Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 16.12.2016
Статистика последних лет свидетельствует о том, что количество судебных споров, инициированных налогоплательщиком, сокращается. Это отчасти связано с тем, что отдельные вопросы им удается снять в рамках досудебного обжалования. Одновременно наблюдается рост побед налоговиков в судах, если уж дело дошло до суда. Причем представители ФНС решили, что в этой части далеко еще не весь инструментарий задействован и в интересах бюджета можно добиться куда более высоких результатов. Во всяком случае готовиться к судебным разбирательствам инспекторы будут по новому порядку. Интерес этот порядок представляет и для налогоплательщиков, которые решат в суде отстаивать свою позицию.
Налоговое законодательство в РФ стабильным назвать сложно. Количество поправок, вносимых в Налоговый кодекс даже в пределах одного года, на пальцах уж точно не пересчитать. При этом как "старые", так и новые положения далеко не всегда сформулированы однозначно, что, собственно говоря, и порождает налоговые споры. Интересы государства в судах по налоговым спорам представляют налоговики. С одной стороны, инспекторы являются обычными участниками судебного процесса. С другой - они защищают интересы бюджета, что означает, что в случае проигрыша потери будут переложены именно на бюджет, а не на конкретного инспектора. До недавнего времени налоговикам "на местах" ничто не мешало инициировать огромное количество налоговых споров, то есть фактически "терроризировать" бизнес. На практике встречались и такие ситуации, при которых даже в случае признания судом доначислений налоговиков незаконными они при первой же возможности предъявляли налогоплательщику аналогичные требования. В итоге с инспекциями компании судились годами.
К сведению! Статьей 31 Налогового кодекса (далее - Кодекс) определены права налоговых органов. Среди прочего налоговики вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд или арбитражные суды иски (заявления) (пп. 14 п. 1 ст. 31 НК):
- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Кодексом;
- о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
- о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
- в иных случаях, предусмотренных Кодексом (о ликвидации юрлица, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам и т.д.);
- восстанавливать в случае, предусмотренном п. 1.1 ст. 59 Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию (действ. с 1 января 2017 г.).
Современные тенденции
Между тем в настоящее время данная ситуация претерпела значительные изменения. Инспекторы при проведении проверок используют риск-ориентированный подход. В результате количество проведенных ими проверок снижается, но они становятся более "урожайными". При этом для инспекторов теперь важна именно победа в суде - в противном случае они рискуют остаться без премии. Так что безнадежные с точки зрения правомерности произведенных доначислений дела инспекторам уже не так интересны.
В то же время надо признать, что в связи с постоянным совершенствованием налогового законодательства во многих случаях споры стали куда более сложными, чем были ранее. Поэтому и подготовка к ним должна быть соответствующей, что подчас не по силам рядовому инспектору. В связи с этим представители ФНС Приказом от 14 октября 2016 г. N ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах" в этой части решили навести, что называется, порядок. Одновременно Приказ ФНС от 9 февраля 2011 г. N ММВ-7-7/147@, который до сих пор решал данную задачу, признан утратившим силу, поскольку несколько устарел. В новом порядке неизменным осталось только одно: при принятии решения в пользу того, чтобы обращаться в суд, оспаривать решение суда и т.п., инспекторам надлежит учитывать устоявшуюся судебную практику.
Налоговая "лестница"
Согласно новому порядку, как и прежде, основной "удар" придется держать начальникам инспекций. Им надлежит обеспечить контроль за представлением интересов государства при рассмотрении споров с участием налоговых органов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (первой, апелляционной, кассационной инстанций арбитражного суда округа), кассационной инстанции Судебной коллегии ВС и надзорной инстанции. Они же должны следить за направлением в указанные суды обоснованных и подтвержденных доказательствами заявлений, отзывов, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и иных процессуальных документов. Повторимся, что при принятии решения обратиться в суд им надлежит учитывать сложившуюся устойчивую судебную практику (решения КС, постановления ВАС и ВС и т.д.). В любом случае окончательное решение принимается начальником инспекции. Проиграв, к примеру, в суде первой инстанции, решение не обжаловать вынесенный судебный акт должно приниматься опять же руководителям инспекции на основании докладной записки руководителя юридического (правового) отдела налогового органа. Она должна содержать аргументированную позицию территориального налогового органа (с учетом всех обстоятельств, рассмотренных судом при вынесении решения в пользу налогоплательщика) со ссылкой на нормативные акты и судебную практику.
