Дата размещения статьи: 21.02.2017
В статье рассматриваются порядок вступления в силу и применения на территории Российской Федерации международных стандартов аудита, их полный перечень, а также критерии оценки качества аудита, вводимые в действие с 2017 года.
Аудит в соответствии с международными стандартами аудита
Российский аудит вступил в 2017 г. с международными стандартами аудита. Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации" на территории России введены в действие 30 международных стандартов аудиторской деятельности, а аналогичным Приказом от 09.11.2016 N 207н - еще 18 стандартов.
Нормативными документами установлено, что международные стандарты аудита вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования, применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу на территории Российской Федерации, т.е. с 2017 г.
Перечень международных стандартов и иных международных документов, вступивших в действие с 2017 г., представлен в табл. 1.
Таблица 1
Международные стандарты аудита и иные международные документы, вступившие в силу на территории России с 2017 г.
Наименование документов |
Нормативный акт, на основании которого документ введен на территории РФ |
1. Международный стандарт контроля качества (МСКК) 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
2. Международный стандарт аудита (МСА) 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
3. Международный стандарт аудита (МСА) 210 "Согласование условий аудиторских заданий" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
4. Международный стандарт аудита (МСА) 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
5. Международный стандарт аудита (МСА) 230 "Аудиторская документация" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
6. Международный стандарт аудита (МСА) 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
7. Международный стандарт аудита (МСА) 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
8. Международный стандарт аудита (МСА) 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
9. Международный стандарт аудита (МСА) 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
10. Международный стандарт аудита (МСА) 300 "Планирование аудита финансовой отчетности" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
11. Международный стандарт аудита (МСА) 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
12. Международный стандарт аудита (МСА) 320 "Существенность при планировании и проведении аудита" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
13. Международный стандарт аудита (МСА) 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
14. Международный стандарт аудита (МСА) 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
15. Международный стандарт аудита (МСА) 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
16. Международный стандарт аудита (МСА) 500 "Аудиторские доказательства" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
17. Международный стандарт аудита (МСА) 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
18. Международный стандарт аудита (МСА) 505 "Внешние подтверждения" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
19. Международный стандарт аудита (МСА) 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
20. Международный стандарт аудита (МСА) 520 "Аналитические процедуры" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
21. Международный стандарт аудита (МСА) 530 "Аудиторская выборка" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
22. Международный стандарт аудита (МСА) 540 "Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
23. Международный стандарт аудита (МСА) 550 "Связанные стороны" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
24. Международный стандарт аудита (МСА) 560 "События после отчетной даты" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
25. Международный стандарт аудита (МСА) 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
26. Международный стандарт аудита (МСА) 580 "Письменные заявления" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
27. Международный стандарт аудита (МСА) 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
28. Международный стандарт аудита (МСА) 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
29. Международный стандарт аудита (МСА) 620 "Использование работы эксперта аудитора" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
30. Международный стандарт аудита (МСА) 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
31. Международный стандарт аудита (МСА) 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
32. Международный стандарт аудита (МСА) 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
33. Международный стандарт аудита (МСА) 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
34. Международный стандарт аудита (МСА) 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
35. Международный стандарт аудита (МСА) 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
36. Международный стандарт аудита (МСА) 800 "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
37. Международный стандарт аудита (МСА) 805 "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
38. Международный стандарт аудита (МСА) 810 "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности" |
Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н |
39. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
40. Международный стандарт обзорных проверок (МСОП) 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
41. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
42. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3400 (ранее МСА 810) "Проверка прогнозной финансовой информации" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
43. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
44. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
45. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
46. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4400 (ранее МСА 920) "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
47. Международный стандарт сопутствующих услуг (МССУ) 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
48. Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов" |
Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н |
МСА применяются начиная с 2017 г., при этом если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 г., то аудит может проводиться в соответствии со стандартами, действовавшими до вступления в силу данных МСА.
Порядок признания международных стандартов аудита подлежащими применению на территории России определен соответствующим Положением [2], утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (далее - Положение).
В частности, решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Положением. В случае если решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, признанного подлежащим применению на территории Российской Федерации, принимается Министерством финансов Российской Федерации на основании соответствующего документа, поступившего из Международной федерации бухгалтеров, экспертиза не проводится. Документ, содержащий международные стандарты аудита, признанный подлежащим применению на территории Российской Федерации, прекращает действие с даты, определяемой Министерством финансов Российской Федерации.
В случае если при применении на территории Российской Федерации документа, содержащего международные стандарты аудита, между текстом указанного документа на русском языке и текстом этого документа на английском языке выявляется различие, уточнение текста документа, содержащего международные стандарты аудита, на русском языке осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Международной федерацией бухгалтеров.
Контроль качества аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
В связи с переходом на МСА в ближайшее время необходимо привести в соответствие с ними документы, регулирующие отдельные аспекты аудиторской деятельности, а именно:
- перечень аудиторских услуг;
- вопросы профессиональной этики аудиторов и аудиторских организаций;
- методические рекомендации по проведению аудита в соответствии с требованиями международных стандартов аудита;
- особенности аудита малых экономических субъектов;
- внутренний и внешний контроль качества аудиторских услуг;
- другие аспекты аудиторской деятельности.
