначный подход к определению правового положения категории "объект охраны". Например, МВД России понимает под таким объектом только "предприятие", Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (ст. 1.1) - только "движимые и недвижимые вещи". Однако в цивилистической науке, помимо вещей, объектами принято считать нематериальные блага, а также результаты работ (услуг) и интеллектуальной деятельности.

Признание объекта охраны комплексной правовой категорией охранной деятельности обосновывает наличие принципа "сочетание единства и дифференцирования в определении правового положения объектов охраны". Его суть заключается в определении единого для всех участников охранной деятельности понятия "объект охраны" и его дифференцированного применения к отдельным видам охраны (ведомственной охране, частной охране и др.), а также в придании дифференцированных (различных) качеств объекту применительно к отдельному заказчику и исполнителю охранных работ (услуг). Например, категория "имущество" является единым объектом для всех видов охраны, а категория "имущество, находящееся в государственной собственности" может выступать объектом только для ведомственной (вневедомственной) охраны, но не может быть объектом охраны для частных охранных организаций.

Принципы, связанные с выполнением охранных работ и (или) оказанием охранных услуг (третий подуровень первой группы), обусловлены предпринимательским содержанием охранной деятельности в целом и сущностью указанных объектов гражданских прав в частности. Эта частность проявляется в том, что и работы, и услуги выполняются (оказываются) на основании договора и по своей сути представляют обязательство. Следовательно, общие положения главы 22 "Исполнение обязательств" Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) являются обязательными и при выполнении охранных работ (оказании услуг).

В контексте охранной деятельности исполнение обязательств осуществляется на основании принципа "надлежащее выполнение охранных работ (услуг) в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов, условий договора охраны".

Другой принцип рассматриваемого подуровня обусловлен целью охранной деятельности: обеспечение состояния защищенности объектов охраны от противоправных посягательств. Следовательно, выполнение охранных работ (услуг) должно быть направлено на ее достижение. Это становится возможным, если и работы, и услуги выполняются (оказываются) на основании принципа "непрерывность, оперативность, системность".

Наличие договорных принципов обусловлено двумя аргументами. Первый аргумент основан на доктрине гражданского права, согласно которой выделяются гражданско-правовые принципы, непосредственно связанные с регулированием договорных отношений. Например, М.А. Егорова относит к таковым "принцип перспективного расторжения договора" <8>. Вторым аргументом является признание "договорной возмездной основы" одним из элементов правового содержания охранной деятельности.

--------------------------------

<8> Егорова М.А. Современное состояние правового регулирования последствий расторжения договора // Гражданское право. 2013. N 4. С. 37 - 41. 

Помимо общих гражданско-правовых договорных принципов, в контексте проводимого исследования выделим принцип "приоритет задания заказчика". Названный принцип основан на двух положениях. Во-первых, это правовые свойства договора охраны, который является разновидностью договора подряда и (или) договора возмездного оказания услуг. Проведенный анализ ст. 702 "Договор подряда" и ст. 779 "Договор возмездного оказания услуг" ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что выполнение работ и оказание услуг должно осуществляться на основании задания заказчика. Во-вторых, формирующаяся судебная практика свидетельствует о том, что суды при принятии решений основываются на содержании задания заказчика. Например, судом было установлено, что между учреждением (заказчик) и охранной организацией (исполнитель) заключен государственный контракт (договор охраны), согласно которому исполнитель принял на себя обязательство по охране объекта в соответствии с техническим заданием, являющимся приложением 1 к этому соглашению. Однако в процессе охраны исполнитель эту часть задания не выполнил, что послужило основанием для расторжения договора и выплаты заказчику неустойки <9>.

--------------------------------

<9> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 мая 2013 г. N Ф03-М85/2013 по делу N А04-5589/2012 // СПС "КонсультантПлюс". 

Вторая группа исследуемых принципов основана на системе средств правового регулирования охранной деятельности.

Необходимость применения принципа "сочетание единства и дифференциации правового регулирования" обусловлено соотношением частноправового содержания охранной деятельности и публичных функций государства. Кроме того, рассматриваемый принцип выступает одним из критериев отличия охранной деятельности от деятельности государственной охраны, основанной на принципе "централизованное руководство".

Применительно к охранной деятельности названный принцип следует рассматривать в узком и широком смысле. В широком смысле под ним понимается регулирование исследуемых отношений посредством всего комплекса норм российского законодательства (конституционного, гражданского и др.), единых для всех субъектов права. В узком смысле единство заключается в применении норм гражданского законодательства к регулированию поведения всех участников охранной деятельности и регулированию отношений, возникающих по поводу объектов гражданских прав, а также по поводу применения гражданско-правовой ответственности.