В свою очередь, руководители региональных управлений ФНС обеспечивают защиту интересов налоговых органов в судебных спорах по заявлениям налогоплательщиков о признании незаконными решений налоговиков, вынесенных по итогам проверок (ст. 101 НК). Сумма, предъявленная налогоплательщику, тут не важна. А вот участвовать в подготовке к разбирательству тех или иных документов специалисты УФНС обязаны, если цена вопроса превышает 30 млн руб. ("лимиты" для Москвы и Санкт-Петербурга выше: 100 млн руб. и 50 млн руб. соответственно).
Кроме того, вне зависимости от размера требований представителям УФНС предписано заниматься правовым обеспечением и даже участвовать в делах, если они могут стать прецедентными.
Дела, в которых сумма требований превышает 300 млн руб., теперь будут находиться под пристальным контролем как руководителей региональных УФНС, так и начальников межрегиональных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. Ответственны они и в отношении споров, касающихся применений норм международных налоговых соглашений и (или) совершения сделок с участием контрагентов зарубежных стран в отсутствие таких соглашений (речь идет, к примеру, о "поиске" конечного бенефициара (лица, имеющего фактическое право на доход)).
Согласно новому порядку руководители Управлений ФНС России по субъектам РФ обязаны передавать в правовое управление центрального аппарата ФНС России следующую информацию:
- проекты заявлений о взыскании в судебном порядке (пп. 2 п. 2 ст. 45 НК);
- проекты исковых заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или возмещении ими убытков (п. п. 3, 4 ст. 10 Закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");
- проекты гражданских исков, вытекающих из уголовных дел (в порядке уголовного или гражданского судопроизводств), за исключением уголовных дел о преступлениях, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью территориальных налоговых органов;
- проекты мировых соглашений, одной стороной которых является налоговый орган.
Одновременно к названным документам требуется приложить:
- информацию о текущем финансовом и имущественном состоянии налогоплательщика, о текущем финансовом и имущественном состоянии (в т.ч. анализ общего состояния платежеспособности) лица, к которому заявляется требование либо которое выступает поручителем и (или) залогодателем по мировому соглашению;
- сведения обо всех взаимозависимых (прямо или косвенно) или подконтрольных лицах либо об их отсутствии;
- проект ходатайства о применении обеспечительных мер по заявленному требованию.
Существенный момент: в суд могут быть представлены согласованные процессуальные документы. При этом в случае, если речь идет об обжаловании судебных актов в кассационную инстанцию Судебной коллегии ВС, проекты соответствующих документов должны быть направлены на согласование не позднее чем за месяц до подачи кассационной жалобы. К ним прилагается и заключение начальника юротдела УФНС о перспективах дела.
И последнее. Теперь УФНС и МИ ФНС на регулярной основе должны мониторить информацию о жалобах налогоплательщиков в Верховный Суд и Конституционный Суд. Как только об этом станет известно, у контролеров есть три рабочих дня на то, чтобы передать информацию о судебном деле, в рамках которого произошло обращение, в правовое управление ФНС.
Копейка рубль бережет
Новый порядок организации "судебной" работы по налоговым спорам, которому теперь будут следовать налоговики, во многом направлен на то, чтобы позиция налогового органа в суде была, можно сказать, неоспоримой. Его появление обусловлено в том числе расширением полномочий налоговых органов, которые имеют право налоговые долги должника взыскать с "третьих", взаимозависимых с ним, лиц. Отличает новый порядок от "старого" и то обстоятельство, что к "копеечным" спорам, которые могут повлиять на формирование судебной практики, налоговые органы будут привлекать лучших специалистов.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Закон направлен на унифицирование механизма осуществления конкурсного производства в делах о банкротстве страховых организаций по аналогии с банкротством кредитных организаций. Так Закон предусматривает, что руководителем временной администрации страховой организации назначается служащий Банка России.
Законопроект "О внесении изменений в статью 1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлен на урегулирование процедуры расходования средств, полученных от осуществления своей деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в том числе, в сфере осуществления фармацевтической деятельности.
Законопроектом "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предлагаются изменения, которые позволят расширить возможности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку развитие туристской индустрии может являться источником устойчивого развития экономической базы муниципальных образований.
Законопроект разработан во исполнение подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 сентября 2014 г. № Пр-2159 относительно совершенствования правового регулирования рентных отношений и разработки механизмов государственного контроля в этой сфере в целях защиты прав граждан пожилого возраста.
Законопроектом предлагается изменить положения Федерального закона "О рекламе", содержащие требования к порядку распространения наружной рекламы, заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере наружной рекламы.
Дата размещения статьи: 16.12.2016
Дата размещения статьи: 16.12.2016
Дата размещения статьи: 16.12.2016
Дата размещения статьи: 16.12.2016
Дата размещения статьи: 16.12.2016
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2016 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|
Сопровождение сайта |