Все необходимые изменения в нормативно-правовой базе аудиторской деятельности предполагается предусмотреть в рамках Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, проект которой был одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23 июня 2016 г. Концепция развития аудиторской деятельности направлена на обеспечение и повышение качества аудиторских услуг, снижение информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации [6, с. 3].
Аудиторские услуги, оказываемые российскими аудиторами, должны соответствовать международным стандартам аудита, при этом качество аудиторских услуг будет обеспечено международными стандартами аудита [7, с. 48].
Минфин России в Информационном сообщении от 03.10.2016 N ИС-аудит-7 доводит до сведения, что Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2016 г. (протокол N 26) одобрены критерии оценки качества аудита. Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов (ранее - каждая саморегулируемая организация аудиторов устанавливала и применяла собственные критерии оценки). Они будут применяться для оценки качества выполненного аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов.
При проверках аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлявших аудиторскую деятельность, качество их работы будет оцениваться следующим образом:
- оценка "1" - существенные нарушения не выявлены;
- оценка "2" - выявлены существенные устранимые нарушения;
- оценка "3" - выявлены существенные неустранимые нарушения.
Результатом проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора, не осуществлявших аудиторскую деятельность, станет одно из следующих заключений: существенные нарушения не выявлены или выявлены существенные устранимые нарушения.
В случае когда существенные нарушения при проверке не выявлены, проверенной аудиторской организации (индивидуальному аудитору) будет выдаваться свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы. По результатам внеплановой проверки и в случае выявления существенных нарушений при плановой проверке саморегулируемая организация аудиторов будет выдавать выписку из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.
Оценка качества работы аудиторских организаций и аудиторов при проведении ими аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности будет осуществляться в соответствии с установленными едиными критериями.
Кроме этого, определены оценки и виды заключений, формируемых при соответствии определенным критериям, а также виды документов, выдаваемых по результатам проводимых проверок.
Данные критерии вводятся с 2017 г. в качестве единых для всех саморегулируемых организаций аудиторов.
Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (одобрены Советом по аудиторской деятельности 22.09.2016, протокол N 26) представлены в табл. 2.
Таблица 2
Единые критерии оценки качества аудитабухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечивающие реализацию риск-ориентированного подходапри осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов
Оценка |
Вид заключения |
Критерии |
Документ, выдаваемый по результатам плановой проверки |
"1" |
Существенные нарушения не выявлены |
1. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов. 2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и эффективность организации такого контроля достаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 3. Осуществление организационных мер для обеспечения качества аудиторских услуг не требуется |
Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы |
"2" |
Выявлены существенные устранимые нарушения |
1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов. 2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не в полной мере обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 3. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость системных организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг |
Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы |
"3" |
Выявлены существенные неустранимые нарушения |
1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные неустранимые нарушения требований и (или) Федерального закона "Об аудиторской деятельности", и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов. 2. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля не обеспечивают соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований |
Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы |
В случае когда аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в проверяемом периоде не осуществляла (не осуществлял) аудиторскую деятельность, по результатам внешнего контроля качества работы такой аудиторской организации (такого индивидуального аудитора) выдается одно из заключений, представленных в табл. 3.
Таблица 3
Виды заключений по результатам внешнего контроля качества работы при отсутствии аудиторской деятельности
Оценка |
Вид заключения |
Критерии |
Документ, выдаваемый по результатам плановой проверки |
Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности |
Существенные нарушения не выявлены |
1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял). 2. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в основном соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов. 3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля способны в целом обеспечить соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности. 4. Характер выявленных нарушений не предполагает осуществление организационных мер по их устранению и обеспечению качества аудиторских услуг |
Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы |
Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности |
Выявлены существенные устранимые нарушения |
1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял). 2. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) условий членства в саморегулируемой организации аудиторов. 3. Правила внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) и организация такого контроля недостаточны для обеспечения соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и условий членства в саморегулируемой организации аудиторов в случае осуществления аудиторской деятельности. 4. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг |
Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы |
По результатам внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) выдается выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.
С 1 октября 2016 г. согласно ст. 11, 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ сведения о членстве в СРО и о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Литература
1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
2. Положение о признании Международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2015 г. N 576.
3. Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
4. Приказ Минфина России от 09.11.2016 N 207н "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации".
5. Информационное сообщение Минфина России от 03.10.2016 N ИС-аудит-7.
6. Лосева Н.А. Качество аудиторских услуг в современных условиях (теория, методология, практика): Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 340 с.
7. Лосева Н.А. Международные стандарты аудита: признание и применение в России // Аудитор. 2016. N 11. С. 44 - 48.
8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: www.minfin.ru.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов).
Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.
Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.
Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.
Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.
Дата размещения статьи: 12.02.2021
Дата размещения статьи: 29.03.2017
Дата размещения статьи: 13.03.2017
Дата размещения статьи: 10.03.2017
Дата размещения статьи: 21.02.2017
Навигация