Дифференциация проявляется в регулировании поведения отдельных участников изучаемого вида деятельности (заказчиков, охранных организаций, охранников и др.) в регулировании отношений, возникающих по поводу конкретных объектов охраны (вещи, обеспечение порядка и др.).

Дифференциация может проявляться и в использовании способов и приемов правового регулирования между отдельными участниками охранной деятельности. Например, к этим способам можно отнести договорное и локальное регулирование. Так, оказание исполнителем видов охранных услуг в форме "обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов" возможно только на основании принятия заказчиком соответствующего локального нормативного акта (например, "Положение о пропускном режиме"). В этом случае применение единых для всех частных охранных организаций норм по реализации указанного вида услуг становится возможным только на основании указанного (дифференцированного применительно к конкретному заказчику) локального нормативного акта.

Подобный вывод относится и к договорному регулированию. Его суть заключается в том, что закон определяет только общие виды охранных работ (услуг), а их непосредственная дифференциация осуществляется посредством определения соответствующего предмета договора и объекта охраны как существенных условий этого соглашения.

Значимость принципа "лицензирование" обусловлена необходимостью сохранения и укрепления основы конституционного строя о равной степени защиты всех форм собственности, а также для реализации гражданско-правового положения о равенстве участников отношений, возникающих из охранной деятельности. Его сущность заключается в получении соответствующей лицензии (лицензий) на выполнение охранных работ (услуг). Вместе с тем полученные ранее результаты свидетельствуют о наличии серьезных пробелов в практике применения этого принципа. Так, в настоящее время лицензированию подлежит только частная охранная деятельность, деятельность ведомственной и вневедомственной охраны лицензированию не подлежит <10>.

--------------------------------

<10> Шаронов С.А. Современное значение и проблемы охранной деятельности в Российской Федерации: цивилистический аспект // Юрист. 2013. N 11. С. 39. 

Необходимость принципа "подконтрольность и поднадзорность" обусловлена наличием контрольных и надзорных функций государства. Несмотря на свое частноправовое содержание, охранная деятельность возникает по поводу объектов гражданских прав, имеющих и публичную значимость (жизнь и здоровье граждан, имущество и др.). Кроме того, в процессе ее осуществления может быть причинен вред вышеперечисленным человеческим ценностям. Именно поэтому такая деятельность нуждается в контроле и надзоре.

Вместе с тем следует заметить, что принципы охранной деятельности, как и ее правовое регулирование в целом, не могут оставаться в статическом положении. Напротив, они, как и принципы гражданского законодательства, постоянно видоизменяются и развиваются.

Резюмируя сказанное в публикации, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, принципы охранной деятельности обусловлены ее предпринимательским содержанием и системой средств правового регулирования.

Во-вторых, предложенная классификация принципов нова, концептуальна и динамична, поскольку применима ко всем видам охранной деятельности и учитывает изменения в правовом регулировании отношений, обусловленных этим видом предпринимательства.

На основе сделанных выводов и других положений работы предлагается дополнить авторский проект Федерального закона "Об охранной деятельности в Российской Федерации" статьей "Принципы осуществления охранной деятельности".

 

Литература

1. Баринов Н.А. Принцип однородности имущественных отношений в праве // Гражданское право. 2012. N 5. С. 6 - 9.
2. Егорова М.А. Современное состояние правового регулирования последствий расторжения договора // Гражданское право. 2013. N 4. С. 37 - 41.
3. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 декабря 2010 г. N 22-7519 // СПС "КонсультантПлюс".
4. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 мая 2013 г. N Ф03-1485/2013 по делу N А04-5589/2012 // СПС "КонсультантПлюс".
5. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2013. N 282. 13 декабря.
6. Сагиндыкова А.Н. К проблеме взаимодействия полиции с частными охранными организациями в сфере охраны общественного порядка // Российский юридический журнал. 2012. N 3. С. 48 - 60.
7. Шаронов С.А. Современное значение и проблемы охранной деятельности в Российской Федерации: цивилистический аспект // Юрист. 2013. N 11. С. 37 - 40.
8. Шаронов С.А. Принципы охранной деятельности: понятие, свойства, классификация // Современное право. 2014. N 5. С. 52 - 57.
9. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. 212 с.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника (Борбат А.В.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>

Закупки услуг по охране объектов, на которые распространяется частная охранная деятельность (Гурин О.Ю.)

Дата размещения статьи: 01.02.2017

подробнее>>

Некорпоративные проблемы корпоративных охранных организаций (Шаронов С.А.)

Дата размещения статьи: 23.09.2016

подробнее>>

Лицензирование как средство государственного регулирования предпринимательской охранной деятельности (Шаронов С.А.)

Дата размещения статьи: 23.04.2016

подробнее>>

Договор оказания охранных услуг в современной цивилистике (Шаронов С.А.)

Дата размещения статьи: 08.04.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.